СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Художественная обработка древесины»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Художественная обработка древесины»

Просмотр содержимого документа
«Художественная обработка древесины»»

Пояснительная записка к дополнительной образовательной программе творческого объединения «Художественная обработка древесины»

Среди художественных работ в нашей стране самой распространенной и любимой в народе издавна была резьба по дереву и мозаика.

Мозаика по дереву - один из видов декоративно-прикладного искусства, обладающий сильным эстетическим воздействием. Декоративные качества древесины позволяют создавать мозаики широкого диапазона, от небольших сувениров и украшений на мебели до монументальных панно.

Так же богато и разнообразно по своим возможностям и искусство резьбы по дереву. Резьбой украшали жилища и корабли, мебель, посуду, орудия труда — прялки, швейки, вальки. Яркостью образов, меткой наблюдательностью, тонким юмором и подлинной красотой отличаются народные деревянные игрушки.

Многовековая культура художественной резьбы по дереву имеет национальные традиции, которые передаются из поколения в поколение при украшении резьбой деревянных домов, создании бытовых декоративных изделий. Лучшие образцы таких изделий, созданных народными мастерами-резчиками, бережно хранятся в музеях нашей страны.

Искусство художественной обработки дерева, имеющее в нашей стране глубокие традиции, широко развивается в краях и областях. Изучение курса художественной обработки древесины позволяет молодежи приобрести общетрудовые и частично специальные знания, а также обеспечит ей интеллектуальное, этическое и эстетическое развитие. Данные цели могут быть достигнуты если необходимое внимание будет уделено качественному выполнению работ и готовности к самообразованию, восстановлению и сохранению семейных, национальных и региональных традиций и общечеловеческих ценностей.

Программа непосредственно связана с интегративной образовательной областью «Технология» общеобразовательной школы.

Программа является авторской, при составлении ее использована учебная и методическая литература по заявленному профилю, а также личный опыт работы педагога Пересыпкина С. А.

В программе изучаются три различные направления художественной обработки древесины: пропильная резьба, маркетри, геометрическая резьба. Итогом обучения является выполнение проекта. Под проектом понимается творческая, завершенная работа, соответствующая способностям и возможностям учащегося.

Основные цели программы

Преподавание резьбы по дереву в системе дополнительного образования детей предполагает следующие цели:

  • формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социальных условиях, начиная от определения потребностей в изготовлении художественной продукции до ее реализации;

  • подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению и достижению жизненных целей через самореализацию;

  • формирование эстетического отношения к окружающему миру;

  • формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности;

  • формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности, помочь им в овладении образным языком декоративно-прикладного искусства. Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам представление о различных видах декоративно-прикладного искусства и его значении в жизни каждого человека.



Основные задачи программы

Обучающие:

  • формирование политехнических знаний и экологической культуры;

  • развитие познавательного интереса к труду и художественным ремеслам;

  • приобретение серьезных знаний и умений в обращении с ручным инструментом и станочным оборудованием;

  • освоение технологических приемов;

  • решение задач направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям,

  • умение выстроить межпредметные связи.

Воспитательные:

  • воспитание у учащихся, средствами программного материала, бережного отношения к природным ресурсам, трудолюбие, гуманность, порядочность;

  • формирование эстетического отношения к труду;

  • формирование у учащихся социальной активности, социальной роли (работник, производитель, потребитель);

  • получение навыков здорового образа жизни (знакомство с дизайнерскими разработками, атмосфера гармонии, работа с экологически чистыми материалами);

  • воспитание патриотизма посредством изучения истории традиционных народных ремесел.

Развивающие:

  • развитие таких деловых качеств, как самостоятельность, предприимчивость, аккуратность, трудолюбие;

  • формирование потребности в саморазвитии;

  • развитие интереса, воображения, фантазии и творческих возможностей школьников,

  • развитие эстетического вкуса.

Особенности программы

Украшения на мебели и других изделиях из древесины имеют многовековую историю. Наиболее распространенные виды декорирования в прошлом — резьба, токарная обработка, мозаикапо дереву и роспись. 

