СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Толерантность и мы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час "Толерантность и мы" для студентов колледжа.

Цель классного часа: формирование у студентов толерантного отношения друг к другу, развитие навыков корректного общения участников образовательного процесса.

 

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Толерантность и мы"»

государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования (ССУЗ) ЧО

«Политехнический колледж»








МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого классного часа

«Толерантность и мы»





Разработал: Поздина С.С.











Магнитогорск, 2016


Цель: формирование у студентов толерантного отношения друг к другу, развитие навыков корректного общения участников образовательного процесса.

Задачи:

  • Образовательные:

    1. познакомить студентов с понятием «толерантность»;

    2. выявить основные черты толерантности;

    3. сформировать правильное представление о толерантном поведении.

  • Развивающие:

    1. продолжить формирование толерантного отношения одноклассников между собой;

    2. способствовать развитию у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле;

    3. развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми.

  • Воспитательные:

    1. воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;

    2. воспитывать интернационализм, коммуникативную культуру общении и взаимопонимание.

Оборудование: персональный компьютер, проектор, экран, макет дерева.

Материалы к классному часу: презентация, методическая разработка мероприятия, фильм, карточки.

Оформление зала: макет дерева толерантности.

Время проведения – 45 мин.

Место проведения – актовый зал МО Политехнического колледжа г. Магнитогорска.

Кол-во участников: группа СП9-12-2 2 курс, 25 человек и зрители (студенты 2 курса)

Форма проведения – ролевая игра

План.

  1. Организационный момент.

  2. Просмотр фильма.

  3. Историческая справка.

  4. Фронтальная беседа с обучающимися.

  5. Выполнение групповых заданий.

  6. Интересные факты о толерантности.

  7. Просмотр мультфильма.

  8. Стихотворение Маршака «Всемирный хоровод»

  9. Анкетирование.

  10. Выполнение общего творческого задания (создание дерева толерантности).

  11. Подведение итогов.













ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Просмотр фильма «Мы выбираем жизнь».
Ведущий 1:(Слайд 1) «Патриотизм», «гражданственность», «толерантность» приобретают сегодня особый смысл, потому что уважение воспитанников к одногруппнику другой национальности, полноценное общение на примерах равноправия, оказание необходимой помощи, внимательное отношение к его нуждам в решении возникающих проблем – вот одна из главных ценностей человеческого существования в гармонии с миром природы и общества.
Ведущий 2:Толерантность – это важнейшая составляющая воспитания, предусматривающего приобщение к национальным духовным ценностям, к общечеловеческим знаниям, к единению культур, формирующим мировоззрение  подростков.

Ведущий 1: (слайд 2) Не всем, может быть, знакомо это, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

Ведущий 2: Мы начнем наш классный час с китайской притчи, которая поможет нам с вами сформулировать цель нашей встречи. Итак, название притчи «Ладная семья». (Слайд 3)

Студент: Фиронов Д. Китайская притча «Ладная семья»

 Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала эта семья целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. (слайд 4) Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумаги и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.(слайд 5)

Почесал владыка, как водится, за ухом и спросил:

- И все?

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И подумав, добавил:

- И мира тоже.

       Ведущий 1: Согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи? Как вы думаете, о чем мы хотим сегодня с вами поговорить (о дружеских взаимоотношениях)?

            У этого определения есть свое понятие ТОЛЕРАНТНОСТЬ, которое имеет свою историю. (слайд 6)

Студент: На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при всех правительствах (и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. Благодаря его действиям появилось на планете понятие толерантность.

Ведущий 2: Сегодня современный человек должен быть не только образованным, но и обладать чувством самоуважения и быть уважаемым окружающими. Люди, не обладающие этим качеством, оказываются неспособными к изменениям, которых требует наша жизнь. 

Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному. Давайте послушаем . (Выступления 7 студентов)

  1. tolerance (англ.) – готовность быть терпимым, снисходительным; быть терпимым, позволять существование различных мнений без их дискриминации; (слайд 7) 

  2. tolerenz (немец.) – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведени (слайд 8) 

  3. tolerance (франц.) – убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной; (слайд 9) 

  4. tolerencia (испан.) – способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных; (слайд 10) 

  5. kuan rong (китайск.) – принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим; (слайд 11) 

  6. tasamul? (араб.) – снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они есть, и прощать; (слайд12) 

  7. толерантность, терпимость (рус.) – умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо), принимать/признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствие с самим собой по отношению к кому-либо/чему-либо, быть снисходительным к чему-либо/кому-либо. (слайд 13) 

Ведущий 1: В разных странах определения различны.  Ребята, а как вы думаете, какое слово является ключевым для понятия толерантность?   

Ведущий 2: Конечно, это слово терпимость. Вопрос о толерантности не нов, он поднимался и раньше, но теперь он поставлен особо остро.  

Ведущий 1: Понятие толерантность очень широкое, за час мы не сможем поговорить обо всех видах, но давайте хотя бы посмотрим, какие виды толерантности бывают: (Слайд 14)

Как вы думаете,  для нас с вами, проживающих в небольшом, но многонациональном городе, какой вид толерантности будет наиболее близким и почему? (Вопрос залу)

Ведущий 2: Для того чтобы быть более терпимыми к людям других национальностей, надо много знать об особенностях разных культур, много читать, интересоваться.(Слайд 15) Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.

Ведущий 1: Ребята, просим от каждой группы по 2 человека выйти на сцену.( выходят, звучит музыка)

Ребята, на столах лежат конверты с различными качествами человека. Попробуйте выбрать качества, которые, по вашему мнению, соответствуют человеку с толерантным отношением.

В каждом конверте по 10 слов.

Конверт 1: снисходительность, злорадство, эгоизм, конфликт, желание что-либо делать вместе, уважение, понимание, сострадание, миролюбие, бессердечность, бестактность, пренебрежение,.

Конверт 2:, хвастовство, равенство, сострадание, скупость, ложь, милосердие, благосклонность, уважение, великодушие. раздражительность,

Конверт 3: миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, уважение, милосердие, вспыльчивость, раздражение, сердечность, конфликт, великодушие.

Конверт 4: поддержка, миролюбие, сотрудничество, сострадание, равенство, скупость, ложь, согласие, зависть, милосердие, великодушие, доброжелательность,.


.

Конверт 5:Уважение мнения других, эгоизм, чуткость, любознательность, доверие, нетерпимость, равнодушие, цинизм, агрессия,

Конверт 6: Непонимание, игнорирование, великодушие, Доброта, понимание и принятие, снисходительность, гуманизм сердечность, цинизм, агрессия

Ведущий 2: Какие качества, вы выбрали? Человек, обладающий толерантным отношением, должен обладать такими качествами как: ….. Спасибо.

Ведущий 1: Но помимо толерантности существует интолерантность.

Как вы думаете, что это такое? Какими качествами обладает интолерантная личность?

Студенты отвечают: Интолерантность – нетерпимое, неуважительное, враждебное отношение к людям. «Толерантная и интолерантная личность»

Ведущий 2: : (слайд 16)     Мы видим, что есть два пути развития личности - то­лерантный и интолерантный.

Ведущий 1: Немецкий  художник  Хельмут Лангер создал  эмблему Толерантности: (слайд 17)    

  • Толерантность – это прощение.

  • Толерантность – это сострадание.

  • Толерантность – это уважение прав других.

  • Толерантность – это сотрудничество.

  • Толерантность – это уважение человеческого достоинства.

  • Толерантность – это дружба.

  • Толерантность – это гармония в многообразии.

  • Толерантность – мир и согласие.

  • Толерантность – милосердие.

Ведущий 2: Толерантность – это понятие встречается каждый день. Оно повседневно. В конце 60-х годов в Германии был создан плакат. Его создавали философы и активисты молодежных движений 1968 года. (Слайд 18)

Ведущий 1: Что же собой представляет этот плакат? Это всего семь строчек, написанных как бы от руки.

