СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КИМ для проведения пробного ОГЭ по обществознанию в 9 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

КИМ для проведения пробного ОГЭ по обществознанию в 9 классе

Просмотр содержимого документа
«КИМ для проведения пробного ОГЭ по обществознанию в 9 классе»

Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 35 заданий. Часть 1 содержит 30 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 5 заданий с развёрнутым ответом. На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа (180 минут).

Ответы к заданиям 1–22 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1. Ответами к заданиям 23–30 являются слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

К заданиям 31–35 следует дать развёрнутый ответ. Задания 31 и 32 предусматривают анализ исторического источника. Задания 33–35 предполагают развёрнутые ответы на заданные темы. Задания 31–35 выполняются на бланке ответов № 2.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!


Вариант № 185730

1. Ди­на­стия Ро­ма­но­вых утвер­ди­лась на рос­сий­ском пре­сто­ле в (во)

 1) се­ре­ди­не XV в.

2) вто­рой по­ло­ви­не XVI в.

3) пер­вой по­ло­ви­не XVII в.

4) конце XVII в.

2. Какое из пе­ре­чис­лен­ных сра­же­ний про­изо­шло в ходе Ба­ты­ева на­ше­ствия на Русь?

 1) битва на ре­ке­Ше­ло­ни

2) Ле­до­вое по­бо­и­ще

3) битва на реке Калке

4) битва на реке Сити

3. Что из на­зван­но­го было при­чи­ной Ли­вон­ской войны?

 1) стрем­ле­ние Рос­сии выйти к Бал­тий­ско­му морю

2) стрем­ле­ние Рос­сии выйти к Чер­но­му морю

3) стрем­ле­ние Речи Поспо­ли­той по­са­дить на рос­сий­ский пре­стол ко­ро­ле­ви­ча Вла­ди­сла­ва

4) стрем­ле­ние Ли­вон­ско­го ор­де­на овла­деть Мос­ков­ским кня­же­ством

4. Про­чти­те от­ры­вок из труда ис­то­ри­ка и ука­жи­те князя, о при­зва­нии ко­то­ро­го идёт речь.

«Умер князь, и тот­час в Киеве на­чал­ся мятеж про­тив ро­стов­щи­ков, брав­ших с долж­ни­ков огром­ные про­цен­ты и поль­зо­вав­ших­ся по­кро­ви­тель­ством по­кой­но­го князя. Вос­став­шие го­ро­жа­не на­пра­ви­лись в центр го­ро­да, где жили бояре и стоял храм Свя­той Софии. Толпа раз­гро­ми­ла дворы вы­бор­но­го главы го­ро­да — ты­сяц­ко­го Пу­тя­ты, а также дома ро­стов­щи­ков, а потом устре­ми­лась к кня­же­ско­му двору и Пе­чер­ско­му мо­на­сты­рю. Пе­ре­пу­ган­ные вла­сти сроч­но при­зва­ли в город : «Пойди, князь, на стол отчий и дедов».

 1) Яро­слав Муд­рый

2) Вла­ди­мир Мо­но­мах

3) Юрий Дол­го­ру­кий

4) Ан­дрей Бо­го­люб­ский

5. Ука­жи­те годы прав­ле­ния Алек­санд­ра III.

 1) 1801–1825 гг.

2) 1825–1855 гг.

3) 1855–1881 гг.

4) 1881–1894 гг.

6. В годы какой войны рус­ской ар­ми­ей ве­лись оже­сточённые бои за Ма­ла­хов кур­ган?

 1) Крым­ской

2) Се­вер­ной

3) Се­ми­лет­ней

4) рус­ско-япон­ской

7. Что яви­лось одним из по­след­ствий на­ча­ла про­мыш­лен­но­го пе­ре­во­ро­та в Рос­сии?

 1) по­яв­ле­ние пер­вых ма­ну­фак­тур

2) раз­ви­тие же­лез­но­до­рож­но­го стро­и­тель­ства

3) укреп­ле­ние кре­пост­ни­че­ско­го хо­зяй­ства

4) на­ча­ло фор­ми­ро­ва­ния все­рос­сий­ско­го рынка

8. Про­чти­те от­ры­вок из до­кла­да и ука­жи­те фа­ми­лию его ав­то­ра.

