СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Категория состояния как часть речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по теме "Категория состояния как часть речи" •Самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние человека, животных, среды, природы. •Отвечают на вопросы: каково? как? •Слова категории состояния не изменяются. •Имеют степени сравнения. •В безличном предложении – сказуемое.  

Просмотр содержимого документа
«Категория состояния как часть речи»

Почемучкин 1. Объявление темы и целей урока. (Любознайка и Почемучкин – наши помощники). Любознайка

Почемучкин

1. Объявление темы и целей урока. (Любознайка и Почемучкин – наши помощники).

Любознайка

Я говорю тихо . Его лицо было тихо и спокойно. Как здесь тихо . наречие кр. прил. ? 2.Проанализируем слова. Найдем их различия. (Для графического разбора можно использовать возможности интерактивной доски).

Я говорю тихо .

Его лицо было тихо и спокойно.

Как здесь тихо .

наречие

кр. прил.

?

2.Проанализируем слова. Найдем их различия. (Для графического разбора можно использовать возможности интерактивной доски).

Каково? туманно сыро ветрено 4

Каково?

туманно

сыро

ветрено

4

зябко грустно тоскливо одиноко больно весело радостно хорош о

зябко

грустно

тоскливо

одиноко

больно

весело

радостно

хорош о

Допишите предложения холодно Сегодня утром было… . К вечеру станет еще … . холоднее

Допишите предложения

холодно

Сегодня утром было… .

К вечеру станет еще … .

холоднее

Самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние человека, животных, среды, природы. Отвечают на вопросы: каково? как? Слова категории состояния не изменяются. Имеют степени сравнения. В безличном предложении – сказуемое.  Поработаем с теорией. 5
  • Самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние человека, животных, среды, природы.
  • Отвечают на вопросы: каково? как?
  • Слова категории состояния не изменяются.
  • Имеют степени сравнения.
  • В безличном предложении – сказуемое.

Поработаем с теорией.

5

Найдите слова категории состояния Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь – И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле… Ф. Тютчев 5

Найдите слова категории состояния

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь –

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле…

Ф. Тютчев

5

Найдите слова категории состояния С ходу щеки горят: Любо в лесу мне бежать, Слышать, как сучья трещат, Листья ногой загребать! А. Майков

Найдите слова категории состояния

С ходу щеки горят:

Любо в лесу мне бежать,

Слышать, как сучья трещат,

Листья ногой загребать!

А. Майков

Найдите слова категории состояния На пригорке то сыро, то жарко, Вздохи дня есть в дыханье ночном,- Но зарница уж теплится ярко Голубым и зеленым огнем. А. Фет

Найдите слова категории состояния

На пригорке то сыро, то жарко,

Вздохи дня есть в дыханье ночном,-

Но зарница уж теплится ярко

Голубым и зеленым огнем.

А. Фет

Труд человека кормит, а лень портит. Долог день, когда работать лень . И охота тебе с ним спорить! Нам пора ехать. 5

Труд человека кормит, а лень портит.

Долог день, когда работать лень .

И охота тебе с ним спорить!

Нам пора ехать.

5

ЩЕРБА, ЛЕВ ВЛАДИМИРОВИЧ (1880–1944), русский лингвист, специалист по общей лингвистике, русскому, славянским и французскому языкам. Родился 20 февраля (3 марта) 1880 в Петербурге. В 1903 окончил Петербургский университет. В 1916–1941 профессор Петроградского (Ленинградского) университета. Академик АН СССР с 1943. В последние годы жизни работал в Москве, где и умер 26 декабря 1944. Определение КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ ввел Л.В. Щерба, поэтому целесообразно познакомить учеников с выдающимся ученым-лингвистом. Лев Владимирович - автор знаменитой фразы

ЩЕРБА, ЛЕВ ВЛАДИМИРОВИЧ (1880–1944), русский лингвист, специалист по общей лингвистике, русскому, славянским и французскому языкам. Родился 20 февраля (3 марта) 1880 в Петербурге. В 1903 окончил Петербургский университет. В 1916–1941 профессор Петроградского (Ленинградского) университета. Академик АН СССР с 1943. В последние годы жизни работал в Москве, где и умер 26 декабря 1944.

Определение КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ ввел Л.В. Щерба, поэтому целесообразно познакомить учеников с выдающимся ученым-лингвистом.

Лев Владимирович - автор знаменитой фразы "Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка". Это предложение не содержит ни одной лексической морфемы русского языка, но грамматически правильно и обладает определенным смыслом.

5

Попробуем разобраться! Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка. Если ребят заинтересовало это предложение, то можно разобрать его, а в качестве дополнительного домашнего задания предложить нарисовать его героев. 5

Попробуем разобраться!

Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка.

Если ребят заинтересовало это предложение, то можно разобрать его, а в качестве дополнительного домашнего задания предложить нарисовать его героев.

5

Вернемся к теме и поработаем с предложениями! За окном темно. Везде светло и жарко а там темно и холодно. Я даже выразить не пробую как на душе светло и тихо. 5

Вернемся к теме и поработаем с предложениями!

За окном темно.

Везде светло и жарко а там темно и холодно.

Я даже выразить не пробую как на душе светло и тихо.

5

Самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние человека, животных, среды, природы. Отвечают на вопросы: каково? как? Слова категории состояния не изменяются. Имеют степени сравнения. В безличном предложении – сказуемое.  Повторим пройденное! 5
  • Самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние человека, животных, среды, природы.
  • Отвечают на вопросы: каково? как?
  • Слова категории состояния не изменяются.
  • Имеют степени сравнения.
  • В безличном предложении – сказуемое.

Повторим пройденное!

5

интересно Сегодня на уроке мне было… .

интересно

Сегодня на уроке мне было… .

Использованные материалы: Просто и занимательно о русском языке: пособие для учащихся 5-9 кл. / И. Постникова, И. Подгорецкая, -М.: Просвещение, 2007. На берегах Лингвинии: Занимательный задачник по рус. яз.: Кн. Для учащихся /Л. Чеснокова и др. – М.: Просвещение, 1996. www.islu.ru

Использованные материалы:

  • Просто и занимательно о русском языке: пособие для учащихся 5-9 кл. / И. Постникова, И. Подгорецкая, -М.: Просвещение, 2007.
  • На берегах Лингвинии: Занимательный задачник по рус. яз.: Кн. Для учащихся /Л. Чеснокова и др. – М.: Просвещение, 1996.
  • www.islu.ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!