СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по теме: "Инерция"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект по теме: "Инерция"»

Технологическая карта урока по физике в 7 классе.

Урок № 14 Дата: ____________

Тема урока: Инерция.

Цель урока: Образовательная: ввести понятие инерции; сформулировать представление о факторах (условиях), при которых она возникает;

научить обнаруживать данное явление в окружающем мире.

Развивающие: совершенствовать интеллектуальные умения (наблюдать, сравнивать, размышлять, применять знания, делать выводы); выдвигать гипотезы, их обосновывать и проверять достоверность.

Воспитательные: продолжать формирование познавательного интереса к предмету “Физика”.


Этап урока

Время, мин

Цель

Деятельность учителя

Содержание урока

Деятельность учащихся

ФОУД

Организационный момент


1

Проверка готовности учащихся, их настроя на работу

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Здравствуйте, ребята.



Проверка домашнего задания

7

Проверить уровень подготовки к уроку


Актуализация опорных знаний


Подводит учеников к постановке темы и целей урока.









Озвучивает тему и организует обсуждение целей урока

Физический диктант.

  1. Переведите 1,5 км в метры.

  2. Выразите 54 км/ч в м/c.

  3. Сколько секунд содержится в 5 минутах? 

  4. Пассажирский поезд за каждые 20 минут проходит 40 километров. Какое это движение – равномерное или неравномерное?

  5. Велосипедист за 1200 секунд проехал 6км. С какой скоростью двигался велосипедист? 

  6. Электровоз движется со скоростью 80 км/ч, какой путь он пройдет за 30 минут? Ответ дайте в километрах. 

  7. За какое время конькобежец, движущийся со скоростью12м/с, пройдет дистанцию 600 метров? 

Полученные ответы замените буквами из таблицы. Какое слово вы получили? 

ИНЕРЦИЯ - это тема нашего урока.

“ИНЕРЦИЯ”.

Сформулируйте цели урока: Изучить и объяснить причины возникновение явления инерции.


1500 м

15м/с

300 с


равномерное


5 м/c


40км


50с


ИНЕРЦИЯ.

И



Ф

Изучение нового материала

20

Анализ учебной ситуации, выдвижение гипотез, опытная проверка гипотез



Организует обсуждение новой темы

На столе лежит ручка. Сколько времени она может так пролежать, если никто не будет к ней прикасаться? 

А теперь пальцем ударим по ручке. Что произошло?

Из-за чего она стала двигаться?

Сделаем вывод: Тело может изменить свою скорость при действии на него другого тела.

А сейчас представьте себе: урок окончен, вы выбегаете из класса и во весь опор мчитесь по коридору. Вдруг на вашем пути появляется другой ученик, остановиться вы не можете – не успеете, столкновение неизбежно. Результат налицо – вы, потеряв скорость, мчитесь дальше, а тот, с кем вы столкнулись, отлетает к стенке, даже не сообразив, что с ним произошло. Итак, вы оба изменили скорость.

А вот ученые с давних времен пытались определить, что нужно для того, чтобы тело не изменяло свою скорость.

Первым сформулировал закон движения с неизменной скоростью Аристотель. Посмотрите на его портрет. Закон Аристотеля звучал так: “Чтобы тело равномерно двигалось, на него должно действовать другое тело”.

Как вы думаете, это правильно?

Верный ответ! Но ошибочный закон Аристотеля продержался 2000 лет.

Открытием истины мы обязаны великому итальянскому ученому Галилео Галилею. Его закон движения звучит так: Тело, свободное от воздействий, не меняет скорость. При действии на тело другого тела оно изменяет свою скорость.

Определение. Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел называется инерцией.

Инерция - от лат. неподвижность, бездеятельность.

В конце 17 века английский учёный Исаак Ньютон обобщил выводы Галилея, сформулировал закон инерции и включил его в качестве первого из трёх законов в основу механики. Законы Ньютона будете изучать в 9 классе. Все открытия представляют бесценное культурное наследие для нас. Мы должны ценить всё, что сделано человечеством. Теперь посмотрим видеосюжет на понятие «движение по инерции» «Движение по инерции» понимается так, что неподвижные тела сохраняют неподвижность, а движущиеся – сохраняют своё движение.

Таким образом, движение тела при отсутствии действия на него других тел называют движением по инерции.

Автомобиль, выключив двигатель, движется по инерции и т.д.

Наш реальный мир накладывает жесткое ограничение на движение по инерции. Из-за сил трения и сопротивления среды скорость тел при движении по инерции быстро уменьшается.

Например, автомобиль, выключив двигатель, через некоторое время остановится.


Сколь угодно долго.

- Она стала двигаться.

- Из-за удара пальцем.











Нет.


Решение качественных задач.

5

Организовать усвоение и закреплении изученного материала


А сейчас попытайтесь ответить на вопросы по этой теме:

1. Представьте себе такую ситуацию:

Всадник быстро скачет на лошади. Что будет с всадником, если лошадь споткнется

2. Мяч, спокойно лежащий на столе вагона при равномерном движении поезда, покатился:

а) вперед по направлению движения поезда; 
б) назад по направлению движения; 
в) вбок.