Ведущий 2: «Твой Иисус – еврей. Твой автомобиль – японский. Твой кофе – бразильский. Твои цифры – арабские. Твои буквы – латинские. Твоя демократия – греческая. Твой сосед после этого всего – лишь иностранец?»

Ведущий 1: Концепция плаката заключается в том, что человек всегда пользуется культурными достижениями, опытом других наций (буквы, цифры, демократия);
повседневными трудами других народов (кофе выращивают в одной стране, отпуск  проводят в других странах, пользуются автомобилями разных стран). Можно ли при этом смотреть свысока на людей других национальностей и другого цвета кожи?! Хорошо или плохо, что все мы разные? (Слайд 19)

Давайте посмотрим мультфильм: (просмотр мультфильма)

Ведущий 2: Как вы поняли содержание мультфильма?

Ведущий 1: (слайд 20)    Все – мы разные, все мы – равные! Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.      (Слайд 21) 

Ведущий 2: Толерантность – признание, уважение и соблюдение прав и свобод всех людей без различения социальных, религиозных, этнических и иных особенностей. : (слайд 22)    

Студент: Послушайте Стихотворение С.Маршака «Всемирный хоровод»…..

Стихи для ребят
Всех народов и стран:
Для абиссинцев
И англичан,
Для испанских детей
И для русских,
Шведских,
Турецких, немецких,
Французских
Негров, чья родина –
Африки берег;
Для краснокожих
Обеих Америк.
Для желтокожих,
Которым вставать
Надо,
Когда мы ложимся в кровать,
Для эскимосов,
Что в стужу и снег
Лезут
В мешок меховой
На ночлег;
Из тропических стран,
Где на деревьях
Не счесть обезьян;
Для ребятишек
Одетых и голых –
Тех, что живут
В городах и селах...
Весь этот шумный,
Задорный народ
Пусть соберется
В один хоровод.
Север планеты
Пусть встретится с Югом,
Запад – с Востоком,
А дети – друг с другом!

Ведущий 1:Это стихотворение о том, что на нашей планете живут дети разных цветов кожи и национальностей, и все они должны дружить друг с другом.

Ведущий 2:А почему всем детям нужно дружить?

Ведущий 1:Чтобы не было войны на Земле, все жили счастливо и помогали друг другу.
Ведущий 2:А насколько вы толерантны? Пожалуйста, просим на сцену группы Сп1, СП2. (звучит музыка)

Мы предлагаем вам анкету. Какая будет ваша реакция? Зрители, вы также можете принять участие. Отвечайте и запоминайте свои ответы.

Ведущий 1: А теперь вашему вниманию …(Слайды 25-36)

1. Для того чтобы не было войны…

  1. нельзя ничего сделать, поскольку войны будут всегда!

  2. нужно понимать, почему они происходят

2. В колледже проходит акция «Милосердие»…

  1. это тебя не интересует;

  2. пытаешься, чем можешь, помочь ветеранам

3. Ты противостоишь насилию…

  1. насилием;

  2. ты присоединяешься к другим людям, чтобы сказать нет

4. Один товарищ тебя предал…

  1. ты мстишь ему;

  2. ты пытаешься объясниться с ним

5. Видишь, когда сильный обижает слабого…

  1. равнодушно проходишь мимо;

  2. вмешиваешься

6. Ты не согласен с кем-то…

  1. а) ты не даешь ему говорить;

  2. б) ты все-таки слушаешь его

7. Преподаватель ждет ответа студента…

  1. кричишь с места

  2. даешь возможность ответить другому

8. У тебя в группе беженец или беженцы из других республик…

  1. ты не общаешься с ним

  2. помогаешь ему влиться в коллектив

Ведущий 1: Если у тебя одни «2» Прекрасно! Ты проявляешь большую толерантность. Ты являешься будущим гражданином мира. Объясни своим друзьям, как тебе это удается.

