СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока: по теме "Инерция"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока в 7-м классе по теме: «Инерция» с использованием набора LEGO "Технология и Физика"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: по теме "Инерция"»

Конспект урока в 7-м классе по теме «Инерция»

Цель: Изучить явление “инерция”, экспериментально исследовать это явление с помощью набора Lego «Технология и физика» , развить навыки самостоятельной работы.

Задачи:

Образовательные:

  • Ввести понятие инерции;

  • Сформулировать представление о факторах (условиях), при которых она возникает;

  • Научить обнаруживать данное явление в окружающем мире.

Развивающие:

  • Совершенствовать интеллектуальные умения (наблюдать, сравнивать, размышлять, применять знания, делать выводы).

  • Выдвигать гипотезы, их обосновывать и проверять достоверность.

Воспитательные:

  • Учить видеть практическую пользу знаний.

  • Совершенствовать теоретическую базу для дальнейшего изучения выталкивающей силы.

  • Продолжить формирование коммуникативных умений.

  • Продолжать формирование познавательного интереса к предмету “Физика”.

Главная методическая идея: строить урок на основе деятельностного подхода.

Дидактический тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: компьютер и мультимедиа- проектор, металлический желоб и шарик, набор Lego «Технология и физика»


Ход урока.

Этапы урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Организационный этап


Класс делится на группы.




Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 


Здравствуйте, присаживаетесь.

Ребята, обратите внимание на доску. На доске разбросаны обозначения физических величин. Ваша задача навести порядок и составить формулы для определения скорости, пройденного пути и времени движения.

Следующее задание. На доске листочками закрыта тема урока. По очереди каждая группа получает задание. Если вы даете правильный ответ, то открывается буква из названия темы нашего урока. Если ответ неверный, то ход переходит следующей группе.

Переведите 1,5 км в метры.(1500 м)

Выразите 54 км/ч в м/c. (15м/с)

Сколько секунд содержится в 5 минутах? (300 с)

Пассажирский поезд за каждые 20 минут проходит 40 километров. Какое это движение – равномерное или неравномерное? (равномерное)

Велосипедист за 1200 секунд проехал 6км. С какой скоростью двигался велосипедист? (5 м/c)

Электровоз движется со скоростью 80 км/ч, какой путь он пройдет за 30 минут? Ответ дайте в километрах. (40км)

За какое время конькобежец, движущийся со скоростью12м/с, пройдет дистанцию 600 метров? (50с)

Какое слово вы получили? ИНЕРЦИЯ.

ИНЕРЦИЯ - это тема нашего урока.

Открываем тетради, и записываем тему нашего урока “ИНЕРЦИЯ”.

Ребята, а кто-нибудь из вас знает, что такое инерция (выслушать ответы учащихся).

Сегодня на уроке мы узнаем: что такое инерция и что называется движением по инерции


Приветствует учащихся, создаёт эмоциональный настрой и мотивирует учащихся

Взаимное приветствие, настраиваются на работу, отвечают на поставленные вопросы


Первичное усвоение новых знаний


На столе лежит учебник. Сколько времени он может так пролежать, если никто не будет к нему прикасаться? Сколь угодно долго.

А теперь толкните учебник. Что произошло? - Он стал двигаться.

Учитель :в начале попробуем ответить на вопрос: при каком условии тела двигаются?

Ответы учеников: тело движется, пока на него что-то действует.

Учитель: Точно так же рассуждал выдающийся ученый философ древней Греции IV в до н.э. Аристотель.

Тело движется, если на него действуют другие тела.

Утверждение Аристотеля согласуется с нашим повседневным опытом. Что бы сдвинуть с места какой либо предмет, к нему нужно приложить усилие.

Идеи древнего философа господствовали в науке практически 2000 лет.

Многие из вас играли в теннис или бадминтон. Что нужно сделать для того, что бы изменить скорость летящего мячика?

Ответы учеников: ударить по мячу ракеткой.

Учитель : а что нужно сделать мальчику, что бы быстро изменить направление своего движения?

Ответы учеников : схватиться рукой за дерево.

Учитель: можно сделать вывод, что изменение скорости тела ( величины и направления)происходит в результате действия на него другого тела. Запишите это в тетради.