На какое изменение в движении поезда указывает каждый из перечисленных случаев? 

3. Для чего при торможении автомобиля обязательно включается задний красный свет?” 


при остановке лошади, двигаясь по инерции, всадник упадет вперед через голову коня.


а) поезд начал уменьшать скорость; б) увеличивать ее; в) сделал поворот.



этот красный свет заранее предупреждает водителей идущего сзади транспорта о торможении машины, чтобы те успели тоже затормозить, так как из-за инерции для снижения скорости нужно время


Самостоятельная работа

5 



Тест «Инерция». – 4 мин.

1 ВАРИАНТ

1. Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел называют...

1. инерцией. 2. механическим движением. 3. движением тела.

2. Если на тело не действуют другие тела, то оно ...

1. движется. 2. находится в покое или движется равномерно и прямолинейно.

3. находится в покое.

3. Если на тело действуют другие тела, то

1. тело сохраняет свою скорость. 3. скорость тела только увеличивается.

2. скорость тела изменяется (может увеличиваться и уменьшаться).

4. Если человек, сидящий в лодке, перестает грести, то лодка …

1. Сразу останавливается. 2. Продолжает двигаться некоторое время.

3. Продолжает двигаться с увеличивающейся скоростью.

5. Чтобы суп из полной тарелки не выплескивался, тарелку надо…

1. взять поглубже. 2. быстро поставить на стол. 3. медленно поставить на стол.

6. В каком случае наблюдается проявление инерции?

1. Камень падает на дно ущелья. 2. Пыль выбивают из ковра. 3. Мяч отскочил от стенки после удара.

7. Сани, скатившись с горки, могли бы скользить по ледяной дорожке с постоянной скоростью, если бы

1. были очень легкими. 2. были очень тяжелыми. 3. не было трения полозьев саней о лед.

2 ВАРИАНТ

1. Инерцией называют явление сохранения скорости тела при

1. действии на него других тел. 2. изменении положения других тел.

3. отсутствии действия на него других тел.

2. Изменится ли скорость движения тела, если действие других тел на него прекратится?

1. Увеличится. 2. Не изменится. 3. Уменьшится.

3. Может ли тело само по себе без воздействия других тел изменить скорость движения?

1. Может. 2. Не может. 3. Зависит от самого тела.

4. Собаке трудно поймать зайца, хотя она бегает быстрее. Заяц, спасаясь от преследующей его собаки…

1. прячется за дерево. 2. делает резкие прыжки вперед. 3. делает резкие прыжки в сторону.

5. Всадник быстро скачет на лошади. Что будет с всадником, если лошадь споткнется?

1. Всадник останется на лошади. 2. Всадник соскочит позади лошади.

3. Всадник перелетит через голову лошади.

6. Для чего делают разбег при прыжках в длину?

1. Чтобы набрать скорость для толчка. 2. Чтобы выше подпрыгнуть.

3. Чтобы увеличить длину траектории движения тела.

7. Какое из тел может двигаться с постоянной скоростью?

1. Космический корабль далеко от Земли в безвоздушном пространстве.

2. Шар, катящийся по столу.

3. Катер с выключенным двигателем, плывущий по озеру.



1 Вариант

1. 1.

2. 2.

3. 2.

4. 2.

5. 3.

6. 2.

7. 3.


2 Вариант

1. 3.

2. 2.

3. 2.

4. 3.

5. 3.

6. 1.

7. 1.


Постановка домашнего задания Подведение итогов.

1

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Объясняет домашнее задание

Инерция приносит не только пользу, но и вред. Сейчас вы зарисуете таблицу, которая на доске, а дома ее заполните. Примеры с полезным проявлением инерции вставляете под словом «Польза», а примеры, вредного проявления инерции под словом «Вред».

п. 17










о Галилео Галилее

1564 год - родился в Пизе;

1581 год - начинает изучать медицину в

Пизанском университете;

1582 год - делает открытие о маятнике;

1589 год - становится лектором в Пизанском

университете;

1609 год - узнает об открытии телескопа, начинает

изготовлять собственные телескопы;

1611 год - показывает телескоп в Риме;

1616 год - церковь осуждает взгляды Коперника

на устройство Вселенной;

1632 год - публикует книгу по астрономии;

папа призывает его в Рим на суд;

1633 год - приговорен к домашнему аресту,

под которым и остается до конца жизни;

1649 год - умирает в возрасте 78 лет.


 

Е

Н

И

Ц

Я

Р

1

1,5м

1500км

1500м

0,15

0,015

1

2

1м/с

15м/с

30м/с

150м/с

0,15м/с

1500м/с

3

300с

35с

30с

180с

12600с

350с

4

 

 

 

неравномерное

 

равномерное

5

2 м/с

50 м/с

30 м/с

5 м/с

0,5 м/с

0,2 м/с

6

40 м/с

0,4 км/с

40 км/с

400 км/с

20 км/с

0,5 км/с

7

0,6 с

72 с

5 с

7,2 с

50 с

7200 с















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!