Тема: Дифференциация звуков и букв [С’-Щ].
Цель: дифференциация звуков [С’-Щ] в устной речи и букв С-Щ на письме.
Задачи:
Образовательные:
Совершенствовать навыки звуко- буквенного анализа и синтеза;
Развивать навыки списывания с печатного текста, письма под диктовку с проговариванием;
Развивать умение строить связные высказывания;
Улучшать технику чтения;
Воспитательные:
Развивать познавательную активность;
Развивать умение слаженно работать в группе;
Коррекционные:
Развивать фонематический слух;
Учить различать звуки[С’-Щ] на слух, опираясь на разницу в артикуляции и на письме;
Учить различать [С’-Щ] изолированно, в слогах, словах, предложениях;
Развивать образное мышление;
Уточнять временные представления;
Развивать межполушарные связи;
Развивать мелкую моторику пальцев рук;
Развивать внимание;
Развивать пространственную ориентацию.
Определение темы занятия:
- Я начну предложение, а вы закончите «Детёныш собаки ….(щенок)».
- Назовите первый звук в отгадке. [щ]
- Сколько дней в неделе? (семь) .
- Назовите первый звук в ответе. [c’]
- С какими звуками будем сегодня работать? ([с’- щ]
(на доске две картинки с изображением щенка и цифры 7)Характеристика звуков [с’- щ].
[с’]- согл., мягк.., глух., парн., губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы.
- Назовите первый звук в слове «семь», дайте характеристику, глядя в зеркало.
[щ]- согл., мягк., глух., непарн., губы округлены, широкий язык поднят к альвеолам.
2.Фонетическая зарядка:
-Игра - соревнование«Поймай звук»(дети делятся на две команды«Семь»и «Щенок»).
-Если в слоге есть звук[с’]- в ладоши хлопает команда«», а если [щ]- команда «щенков».
(ща, сю, ась, ощ, аща, уся, есь, осе, пщи)
- Теперь звуки спрятались в словах.
(семь, щука, пищать, осень, весь, клещ)
3.Минутка чтения.
“Будь внимателен, смотри –
Если стрелка вверх – шуми,
Стрелка вниз – свисти!”
- Читаем слова парами по цепочке, чётко артикулируя на [с’-щ]
Щели- сели, кисель – щель, щи – меси, месить – тащить, угощение – спасение, синицы – щипцы, щепотка - селёдка, псина – щетина, клещ – смесь, сиять – считать, пищит – сидит, сияет – угощает, тащит – гасит, сиять – пищать, весь – вещь.
Письменные упражнения на дифференциацию [с’- щ]
- Спишите с доски слова, вставьте пропущенные буквы С-Щ, используя зелёную ручку:
Пи – а, пен – ия, по – елить, пи – ьмо,сви – тя – ий, но – иль – ик, та – ил – я, вью – ий – я, – теколь – ик, – урил – я.
- в словосочетаниях:
- Запишем словосочетания под диктовку, но вместо звуков [с’- щ] вы услышите хлопок, замените хлопок на нужную букву.
(…иний я…ик, ко…ить …авель, но…ить ве…и
Физминутка:
Этой щеткой чищу зубы, - одна рука на поясе, другой «чистим зубки»;
Этой щеткой – башмаки - наклон туловища вниз «чистим башмаки»;
Этой щеткой чищу брюки - наклоны туловища в стороны ;
Все три щетки мне нужны - руки в стороны, вверх, перед собой,
прижать к груди, перед собой.
Игра «Большущие слова». Доскажи словечко
У кошки – усы, а у тигра – усиЩи.
У птички глаза, у дракона – глазиЩи.
У гномика дом, у КаЩея – домиЩе.
В баночке сомик, а в речке – сомиЩе.
Если большие, значит – зубиЩи.
Ими скрежеЩет злюЩий волчиЩе.
А динозавр здоровуЩим хвостиЩем
ТЩетно в пеЩере сметает пылиЩу.
-в предложении:
В этом задании слова не пишем, каждое слово как – бы зашифровываем буквенными обозначениями С или Щ. Если в слове не встречаются Сь, Щ, то ставим прочерк, а предлоги зашифровываем значком V.
У Сени ящик. В тетради будет следующая запись: V C щ.
В сетях лещи.
Сима варит щи. У Васи клещи.
Возле посёлка роща. В роще осины. На осинах щеглы.
Работа по карточкам:
- Спишите предложения, вставляя буквы С- Щ.
У …ени я…ик. …има варит …и. В …етях кара…и и ле…и. Возле с…ла ро…а. О…енью созревают ово…и. В норе пи…ат ли…ята. На стене ви…ит пла…. У …они …етка. У Ва…и кле…и.
10. Итог.
- С какими звуками сегодня работали?
11. Рефлексия.
- Что вам понравилось на занятии?
- С каким настроением вы уходите с занятия?