 «Вот глав­ные на­ча­ла (пра­во­сла­вие, са­мо­дер­жа­вие, на­род­ность), ко­то­рые над­ле­жа­ло вклю­чить в си­сте­му об­ще­ствен­но­го об­ра­зо­ва­ния, чтобы она со­еди­ни­ла вы­го­ды на­ше­го вре­ме­ни с пре­да­ни­я­ми про­шед­ше­го и с на­деж­да­ми бу­ду­ще­го, чтобы на­род­ное вос­пи­та­ние со­от­вет­ство­ва­ло на­ше­му по­ряд­ку вещей и было не чуждо ев­ро­пей­ско­го духа».

 1) М. М. Спе­ран­ский

2) П. А. Сто­лы­пин

3) С. С. Ува­ров

4) С. Ю. Витте

9. На­зо­ви­те мос­ков­ско­го князя, в прав­ле­ние ко­то­ро­го Русь окон­ча­тель­но осво­бо­ди­лась от ор­дын­ско­го вла­ды­че­ства.

 1) Иван Ка­ли­та

2) Дмит­рий Дон­ской

3) Иван III

4) Ва­си­лий III

10. Какой па­мят­ник ар­хи­тек­ту­ры был по­стро­ен в честь осво­бож­де­ния Моск­вы от поль­ско-ли­тов­ских ин­тер­вен­тов?

 1) Ка­зан­ский собор на Крас­ной пло­ща­ди

2) храм Ва­си­лия Бла­жен­но­го

3) Успен­ский собор Мос­ков­ско­го Крем­ля

4) храм Хри­ста Спа­си­те­ля

11. Белая армия под ко­ман­до­ва­ни­ем П. Н. Вран­ге­ля была раз­гром­ле­на в Крыму в

 1) 1917 г.

2) 1918 г.

3) 1919 г.

4) 1920 г.

12. Ука­жи­те ха­рак­тер­ную черту нэпа.

 1) урав­ни­тель­ное рас­пре­де­ле­ние

2) су­ще­ство­ва­ние без­ра­бо­ти­цы

3) за­прет тор­гов­ли

4) про­ве­де­ние сплош­ной кол­лек­ти­ви­за­ции сель­ско­го хо­зяй­ства

13. Что из на­зван­но­го стало по­след­стви­ем под­пи­са­ния в 1939 г. пакта Мо­ло­то­ва-Риббен­тро­па?

 1) вступ­ле­ние СССР и Гер­ма­нии в Лигу Наций

2) про­ве­де­ние Мюн­хен­ской кон­фе­рен­ции и пе­ре­да­ча Гер­ма­нии Су­дет­ской об­ла­сти

3) ро­спуск Ко­мин­тер­на

4) раз­дел между Гер­ма­ни­ей и СССР сфер ин­те­ре­сов в Во­сточ­ной Ев­ро­пе

14. Что из пе­ре­чис­лен­но­го яви­лось на­ча­лом ко­рен­но­го пе­ре­ло­ма в ходе Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны?

 1) пол­ное сня­тие бло­ка­ды Ле­нин­гра­да

2) битва за Днепр

3) Ста­лин­град­ская битва

4) битва за Моск­ву

15. Про­чти­те от­ры­вок из вос­по­ми­на­ний со­вет­ско­го во­е­на­чаль­ни­ка и ука­жи­те на­зва­ние битвы, о под­го­тов­ке к ко­то­рой идёт речь.

 «Гер­ман­ское ко­ман­до­ва­ние при­ня­ло ре­ше­ние на­не­сти два схо­дя­щих­ся удара и окру­жить вой­ска Цен­траль­но­го и Во­ро­неж­ско­го фрон­тов Крас­ной армии. Со­вет­ское ко­ман­до­ва­ние ока­за­лось перед ди­лем­мой: на­сту­пать или обо­ро­нять­ся? Были вни­ма­тель­ней­шим об­ра­зом про­ана­ли­зи­ро­ва­ны все воз­мож­но­сти, изу­че­ны все ва­ри­ан­ты дей­ствий. При­нять един­ствен­но пра­виль­ное ре­ше­ние помог кол­лек­тив­ный разум, твор­че­ский труд опыт­ных, умудрённых двумя го­да­ми войны во­е­на­чаль­ни­ков и шта­бов, от фрон­то­вой сту­пе­ни до Вер­хов­но­го Глав­но­ко­ман­до­ва­ния. Ана­ли­зи­руя раз­ве­ды­ва­тель­ные дан­ные о под­го­тов­ке врага к на­ступ­ле­нию, фрон­ты, Ге­не­раль­ный штаб и Став­ка по­сте­пен­но скло­ня­лись к идее пе­ре­хо­да к пред­на­ме­рен­ной обо­ро­не. Этот во­прос в конце марта — на­ча­ле ап­ре­ля мно­го­крат­но об­суж­дал­ся в ГКО и Став­ке. Тща­тель­но, со всех сто­рон об­суж­да­ли мы этот во­прос по те­ле­фо­ну с за­ме­сти­те­лем Вер­хов­но­го Глав­но­ко­ман­ду­ю­ще­го Г. К. Жу­ко­вым».

