СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплекс тестовых заданий для учащихся 10 класса по теме «лексика. фразеология».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

комплекс тестовых заданий для учащихся 10 класса

Просмотр содержимого документа
«Комплекс тестовых заданий для учащихся 10 класса по теме «лексика. фразеология».»


Комплекс тестовых заданий для учащихся
10 класса ПО ТЕМЕ «Лексика. Фразеология».


Класс: 10

Предмет: русский язык

Уровень сложности: базовый

Тип КОТЗ: итоговый контроль

Время выполнения 60 минут.

Уровень сложности – базовый


Объект оценки:

Личностные УУД:

  • самостоятельная организация своей учебной деятельности;

  • самооценка собственной учебной деятельности на основе критериев ее успешности по результатам КОТЗ.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

  • поиск и выделение необходимой информации;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • установление причинно-следственных связей, выведение следствий;

  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • умение проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенной и несущественной информации.

Коммуникативные УУД:

  • умение аргументировать свою позицию, оценку, выбор;

  • умение отвечать на вопросы (общие, специальные, разделительные, альтернативные) кратким или развернутым ответом;

  • выполнение индивидуальных и групповых тестовых заданий с последующей самопроверкой или взаимопроверкой;

  • умение выражать свои мысли в письменной речи.

Регуляционные УУД:

  • умение обучающихся планировать свою деятельность при решении КОТЗ;

  • выполнение задания в соответствии с поставленной целью / планом;

  • анализ результатов по диагностическим признакам и результату деятельности контроля и коррекции;

  • проявление способности самоопределяться в ситуациях учебной деятельности.

Предметные результаты:

  • использовать понятийный аппарат школьного курса по русскому языку;



Инструкция для учащихся по выполнению тестовой работы.

Перед вами бланк с заданиями для проверки знаний по теме «Лексика. Фразеология». Внимательно прочитайте инструкцию по выполнению каждого задания, а затем текст задания. Советуем выполнять задания по порядку. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольше количество баллов.


Желаем успеха!



1.Задания с выбором одного правильного ответа из предложенных вариантов.

Инструкция: выберите вариант ответа, который Вы считаете правильным.

  1. Что изучает лексика?
    1) историю слова;
    2) части речи и их формы;
    3) правила написания слов;
    4) звуковую сторону слова;
    5) слова и их значения.

Правильный ответ: 5

Критерии оценивания: правильный ответ – 1 балл, неправильный – 0 баллов.



2. Задания с выбором нескольких (множественным выбором) правильных ответов из фиксированного набора вариантов.

Инструкция: выберите два верных утверждения. Запишите выбранные цифры в бланк ответа без пробелов и запятых.

  1. В каком ряду все слова – синонимы?
    1) время, период, эпоха, эра;
    2) лингвист, историк, литературовед;
    3) фрукты, овощи, вишня;
    4) контуры, очертания, силуэты
    5) тарелка, вилка, ложка.

Правильный ответ: 14 , верным считается ответ, в котором есть все цифры из эталона и отсутствуют другие цифры.

Критерии оценивания: правильный ответ – 1 балл, неправильный – 0 баллов



3.Задание на исключение лишнего.

Инструкция: Выпишите лишнее словосочетание в каждой группе слов.


  1. Медвежья берлога, медвежья услуга, медвежья лапа

  2. Золотое кольцо, золотые руки, золотые часы.

  3. Горячий чай, горячий характер, горячий лоб.

  4. Хвост тигра, хвост самолёта, хвост поезда.


Правильный ответ:

  1. Медвежья берлога, медвежья услуга, медвежья лапа

  2. Золотое кольцо, золотые руки, золотые часы.

  3. Горячий чай, горячий характер, горячий лоб.

  4. Хвост тигра, хвост самолёта, хвост поезда.

Критерии оценивания: ответ не содержит ошибки – 2 балла; ответ содержит от 1 до 2 ошибок – 1 балл; в ответе больше 2 ошибок – 0 баллов.


4. Задания с альтернативным ответом.