Ведущий 2: Если у тебя от 3 до 5 «2»: Да! Ты не очень толерантен. Ты слишком стремишься навязать свои идеи, но проявляешь любознательность, и у тебя хорошее воображение. Используй эти свои качества для борьбы с не толерантностью.

Ведущий 1: Если у тебя от 3 до 5 «2» Да! Ты не очень толерантен. Ты слишком стремишься навязать свои идеи, но проявляешь любознательность, и у тебя хорошее воображение. Используй эти свои качества для борьбы с не толерантностью.

Ведущий 1: Силён не тот, кто победил в конфликте, а тот, кто смог его избежать. А для этого нужно относиться друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно. Невозможно нравиться всем, невозможно любить всех, невозможно, чтобы все ребята группы были преданными друзьями, потому что у нас разное воспитание, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, т.е. быть толерантными.

«Ведущий 2:У каждого человека есть свобода выбора. Выбор существует ежедневно, ежеминутно. Разный по своей серьёзности. Неодинаковый по своим последствиям. Шагнуть или не шагнуть? Промолчать или ответить? Стерпеть или дать отпор? Сказать «да» или «нет». Пусть ваш выбор ежеминутно говорит о том, что ты поступаешь, как Человек с большой буквы.

  • . Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе».

  • - «Если тебе плохо, найди того, кому еще хуже и помоги ему».

  • «Поставь себя на место того, кого ты осуждаешь». (слайд 37)

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:

Ведущий 1: Но не все так просто. На прошлой неделе мы проводили анкетирование «Толерантны ли вы?», которое показало, что уровень конфликтности в колледже находится почти в верхней отметке графика. Вы способны твердо отстаивать свои убеждения, но, безусловно, можете и вести диалог, менять свое мнение, если это необходимо. Иногда вы излишне резки и неуважительны к собесед­нику. В такой момент вы действительно можете выиграть спор с че­ловеком, у которого более слабый характер. Это означает, не всегда мы бываем толерантными. Наше отделение – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили уважение, взаимопонимание и не было бы ссор. А что же для этого нужно?

Ведущий 1: Сейчас мы предлагаем  «вырастить» дерево толерантности, на листьях которого мы оставим свои пожелания. (Слайд 38) Какие у вас формулы толерантности, что надо сделать, чтобы наш колледж, наше отделение, наш город, наша страна, наш мир стали планетой Толерантности. Возьмите по листочку и напишите на нем то, что по вашему мнению нужно сделать, чтобы колледж стал пространством толерантности, то есть отношения в нем стали толерантными.  (Двое студентов собирают листочки и оформляют на доске «Дерево толерантности».) (звучит музыка)

  • «Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе».

  • - «Если тебе плохо, найди того, кому еще хуже и помоги ему».

  • «Поставь себя на место того, кого ты осуждаешь».

  •   Уважай собеседника;

  • Старайся понять то, о чем говорят другие;

  • Отстаивай свое мнение тактично;

  • Ищи лучшие аргументы;

  • Будь справедливым,

готовым признать правоту другого;

  • Стремись учитывать интересы других.

  • Умей прощать

  • Уважайте права других

  • взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам);

  • равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества;

  • сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;

  • сотрудничество и солидарность в решение общих проблем;

 Ведущий 2:   (Слайд 39) Пусть каждый из нас, пусть наше отделение, наш колледж, наш город и наша Россия всегда будут маленькими Планетами Толерантности для всех!

Ведущий 1: (Слайд 40) Наша земля – это место, где мы можем любить друг друга, соблюдать традиции и продолжать историю Планеты Толерантность

Студент: А сейчас, пожалуйста, послушайте Молитву о встрече (слайд № 41)

Я пришел в этот мир

Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

 И ты пришел в этот мир

Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,

Не для того, чтобы отвечать моим интересам,

Не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

Потому что я – это я, а ты – это ты.

Но если мы встретились и поняли друг друга – то это прекрасно!

А если нет – ну что ж, печально.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!