 1) Мос­ков­ская битва

2) Ста­лин­град­ская битва

3) Кур­ская битва

4) битва за Бер­лин

16. Какое из пе­ре­чис­лен­ных со­бы­тий про­изо­шло в 1950-е гг.?

 1) от­став­ка Н.С. Хрущёва

2) при­ня­тие Кон­сти­ту­ции СССР

3) I Съезд на­род­ных де­пу­та­тов СССР

4) XX съезд КПСС

17. В на­ча­ле XXI в. ру­ко­вод­ством Рос­сии были при­ня­ты на­ци­о­наль­ные про­ек­ты, на­прав­лен­ные на

 1) раз­ви­тие сети же­лез­ных дорог

2) под­го­тов­ку новой Кон­сти­ту­ции РФ

3) под­держ­ку си­сте­мы здра­во­охра­не­ния и об­ра­зо­ва­ния

4) при­о­ри­тет­ное раз­ви­тие тяжёлой про­мыш­лен­но­сти

18. Про­чти­те от­ры­вок из Указа и ука­жи­те ру­ко­во­ди­те­ля стра­ны, ко­то­рый под­пи­сал этот Указ.

«В со­от­вет­ствии с по­ста­нов­ле­ни­ем Съез­да на­род­ных де­пу­та­тов РСФСР по­ста­нов­ляю:

1. Осу­ще­ствить пе­ре­ход на при­ме­не­ние сво­бод­ных ры­ноч­ных цен и та­ри­фов, скла­ды­ва­ю­щих­ся под вли­я­ни­ем спро­са и пред­ло­же­ния, на про­дук­цию про­из­вод­ствен­но-тех­ни­че­ско­го на­зна­че­ния, то­ва­ры на­род­но­го по­треб­ле­ния, ра­бо­ты и услу­ги.

2. Го­су­дар­ствен­ные за­куп­ки сель­ско­хо­зяй­ствен­ной про­дук­ции также про­из­во­дить по сво­бод­ным (ры­ноч­ным) ценам…»

 1) Б. Н. Ель­цин

2) М. С. Гор­бачёв

3) К. У. Чер­нен­ко

4) Д. А. Мед­ве­дев

19. Пер­вым Пре­зи­ден­том РФ был

 1) В.В. Путин

2) Б.Н. Ель­цин

3) М.С. Гор­бачёв

4) Е.Т. Гай­дар

20. Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ние.

 

 Ука­жи­те пред­во­ди­те­ля вой­ска, поход ко­то­ро­го обо­зна­чен на схеме стрел­ка­ми.

 1) В.Д. По­яр­ков

2) Е.П. Ха­ба­ров

3) Ермак Ти­мо­фе­е­вич

4) Афа­на­сий Ни­ки­тин

21. С по­ис­ком новых форм в те­ат­раль­ном ис­кус­стве было свя­за­но твор­че­ство

 1) А. П. До­в­жен­ко

2) В. Э. Мей­ер­холь­да

3) И. А. Пы­рье­ва

4) А. А. Хан­жон­ко­ва

22. Рас­смот­ри­те ил­лю­стра­цию и от­веть­те на во­прос.

Где про­ис­хо­ди­ла битва, ко­то­рую ил­лю­стри­ру­ет дан­ное изоб­ра­же­ние?

 1) на реке Калке

2) на реке Сити

3) на Чуд­ском озере

4) на реке Воже

23. Рас­по­ло­жи­те в хро­но­ло­ги­че­ском по­ряд­ке сле­ду­ю­щие со­бы­тия. Ука­жи­те ответ в виде по­сле­до­ва­тель­но­сти цифр вы­бран­ных эле­мен­тов:

 1) вывод со­вет­ских войск из Аф­га­ни­ста­на;

2) ка­та­стро­фа на Чер­но­быль­ской АЭС;

3) из­бра­ние Б. Н. Ель­ци­на Пре­зи­ден­том РСФСР;

4) вы­ступ­ле­ние ГКЧП.

24. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между на­зва­ни­я­ми го­ро­дов и кня­зья­ми, в прав­ле­ние ко­то­рых эти го­ро­да были при­со­еди­не­ны к Мос­ков­ско­му кня­же­ству: к каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий эле­мент из вто­ро­го столб­ца.

 НА­ЗВА­НИЯ ГО­РО­ДОВ

 

КНЯ­ЗЬЯ

А) Нов­го­род и Тверь

Б) Псков и Смо­ленск

В) Ка­зань и Аст­ра­хань

 

1) Ва­си­лий II

2) Иван III

3) Ва­си­лий III

4) Иван IV

 За­пи­ши­те в стро­ку от­ве­тов вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

  A

Б

В




25. Какие из по­ли­ти­че­ских пар­тий от­но­си­лись к ли­бе­раль­ным? Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке две пар­тии и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 1) боль­ше­ви­ки

2) мень­ше­ви­ки

3) ка­де­ты

4) ок­тяб­ри­сты

5) эсеры

26. Ис­поль­зуя дан­ные ста­ти­сти­че­ской таб­ли­цы, за­вер­ши­те пред­став­лен­ные ниже суж­де­ния, со­от­не­ся их на­ча­ла и ва­ри­ан­ты за­вер­ше­ния.

Ин­ве­сти­ции раз­лич­ных стран в эко­но­ми­ку Рос­сии

 Год

Фран­ция

Ан­глия

Гер­ма­ния

1880

31,4

млн руб.

30,1

млн руб.

29,8

млн руб.

1890

66,6

млн руб.

35,3

млн руб.

79,0

млн руб.

 


НА­ЧА­ЛО СУЖ­ДЕ­НИЯ

 

ВА­РИ­АН­ТЫ ЗА­ВЕР­ШЕ­НИЯ СУЖ­ДЕ­НИЯ

А) К 1890 г. пре­об­ла­да­ю­щи­ми в эко­но­ми­ке Рос­сии стали

Б) К концу XIX в. ино­стран­ные ин­ве­сти­ции в рос­сий­скую эко­но­ми­ку

В) Наи­бо­лее сла­бой ди­на­ми­кой в конце XIX в. ха­рак­те­ри­зо­ва­лись

 

1) уве­ли­чи­лись

2) гер­ман­ские ин­ве­сти­ции

3) ан­глий­ские ин­ве­сти­ции

4) фран­цуз­ские ин­ве­сти­ции

5) со­кра­ти­лись

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

А

Б

В

 

 

 

27. За­пи­ши­те тер­мин, о ко­то­ром идёт речь.

 «По­ли­ти­че­ская си­ту­а­ция, сло­жив­ша­я­ся в Рос­сии в 1917 г., ха­рак­те­ри­зу­ю­ща­я­ся од­но­вре­мен­ным су­ще­ство­ва­ни­ем вла­сти Вре­мен­но­го пра­ви­тель­ства и Со­ве­тов ра­бо­чих, сол­дат­ских и кре­стьян­ских де­пу­та­тов».

28. Срав­ни­те де­я­тель­ность Пер­во­го (1611 г.) и Вто­ро­го (1612 г.) на­род­ных опол­че­ний. Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те в первую ко­лон­ку по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сход­ства, а во вто­рую — по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт раз­ли­чия.

 1) борь­ба про­тив поль­ских ин­тер­вен­тов

2) уча­стие Дмит­рия По­жар­ско­го

3) центр фор­ми­ро­ва­ния опол­че­ния — Ря­зань

4) уча­стие Кузь­мы Ми­ни­на

 

Черты сход­ства

Черты раз­ли­чия







29. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в схеме.

30. Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем од­но­го, от­но­сят­ся к со­бы­ти­ям, яв­ле­ни­ям пе­ри­о­да Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны.

 1) план «Бар­ба­рос­са»; 2) план «Ост»; 3) ленд-лиз; 4) «план Мар­шал­ла»; 5) блиц­криг.

 Най­ди­те и ука­жи­те по­ряд­ко­вый номер тер­ми­на, «вы­па­да­ю­ще­го» из дан­но­го ряда

31. Ука­жи­те на­зва­ние пе­ри­о­да оте­че­ствен­ной ис­то­рии, к ко­то­ро­му от­но­сят­ся вос­по­ми­на­ния. На­зо­ви­те фа­ми­лию Ге­не­раль­но­го сек­ре­та­ря, упо­ми­на­е­мо­го в тек­сте.

