СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Характеристика химического элемента на основании его положения в ПСХЭ

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ФГОС ПО ХИМИИ

Просмотр содержимого документа
«Характеристика химического элемента на основании его положения в ПСХЭ»

Урок химии в 9 классе на тему «Характеристика химического элемента на основании его положения в ПСХЭ Д.И.Менделеева»

в соответствии с ФГОС ООО, учитель химии Шорохова Яна Александровна

Тема урока

Характеристика химического элемента на основании его положения в ПСХЭ Д.И.Менделеева

Тип урока

урок изучения нового материала и первичного закрепления  знаний.

Цель урока

создать условия для формирования у учащихся навыков для характеристики химических элементов 1-3 периодов по их положению в ПСХЭ

Задачи урока (планируемый результат)

Предметные умения

УУД


Обучающийся узнает:


Как правильно характеризовать химические элементы 1-3 периода по их положению в ПСХЭ.


Закономерности в изменении свойств химических элементов в главных подгруппах и в периодах


Обучающийся получит возможность научиться:


Описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа.


Составлять электронные формулы первых двадцати элементов ПСХЭ


Личностные:

определиться в выборе индивидуальных образовательных потребностей; научиться общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения в процессе беседы, показывать свою убежденность в вопросах значения химических знаний в повседневной жизни; оценивать жизненные ситуации и поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

Регулятивные:

организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель и составлять план выполнения задания; развивать практические навыки и умения при решении повседневных проблем связанных с химией.

Познавательные:

Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель

Коммуникативные:

Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы,

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

частично-поисковый, исследовательский, проблемный.




  • компьютер, презентация;

  • учебник химии О.С.Габриелян 9 класс.

  • Оборудование: ПСХЭ Д.И.Менделеева, простые вещества металлы и неметаллы

Мотивационно – целевой этап

Этапы урока, цель



Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Формирование УУД

  1. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся

Создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность, вызвать интерес.

Добрый день, ребята! Я рада Вас вновь приветствовать на увлекательных уроках химии.

Химия окружает нас повсюду, мы даже не задумываемся, сколько процессов происходит ежесекундно. Только в человеческом мозге каждую минуту одновременно идет больше 100 тысяч химических реакций. Да-да, эта наука не только вокруг, но и внутри нас. В человеческом организме немало химических элементов, есть даже золото (оно содержится в крови, печени, почках и костях в микродозах, всего около 10 мг). Фактически, все, что нас окружает – это элементы или соединения разной сложности. Природа и человек иной раз создает вещества с удивительными свойствами. Некоторые из них немедленно находят свое применение, другие ждут «своего часа» десятилетиями и даже веками.

Современный мир невозможно представить себе без химии. Мы постоянно пользуемся веществами с разными свойствами, даже не задумываясь об этом. Хотя самостоятельной наукой и отдельной дисциплиной ее признали в XVII—XVIII веках, до этого активно развивалась алхимия, упоминания о которой встречаются еще III веке. Да и в более ранние времена люди пытались объяснить те или иные явления. А первой лабораторией можно считать огонь, который первобытные люди научились зажигать самостоятельно. После этого началось развитие экспериментальной и практической химии, которая не имела теоретического обоснования. 






Личностные:

Нравственно – этическая ориентация

Коммуникативные:

Умение работы в паре


Личностные:

Самоопределение

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Актуализация знаний, достаточных для построения нового знания, фиксация учащимися затруднения в выполнении учебного действия.

Давайте вспомним, что же изучает химия?



А что Вы узнали из курса химии 8 класса?



А кто сможет ответить, что мы будем изучать в курсе химии 9 класса?

В этом учебном году, используя знания, полученные в прошлом, вы будите изучать неорганическую химию - это наука о химических эл-тах и их соединениях (кроме соединений углерода), изучающая свойства и превращения неорганических веществ.

Неорганические в-ва – это химические соединения, образуемые всеми химическими эл-тами ( кроме соединений углерода, относящихся к органическим в-вам), СО, СО2, Н2СО3 и ее соли.

Неорганические в-ва образуются на Земле и в Космосе под воздействием природных физико-химических факторов. Известно ≈ 300 000 неорганических в-в. Они образуют практически всю литосферу, атмосферу и гидросферу Земли. В их состав могут входить атомы всех химических эл-тов, известных в настоящее время в различных сочетаниях и количественных отношениях. Кроме того, огромное кол-во неорганических в-в получают в научных лабораториях и на химических предприятиях искусственно.

А какие задачи ставит перед собой неорганическая химия?

Задачи неорганической химии:

  • Установление строения химических эл-тов, состава и св-в образуемых ими соединений,

  • Установление строения молекул сложных в-в;

  • Разработка и научное обоснование способов создания новых материалов с нужными св-вами.

Основными методами неорганической химии являются синтез и анализ.

Основным теоретическим фундаментом неорганической химии служат:

  • Теория строения атомов;

  • ПЗ;

  • ПСХЭ.

Давайте вспомним структуру ПСХЭ.

Кто расскажет, что собой представляет ПСХЭ Д.И. Менделеева?





Давайте дадим характеристику элементу Mg, то есть назовем порядковый номер, период и группу.

Z=12, 3 период, 2 главная группа главная подгруппа.

А теперь самостоятельно охарактеризуйте положение алюминия, хлора, ртути и кислорода.

Это мы с Вами рассмотрели короткую характеристику элемента на основании его положения в ПСХЭ.

