СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Как человек становился человеком"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Как человек становился человеком"»

ПОУ по теме: «О том, как человек становился человеком»

Цель:

  • Создать условия для систематизации и контроля качества знаний учащихся по изучаемому разделу.

Задачи:

  • Учебная:  закрепить, систематизировать знания учащихся о том, что человек – существо биосоциальное, о его деятельности, потребностях, способностях, характере и т.д.

  • Развивающая:  дальнейшее развитие у учащихся навыков научного мышления: умения анализировать, сравнивать, обобщать, аргументировать свою точку зрения;  развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки. Способствовать развитию познавательного интереса.

  • Воспитательная:  развитие навыков культуры общения,  социального кругозора.

  • Здоровьесберегающие: профилактика умственного перенапряжения путём смены деятельности; предупреждение близорукости и нарушений осанки учащихся с помощью физкультминутки; увеличение активности учащихся на уроке, снятие напряжения различных групп мышц; развитие наблюдательности, памяти, воображения; создание доброжелательной обстановки для принесения детям чувства удовлетворения, лёгкости, радости и желания прийти на занятие снова.

Тип урока: повторительно-обобщающий урок

Основные понятия и термины: Человек, биосоциальное существо, культура, ценности, обычай, законы, нормы морали

 Необходимое оборудование: доска, карточки, компьютер, мультимедийное оборудование    

 Методические приёмы: Беседа,  опрос, объяснение, уточнение, тест, сравнение, кроссворд, использование ИКТ


Ход урока

1. Оргмомент.

Здравствуйте, Садитесь!

  • Определите, о ком идет речь?

А) у него самые беззащитные детеныши;

Б) он практически лишен средств защиты и нападения;

В) любой крупный хищник может справиться с одним этим существом;

Г) он единственное разумное существо на нашей планете.

Ответ: Человек

Ребята, цель нашего урока – систематизировать, обобщить ваши знания по теме «О том, как человек стал человеком?».

Для этого нам понадобятся с вами учебники, тетради, дневники и ручки. Проверьте, все ли у вас есть. Но прежде, чем мы начнем, давайте проверим, все ли сегодня присутствуют в классе?

А сейчас откройте свои тетради и запишите тему нашего урока: «О том, как человек стал человеком?»

Девизом нашего урока станут слова Сократа: «Наш разум был бы менее совершенен, если бы душа оставалась одинокой и не познавала ничего, кроме самой себя. Поэтому для человека нет ничего полезнее человека».

  1. Станция «Рассказкино»

Ребята, попытайтесь вспомнить и рассказать, почему ученые называют человека биосоциальным существом?

Инструкция: ребята, посмотрите на доску, на ней вы видите таблицу «Два человеческих начала». А к ней примеры. Сейчас я дам вам 3 минуты, для того, чтобы номера примеров вы соотнесли с колонками «различия» и «общее» в таблице.


Примеры

Общее между человеком и животным





1) потребность в пище

2) потребность в общении

3) прямохождение

4) потребность в сне

5) умение создавать орудия труда

6) продолжение рода

7) речь

8) инстинкт самосохранения

9) потребность дышать

10) развитый мозг

Различия между человеком и животным

Ответ:


Примеры

Общее между человеком и животным

1) потребность в пище

4) потребность в сне

6) продолжение рода

8) инстинкт самосохранения

9) потребность дышать

Различия между человеком и животным

2) потребность в общении

3) прямохождение

5) умение создавать орудия труда

7) речь

10) развитый мозг



2. Станция «Культурная»

Инструкция: ребята, у вас на партах лежат карточки с заданиями, сейчас я дам вам 8 минут, чтобы вы решили их письменно у себя в тетрадях. Затем мы проверим, что у вас получилось

1. Закончите предложение.

1) Культура – это _______________________________________________________________________

2) Ценности – это _______________________________________________________________________

2. Выпишите в тетрадь номера, которые не относятся к культуре:

  1. Человеческая речь

  2. Швейная машинка

  3. Ель

  4. Танец

  5. Картина

  6. Яблоневый сад

  7. Прибрежный песок

  8. Египетские пирамиды

  9. Сказка

  10. Карась

Ответ: 3, 7, 10

3. Подчеркните ошибки в тексте. Ниже напишите правильный вариант.

