СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе"»

Урок русского языка

Тема: Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе (2 урок)


Класс: 6

Тип урока: урок систематизации ЗУН

Форма урока:

Метод: комбинированный, игровой.

Модель обучения: базовая (6 класс – 6 часов в неделю).

Реализуемая программа: составлена на основании программы «Русский язык 5-9» (2015 г.) под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др.

УМК: Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций/Т.М. Баранов, Т.А. Ладыженская и др; науч. ред. Н.М. Шанский. – 3-е изд., – М.: Просвещение, 2015.

Цель урока: 1) Повторение сведений об имени существительном как о части речи, в т. ч. повторение орфограммы «Падежные окончания имен существительных» и морфологического разбора имени существительного.

2) Воспитание чувства патриотизма и любви к поэзии на материале текстов упражнений – стихотворений отечественных поэтов.


Задачи урока:

  1. Образовательные:

  • закрепление умения формулировать определение понятий;

  • закрепление умения находить имена существительные в тексте;

  • формирование умения рассказывать об имени существительном в форме научного описания;

  • совершенствование орфографических умений.

  1. Развивающие:

  • развитие внимания;

  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развитие умения применять ранее полученные знания;

  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;

  • формирование логических умений;

  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

  • развитие умения работать в паре.

  1. Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к родному языку;

  • развитие коммуникативных УУД:

  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

  • взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.

Оборудование:

  • ПК;

  • мультимедийный проектор;

  • портреты писателей;

  • карточки с заданиями.


Структура урока:

  1. Организационный этап.

  2. Постановка учебной задачи.

  3. Закрепление изученного материала.

  4. Физминутка.

  5. Закрепление изученного материала.

  6. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

  7. Информация о домашнем задании, выставление оценок за урок.


Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Оргмомент

Здравствуйте, ребята! Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, давайте поприветствуем их. Спасибо, присаживайтесь.


Приветствуют гостей

  1. Постановка учебной задачи

Сегодня у нас с вами второй урок по повторению имени существительного. В чем будет заключаться наша задача на уроке?

Запишите в тетради число. Сегодня двадцать восьмое ноября. Классная работа. Тема урока: «Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе»

Ответ на вопрос учителя, произведение записей в тетради

  1. Закрепление изученного материала

Чтобы вспомнить, что мы знаем о существительном, воспользуемся помощниками. Их на нашем уроке будет несколько. И первый наш помощник – это шкатулка. В ней лежат вопросы. Вам нужно выбрать любой вопрос и дать на него ответ.

  1. Что обозначает имя существительное как часть речи?

  2. На какие вопросы отвечает имя существительное?

  3. Какую синтаксическую функцию может выполнять в предложении имя существительное?

  4. Задание у доски*: На доске висят карточки с названиями разных морфологических категорий. Оставьте только те, которые есть у существительного. Лишние уберите.

  5. Сколько склонений у имени существительного?

  6. Сколько родов у существительного? Какие? Может ли существительное изменяться по родам?

  7. Сколько чисел у имени существительного? Какого числа существительные ножницы, ворота? Есть ли у них форма единственного числа?

  8. Перечислите падежи русского языка.


Что ж, мы вспомнили, что такое имя существительное как часть речи, теперь давайте вспомним, как оно пишется.

Еще сегодня на уроке мне будут помогать отечественные писатели, родившиеся в этот день. Первый из них – Александр Александрович Блок. Он родился 28 ноября 1880 года. Взгляните на слайд. Это стихотворение А. А. Блока. Давайте прочитаем его.

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века —
Всё будет так. Исхода нет.

Умрёшь — начнёшь опять сначала
И повторится всё, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.

В чем особенность этого стихотворения?

Давайте выпишем из этого текста имена существительные, ставя их в неопределенную форму, и определим их склонение.

Ночь – 3 скл., улица – 1 скл., фонарь – 2 скл., аптека – 1 скл., свет – 2 скл., четверть – 3 скл., век – 2 скл., исход – 2 скл., рябь – 3 скл., канал – 2 скл.


Вызвало ли у вас затруднение написание этих слов? Почему? В каком случае они могут вызвать затруднения?


Действительно, некоторые из этих слов могут вызвать затруднения на письме, если употребляются в форме родительного, дательного или предложного падежа.

Вспомните слова-помощники, которые позволят нам избежать ошибок.

Давайте посмотрим, насколько хорошо вы усвоили это правило. Запишите под диктовку слова, определите их склонение и падеж.

О фильм… (2 скл., П. п.)

по галере… (1 скл., Д. п.)

без стенк… (1 скл., Р. п.)

на растени… (на -ие, П. п.)

в путешестви… (на -ие, П. п.)

без совест… (3 скл., Р. п.)

по традици… (на -ия, Д. п.)

на концерт… (2 скл., П. п.)

в иллюстраци… (на –ия, П. п.)

при землетрясени… (на –ие, П. п.)

у почк… (1 скл., Р. п.)

к почт… (1 скл., Д. п.)

на облак… (2 скл., П. п.)

в ведомост… (3 скл., П. п.)








