ПОУ по теме: «О том, как человек становился человеком»
Цель:
Задачи:
Учебная: закрепить, систематизировать знания учащихся о том, что человек – существо биосоциальное, о его деятельности, потребностях, способностях, характере и т.д.
Развивающая: дальнейшее развитие у учащихся навыков научного мышления: умения анализировать, сравнивать, обобщать, аргументировать свою точку зрения; развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки. Способствовать развитию познавательного интереса.
Воспитательная: развитие навыков культуры общения, социального кругозора.
Здоровьесберегающие: профилактика умственного перенапряжения путём смены деятельности; предупреждение близорукости и нарушений осанки учащихся с помощью физкультминутки; увеличение активности учащихся на уроке, снятие напряжения различных групп мышц; развитие наблюдательности, памяти, воображения; создание доброжелательной обстановки для принесения детям чувства удовлетворения, лёгкости, радости и желания прийти на занятие снова.
Тип урока: повторительно-обобщающий урок
Основные понятия и термины:
Человек, биосоциальное существо, культура, ценности, обычай, законы, нормы морали Необходимое оборудование: доска, карточки, компьютер, мультимедийное оборудование
Методические приёмы:
Беседа, опрос, объяснение, уточнение, тест, сравнение, кроссворд, использование ИКТ
Ход урока
1. Оргмомент.
Здравствуйте, Садитесь!
Определите, о ком идет речь?
А) у него самые беззащитные детеныши;
Б) он практически лишен средств защиты и нападения;
В) любой крупный хищник может справиться с одним этим существом;
Г) он единственное разумное существо на нашей планете.
Ответ: Человек
Ребята, цель нашего урока – систематизировать, обобщить ваши знания по теме «О том, как человек стал человеком?».
Для этого нам понадобятся с вами учебники, тетради, дневники и ручки. Проверьте, все ли у вас есть. Но прежде, чем мы начнем, давайте проверим, все ли сегодня присутствуют в классе?
А сейчас откройте свои тетради и запишите тему нашего урока: «О том, как человек стал человеком?»
Девизом нашего урока станут слова Сократа: «Наш разум был бы менее совершенен, если бы душа оставалась одинокой и не познавала ничего, кроме самой себя. Поэтому для человека нет ничего полезнее человека».
Станция «Рассказкино»
Ребята, попытайтесь вспомнить и рассказать, почему ученые называют человека биосоциальным существом?
Инструкция: ребята, посмотрите на доску, на ней вы видите таблицу «Два человеческих начала». А к ней примеры. Сейчас я дам вам 3 минуты, для того, чтобы номера примеров вы соотнесли с колонками «различия» и «общее» в таблице.
| Примеры |
Общее между человеком и животным | 1) потребность в пище 2) потребность в общении 3) прямохождение 4) потребность в сне 5) умение создавать орудия труда 6) продолжение рода 7) речь 8) инстинкт самосохранения 9) потребность дышать 10) развитый мозг |
Различия между человеком и животным |
Ответ:
| Примеры |
Общее между человеком и животным | 1) потребность в пище 4) потребность в сне 6) продолжение рода 8) инстинкт самосохранения 9) потребность дышать |
Различия между человеком и животным | 2) потребность в общении 3) прямохождение 5) умение создавать орудия труда 7) речь 10) развитый мозг |
2. Станция «Культурная»
Инструкция: ребята, у вас на партах лежат карточки с заданиями, сейчас я дам вам 8 минут, чтобы вы решили их письменно у себя в тетрадях. Затем мы проверим, что у вас получилось
№1. Закончите предложение.
1) Культура – это _______________________________________________________________________
2) Ценности – это _______________________________________________________________________
№2. Выпишите в тетрадь номера, которые не относятся к культуре:
Человеческая речь
Швейная машинка
Ель
Танец
Картина
Яблоневый сад
Прибрежный песок
Египетские пирамиды
Сказка
Карась
Ответ: 3, 7, 10
№3. Подчеркните ошибки в тексте. Ниже напишите правильный вариант.
Слово «культура» появилось совсем недавно. Оно стало употребляться, когда речь шла о продаже земли и наказании человека. ________________________________________________________________.
