Просмотр содержимого документа
«Категория состояния как часть речи»
Почемучкин
1. Объявление темы и целей урока. (Любознайка и Почемучкин – наши помощники).
Любознайка
Я говорю тихо .
Его лицо было тихо и спокойно.
Как здесь тихо .
наречие
кр. прил.
?
2.Проанализируем слова. Найдем их различия. (Для графического разбора можно использовать возможности интерактивной доски).
Каково?
туманно
сыро
ветрено
4
зябко
грустно
тоскливо
одиноко
больно
весело
радостно
хорош о
Допишите предложения
холодно
Сегодня утром было… .
К вечеру станет еще … .
холоднее
- Самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние человека, животных, среды, природы.
- Отвечают на вопросы: каково? как?
- Слова категории состояния не изменяются.
- Имеют степени сравнения.
- В безличном предложении – сказуемое.
Поработаем с теорией.
5
Найдите слова категории состояния
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…
Ф. Тютчев
5
Найдите слова категории состояния
С ходу щеки горят:
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!
А. Майков
Найдите слова категории состояния
На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном,-
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зеленым огнем.
А. Фет
Труд человека кормит, а лень портит.
Долог день, когда работать лень .
И охота тебе с ним спорить!
Нам пора ехать.
5
ЩЕРБА, ЛЕВ ВЛАДИМИРОВИЧ (1880–1944), русский лингвист, специалист по общей лингвистике, русскому, славянским и французскому языкам. Родился 20 февраля (3 марта) 1880 в Петербурге. В 1903 окончил Петербургский университет. В 1916–1941 профессор Петроградского (Ленинградского) университета. Академик АН СССР с 1943. В последние годы жизни работал в Москве, где и умер 26 декабря 1944.
Определение КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ ввел Л.В. Щерба, поэтому целесообразно познакомить учеников с выдающимся ученым-лингвистом.
Лев Владимирович - автор знаменитой фразы "Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка". Это предложение не содержит ни одной лексической морфемы русского языка, но грамматически правильно и обладает определенным смыслом.
5
Попробуем разобраться!
Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка.
Если ребят заинтересовало это предложение, то можно разобрать его, а в качестве дополнительного домашнего задания предложить нарисовать его героев.
5
Вернемся к теме и поработаем с предложениями!
За окном темно.
Везде светло и жарко а там темно и холодно.
Я даже выразить не пробую как на душе светло и тихо.
5
- Самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние человека, животных, среды, природы.
- Отвечают на вопросы: каково? как?
- Слова категории состояния не изменяются.
- Имеют степени сравнения.
- В безличном предложении – сказуемое.
Повторим пройденное!
5
интересно
Сегодня на уроке мне было… .
Использованные материалы:
- Просто и занимательно о русском языке: пособие для учащихся 5-9 кл. / И. Постникова, И. Подгорецкая, -М.: Просвещение, 2007.
- На берегах Лингвинии: Занимательный задачник по рус. яз.: Кн. Для учащихся /Л. Чеснокова и др. – М.: Просвещение, 1996.
- www.islu.ru