Инструкция: Если Вы согласны с утверждением, ответьте «Да », если не согласны – «Нет ». Сделайте отметку в соответствующем столбце ответов.


п/п

Утверждение

Да

Нет

1

Историзмы – слова, называющие вышедшие из обихода явления, предметы и понятия.



2

Диалектизмы – слова, сфера употребления которых ограничена определенной территорией.



3

Паронимы – это слова, разные по звучанию, но близкие или тождественные по значению.



4

Метафора – определение, подчёркивающее характерное свойство предмета, а также придающее ему поэтическую яркость, художественную выразительность.



5

Анафора – повторение одного слова или группы слов в конце предложений или фрагментов текста.



6

Манкировать – «относиться к чему-либо небрежно, чем-либо пренебрегать».



7

Статус-кво – «политическое, правовое или иное положение, существующее или существовавшее в какой-либо определённый момент».



8

кампания – компания – это синонимы.




Правильный ответ:


п/п

Утверждение

Да

Нет

1

Историзмы – слова, называющие вышедшие из обихода явления, предметы и понятия.

+


2

Диалектизмы – слова, сфера употребления которых ограничена определенной территорией.

+


3

Паронимы – это слова, разные по звучанию, но близкие или тождественные по значению.


-

4

Метафора – определение, подчёркивающее характерное свойство предмета, а также придающее ему поэтическую яркость, художественную выразительность.


-

5

Анафора – повторение одного слова или группы слов в конце предложений или фрагментов текста.


-

6

Манкировать – «относиться к чему-либо небрежно, чем-либо пренебрегать».

+


7

Статус-кво – «политическое, правовое или иное положение, существующее или существовавшее в какой-либо определённый момент».

+


8

кампания – компания – это синонимы.


-


Критерии оценивания: ответ не содержит ошибки – 2 балла; ответ содержит от 1 до 2 ошибок – 1 балл; в ответе больше 2 ошибок – 0 баллов.



5. Задания на установление соответствия.

Инструкция: Установите соответствие. Найди пары фразеологизмов и их толкований.


а) устать

1) куры не клюют

б) перекусить 

2) заткнуть за пояс

в) победить, превзойти

3) волочить ноги

г) мешать 

4) заморить червячка

д) ухудшать и без того сложную ситуацию, обострять конфликт, противоречия.

5) плясать под чужую дудку


6) вставлять палки в колёса


7) подливать масло в огонь


8) Янус двуликий


Правильный ответ:

А

Б

В

Г

Д

3

4

2

6

7


Критерии оценивания: ответ не содержит ошибки – 2 балла; ответ содержит от 1 до 2 ошибок – 1 балл; в ответе больше 2 ошибок – 0 баллов.



6. Задания на сортировку.

Инструкция. Расположите слова по возрастающей степени признака.


1. Колоссальный, большой, огромный, исполинский, громадный, гигантский.

2. Тревога, беспокойство, волнение.

3. Катастрофа, беда, несчастье, бедствие.

4.Безобразный, невзрачный, некрасивый, непривлекательный, уродливый.


Правильный ответ:

1.Большой, огромный, громадный, гигантский, исполинский, колоссальный.

2. Волнение, беспокойство, тревога.

3. Несчастье, беда, бедствие, катастрофа.

4. Невзрачный, непривлекательный, некрасивый, безобразный, уродливый.


Критерии оценивания:

За каждый ряд, правильно составленный - 1 балл. Макс количество. - 4 балла


7. Задания на дополнение.

Инструкция. Дополните предложения, вставляя соответствующие слова – ответы.

1.В умной беседе – ума прикопить, а в глупой – и свой …

2.Семь топоров вместе лежат, а две прялки…

3.Родимая сторона – мать, чужая - …

4.Над другим посмеёшься – над собой …

5.Живое слово дороже …. .буквы.

6.Петь хорошо …, а говорить – порознь.

7.Учёный водит, а …. следом ходит.