3. Станция «Отвечай-ка»
Инструкция: ребята, сейчас одного из вас я вызову к доске и буду задавать вопросы, ответы на которые надо будет записывать на доске. Остальные откроют тетрадки и будут отвечать на мои вопросы у себя в тетрадях. Затем я спрошу одного из вас с места, и мы проверим ответы у доски.
Древние греки считали, что человеческий род от гибели спас…
а) Зевс
б) Аполлон
в) Прометей
г) Афина
2) Эволюция – это …
а) быстрое развитие, усовершенствование
б) быстрое развитие
в) медленное, постепенное развитие.
3) Правило поведения, передававшееся из поколения в поколение – это…
а) желание
б) обычай
в) закон
г) обычное право
4) Набор правил поведения, сложившихся в обществе в результате обычая, который утвердило государство – это …
а) желание
б) обычай
в) закон
г) обычное право
5) Заполни пропуск в предложении.
Настоящем Прометеем, научившим людей добывать, а затем и хранить огонь, был удивительный __________ человека.
4. Станция «Отдыхайкино»
Физкультминутка.
Мы сейчас все дружно встанем
И немножко отдохнём
Вправо, влево повернитесь,
Наклонитесь, поклонитесь.
Руки вверх и руки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бегом вприпрыжку,
Молодцы вы, ребятишки!
Физкультминутка для глаз
Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз!
5. Станция «Кроссвордово»
Инструкция: ребята, у вас на партах лежат листочки с кроссвордами. Сейчас я дам вам пять минут для того, чтобы вы эти кроссворды решили. А затем мы проверим, что у вас получилось.
Вопросы:
Возможность изменить судьбу вещи: дарить, продавать, уничтожать – это …
Имущество, которое принадлежит какому-либо человеку и он может владеть, пользоваться и распоряжаться им – это …
Возможность обладать вещью, иметь над ней власть, независимо от того, где находится человек и сама вещь – это …
Столкновение мнений, чувств – это …
Возможность извлекать полезные свойства вещи – это …
Обязательное для всех правило, установленное государственной властью – это …
Это набор ценностей и представлений, регулирующих поведение человека – это …
1 | Р | | | | | | 4 | К | | 5 | | | | |
| А | | | | | 3 | | О | | П | | | | |
2 | С | О | Б | С | Т | В | Е | Н | Н | О | С | Т | Ь | |
| П | | | | | Л | | Ф | | Л | | | 7 | |
| О | | | | | А | | Л | | Ь | | | М | |
| Р | | | | | Д | | И | 6 | З | А | К | О | Н |
| Я | | | | | Е | | К | | О | | | Р | |
| Ж | | | | | Н | | Т | | В | | | А | |
| Е | | | | | И | | | | А | | | Л | |
| Н | | | | | Е | | | | Н | | | Ь | |
| И | | | | | | | | | И | | | | |
| Е | | | | | | | | | Е | | | | |
6. Станция «Дружилкино»
Инструкция: ребята, сейчас вам нужно будет развернуться друг к другу. Первая парта поворачивается ко второй, третья к четвертой и так далее. Каждой группе я раздам сове задание, которые вы должны будете выполнить совместно. Для работы у вас будет пять минут. Затем мы проверим, что у вас получилось.
№1. Заполните пропуски в тексте.
1. В родовой общине подчинение старшим, выполнение любого их требования было _____________________.
2. Благодаря _________________ у людей сложилась привычка поступать определенным образом в одинаковых ситуациях.
3. Законы появились с возникновением _________________________.
4. Закон необходим как средство ______________ человека, группы людей, государства.
5. Нормам __________________ человек следовал, не задумываясь: так повелось испокон веков, так поступали отцы и деды.
6. Следуя нормам ______________, человек решает сам, как ему поступить в том или ином случае.
№2. Подчеркните признаки, характерные только для обычаев (1 группа) , законов (2 группа), морали (3 группа).
Упорядочивают жизнь
Передаются только в письменном виде
Обязательны для всех
Облегчают принятие решений
Сплачивают людей
Появились с возникновением государства
За несоблюдение их следует наказание
Дают возможность выбора
Дополнительно
3. Домашнее задание.
4. Подведение итогов.