Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 35 заданий. Часть 1 содержит 30 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 5 заданий с развёрнутым ответом. На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа (180 минут).
Ответы к заданиям 1–22 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1. Ответами к заданиям 23–30 являются слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
К заданиям 31–35 следует дать развёрнутый ответ. Задания 31 и 32 предусматривают анализ исторического источника. Задания 33–35 предполагают развёрнутые ответы на заданные темы. Задания 31–35 выполняются на бланке ответов № 2.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Вариант № 185717
1. Какое событие произошло раньше других?
1) битва на р. Сити
2) битва на р. Калке
3) Ледовое побоище
4) Невская битва
2. Какое из перечисленных сражений произошло в ходе Батыева нашествия на Русь?
1) битва на рекеШелони
2) Ледовое побоище
3) битва на реке Калке
4) битва на реке Сити
3. Что из названного было следствием введения опричнины при Иване IV?
1) окончательное освобождение Руси от ордынского владычества
2) разгром Крымского ханства
3) победа России в Ливонской войне
4) экономическое разорение страны
4. Прочтите отрывок из исторической повести и укажите век, когда произошли описанные события.
«Великий же князь пришёл к реке Дону за два дня до рождества Богородицы… Пришли они к Дону, стали тут и много раздумывали. Одни говорили: "Пойди, князь за Дон", а другие сказали: "Не ходи, так как умножились враги наши, не только татары, и Литва, и рязанцы"… Князь великий собрал полки свои великие, и все его князья русские свои полки приготовили, и великие его воеводы облачились в одежды местные. И врата смертные растворились, страх великий и ужас охватил собранных издалека, с востока и запада, людей. Пошли за Дон, в дальние края земли, и скоро перешли Дон в гневе и ярости, и так стремительно, что основание земное содрогнулось от великой силы. Князя, перешедшего за Дон в поле чисто, в Мамаеву землю, на устье Непрядвы, вёл один Господь Бог, и не отвернулся Бог от него».
1) XII в.
2) XIII в.
3) XIV в.
4) XV в.
5. Укажите событие, которое произошло позже остальных.
1) начало работы I Государственной думы Российской империи
2) заключение Портсмутского мирного договора
3) Брусиловский прорыв
4) подписание манифеста о незыблемости самодержавия
6. III отделение императорской канцелярии было создано в целях
1) создания единого свода законов
2) разработки проектов отмены крепостного права
3) усиления полицейского контроля над обществом
4) улучшения положения государственных крестьян
7. Что явилось одним из результатов внутренней политики Екатерины II?
1) отмена внутренних таможенных пошлин
2) прекращение рекрутских наборов и введение всеобщей воинской повинности
3) изменение административного деления Российской империи
4) составление и издание Свода законов Российской империи
8. Прочтите отрывок из манифеста и укажите год его издания.
«Божию милостью мы, Пётр Третий, император и самодержец всероссийский .
Объявляется во всенародное известие.
Жалуем сим именным указом с монаршим и отеческим нашим милосердием всех, находившихся прежде в крестьянстве и в подданстве помещиков, быть верноподданными рабами собственной нашей короне, и награждаем древним крестом и молитвою, головами и бородами, вольностью и свободою и вечно казаками, не требуя рекрутских наборов, подушных и прочих денежных податей, владением землями, лесными, сенокосными угодьями и рыбными ловлями, и соляными озёрами без покупки и без оброку и освобождаем всех прежде чинимых от злодеев дворян и градских мздоимцев-судей крестьянам и всему народу налагаемых податей и отягощений ».
1) 1727 г.
2) 1741г.
3) 1764 г.
4) 1774 г
9. Период Смутного времени закончился в правление
1) Михаила Романова
2) Бориса Годунова
3) Василия Шуйского
4) Фёдора Ивановича
10. В формировании архитектурного ансамбля Московского Кремля принимали участие приглашённые из-за границы мастера
1) Аристотель Фиораванти и Алевиз Новый
2) Бартоломео Растрелли и Доменико Трезини
3) Огюст Монферран и Доменико Жилярди
4) Карл Росси и Осип Бове
11. Какое из перечисленных событий произошло позже остальных?
