Я - неповторимый человек (практикум)
Класс: 2.
Цель: дать детям представление об индивидуальности, неповторимости каждого из них; показать детям уникальность каждого ученика.
Задачи: дать детям возможность сравнить признаки людей, находя сходства и различия; объяснить, что такое уникальность.
Теоретические положения
Положительное отношение к себе -важное условие полноценного развития личности ребенка. Для его формирования детям необходимо ощущать собственную значимость в глазах других людей. Признание ценности ребенка выражается в родительской любви, внимании, заботе и уважении его достоинства окружающими. Формированию положительного отношения ребенка к себе и другим способствует осознание неповторимости, уникальности себя и окружающих.
Словарь
Неповторимость человека - это сочетание его способностей, внешности и черт характера.
Оборудование: доска и мел или большие листы бумаги и фломастеры; камни
Ход урока
I. Создание психологической комфортности на уроке
- Здравствуйте, ребята. Посмотрите, пожалуйста, в окно. Какой сегодня день? (Пасмурно, дождливо; или солнечно…)
- А у нас (И у нас) в классе уютно и тепло. Да к тому же и солнышко заглянуло. Какие у вас ассоциации возникают, когда вы смотрите на солнце?
А у меня солнышко ассоциируется с нашим занятием, потому что я очень хочу, чтобы оно получилось таким же светлым, теплым и ярким, как наше солнышко.
- А каким видите вы наше занятие?
II. Введение в понятие
Игра – разминка
У вас на парте лежат белые кружочки. Возьмите их и не пользуясь буквами изобразите «радость»
Прикрепите рисунки на доске. Рассмотрите их.
- Почему все рисунки разные?
(Вывод: Все мы очень разные)
-Прочитайте тему. Что ждете от него?
-Как вы думаете, что значит «неповторимый»
(Уникальный, один такой)
-Наше занятие посвящено изучению уникальности, неповторимости людей. Каждый человек имеет право быть самим собой и сообщество (окружающие нас люди) в котором он живет, должны принимать его таким, какой он есть.
III.Практическая часть
1. Упражнение «Кленовые листочки»
- Сравните два кленовых листочка.
- Скажите, они одинаковые или разные?
-Какой листочек больше нравится? Почему? (Каждый по-своему)
3. Упражнение «Облака»
- Сравните облака.
- Чем отличаются облака друг от друга?
-Что можно о них сказать? (Все разные)
4. Упражнение «Камешки»
- Посмотрите на камешки.
- Чем они похожи?
-Разложите камешки по величине (убывание)
- Чем они отличаются?
(Вывод: в природе одинаковые объекты встречаются крайне редко. Даже похожие предметы различаются.)
5. Упражнение «Горка».
- Сложите все камни в одну горку.
-Что получилось? Как она получилась, ведь камни были разные?
(Вывод: разные камни дополняют друг друга, образуя целое.)
6. – Как вы думаете, что у детей есть общего и чем они отличаются друг от друга? (Внешность, интересы, еда, родители, имена и т.д.)
- Подумайте, какое преимущество имеют люди высокого роста? Низкого?
(могут играть в баскетбол, легче что-то достать, стать подводниками, танкистами и т.д.)
Например, первый космонавт Юрий Гагарин был небольшого роста. Человек может развить в себе некоторые качества в результате систематических занятий. Занятия спортом развивают силу и ловкость.
-Есть девочки с одинаковым цветом волос?
- Что заметили?
У людей двух абсолютно тождественных узоров на пальцах и ладонях не бывает. Это говорит об уникальности каждого ученика. Ваша уникальность - это ценность. Поэтому вы должны быть внимательны и заботливы по отношению друг к другу, а также заботиться о себе.
- Что означает забота о себе? В чем она должна выражаться? (Дети могут назвать хорошее, питание, вспомнить о необходимости одеваться по погоде и др.)
III. Работа с текстом
1. Чтение текста учителем
Разноцветные камешки
Однажды воскресным утром дракончик Памси спросил свою маму:
— Я особенный, не такой, как другие?
— Да, конечно же, ты особенный!
— Но почему? Что во мне особенного?
Мама пошла в другую комнату и принесла небольшой
мешочек. Она высыпала из него на стол разноцветные камешки. Камешки сверкали и переливались.
— Я отдаю тебе эти камешки и надеюсь, они помогут: тебе узнать, что в тебе есть особенного, — сказала мама.
