СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Главные вопросы экономики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Главные вопросы экономики"»

Конспект урока №

Предмет: ____________________ Класс:_______ Дата проведения___________

Тема: Главные вопросы экономики

Цели и задачи: познакомить с основными вопросами, стоящи­ми перед экономикой любого общества и особенностями функ­ционирования основных экономических систем.

Планируемые результаты: предметные: применять понятий­ный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий экономическая эффективность, экономическая система, традици­онная, централизованная, рыночная и смешанная экономика, рынок', описывать и иллюстрировать примерами решения основных во­просов участниками экономики; различать и сопоставлять ос­новные типы экономических систем; характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных экономических системах; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; формировать навыки учебного сотрудниче­ства в ходе индивидуальной и групповой работы; 2) регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий; 3) познавательные: осуществлять анализ объектов с вы­делением существенных и несущественных признаков; извлекать информацию из мнений других людей; ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу; давать определения понятий, устанавливать аналогии, классифицировать явления; предъявлять

результаты своей деятельности в форме устного сообщения, уча­стия в дискуссии, беседы; личностные УУД: формирование позна­вательного интереса к экономическим вопросам современности; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для рабо­ты в группах, проектор, мультимедийная презентация.


Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация опорных знаний

Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.

  1. Введение в новый материал

На прошлом уроке мы говорили о том, что ресурсы весьма ограничены и что экономика, по сути, призвана решать вопрос, каким образом использовать данные ресурсы с максимальной пользой для человечества. Все участники экономических про­цессов так или иначе находятся в состоянии выбора: они выбира­ют, какой из ресурсов использовать сейчас, а какой потом, какие блага производить и т. д. Как это происходит? Какие проблемы возникают? Как они решаются? Эти и другие вопросы мы обсу­дим с вами на нашем уроке.

Тема урока: «Главные вопросы экономики».

  • Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

  • На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

План урока

  1. Нужно ли регулировать производство?

  2. Что производить?

  3. Как производить?

  4. Для кого производится продукт?

  5. Экономическая система и ее функции.

  6. Типы экономических систем.

Проблемные вопросы

  • Что и для кого выгодно производить?

  • Кого можно назвать рациональным производителем?

  • Где границы экономической свободы?

  1. Работа по теме урока


  1. Нужно ли регулировать производство?

Мы выяснили, что потребности человека безграничны, а ре­сурсы планеты ограничены. Следовательно, перед человечеством встает проблема рационального использования и распределения ресурсов. Это значит, что каждому человеку, семье, компании, предприятию и государству в целом приходится делать эконо­мический выбор и отвечать на три главных вопроса экономики.

  • Разделитесь натри группы. Изучите схему нас. 151 учебни­ка. Каждая группа с помощью соответствующего парагра­фа учебника и справочного материала (интернет-ресурсы, справочники, энциклопедии и т. д.) попытается ответить на эти вопросы.

Первая группа работает с п. 2 § 18 учебника.

Вторая группа работает с п. 3 § 18 учебника.

Третья группа работает с п. 4 § 18 учебника.


  1. Что производить?

(Презентация результатов работы первой группы.)

Вывод. Вопрос о том, что производить, возникает в связи с тем, что ресурсы ограничены, есть возможность выбора и суще­ствуют альтернативные издержки. Это один из главных вопросов для любого общества, независимо от уровня производства и по­литической системы.



3.Как производить?

(Презентация результатов работы второй группы.)

Вывод. Вопрос о том, как производить, возникает потому, что каждая страна независимо от того, на каком технологиче­ском уровне она находится, имеет в своем распоряжении срав­нительно дешевые и сравнительно дорогие ресурсы. Так, Индия испытывает избыток труда (поэтому труд дешевый) и недостаток капитала (капитал дорогой). В США имеются сравнительно де­шевый капитал и дорогой труд. Общество всегда заинтересова­но создать желаемый набор товаров и услуг при минимальных затратах.


  1. Для кого производится продукт?

(Презентация результатов работы третей группы.)

Вывод. Вопрос о том, для кого производить, самый сложный, поскольку он отражает отношение общества к справедливости и экономическому равенству. Все общество должно каким-то об­разом решить, что оно считает справедливым распределением, и затем выбрать способ достижения такого распределения.

(Обсуждение итогов работы групп, заполнение сводной таб­лицы.)



Главные вопросы экономики

Проблема

Путь решения

Примеры

Что производить?



Как производить?



Для кого производить?





Экономическая система и ее функции

  • Работая с п. 5 § 18 учебника, охарактеризуйте факторы, определяющие способы координации хозяйственной жиз­ни и принятия решений по главным экономическим во­просам.

(Проверка выполнения задания.)

  • Изучите и прокомментируйте схему.




(Комментарии учащихся.)

  1. Типы экономических систем

— Разделитесь на четыре группы. Работая с п. 6 § 18 учебника и интернет-ресурсами, охарактеризуйте типы экономиче­ских систем и заполните сравнительную таблицу.

Первая группа — традиционная экономика.

Вторая группа — командная экономика.

Третья группа — рыночная экономика.