Правильный ответ:

  1. Растерять

  2. Врозь

  3. Мачеха

  4. Поплачешь

  5. Мертвой

  6. Вместе

  7. Неучёный

Критерии оценивания: ответ не содержит ошибки – 2 балла; ответ содержит от 1 до 3 ошибок – 1 балл; в ответе больше 3 ошибок – 0 баллов.


8.Задание на вычисление ответа.

Инструкция. В каком ряду не все слова являются синонимами?


  1. Легкомысленный – легковесный – ветреный – неосновательный.

  2. Мятеж – бунт – восстание – драка.

  3. Васильковый – синий – аквамариновый – лиловый.

  4. Чаща – глушь – дебри – заросли.


Правильный ответ: 2

Критерии оценивания: правильный ответ – 1 балл, неправильный – 0 баллов


9.Комбинированное задание.

Инструкция. Выдели один правильный вариант ответа.

Задание. В каком ряду содержится «лишний» фразеологизм?


  1. Во весь дух, что есть мочи, сломя голову, во всю прыть.

  2. На край света, на все четыре стороны, галопом по европам, за тридевять земель.

  3. Считать ворон, бить баклуши, лежать на боку, валять дурака.

  4. Раз-два и обчёлся, с гулькин нос, кот наплакал, по пальцам пересчитать.


Правильный ответ: 2

Критерии оценивания: правильный ответ – 1 балл, неправильный – 0 баллов


10.Задание со свободно конструируемым ответом.

Инструкция: Прочитайте предложения, из слов в скобках выберите нужные. Аргументируйте свой выбор.


1.Необходимо иметь …(целое – целостное) представление о мире.

2.Между одноклассниками быстро установились теплые и … (доверчивые – доверительные) отношения.

3.Следствие показало, что друг потерпевшего оказался …(виноватым – виновным) в случившемся.

4.На голове отца (одета -  надета) меховая шапка.


Правильный ответ:

  1. Необходимо иметь целостное представление о мире .

Целостный - обладающий внутренним единством, целый - весь без изъятия, полный, такой, от которого ничего не убавлено, не отделено; значительный, большой, невредимый, без изъяна, ущерба.

  1. Между одноклассниками быстро установились теплые и доверительные отношения.

Доверительный - выражающий доверие, доверчивый— доверяющий, питающий доверие.

  1. Следствие показало, что друг потерпевшего оказался виновным в случившемся.

Виновный - совершивший преступление, проступок, являющийся виновником чего-нибудь. Виноватый - выражающий сознание виновности в чём-нибудь, выражение сожаления по поводу причиняемого беспокойства, неудобства.

  1. На голове отца надета меховая шапка.

Одеть кого-то, надеть что-то.

Критерии оценивания: за каждое правильно выбранное слово – 1 балл. За объяснение значения слова – 1 балл.



11. Творческое задание.

Инструкция. Выполните творческое задание. На основе раздела «Лексика. Фразеология» составь интеллектуальную карту.

Время на выполнение работы 10 – 15 минут.


Модельный ответ:



Критерии оценивания: 4 балла – «отлично»; 3 балла – «хорошо»; 2 балла – «удовлетворительно»; 1 балл – «плохо»



Шкала перевода баллов в оценку

Количественная
характеристика в %

Количественная
характеристика
в итоговой сумме
баллов за тест

Уровень овладения
УУД

Итоговый балл
за тест

85–100 % правильно выполненных ТЗ

25 – 28 баллов

соответствует «высокому» уровню овладения УУД

«5»

70–84 % правильно выполненных ТЗ

20 - 24 балла

соответствует «повышенному» уровню овладения УУД

«4»

50–69 % правильно выполненных ТЗ

14- 19 баллов

соответствует «базовому» уровню овладения УУД

«3»

менее 50 % правильно выполненных ТЗ

До 14 баллов

соответствует «низкому» уровню овладения УУД

«2»





Спецификация оценивания УУД

задания

Планируемые результаты

Тип задания

Уровень сложности

1

Познавательные УУД:

  • поиск и выделение необходимой информации.

Регуляционные УУД:

  • умение обучающихся планировать свою деятельность при решении КОТЗ;

  • выполнение задания в соответствии с поставленной целью / планом.

