1. Печатных дел мастера. 2. Первый русский печатник. 3. Словарная работа. 4. Первые печатные книги Ивана Фёдорова. | – Рукописные книги писались долго, поэтому их было мало. В рукописных книгах допускалось много ошибок, так как писцы уставали за работой, а некоторые не умели читать и просто срисовывали то, что видят. В XV веке немецкий мастер Иоганн Гутенберг придумал буквы – литеры, оставля- ющие на бумаге чёткий отпечаток. Гутенберг отливал выпуклые изображения букв из металла. Мастер набирал из букв-литер строчки, покрывал их краской и с помощью пресса получал оттиск букв на бумаге. В Древней Руси книги были очень дорогими. Их писали на пергаменте от руки. Про- стые люди не могли купить себе книгу. Задумались в Москве над этой проблемой. Сначала хотели печатать книги на славянском языке в чужих землях. Но прикинули – далеко, да и возить трудно, дорого, неудобно. Тогда же Иван Грозный решил завести в Москве Печатную избу. Но кто этим займется? Где такого человека отыскать? Нашелся такой человек. Звали его – Иван Фёдоров (? – 1583 год). – Слыл он в многолюдной Москве служителем церкви и книжником. Трудно было отыскать книгу, которую он не знал. Был Иван хорошим писцом, мог любую букву нарисовать. Умел и искусно резать по дереву. Часто бывая на Пушечном дворе, на- учился он литейному делу. Заходил Иван Фёдоров и к живущим в Москве немцам. От них он узнал о печатных станках и буквах-литерах, с помощью которых в немецких землях печатаются книги. И загорелся Фёдоров желанием самому научиться книгопечатанью. По ночам при лучине принялся он делать свои первые буквы. И добился успехов! – Какие слова вам незнакомы? – Назовите русских первопечатников. – При каком царе в России зародилось печатное дело? Найдите в тексте и зачитайте, как выглядел царь. Как принял Иван Васильевич книгу? – Найдите в тексте и зачитайте, сколько времени понадобилось на создание первой печатной книги. – Как называлась первая книга? Прочитайте, как выглядела первая печатная книга. – В чём усомнился Иван Грозный? | Определяют совместно с учителем толкование слов: посох, непроница- емые, напраслина, худо, друкарь, заставница. Выполняют задания и отвечают на вопросы. | цель и задачу. Дополняют, уточняют высказанные мнения. Находят ответы на вопросы в тексте (читают вдумчиво, понимают все слова, представляют, о чем говорится). Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя. Осуществляют логические действия |