Четвертая группа — смешанная экономика.



Типы экономических систем



Тип

Характеристика

Пример

Тра­

дици­

онная

эконо­

мика

Какие товары, как и для кого производить — определяют традиции, передающиеся из поко­ления в поколение.

Коллективная собственность (земля и капи­тал — основные факторы производства, кото­рые принадлежат общине, племени или нахо­дятся в общем пользовании)

Отсталая технология производства.

Преобладание ручного труда.

Главный мотив к производству - удовлетво­рение собственных потребностей, преобладает натуральное хозяйство

Консерватизм и неприятие нововведений

В настоя­щее время встречается в некоторых государствах Африки, Южной Америки, у народов Полинезии, северных народов (канадские эскимосы)

Тип

Характеристика

Пример

Ко­

манд­

ная

эконо­

мика

Экономические решения принимают пред­ставители государственной власти.

Государственная собственность на все мате­риальные ресурсы и предприятия.

Централизованное планирование, всеобщий контроль государства.

Отсутствие у производителя свободы выбора.

Отсутствие у производителя заинтересованно­сти в повышении эффективности производства.

Отсутствие конкуренции.

Уравнительный принцип распределения ре­сурсов и материальных благ.

Строго фиксированные и унифицирован­ные цены и заработная плата

Ранее СССР и социали­стические страны Восточной Европы.

В настоящее время Юж­ная Корея, Куба, неко­торые страны Юго-Восточ­ной и Сред­ней Азии

Ры­

ноч­

ная

эконо­

мика

Частная собственность.

Главный мотив к производству — получение прибыли.

Решение экономических вопросов на осно­ве рыночных механизмов регулирования.

Принцип индивидуализма в общественных отношениях.

Свобода предпринимательства, власть госу­дарства ограничена.

Предпринимательская самостоятельность в вопросах снабжения, производства и сбыта.

Личный интерес — главный мотив экономи­ческого поведения.

Цены и заработная плата определяются на основе рыночной конкуренции

Не встреча­ется в чи­стом виде, поскольку государство и общество регулируют экономику в различ­ных странах в разной сте­пени

Сме­

шан­

ная

эконо­

мика

Сочетание частного и государственного сек­торов экономики, рынка и государственного регулирования.

Участие государства в экономике ограничено (заключается в распределении централизован­ных экономических ресурсов для компенсации некоторых слабостей рыночных механизмов).

Непосредственное участие государства в предоставлении материальных благ.

Достигается наиболее эффективное исполь­зование ограниченных ресурсов.

Ставка на личную свободу предпринима­тельства, гарантия государства на социальную поддержку.

Экономический порядок — главные эконо­мические вопросы решаются рынками.

Главный мотив к производству — личный интерес и получение прибыли

Большин­ство разви­тых (США, Англия, Германия, Франция и т. д.) и раз­вивающихся стран мира

Вопросы для дискуссии

  • Какие плюсы и минусы имеет каждая из экономических систем?

  • Какая из них наиболее жизнеспособная. Почему?

(Проводится мини-дискуссия.).


Традиционные экономики по-прежнему существуют. Самое интересное, что некоторые из них весьма успешны и, самое глав­ное, вписались в экономические модели иного типа. В качестве примера рассмотрим экономику африканского племени масаи.

Масаи — охотники и скотоводы, носят национальную оде­жду, как правило, используют исключительно свои орудия труда, технологии изготовления которых перешли им по наследству, и по-прежнему ведут свое хозяйство на том уровне, который был достигнут очень давно. Но масаи научились продавать свой стиль жизни представителям современного общества. Европей­ские туристы специально едут в Африку, чтобы посмотреть, как живут люди в традиционных обществах. Масаи за определенную плату демонстрируют иностранцам различные обряды, ритуа­лы, танцы. За вырученные деньги масаи приобретают те вещи, которые сами они произвести не в состоянии. Подобный тип экономических отношений достаточно характерен для тради­ционных экономик.

Командно-административная система — это попытка чело­века создать справедливое общество. Почему эта попытка была неудачной? На практике оказалось, что, когда люди с помощью команд и распоряжений пытаются регулировать экономические отношения, возникает дефицит товаров, многие из которых не от­личаются высоким качеством. Проблема здесь в мотивации. Если человек не заинтересован в результате своего труда, то он работает не слишком эффективно.

V. Подведение итогов урока. Рефлексия

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

  1. Ответьте на вопросы рубрики «Проверим себя» на с. 159 учебника.

  2. Выполните задания 1 —3 рубрики «В классе и дома» на с. 159, 160 учебника.

(Проверка выполнения заданий.)

Прием «Повторяем с расширением». Учащиеся составляют спи­сок вопросов, ответы на которые позволяют дополнить знания по изученной теме. На некоторые из этих вопросов уместно дать ответ. Но совсем не обязательно на все.


Домашнее задание

  1. Прочитать § 18 учебника.

  2. Написать эссе на тему: «Частная инициатива, как ветер в парусах, сообщает экономике свой импульс, планирова­ние же, наподобие руля, направляет экономику в нужную сторону» (В. Леонтьев).



5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!