Мозаика по дереву — один из видов декоративно-прикладногоискусства, обладающий сильным эстетическим воздействием. Декоративные качества древесины позволяют создавать мозаики широкого диапазона, от небольших сувениров и украшений на мебели до монументальных панно. Так же богато и разнообразно по своим возможностям и искусство резьбы по дереву, которое было самой распространенной и любимой в народе художественной работой. Резьбой украшали жилища и корабли, мебель, посуду, орудия труда.

Многовековая культура художественной резьбы по дереву имеет национальные традиции, которые передаются из поколения в поколение при украшении резьбой деревянных домов, создании декоративных бытовых изделий. Лучшие образцы таких изделий, созданных народными мастерами-резчиками, бережно хранятся в музеях нашей страны.

Художественная обработка древесины предоставляет уникальную возможность соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием, без которого невозможно добиться высокой культуры труда.

Анализируя «ПРОГРАММЫ общеобразовательных учреждений по «технологии», рекомендованные Министерством просвещения Российской Федерации сталкиваюсь с тем, что в модуле «Художественная обработка материалов» (Б.И.Орлов, К.А.Скворцов, О.А.Кожина) отводится 3-я четверть в VII классе для мальчиков и 3-я четверть в VIII классе для девочек на изучение программы. Это составляет всего 20 часов за весь курс «технологии» в базовой части учебного плана. Причем художественная обработка древесины и художественная обработка металла предоставляется на выбор. То есть материал представлен в обзорном, ознакомительном виде. В вариативной части учебного плана художественная обработка материалов может изучаться в IX-XI классах. Но, по-настоящему заинтересовать и увлечь ребенка каким-либо занятием можно именно в раннем подростковом периоде, т. е. в 12-13 лет.

На мой взгляд, в существующей программе уделяется непростительно малое внимание художественной обработке древесины, имеющей в нашей стране глубокие традиции.

В существующем банке образовательных программ ЦРТДиЮ Московской области на 2007 год представлены десять программ по данному направлению. Перечислим их:

  • Винокурова Н.И. Программа «Резьба по дереву»,1997 год.

  • Глозман Е.С., Глозман А.Е. Примерная программа «Художественная резьба по дереву», 2001 год.

  • Карпов Ю.В. Программа «Учу резьбе по дереву, 2001 год.

  • Программа «Резьба по дереву» (для средних общеобразовательных учебных заведений),1997 год.

  • Слипак В.П. Программа кружка «Резьба по дереву», 1994 год.

  • Программа «Резьба по дереву», 1997 год.

  • Хворостов А.С., Хворостов Д.А. Программа «Резьба по дереву», 1997 год.

  • Программа «Художественно-прикладная обработка древесины» (программа для общеобразовательных учебных заведений, 5-7 классы), 1993 год.

  • Программа «Изготовление художественных изделий из дерева» (программы для средних общеобразовательных учебных заведений), 1992 год.

  • Рязанов Л.В., Косогорова Л.В. Программа «Художественная обработка дерева», 2005 год.

Из вышеперечисленных программ, семь – ориентированы на дополнительное образование.

Перечисленные недостатки программ для общеобразовательных учреждений и анализ дополнительных образовательных программ, подтолкнули меня к созданию дополнительной образовательной программы творческого объединения «Художественная обработка древесины», в которой предоставляются большие возможности для изучения предмета.

Основными отличиями от перечисленных программ является:

  • Изложенная программа имеет срок реализации – один год и представляет собой курс введения в деятельность. Воспитанникам творческих объединений, для ознакомления, предоставляется три направления художественной обработки древесины. Итогом годового обучения является выбор ребенком понравившегося направления.

  • Параллельно с практическим обучением, воспитанники получают теоретические сведения о профессиях связанных с деревообработкой, которые могут помочь сделать первый шаг в выборе будущей профессии.

