Яковлева Нина Васильевна,
учитель русского языка и литературы
МОБУ СОШ№8 г.Мелеуз,
Республика Башкортостан
Урок развития речи по русскому языку в 5 классе на тему «Описание предмета»
Цели урока: дать представление о типе речи описании, признаках текста-описания, расширить преставление об изобразительно- выразительных средствах.
Тип урока: комбинированный, т.к. предусматривает повторение пройденного, объяснение и закрепление нового материала. В системе уроков по развитию речи «Типы речи» данный урок является первым.
Оборудование: мультимедийное оборудование, словарики, иллюстрации художников – маринистов.
Планируемые результаты.
Личностные: воспитание любознательности, наблюдательности, творческой активности, воспитание любви к прекрасному; совершенствование навыка сотрудничества со в паре.
Метапредметные: способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
Предметные: учащиеся научатся писать текст-описание, используя прилагательные-эпитеты, понимать роль эпитетов в речи как средства выразительности.
I. Организационный момент.
На экране слайд 1.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Запишите число, тему урока «Описание предмета».
-Что такое описание? Я приготовила вам словарики, к которым мы будем обращаться на уроке. Прочитайте, что такое описание.
- Описание - изображение людей, предметов, животных, природы. К текстам описательного характера можно поставить вопрос КАКОЙ? В описании главную смысловую нагрузку несут прилагательные. Для описания характерно использование художественных средств (эпитетов, олицетворений и др.)
II. Постановка проблемы
1.-Описывать можно всё, что угодно. Что будем описывать мы, догадайтесь, прочитав текст.
.На экране текст (слайд 2).
… может быть разным. То оно спокойное ласковое задумчивое. И тогда расстилается перед вами безбрежное, лазоревое. А то вдруг вдыхает полной грудью, становится тёмно-синим… И вот уже не белые барашки бегут наперегонки, а грозные, чёрные валы с белыми гребнями обрушиваются сердито на песчаный берег.
-Что описывается в тексте?
-Правильно, море. Сегодня вы должны научиться описывать море. В течение урока вы будете собирать материал, слова о море для того, чтобы в сочинении показать, какое оно, море. Репродукции картин И.К.Айвазовского помогут вам представить море.
III. Отбор и систематизация материала к сочинению
1.-А вы, ребята, знаете, как называются художники, рисующие море?
-Давайте обратимся к словарику. Прочитайте: «Маринист - художник, изображающий морские пейзажи».
-Кроме И.К.Айвазовского, море рисовали А.И.Куинджи, Л.Ф.Лагорио (показать на слайдах3-6 работы этих художников). Понравились вам? Что особенно вам понравилось, почему?
-Художники красками нарисовали такие замечательные морские пейзажи. А вам, ребята, предстоит нарисовать море, показать, какое оно, с помощью слов. И сделать это нужно грамотно.
2.-Повторим орфограммы. Вставьте пропущенные буквы в словах, запишите слова, орфограммы выделите (на отдельных листах записаны слова с пропущенными буквами, показываю по одному):
М..рской, чудес..ный, радос..ный,.лё..кий. ш..рокое.
Обменяйтесь тетрадями с соседями, проверьте, правильно ли вставлены буквы (в показанных словах открываю ранее закрытые буквы)
3.- Вам для сочинения понадобятся «морские» слова. Назовите как можно больше однокоренных слов к слову «море». (Ребята по цепочке, устно называют однокоренные слова) Молодцы.
-Необходимо не только грамотно писать слова, но и правильно расставлять
знаки препинания. –
-Проверим, хорошо ли вы знаете правила пунктуации.
4.-Вернёмся к тексту (слайд 7). Найдите в тексте предложение, соответствующее этой схеме:
-Какое это предложение? Правильно. Предложение осложнено однородными членами.
- Поставьте знаки препинания.
- Назовите, какой частью речи выражены однородные сказуемые .
5.- А вы знаете, ребята, что прилагательные не просто определяют предмет, называют его типичные признаки, но и подчёркивают особенную черту предмета. Такие слова называются эпитетами.
-Откройте словарики, прочитайте значение слова «эпитет»: «Эпитет - определение, придающее выражению образность, эмоциональность, подчёркивающее один из признаков предмета или одно из впечатлений о предмете». Достичь высокого мастерства в создании эпитетов чрезвычайно трудно. Это под силу только большим писателям. Вы знаете, создан «Словарь эпитетов русского литературного языка» К.С.Горбачевича и Е.П.Хабло, в котором отражены эпитеты 600 писателей и поэтов. (слайд 8)
6.-Продолжаем подготовку к сочинению о море. (слайд 9) Распределите по группам данные эпитеты: безбрежное, жемчужное, лиловое, неоглядное, бездонное, бирюзовое, молочное, изумрудное, бескрайнее, туманное, серебристое, громадное, глубокое, чёрное.
По величине:_____________
По глубине: _____________
По цвету: ________________
Прочитайте. Внимание на экран. Проверьте правильно ли распределили эпитеты
(слайд 10) Молодцы.
7.Минутка релаксации.
- Вы увидели, ребята, каким море может быть по глубине, по величине, по цвету. А теперь послушаем, как море звучит. Откиньтесь на спинку стула, закройте глаза.
Звучит шум прибоя.
- Вы услышали море. Какое оно по характеру? Какой репродукции соответствует? Почему вы решили, что море сердится?
- Как называется художественное средство, при котором неодушевлённый предмет наделяется свойствами одушевлённого? Правильно, олицетворение. У вас в словариках есть определение этого слова. В случае необходимости вы можете к нему обращаться.
- Писатели и поэты, рисуя художественный образ, часто использовали олицетворение.
Найдите олицетворения в следующих отрывках из стихотворений (слайд 11).
Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей .
Ты живо; ты дышишь; смятённой любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
В.А.Жуковский «Море»
И бунтует, и клокочет,
Хлещет, свищет, и ревёт,
И до звёзд допрянуть хочет
До незыблемых высот.
Ф.И.Тютчев «Море и утёс»
- Всё, что сегодня вы вспомнили, узнали о море, пригодится вам при выполнении следующей работы.
Перед вами тексты (слайд 12) с пропущенными словами. Выберите один из текстов, вставьте подходящие по смыслу слова так, чтобы у вас получился связный текст.
Море___третий день, и шхуна никак не могла пристать к берегу. ____ волны____били о борт, словно хотели перевернуть судно. Шхуну___ из стороны в сторону. На горизонте море сливалось с грозовым небом, было___цвета. Там, где из свинцовых туч пробивалось солнце, вода становилась_____.Как прекрасно море на закате!__волны___берег. Они легко обгоняли друг друга. Весь день море было___. А к вечеру вода стала___. Солнце садилось, оставляя на воде_____дорожку.
- Проверим, насколько вы справились с заданием.
- А дома вы дополните ваш текст своими предложениями о море. Таким образом, у вас получится сочинение.
IV. Подведение итогов. Рефлексия деятельности.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что заинтересовало вас? Что вам понравилось?
– Какие трудности встретились?
– Что помешало при выполнении задания?
– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?
– Дайте оценку своей работы.
V. Выставление оценок (желающих ответить на уроке такого рода будет очень много, поэтому для более объективного оценивания можно использовать жетоны)