Литературное чтение. УМК «Школа России»
Тема: Первопечатник Иван Фёдоров.
Цели: продолжить знакомство обучающихся с историей возникновения книгопечатания; ознакомить с отличиями рукописной книги и печатной; развивать способность воспринимать, понимать и умение анализировать художественный текст, делать выводы; воспитывать бережное отношение к книге, уважение к людям, которые их создают. Воспитывать интерес к книге как источнику знаний.
Оборудование: презентация, иллюстрации старинных книг.
Ход урока:
Организационный момент.
Речевая разминка.
Отгадайте загадку:
Дружим с нею с малых лет,
Интересней друга нет.
Обо всём она расскажет,
В трудных случаях подскажет.
С нею некогда скучать,
Надо только буквы знать. (книга)
Прочитайте медленно жужжащим способом.
Книга –учитель, книга- наставница,
Книга –близкий товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук.
Бедным считайте такое жилище,
Где вся забота- набить бы живот,
Где калорийная вкусная пища
Пищу духовную не признаёт.
Книга- советчик, книга- разведчик,
Книга –активный борец и боец,
Книга- нетленная память и вечность,
Спутник планеты Земля, наконец… В.Боков
- О чём это стихотворение?
- Какие главные мысли заключены в нём?
- Как автор называет книгу?
Повторение изученного материала.
- О чём мы говорили на прошлом уроке? (о рукописных книгах)
- Почему каждая рукописная книга является настоящим произведением искусства? Найдите ответ в тексте.
- На чём ещё, кроме пергамента, писали в древности? (папирус, глиняные дощечки)
- Правильно, но эти материалы не подходят для изготовления книг. Из чего же делали книги в Древней Руси? (из пергамента)
- Чем писали на таких листах? (гусиным пером)
- Почему такие книги были очень дорогие? (уходило много сил, времени, украшали драгоценными камнями, переплёты были золотые)
- Кто переписывал книги? (монахи)
- Назовите наиболее известную летопись Древней Руси. (Повесть временных лет)
- Кем она была написана? (монахом Киево-Печерского монастыря Нестором)
Работа над новым материалом.
Ребята, сегодня мы с вами прочитаем о том, как на Руси появились первые печатные книги. Кто их создал.
- Внимательно прослушайте текст рассказа.
- Назовите мне первых русских первопечатников. Найдите в тексте.
- При каком царе в России зародилось печатное дело? (при Иване Грозном)
- Найдите в тексте описание внешности царя.
- Царь был очень грозный. И, если бы книга не вышла, не сносить бы головы Ивану Фёдорову и его помощнику.
- Как принял Иван Васильевич книгу? (молча и медленно перелистал)
- Найдите в тексте, сколько времени понадобилось на создание первой печатной книги?
- Как называлась первая книга? («Апостол»)
- Прочитайте, как выглядела первая книга.
- В чём усомнился Иван Грозный, похвалив художественное оформление книги? ( в её правдивости)
- Прочитайте, что ответил на это Иван Фёдоров.
- Что изменилось в облике царя, когда он просмотрел книгу до последнего листа?
- С чем сравнил царь книгу Ивана Фёдорова? ( с книгами иностранных мастеров)
- Подумайте, почему?
(Россия долгое время отставала от иностранных держав. В других странах уже было развито книгопечатание, существовал опыт в этой области. Фёдоров напечатал первую в России книгу, сделана она была на уровне книг заграничных мастеров, и это было достижением для русского печатного дела. Рассказ об Иване Фёдорове)
Физкультминутка.
Каждый ряд- команда. Ученик бросает мяч и называет фамилию известного писателя или поэта
Продолжение работы по теме. Закрепление
Словарная работа.
Найдите в словаре значение слов:
Посох – длинная и толстая трость
Друкарь- печатник, типограф.
Напраслина- ложное обвинение.
Работа над текстом.
- Что нового вы узнали об истории создания книг?
- Чем отличается печатная книга от рукописной?
- Почему появление первой печатной книги на Руси было великим событием?
3. Чтение в лицах диалога первопечатника и царя.
- Найдите в тексте слова, характеризующие Ивана Грозного (непроницаемый, недоверчивый, сердитый)
- Подберите синонимы к этим словам ( закрытый; недоброжелательный, недовольный; грозный)
- Какие чувства испытывал Иван Фёдоров при разговоре с царём? (волнение)
- Чем оно объяснялось? (переживанием за развитие печатного дела в России)
С тех пор печатное дело продвинулось очень далеко. Сейчас книги печатаются миллионными тиражами, стоят намного дешевле, чем раньше. У многих дома есть своя библиотека.
- А как вы думаете, зачем нужна книга? (чтобы узнавать что-то новое)
Правильно, книги помогают нам общаться с прошлым, они рассказывают, что произошло много лет назад. Книги помогают узнать об удивительных местах, возможно, где мы побывать не сможем, об удивительных животных. Они позволяют нам быть в курсе всего нового. И, конечно же, с помощью книг мы можем учиться, запоминать много полезной информации.
- А как нужно обращаться с книгой?
- А что делать, если вы заметили, что ваша книга «заболела»?
- Что нельзя делать с книгой? Почему?
Рефлексия.
Проверь себя по вопросам:
Кто приказал строить государев печатный двор?
Где он был построен?
Кто создавал первую печатню?
Сколько месяцев печатали первую книгу?
Как называлась первая книга?
Как были напечатаны заглавные буквы?
Когда была напечатана первая книга?
(ответы: 1. Иван Грозный 2. Близ Кремля, в районе Китай-города. 3. Иван Фёдоров и его помощник Пётр Тимофеев. 4. 10 мес. 5. Апостол. 6. Красной краской- киноварью. 7. 1 марта 1564 г.
Подведение итогов.
- О чём шла речь на уроке?
- Какие книги изготавливали в Древней Руси?
- Когда была напечатана первая русская печатная книга? (1 марта 1564 г)
- Как она называлась? (Апостол)
- Сколько времени ушло на её изготовление? (10 месяцев)
- Почему её так долго печатали? (не было опыта)
- Кто был первым печатником на Руси?
- Кто оценил первую книгу?
- Что зависело от его мнения? (развитие всего печатного дела на Руси)
- Откройте свои учебники на титульном листе. Что вы видите? ( название учебника, для какого он класса, какая часть, название издательства)
Домашнее задание.
с.8 сообщение.