Доклад на тему:
КЛАСТЕРЫ: СУЩНОСТЬ И МЕТОДИКА РАБОТЫ С НИМИ ПРИ
ОБУЧЕНИИ ХИМИИ
Подготовила
учитель химии
МОУ «Школа №141 г. Донецка»
Безвенюк С.В.
Донецк - 2018
В настоящее время все больший интерес учителей вызывают педагогиче- ские технологии, методы и приемы, способствующие формированию универ- сальных учебных действий. Одна из них – технология «кластери». Ее можно рассматривать и как прием технологии развития критического мышления, ко- торый заключается «в выделении смысловых единиц текста и графическом оформлении их в определенном порядке в виде «грозди» [2, с. 32-33]. Работа с кластерами используется на разных этапах урока, в разных организационных формах обучения [2, 3, 4, 5, 6 и др.].
В разных областях знания под кластерами понимают весьма различные объекты. В химии термин «кластер» начал активно использоваться в 70-е годы ХХ века в связи с бурным развитием химии координационных соединений. В этой области химии было принято такое определение кластера: «Кластер (буквальный перевод «рой») представляет группу из трех или большего числа атомов металла, каждый из которых связан со всеми остальными атомами металла или с большей их частью» [1, с. 43]. На мой взгляд, именно это определение лучше всего отражает особенности составления кластеров как методического приема. В широком смысле слова кластер – это схема, но схема, в которой выявлено и отражено как можно больше взаимосвязей между элементами, а также их иерархическая структура (соподчиненность). Кластер – это графически оформленная совокупность смысловых единиц текстовой информации в виде многоуровневой схемы (грозди), построенной в определенном логическом порядке и отражающей взаимосвязи этих смысловых единиц и их взаимоподчиненность (иерархию). Построение кластера – это своего рода проектирование, придание нужной графической формы распределению имеющейся текстовой информации на основе представлений о том, как связаны между собой смысловые единицы этой информации, и соорганизации разных знаний. При построении кластера, отражающего сведения о веществе (группе или классе веществ), считаю необходимым выделять на первом уровне кластера следующие признаки (смысловые единицы): состав, строение, физические свойства, химические свойства, применение, получение, нахождение в природе, получение, биологическая роль, история открытия (изучения), присваивая номера этим смысловым единицам, что облегчает восприятие логики изучения материала и построение плана, рассказа (с опорой на кластер) в дальнейшем.
Составление кластера. Обычно кластер выполняют на отдельном листе. В центре кластера помещают название темы, проблемы, понятия; вокруг располагают суждения: крупные смысловые единицы, отражая их связи с разнообразными аргументами, фактами, примерами. Возможны две формы (условно): кластер в виде круга и в виде полукруга. Если структура кластера предположительно будет круговой (в кластере будет 5 и более смысловых единиц), т.е. линии связей (лучи) расходятся по всем направлениям в разные стороны, то тогда ключевое понятие (заглавный термин) записывают в центре листа, а от него в разные стороны исходят стрелки-лучи (именно стрелки-лучи, отражающие направленность, а не просто черточки! в некоторых случаях это могут быть две стрелки, направленные в противоположные стороны, как знак обратимости), соединяющие это слово с другими, от которых лучи расходятся далее и далее, так происходит образование гроздевидной структуры. Если кластер будет содержать 2-3 смысловые единицы, то он скорее будет напоминать полукруг, тогда начинаем составлять его от верхней кромки листа. Объем информации, содержащейся в кластере, может быть разным, и сама информация может обладать разной степенью значимости (быть более или менее существенной и несущественной). Крупный кластер, как правило, содержит совокупность существенной и несущественной информации, которую составитель (учитель, учащийся) почерпнул ранее – намеренно или случайно, причем, эта информация может быть из любых областей знания, в том числе и гуманитарных. Важно, чтобы содержание кластера позволяло работать с ним как с источником информации и в дальнейшем. Это надо иметь в виду учителю, который использует или намеревается использовать кластеры в своей работе. Интересны и полезны следующие виды работы учащихся с кластерами:
1. Составление нового кластера (в том числе, и по готовому простому или развернутому плану).
2. Составление краткого рассказа по готовому кластеру (с использованием слов, входящих в состав кластера).
3. Составление простого и развернутого плана темы, проблемы, характе- ристики вещества, группы или класса веществ по готовому кластеру.
4. Коррекция готового кластера.
5. Анализ готового кластера с целью укрупнения одной или нескольких «гроздей» кластера, выделения новых «гроздей» и смысловых единиц.
6. Анализ неполного кластера без указания заглавного термина и опре- деление этого термина.
7. Анализ неполного кластера без указания одной или нескольких его смысловых единиц и определение этих единиц.
8. Анализ неполного кластера без указания одной-двух его «гроздей» и составление этих «гроздей».
9. Публичная презентация готового кластера (в том числе, в режиме ограниченного времени).
Организационные формы работы с кластерами:
1. Совместно с учителем на уроке (фронтальная работа при ведущей роли учителя).
2. Индивидуальная или парная работа на практическом занятии (возможно, с последующей публичной презентацией; роль учителя – консультационная или ведущая).
3. В составе малой творческой группы с последующим конкурсом на лучший кластер по заданной учителем теме.
4. Выполнение контрольного задания на составление кластера (или его фрагмента – «грозди»), корректировку кластера, написание короткого рассказа или ответов на вопросы с использованием готового или неполного кластера.
5. Самостоятельно при выполнении домашнего задания.
Практический опыт показывает, что включение кластеров в процесс обучения активизирует учебно-познавательную деятельность учащихся, позволяет им самостоятельно диагностировать уровень имеющихся у них знаний и выявить возможные области недостаточного знания, дает возможность отразить индивидуальные результаты обучения.
Кроме того, все виды и формы работы с кластером способствуют формированию и развитию различных метапредметных умений: анализа, синтеза, систематизации, классификации, обобщения, выявления причинно-следственных связей, перекодирования информации, адекватной работе в паре, группе, самоконтроля, взаимоконтроля, самокоррекции знаний и др.
Литература:
1. Коттон, Ф. Современная неорганическая химия / Ф. Коттон, Дж. Уил- кинсон. – Ч. 3. – М.: Мир, 1969. – 596 с.
2. Муштавинская, И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: учеб.-метод. пособие / И.В. Муштавинская. – СПб.: КАРО, 2009. – 144 с.
3. Павлищева, А.Ю. Из опыта использования кластеров / А.Ю. Павлищева // Химия в школе. – 2010. – №6. – с. 28–30.
4. Сиргиенко, Г.П. Использование кластеров на уроках химии / Г.П. Сер- гиенко. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/599073/.
5. Технология «кластери» и ее модификации. – Режим доступа: http://www.medbio-kgmu.ru/cgi-bin/go.pl?i=676.
6. Урлапова, О.И. Обобщающий урок в начальной школе по курсу «Окружающий мир» / О.И. Урлапова. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/512956/.