1) роспуск Учредительного собрания
2) замена продразвёрстки продналогом
3) создание Совнаркома
4) принятие первой Конституции СССР
12. Рапалльский договор был подписан между РСФСР и
1) Германией
2) Францией
3) Англией
4) Польшей
13. Что из перечисленного послужило причиной исключения СССР из Лиги Наций?
1) начало советско-финляндской войны
2) подписание советским правительством сепаратного мира с Германией
3) разгром Красной армией японских войск в районе озера Хасан
4) заключение пакта Молотова-Риббентропа между СССР и Германией
14. 316-я стрелковая дивизия под командованием генерала И. В. Панфилова прославилась в боях в ходе
1) битвы за Москву
2) Сталинградской битвы
3) Курской битвы
4) операции по освобождению Белоруссии
15. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите город, название которого дважды пропущено в отрывке.
«Через год после начала операции "Уран", низко над Сталинградом пролетел транспортный самолёт "Дуглас". На его борту находились советские дипломаты, направлявшиеся из Москвы в для встречи с руководителями США и Великобритании. В их числе был и Валентин Деканозов. Позже он записал в своём дневнике: "В молчании мы прильнули к иллюминаторам. Показались первые дома, а потом начался какой-то невообразимый хаос: коробки полуразрушенных зданий, груды щебня, торчащие в небо трубы... Тут и там копошились крохотные фигурки людей. Некоторые дома уже полностью восстановлены. В степи за городом видны подбитые танки".
На конференции в Черчилль преподнёс советской делегации Меч Сталинграда. На лезвии была выгравирована надпись: "Дар короля Георга VI стойким защитникам Сталинграда в знак уважения от британского народа».
1) Лондон
2) Ялта
3) Тегеран
4) Потсдам
16. Укажите десятилетие, когда в СССР началось массовое освоение целинных земель.
1) 1940-е гг.
2) 1950-е гг.
3) 1960-е гг.
4) 1970-е гг.
17. Ликвидация отраслевых министерств и создание совнархозов относится к периоду руководства
1) И. В. Сталина
2) Н. С. Хрущева
3) Л. И. Брежнева
4) М. С. Горбачева
18. Прочтите отрывок из заявления ТАСС и укажите период времени, когда было сделано это заявление.
«Дальнейшее обострение обстановки в Чехословакии затрагивает жизненные интересы Советского Союза и других социалистических стран, интересы безопасности государств социалистического содружества. Братские страны твёрдо и решительно противопоставляют любой угрозе свою нерушимую солидарность. Никогда и никому не будет позволено вырвать ни одного звена из содружества социалистических стран».
1) последние годы руководства страной И. В. Сталина
2) «оттепель»
3) «застой»
4) «перестройка»
19. Кто был Генеральным секретарём ЦК КПСС в начале 1990-х гг.?
1) К.У. Черненко
2) М.С. Горбачёв
3) Б.Н. Ельцин
4) Ю.В. Андропов
20. Рассмотрите схему и выполните задание.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/09/18/s_59c0214f2f06a/690622_1.png)
Укажите землепроходца, руководившего экспедицией, которая первой прошла по маршруту, обозначенному на схеме.
1) Е. П. Хабаров
2) И. Ф. Крузенштерн
3) В. Д. Поярков
4) С. И. Дежнёв
21. Укажите характерную черту культурной жизни СССР в период «застоя».
1) высылка за рубеж некоторых неугодных власти деятелей культуры
2) публикация ранее запрещённых литературных произведений А. И. Солженицына
3) создание первых советских звуковых художественных фильмов
4) широкое участие государства в праздновании 1000-летия принятия христианства на Руси
22. Рассмотрите изображение и выполните задание.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/09/18/s_59c0214f2f06a/690622_2.png)
Укажите десятилетие, когда была выпущена данная марка.
1) 1950-е гг.
2) 1960-е гг.
3) 1970-е гг.
4) 1980-е гг.
23. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов:
1) отмена крепостного права в России;
2) ограничение крестьянского перехода неделей до и неделей после Юрьева дня;
3) принятие Соборного уложения царя Алексея Михайловича;
4) созыв первого Земского собора.