Ответы на вопросы

































Чтение стихотворения Блока






Ответ на вопрос учителя






Комментированное письмо, работа по цепочке



Ответы на вопросы учителя







Ответ на вопрос учителя




Работа у доски (1 учащийся), работа на местах.

  1. Физминутка

А сейчас я предлагаю вашему вниманию небольшую физминутку, чтобы дать отдых уставшим глазам.

Выполнение упражнений на снятие усталости глаз

  1. Закрепление изученного материала

Что ж, мы немного отдохнули, а теперь снова возвращаемся к уроку. Во второй его части нам будет помогать еще один русский, советский поэт. Это Константин Михайлович Симонов. Он родился 28 ноября 1915 года. И у нас есть еще одна шкатулка. Но ее содержание нам неизвестно, так что это своеобразный «черный ящик». Название предмета, который лежит в «черном ящике» пропущено в стихотворении Симонова. Возьмите карточки, которые лежат на ваших партах. Давайте прочитаем это стихотворение.

Когда в последний путь

Ты отправляешь друга,

Есть в дружбе, не забудь,

Посмертная услуга:

Оружье рядом с ним

Пусть в землю не ложится,

Оно еще с другим

Успеет подружиться.

Но _______, что с ним дни

И ночи коротала,

Над ухом ты встряхни,

Чтоб влага не пропала,

И, коль ударит в дно

Зеленый хмель солдатский, -

На два глотка вино

Ты раздели по-братски.

Один глоток отпей,

В земле чтоб мертвым спалось

И дольше чтоб по ней

Живым ходить осталось.

Оставь глоток второй

И, прах предав покою,

С ним _______ ты зарой,

Была чтоб под рукою.

Чтоб в день победы смог

Как равный вместе с нами

Он выпить свой глоток

Холодными губами.

1943

Вы уже догадались, какой предмет спрятан в «черном ящике»?

Определите стиль этого текста?

Скажите, о чем этот текст?

Симонов пишет о советской фляге, это верно. Но фляга, которую я держу в руках, уже послевоенного образца, она не была и не могла быть на фронтах Великой Отечественной, но могла оказаться с моим отцом на Даманском или, например, с Алексеем Подуруевым в Афганистане. А каккие еще вещи, необходимые солдату, вам известны?

Давайте составим простое предложение с использованием этих слов и запишем его.

Выполните морфологический разбор слова фляга.


Ребята, есть ли у вас дома предметы, принадлежавшие солдатам-участникам вооруженный конфликтов или войн?

Я предлагаю вам следующее домашнее задание: Написать мини-сочинение 5-7 предложений «Реликвии войны» или выполнить упражнение 253.


А сейчас давайте обобщим все, что повторили сегодня об имени существительном.

Кто может подвести итог на основании таблицы?

(таблица выводится на слайд)


Грамматическое
значение

Вопрос


Морфологические признаки

Роль в предложении

постоянные

непостоянные

















Выразительное чтение стихотворения



























Ответ на загадку, на вопросы учителя



Составление и запись предложения

Выполнение морфологического разбора у доски и на местах


Устный развернутый ответ-обобщение знаний об имени существительном

  1. РефлЕксия

Вы прекрасно справляетесь. И чтобы, наконец, проверить, насколько хорошо мы вспомнили тему «Имя существительное», выполните тест на карточках, что лежат у вас на столах.

1. Какой из морфологических признаков не характерен для имени существительного?

1) род

2) число

3) падеж

4) спряжение

2. Какое утверждение ошибочно?

1) у существительного есть только 2 склонения

2) н.ф. существительного – И.п., ед.ч.

3) имена собственные пишутся с заглавной буквы

4) существительное изменяется по числам и падежам

3. Какое из существительных является неодушевленным?

1) дети

2) кошка

3) сила

4) птичка

4. Укажите ряд, где в обоих словах на месте пропуска пишется И.

1) служить в арми..., подойти к Мари...

2) идти по алле..., играть на виолончел...

3) оборудование в аудитори..., рисунок на открытк...

4) отдыхать в санатори..., загорать на солнц...

Обменяйтесь тетрадями, проверьте соседа по парте, выставьте ему отметку.

Возьмите в руки карандаши и в конце классной работы нарисуйте символ, который соответствует вашему уровню понимания темы.

! – все понятно

? – остались вопросы

- - ничего не понял





Выполнение теста, взаимопроверка по ключу.



  1. Что обозначает имя существительное как часть речи?



  1. На какие вопросы отвечает имя существительное?



  1. Какую синтаксическую функцию может выполнять в предложении имя существительное?



  1. Задание у доски*: На доске висят карточки с названиями разных морфологических категорий. Оставьте только те, которые есть у существительного. Лишние уберите.



  1. Сколько склонений у имени существительного?



  1. Сколько родов у существительного? Какие? Может ли существительное изменяться по родам?



  1. Сколько чисел у имени существительного? Какого числа существительные ножницы, ворота? Есть ли у них форма единственного числа?



  1. Перечислите падежи русского языка.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!