А попробуйте дать развернутую характеристику химическому элементу на основании его положения в ПСХЭ.

А почему Вы не можете?


А кто знает, как изменяются свойства химических элементов и их соединений в периодах и группах?

Вот мы с Вами и подошли к теме нашего занятия.


Химия – это наука о веществах, их свойствах, превращениях в-в и явлениях, сопровождающих эти превращения.

В прошлом учебном году мы изучали общую химию, познакомились с основными химическими законами, классами неорганических соединений, типами химических связей… 

Не знаем

























- это дом, в котором живут все химические элементы. Каждый химический элемент имеет свой порядковый номер, который модно сравнить с номером квартиры. «Квартира» расположена на своем «этаже», то есть в периоде, в своем «подъезде», или в группе. Существуют главные и побочные подгруппы.



Самостоятельно работают в тетрадях.



Затрудняются.


Не можем, так как не изучали данную характеристику.


Не могут ответить

Познавательные:

Осознание готовности решения проблемы через мыслительные операции и учебные навыки, повторение изученного, структурирование знаний, контроль и оценка результатов деятельности


Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества



  1. Постановка цели урока. Построение проекта выхода из затруднений

Сформулировать и согласовать тему и цель урока, построить план достижений урока

А теперь давайте определим тему урока, узнаем цель сегодняшнего урока и определим задачи, которые мы должны решить сегодня на уроке, чтобы достичь нашей цели.

Итак, посмотрите внимательно на мое предложение, озвученное вам раннее, и попробуйте назвать тему урока.

«Дайте характеристику химическому элементу на основании его положения в ПСХЭ»


Молодцы, а теперь определите каждый свою цель урока.

А моя цель это создать условия для формирования у учащихся навыков для характеристики химических элементов 1-3 периодов по их положению в ПСХЭ.

Давайте определим задачи:

  1. Научиться характеризовать химический элемент на основании его положения в ПСХЭ

  2. Узнать закономерности изменения свойств простых веществ на основе ПСХЭ.

Формулируют тему урока

Предлагают план для достижения цели.







Тема урока «Характеристика химического элемента на основании его положения в ПСХЭ»

Общеучебные:

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели


Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


Регулятивные:

Целеполагание как постановка учебной задачи

Процессуальный этап

  1. Открытие новых знаний. Реализация построенного проекта.

Апробация способа действия, направленного на решение проблемной ситуации, его вербальное фиксирование.

Давайте обратимся к учебнику и рассмотрим план характеристики химического элемента на основании его положения в ПСХЭ.










1 пункт, значит указать порядковый номер, номер периода (большой или малый), номер группы (главная или побочная), рассмотреть строение атома, значит определить число протонов и электронов, а также нейтронов (массовое число – порядковый номер), указать число энергетических уровней и число электронов на внешнем энергетическом уровне.

2 пункт, при рассмотрении необходимо вспомнить о диагонали от бора к астату: в области справа от диагонали являются неметаллами, слева – металлами. Все элемента расположенные в побочных подгруппах являются металлами.

Пункты 3,4 и 6 необходимо воспользоваться таблицей №1, представленной в учебнике.

Пункты 5 и 7, все формулы высших оксидов и летучих водородных соединений помещены внизу таблицы Д.И.Менделеева.

На основании выше озвученного плана характеристики и используя учебник, давайте дадим характеристику элементу НАТРИЙ.


  1. Положение элемента в ПСХЭ и строение его атомов

  2. Характеристика простого вещества

  3. Сравнение свойств простого вещества со свойствами простых веществ, образованных соседними по подгруппе элементами

  4. Сравнение свойств простого вещества со свойствами простых веществ, образованных соседними по периоду элементами

  5. Состав высшего оксида, его характер

  6. Состав высшего гидроксида, его характер

  7. Состав летучего водородного соединения



Самостоятельно письменно дают характеристику натрию.



Познавательные:

Уметь находить информацию


Коммуникативные:

Понимать задаваемые вопросы;

Уметь выражать свои мысли


Регулятивные:

Выполнять учебные действия


  1. Первичное закрепление с проговаривание во внешней речи.

Организовать решение учащимися практико – ориентированных заданий с целью выявления границ применимости нового знания.

Дайте характеристику по плану неметаллу АЗОТУ.








На слайде презентации.

Познавательные:

Воспринимать смысл небольшого текста

Коммуникативные:

Понимать задаваемые вопросы

Регулятивные:

Осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров действия.


  1. Повторение, включение новых знаний в систему знаний. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Повторение и закрепление раннее изученного при выполнении заданий практико – ориентированного, познавательного и компетентностного характера.

Выполните задание №2 (а)

1 вариант для оксида магния,

2 вариант для оксида серы (6)


























Познавательные:


Коммуникативные:


Регулятивные:

Понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале

Рефлексивно – оценочный этап

  1. Информация о домашнем задании

Организовывать обсуждение и запись доиашнего задания. Обеспечение понимание детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Домашняя работа

Базовый уровень

Повышенный уровень – то же +


Записывают домашнее задание

Познавательные:


Коммуникативные:


Регулятивные:


  1. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

Зафиксировать новое, изученное на уроке, соотнести с поставленной целью и способствовать самооценке своей деятельности.

Учитель предлагает вспомнить, какую цель поставили в начале урока, достигли ли цели?







Познавательные:

Оценка процессов результатов деятельности

Коммуникативные:

Оценивание качества своей учебной деятельности

Регулятивные:

Осознание того, что уже освоено и подлежит усвоению





2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!