24. Установите соответствие между советскими политическими деятелями и государственными постами, которые они занимали: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДЕЯТЕЛИ | | ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПОСТЫ |
А) Л. Д. Троцкий Б) В. И. Ленин В) М. И. Калинин | | 1) Председатель Совета Народных Комиссаров 2) народный комиссар по делам национальностей 3) народный комиссар по военным и морским делам 4) Председатель Всероссийского Центрального исполнительного комитета |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
25. Какие из данных событий произошли в период 1945—1953 гг.? Найдите в приведённом ниже списке два события и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) расстрел демонстрации рабочих в Новочеркасске;
2) фабрикация «ленинградского дела»;
3) начало регулярных закупок зерна за границей;
4) начало кампании против космополитизма в СССР;
5) ликвидация машинно-тракторных станций.
26. Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.
Государственный бюджет России за 1881—1894 гг. (млн. руб.)
Годы | Доходы | Расходы |
1881 | 807 | 840 |
1884 | 928 | 816 |
1894 | 1233 | 1155 |
НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ | ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ |
A) В 1881 г. доходная часть бюджета | 1) увеличились |
Б) По сравнению с 1881 г. в 1894 г. доходы бюджета | 2) уступала расходам |
В) В 1894 г. доходная часть бюджета | 3) превышала расходы |
| 4) уменьшились |
| |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
27. Запишите термин, о котором идёт речь.
«Военное, политическое или экономическое вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другой страны, нарушающее её суверенитет».
28. Сравните черты внутренней политики Петра I и Николая I. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт различия.
1) издание Свода законов Российской империи
2) усиление бюрократического аппарата
3) подавление антиправительственных выступлений
4) управление страной с помощью коллегий
Черты сходства | Черты различия |
| | | |
29. Запишите слово, пропущенное в схеме.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/09/18/s_59c0214f2f06a/690622_3.png)
30. Ниже приведен ряд названий социальных групп. Все они, за исключением одного, относятся к Древней Руси.
Бояре, холопы, мещане, закупы, смерды
Найдите и запишите название социальной группы, появление которой относится к другому историческому периоду.
31. Назовите десятилетие, когда были проведены реформы, о которых идёт речь. Назовите российского императора, правившего в этот период.
Из сочинения историка
«Центральным событием эпохи стала отмена крепостного права. Отмена крепостного права затронула огромную часть населения, разрушила столетиями установленную систему общественных отношений. Она повлекла другие реформы.
Освобождение крестьян потребовало перемен в управлении на местах. В стране введены земства — выборные местные учреждения, которые занимались хозяйственными вопросами. Общество больше всего страдало от беззакония, царившего в судебной системе. Поэтому началась судебная реформа. Новый суд состоял из присяжных. В его основе лежала состязательность сторон, вводились право на защиту и самостоятельная адвокатура. Мелкие дела единолично разбирал выборный мировой судья. Разбитая в Крымской войне русская армия также нуждалась в реформе. Ею занялся генерал Д. А. Милютин, ставший военным министром, а потом фельдмаршалом. Суть реформы состояла в переходе от рекрутских наборов к всеобщей воинской повинности. Флот нуждался в реформировании не меньше, чем армия. Его предстояло возрождать, строить заново на паровой тяге, с новым вооружением и бронёй. Возрождение флота началось с создания мониторов — низко сидящих броненосцев».
32. В первом абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где содержится вывод, подтверждения которого приведены в дальнейшем тексте. Выпишите не менее двух подтверждений указанного вывода.
33. Стойко бились русские воины, но враг наступал. Выбрав удачный момент, засадный полк, которым командовали князья Владимир Андреевич Серпуховской и Дмитрий Михайлович Боброк-Волынский, обрушился на ордынцев. Вскоре и остальные полки московского князя перешли в наступление и разгромили Мамая.
1. Укажите век, когда произошли описанные события.
2. Назовите московского князя, о котором идёт речь.
3. Каково было значение описанного сражения для Руси?
34. Существует точка зрения, что, несмотря на наличие особенностей, существенно отличающих стояние на реке Угре 1480 г. и Куликовскую битву 1380 г., эти два события военной истории России имеют значимые общие черты. Приведите не менее двух фактов, положений, подтверждающих эту общность.
35. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Развитие науки и образования России во второй половине XIX в.». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему.
План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов.
План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с развитием российской науки и образования во второй половине XIX в.