— Я могу взять эти камешки с собой на прогулку? - спросил Памси.
— Конечно, — ответила мама,— теперь они твои. Памси сложил камешки в мешочек и отправился на прогулку. Он очень радовался, что наконец-то узнает, чем отличается от других, что в нем особенного.
Памси дошел до мостика через речку, сел там и стал разглядывать камешки и размышлять, как же они помогут ему узнать, почему он особенный.
Вдруг он услышал чей-то жалобный плач на другой стороне реки. Он повернулся и увидел маленького дракончика, который сидел под деревом и плакал. Памси встал и пошел к нему, чтобы помочь. Дракончику нужно было, чтобы его кто-нибудь выслушал. Пока дракончик рассказывал Памси свою историю, он успокоился и перестал плакать. Памси вынул из мешочка один камешек и подарил дракончику, а сам вернулся на мостик.
Через некоторое время он увидел своих друзей, они бежали к нему, чтобы вместе поиграть. Памси долго играл с друзьями, и им было очень весело вместе. Когда все устали и легли на полянке отдохнуть, Памси достал свой мешочек и на прощание подарил каждому по камешку.
По дороге домой Памси услышал мелодию своей любимой песни и направился туда, откуда доносилось пение. Вскоре он увидел того, кто пел. Это был обыкновенный дракончик с красивым голосом, и Памси решил его отблагодарить за радость, которую он ему доставил. Он достал из своего мешочка голубой, как небо, камешек и подарил певцу.
Наконец Памси вернулся домой. Мама уже ждала его и сразу спросила:
— Ну как, Памси, узнал, что в тебе особенного?
— Нет, — ответил Памси и рассказал маме о своей прогулке.
— Как, ты не понял, что в тебе особенного? Ведь ты не смог пройти мимо плачущего дракончика, ты нужен своим друзьям и умеешь ценить, дружбу, любишь прекрасное и понимаешь музыку. Это все замечательные особенности, которые я очень в тебе люблю, — сказала мама.
— Мама, — спросил Памси, — а ты не перестаешь любить меня, когда я не слушаюсь и огорчаю тебя?
— Даже если я сержусь на тебя или наказываю, то все равно продолжаю любить тебя.
Памси попросил маму закрыть глаза и положил в ее руку самый красивый и яркий камешек.
2. Обсуждение.
• Что можно сказать о Памси? Какой он?
• А что вы можете сказать о своих одноклассниках?
• Кто самый добрый?
• Кто самый веселый?
• Кто самый смелый?
• Кто самый умный?
4. Диагностика самооценки «Самый-самый».
На бланках нарисованы лесенки (по десять ступенек в каждой):
• самый добрый — самый злой;
• самый веселый — самый грустный;
• самый смелый — самый трусливый;
• самый умный — самый глупый.
Учитель говорит детям, что на самой верхней ступеньке лестницы располагаются те дети, у которых качество (например, доброта) выражено в максимальной степени, а на нижней — те, у кого в максимальной степени присутствует противоположное качество (злость). Затем он просит детей оценить себя по этим качествам и поставить букву «Я» на то место, которое соответствует их самооценке.
5. Упражнение «Подари камешек».
-А сейчас возьмите из коробки по одному или по два разноцветных камешка и подарите их тому, кому захотите, но обязательно со словами: «Я дарю тебе камешки, потому что ты самый...»
(Тем детям, которым ничего не досталось, камешки дарит учитель, обязательно отмечая при этом лучшие качества каждого ребенка, которому он делает подарок.)
IV. Рефлексия
- О чем мы сегодня говорили?
- Какие открытия вы сделали о себе?
- Прочитайте вывод внизу листа. Вы согласны с этим?
- Похоже наше занятие на солнышко?
Прикрепите свое имя под той картинкой, которая соответствует вашему настроению
V. Домашнее задание.
Предложить детям попросить родителей, чтобы они оценили их таким же способом.
Литература:
1. Алябьева В. Психогимнастика.
2. Ещеркина.О.А. Формирование гражданственности младших школьников. Влогоград:учитель,2007.
3. КурамшенаО.Н., Железкина А.М. Школа оптимизма:внеклассные мероприятия, классные часы.- М. ВАКО,2008
4. Управителева Л.В. Классные часы. 2 класс.Владимир:ВКТ, 2009
5.Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении.- М.2006.