  • Новизной отличается и введение в программу дополнительного образования проектной деятельности, причем проект выполняется по выбранному учеником направлению.

Изготовление своими руками красивых и функциональных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.

Для дальнейшего развития художественных способностей учащихся, рекомендуется дальнейшие занятия в творческом объединении в последующие годы обучения. Программы для этих занятий разрабатываются мной в настоящее время.

Дерево и в наши дни остается излюбленным материалом художников. Из него создают скульптуру, резные декоративные и утилитарно-декоративные предметы. В области художественной обработки дерева работают народные мастера, и художники-профессионалы, организованно ведется подготовка кадров. И пусть не каждый, обучающийся в творческих объединениях дополнительного образования художественной обработке древесины ребенок, станет профессионалом, но он получит не только навыки работы, но и готовность к обоснованному выбору профессии.

Элементы авторской программы дополнительного образования могут быть использованы на уроках «Технологии» в общеобразовательной школе, при изучении раздела «Художественная обработка материалов».

Возраст обучающихся и особенности группы:

  • программа рассчитана на учащихся в возрасте 12 -13 лет что соответствует VI – VII классу общеобразовательных учреждений (не рекомендуется начинать занятия в более раннем возрасте из-за повышенной опасности режущего инструмента и еще не вполне сформировавшейся координации движений ребенка);

  • состав группы рекомендуется постоянный;

  • набор учащихся – свободный.

Возрастные психологические особенности

Подростковый возраст — остро протекающий переход от детства к взрослости, когда выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, вызывающий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т. д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества.

У подростков наблюдается стремление более углубленно понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Жизнь подростка должна быть заполнена какими-то содержательными отношениями, интересами, переживаниями. В подростковом возрасте начинает устанавливаться определенный круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость. Круг интересов является психологической базой ценностных ориентации подростка. В этот период происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросам мировоззрения, религии, морали и эстетики.

Именно в этом возрасте может сформироваться серьезное увлечение декоративно-прикладным искусством и задача педагога дополнительного образования предоставить на выбор ребенка различные виды народных промыслов и ремесел во всей их красоте.

Режим организации занятий:

  • время, отведенное на обучение составляет 144 часа в учебном году;

  • в неделю проводится 2 занятия по 2 часа;

  • форма обучения по программе – очная;

  •  практические занятия составляют большую часть программы.

Ожидаемые результаты.

Учащиеся должны знать:

  • общие сведения о народных ремеслах;

  • принципы формообразования и композиции;

  • основы столярной (ручной и механической) подготовки поверхности древесины к отделке;

  • особенности отделки древесины лакокрасочными материалами (морение, воскование, лакирование, полировка).

  • виды мозаики (интарсия, инкрустация, маркетри)

  • виды резьбы по дереву (прорезная, плоско-выемчатая, плоскорельефная, рельефная, скульптурная, домовая).

  • инструменты и материалы для художественной обработки древесины;

  • стадии и процедуры проектирования;

  • критерии оценки проекта.

Учащиеся должны уметь:

  • выбирать и самостоятельно разрабатывать рисунки для художественной обработки изделия;

  • подготавливать поверхность изделия под художественную обработку;

  • осуществлять художественную отделку поверхности изделия (прорезной, геометрической резьбой, маркетри, окраской);

  • планировать, организовать и выполнить проект с учетом всех критериев оценки;

  • защитить выполненный проект.

Учащиеся должны обладать компетенциями:

  • по общим основам художественного конструирования;

  • по профессии мастера-краснодеревщика;

  • по профессии резчика по дереву;

  • по выполнению проекта.

В результате обучения ожидается: сформированность у детей самостоятельности, аккуратности, трудолюбия, потребности в саморазвитии; развитое воображение, фантазия, осознание своих творческих возможностей.

Итогом года обучения является самостоятельная творческая работа (проект) от замысла и разработки дизайна, орнамента, до полного изготовления и отделки целостного изделия, как функционального, так и отвечающего эстетическим требованиям, а также экономическим и маркетинговым критериям.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!