На столе лежит учебник. Сколько времени он может так пролежать, если никто не будет к нему прикасаться? Сколь угодно долго. А теперь толкните учебник. Что произошло? - Он стал двигаться. Учитель :в начале попробуем ответить на вопрос: при каком условии тела двигаются? Ответы учеников: тело движется, пока на него что-то действует. Учитель: Точно так же рассуждал выдающийся ученый философ древней Греции IV в до н.э. Аристотель. Тело движется, если на него действуют другие тела. Утверждение Аристотеля согласуется с нашим повседневным опытом. Что бы сдвинуть с места какой либо предмет, к нему нужно приложить усилие. Идеи древнего философа господствовали в науке практически 2000 лет. Многие из вас играли в теннис или бадминтон. Что нужно сделать для того, что бы изменить скорость летящего мячика? Ответы учеников: ударить по мячу ракеткой. Учитель : а что нужно сделать мальчику, что бы быстро изменить направление своего движения? Ответы учеников : схватиться рукой за дерево. Учитель: можно сделать вывод, что изменение скорости тела ( величины и направления)происходит в результате действия на него другого тела. Запишите это в тетради. Проведем эксперимент. Пронаблюдаем движение шарика, скатывающегося по желобу. У конца желоба насыпан песок. Пусть в первый раз песок будет насыпан горкой, второй раз песок разгладим, а в третий раз уберем песок совсем. Попробуйте проанализировать, как песок влияет на скорость шарика. После эксперимента ученики делают вывод: чем больше песка, тем сильнее изменяется скорость шарика. Песка нет, скорость шарика почти не меняется Учитель: как же будет двигаться шарик, если на него ничего не будет действовать? Ответ учеников: с постоянной скоростью. Учитель: молодцы! Точно к такому же выводу пришел знаменитый итальянский ученый Галилео Галилей. Если на тело не действуют другие тела, то оно находится в покое или движется прямолинейно равномерно. Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него со стороны других тел называется инерцией. Движение тела по инерции – это движение тела при отсутствии действия на него со стороны других тел. Запишите это в тетради Движение по инерции учитывается при обеспечении безопасности движения. Машину нельзя мгновенно остановить, повернуть или стронуть с места. Поэтому у светофоров есть желтый сигнал, а перед поворотами ставят заранее знак. Во многих видах спорта используется движение по инерции. Полет стрелы, прыжок в длину, движение мяча при ударе ногой спортсмена – это примеры движения по инерции. Дальше мы будем работать с набором Lego «Технология и физика» перед нами стоит следующая проблема: Дима и Катя, как обычно, спорят. Они мастерят тележки, чтобы посмотреть, которая из них укатится дальше, съехав со стартовой горки. Катя говорит, что если она дополнительно нагрузит свою тележку, то тележка поедет дальше, потому что станет тяжелее. А Дима считает, что он уедет дальше на легкой тележке, поскольку тяжелые грузы труднее передвигать. Еще он предпочитает ездить на колесах большего размера, но Катя сомневается, что это ему поможет. Так какая же тележка поедет дальше – легкая или тяжелая, с большими или с маленькими колесами? Давайте выясним! Ребята, какие у вас получились результаты. Правильно, чем больше масса тележки, тем она покатится дальше. Вывод: чем больше масса тела, тем оно более инертно и чем меньше масса тела, тем оно менее инертно. |