Проведем эксперимент. Пронаблюдаем движение шарика, скатывающегося по желобу. У конца желоба насыпан песок. Пусть в первый раз песок будет насыпан горкой, второй раз песок разгладим, а в третий раз уберем песок совсем. Попробуйте проанализировать, как песок влияет на скорость шарика.

После эксперимента ученики делают вывод: чем больше песка, тем сильнее изменяется скорость шарика. Песка нет, скорость шарика почти не меняется

Учитель: как же будет двигаться шарик, если на него ничего не будет действовать?

Ответ учеников: с постоянной скоростью.

Учитель: молодцы! Точно к такому же выводу пришел знаменитый итальянский ученый Галилео Галилей.

Если на тело не действуют другие тела, то оно находится в покое или движется прямолинейно равномерно.

Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него со стороны других тел называется инерцией. Движение тела по инерции – это движение тела при отсутствии действия на него со стороны других тел. Запишите это в тетради

Движение по инерции учитывается при обеспечении безопасности движения. Машину нельзя мгновенно остановить, повернуть или стронуть с места. Поэтому у светофоров есть желтый сигнал, а перед поворотами ставят заранее знак.

Во многих видах спорта используется движение по инерции. Полет стрелы, прыжок в длину, движение мяча при ударе ногой спортсмена – это примеры движения по инерции.

Дальше мы будем работать с набором Lego «Технология и физика» перед нами стоит следующая проблема: Дима и Катя, как обычно, спорят. Они мастерят тележки, чтобы посмотреть, которая из них укатится дальше, съехав со стартовой горки. Катя говорит, что если она дополнительно нагрузит свою тележку, то тележка поедет дальше, потому что станет тяжелее. А Дима считает, что он уедет дальше на легкой тележке, поскольку тяжелые грузы труднее передвигать. Еще он предпочитает ездить на колесах большего размера, но Катя сомневается, что это ему поможет. Так какая же тележка поедет дальше – легкая или тяжелая, с большими или с маленькими колесами? Давайте выясним!

Ребята, какие у вас получились результаты. Правильно, чем больше масса тележки, тем она покатится дальше.

Вывод: чем больше масса тела, тем оно более инертно и чем меньше масса тела, тем оно менее инертно.


Выдвигает проблему. Проводит эксперимент. Дает под запись основные выводы.

Отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение и предположение в группах. Наблюдают за ходом эксперимента, формулируют выводы наблюдений. Записывают выводы в тетрадь.
















































Работают в группах. Конструируют модель. Проводят эксперимент. Записывают результаты наблюдений. Заполняют таблицу.(Приложение 1)Делают вывод из полученных результатов. Записывают вывод в тетрадь.


Первичная проверка понимания.

Впишите буквы, соответствующие верному ответу на каждый вопрос.

1. Что такое инерция?

Г. Свойство тел сохранять скорость.

У. Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел.

В. Изменение скорости тела под действием других тел.

2.  Что произойдет с бруском, если резко его дёрнуть вперёд за нить?

С. Упадёт назад.

Д. Упадёт вперед.

Е. Останется неподвижным.

3. В каком случае наблюдается проявление инерции?

А. Камень падает на дно ущелья.

П. Пыль выбивают из ковра.

Н. Мяч отскочил от стенки после удара.

4. Какое изменение произошло в движении автобуса, если пассажиры отклонились  влево?

 И. Автобус остановился.

 Е. Автобус повернул направо.

   Ч. Автобус повернул налево.

 5. Для чего делают разбег при прыжках в длину?

    К. Чтобы выше подпрыгнуть.

    Л. Чтобы увеличить длину траектории движения тела.

    Х. Чтобы набрать скорость для толчка.

Учитель. Проверим ответы. Кто получил в таблице кодовое слово «успех»?

Вы достигли успеха в усвоении явления инерция.





Домашнее задание: параграф 17 и напишите небольшое сочинение на тему: “Что было бы с телами: а) по Аристотелю; б) по Галилею, если бы вдруг все взаимодействия между ними исчезли?”


Записывает домашнее задание на доске.

Записывают домашнее задание.






















Приложение 1.



Мое предположение

Результаты измерений











С дополнитель- ным грузом






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!