Из со­чи­не­ния ис­то­ри­ка

«11 июня... про­шло со­ве­ща­ние в ЦК КПСС по во­про­сам уско­ре­ния на­уч­но-тех­ни­че­ско­го про­грес­са. В до­кла­де [Ге­не­раль­но­го сек­ре­та­ря] в мак­си­маль­ной мере были ре­а­ли­зо­ва­ны раз­ра­бот­ки, ко­то­рые ве­лись в те­че­ние этих лет по под­го­тов­ке Пле­ну­ма ЦК.

 На со­ве­ща­нии был углуб­лен кри­ти­че­ский ана­лиз пред­ше­ству­ю­ще­го пе­ри­о­да раз­ви­тия. Вме­сте с тем со всей оче­вид­но­стью об­на­ру­жи­лось, что уско­ре­ние на-учно-тех­ни­че­ско­го про­грес­са, а зна­чит и со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия стра­ны, упи­ра­ет­ся в хо­зяй­ствен­ный ме­ха­низм, уна­сле­до­ван­ный от про­шло­го. Даль­ней­шая прак­ти­ка под­твер­ди­ла, что даже тща­тель­но раз­ра­бо­тан­ные об­шир­ные про­грам­мы раз­ви­тия науки и тех­ни­ки, мо­дер­ни­за­ции оте­че­ствен­но­го ма­ши­но­стро­е­ния... не могут рас­счи­ты­вать на успех в усло­ви­ях ста­ро­го эко­но­ми­че­ско­го ме­ха­низ­ма, по­это­му центр тя­же­сти и вни­ма­ния в сфере эко­но­ми­ки стал по­сте­пен­но пе­ре­клю­чать­ся на раз­ра­бот­ку эко­но­ми­че­ско­го ме­ха­низ­ма. А за этим по­сте­пен­но по­тя­ну­лась и вся це­поч­ка.

 При углуб­лен­ном ана­ли­зе про­блем со­вер­шен­ство­ва­ния хо­зяй­ствен­но­го ме­ха­низ­ма ока­за­лось, что оно не­мыс­ли­мо без ре­фор­ми­ро­ва­ния всей по­ли­ти­че­ской си­сте­мы, а это в свою оче­редь дик­ту­ет и не­об­хо­ди­мость пе­ре­смот­ра роли самой пар­тии».

32. На­зо­ви­те не менее двух эко­но­ми­че­ских ре­форм, пре­об­ра­зо­ва­ний, на­прав­лен­ных на из­ме­не­ние «ста­ро­го эко­но­ми­че­ско­го ме­ха­низ­ма», осу­ществ­лен­ных в пе­ри­од, к ко­то­ро­му от­но­сят­ся вос­по­ми­на­ния.

33. В фев­ра­ле 1730 г. рос­сий­ская им­пе­ра­три­ца в при­сут­ствии при­бли­жен­ных на­до­рва­ла под­пи­сан­ные ею ранее бу­ма­ги, ко­то­рые огра­ни­чи­ва­ли её права. Так про­ва­ли­лась по­пыт­ка огра­ни­че­ния са­мо­дер­жа­вия.

 1. Ука­жи­те имя им­пе­ра­три­цы, упо­мя­ну­той в опи­са­нии ис­то­ри­че­ской

си­ту­а­ции.

2. Ука­жи­те на­зва­ние до­ку­мен­та, о ко­то­ром идёт речь.

3. По­че­му по­пыт­ка огра­ни­че­ния мо­нар­хии в Рос­сии в 1730 г. по­тер­пе­ла

не­уда­чу?

34. Су­ще­ству­ет точка зре­ния, что, не­смот­ря на со­хра­не­ние по­ло­же­ни­яд­во­рян­ства как слу­жи­ло­го со­сло­вия, в годы прав­ле­ния Петра I в пра­вах и обя­зан­но­стях дво­рян по­яви­лось много от­ли­чий от прав и обя­зан­но­стей дво­рян XVII в. При­ве­ди­те не менее двух фак­тов, по­ло­же­ний, под­твер­жда­ю­щих эти от­ли­чия.

35. Вам по­ру­че­но под­го­то­вить развёрну­тый ответ по теме «Эко­но­ми­че­ская ре­фор­ма 1965 г.». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым Вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунк­тов. На­пи­ши­те крат­кое по­яс­не­ние со­дер­жа­ния любых двух пунк­тов. План с по­яс­не­ни­я­ми дол­жен от­ра­зить ос­нов­ные со­бы­тия (яв­ле­ния), свя­зан­ные с эко­но­ми­че­ской ре­фор­мой 1965 г.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!