Личностные УУД:

  • самостоятельная организация своей учебной деятельности.

Задание с выбором одного правильного ответа из предложенных вариантов

базовый

2

Познавательные УУД:

  • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

Регуляционные УУД:

  • умение обучающихся планировать свою деятельность при решении КОТЗ;

  • выполнение задания в соответствии с поставленной целью / планом.

Личностные УУД:

  • самостоятельная организация своей учебной деятельности.

Задание на множественный выбор

базовый

3.

Познавательные УДД:

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенной и несущественной информации.

Регуляционные УУД:

  • умение обучающихся планировать свою деятельность при решении КОТЗ;

  • выполнение задания в соответствии с поставленной целью / планом.

Личностные УУД:

  • самостоятельная организация своей учебной деятельности.

Задание на исключение лишнего

базовый

4.

Познавательные УУД:

  • поиск и выделение необходимой информации;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенной и несущественной информации.

Регуляционные УУД:

  • умение обучающихся планировать свою деятельность при решении КОТЗ;

  • выполнение задания в соответствии с поставленной целью / планом.

Личностные УУД:

  • самостоятельная организация своей учебной деятельности.

Задание с альтернативным ответом

базовый

5.

Познавательные УУД:

  • поиск и выделение необходимой информации;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенной и несущественной информации.

Регуляционные УУД:

  • умение обучающихся планировать свою деятельность при решении КОТЗ;

  • выполнение задания в соответствии с поставленной целью / планом.

Личностные УУД:

  • самостоятельная организация своей учебной деятельности.

Задание на установление соответствия

базовый

6.

Познавательные УДД:

  • умение проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

Регуляционные УУД:

  • умение обучающихся планировать свою деятельность при решении КОТЗ;

  • выполнение задания в соответствии с поставленной целью / планом.

Личностные УУД:

  • самостоятельная организация своей учебной деятельности.

Задание на сортировку (ранжирование).

базовый

7.

Познавательные УДД:

  • установление причинно-следственных связей, выведение следствий.

Коммуникативные УУД:

  • умение выражать свои мысли в письменной речи.

Регуляционные УУД:

  • умение обучающихся планировать свою деятельность при решении КОТЗ;

  • выполнение задания в соответствии с поставленной целью / планом.

Личностные УУД:

  • самостоятельная организация своей учебной деятельности.

Задание на дополнение

базовый

8.

Познавательные УДД:

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные УУД:

  • умение отвечать на вопросы (общие, специальные, разделительные, альтернативные) кратким ответом.

Регуляционные УУД:

  • умение обучающихся планировать свою деятельность при решении КОТЗ;

  • выполнение задания в соответствии с поставленной целью / планом.

Личностные УУД:

  • самостоятельная организация своей учебной деятельности.

Задание на вычисление ответа.

базовый

9.

Познавательные УДД:

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенной и несущественной информации.

Регуляционные УУД:

  • умение обучающихся планировать свою деятельность при решении КОТЗ;

  • выполнение задания в соответствии с поставленной целью / планом.

Личностные УУД:

  • самостоятельная организация своей учебной деятельности.

Комбинированное задание.

базовый

10.

Познавательные УУД:

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенной и несущественной информации.

Коммуникативные УУД:

  • умение выражать свои мысли в письменной речи.

Регуляционные УУД:

  • умение обучающихся планировать свою деятельность при решении КОТЗ;

  • выполнение задания в соответствии с поставленной целью / планом.

Личностные УУД:

  • самостоятельная организация своей учебной деятельности.

Задание со свободно конструируемым ответом.

базовый

11.

Познавательные УДД:

  • установление причинно-следственных связей, выведение следствий.

Коммуникативные УУД:

  • умение выражать свои мысли в письменной речи.

Регуляционные УУД:

  • умение обучающихся планировать свою деятельность при решении КОТЗ;

  • выполнение задания в соответствии с поставленной целью / планом.

Личностные УУД:

  • самостоятельная организация своей учебной деятельности.

Творческое задание.

базовый






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!