Слово «культура» появилось совсем недавно. Оно стало употребляться, когда речь шла о продаже земли и наказании человека. ________________________________________________________________.



3. Станция «Отвечай-ка»

Инструкция: ребята, сейчас одного из вас я вызову к доске и буду задавать вопросы, ответы на которые надо будет записывать на доске. Остальные откроют тетрадки и будут отвечать на мои вопросы у себя в тетрадях. Затем я спрошу одного из вас с места, и мы проверим ответы у доски.

  1. Древние греки считали, что человеческий род от гибели спас…

а) Зевс

б) Аполлон

в) Прометей

г) Афина

2) Эволюция – это …

а) быстрое развитие, усовершенствование

б) быстрое развитие

в) медленное, постепенное развитие.

3) Правило поведения, передававшееся из поколения в поколение – это…

а) желание

б) обычай

в) закон

г) обычное право

4) Набор правил поведения, сложившихся в обществе в результате обычая, который утвердило государство – это …

а) желание

б) обычай

в) закон

г) обычное право

5) Заполни пропуск в предложении.

Настоящем Прометеем, научившим людей добывать, а затем и хранить огонь, был удивительный __________ человека.


4. Станция «Отдыхайкино»

Физкультминутка.

Мы сейчас все дружно встанем

И немножко отдохнём

Вправо, влево повернитесь,

Наклонитесь, поклонитесь.

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бегом вприпрыжку,

Молодцы вы, ребятишки!

Физкультминутка для глаз

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре — вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного

Точки возле своих глаз.

Сил дадим им много-много,

Чтоб усилить в тыщу раз!


5. Станция «Кроссвордово»

Инструкция: ребята, у вас на партах лежат листочки с кроссвордами. Сейчас я дам вам пять минут для того, чтобы вы эти кроссворды решили. А затем мы проверим, что у вас получилось.

Вопросы:

  1. Возможность изменить судьбу вещи: дарить, продавать, уничтожать – это …

  2. Имущество, которое принадлежит какому-либо человеку и он может владеть, пользоваться и распоряжаться им – это …

  3. Возможность обладать вещью, иметь над ней власть, независимо от того, где находится человек и сама вещь – это …

  4. Столкновение мнений, чувств – это …

  5. Возможность извлекать полезные свойства вещи – это …

  6. Обязательное для всех правило, установленное государственной властью – это …

  7. Это набор ценностей и представлений, регулирующих поведение человека – это …

1

Р






4

К


5






А





3


О


П





2

С

О

Б

С

Т

В

Е

Н

Н

О

С

Т

Ь



П





Л


Ф


Л



7



О





А


Л


Ь



М



Р





Д


И

6

З

А

К

О

Н


Я





Е


К


О



Р



Ж





Н


Т


В



А



Е





И




А



Л



Н





Е




Н



Ь



И









И






Е









Е






6. Станция «Дружилкино»

Инструкция: ребята, сейчас вам нужно будет развернуться друг к другу. Первая парта поворачивается ко второй, третья к четвертой и так далее. Каждой группе я раздам сове задание, которые вы должны будете выполнить совместно. Для работы у вас будет пять минут. Затем мы проверим, что у вас получилось.

1. Заполните пропуски в тексте.

1. В родовой общине подчинение старшим, выполнение любого их требования было _____________________.

2. Благодаря _________________ у людей сложилась привычка поступать определенным образом в одинаковых ситуациях.

3. Законы появились с возникновением _________________________.

4. Закон необходим как средство ______________ человека, группы людей, государства.

5. Нормам __________________ человек следовал, не задумываясь: так повелось испокон веков, так поступали отцы и деды.

6. Следуя нормам ______________, человек решает сам, как ему поступить в том или ином случае.


2. Подчеркните признаки, характерные только для обычаев (1 группа) , законов (2 группа), морали (3 группа).

  1. Упорядочивают жизнь

  2. Передаются только в письменном виде

  3. Обязательны для всех

  4. Облегчают принятие решений

  5. Сплачивают людей

  6. Появились с возникновением государства

  7. За несоблюдение их следует наказание

  8. Дают возможность выбора

Дополнительно

  • № 1.33, 1.34, 1.37

3. Домашнее задание.

  • Подготовиться к к/р

4. Подведение итогов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!