Чтобы вспомнить, что мы знаем о существительном, воспользуемся помощниками. Их на нашем уроке будет несколько. И первый наш помощник – это шкатулка. В ней лежат вопросы. Вам нужно выбрать любой вопрос и дать на него ответ. Что обозначает имя существительное как часть речи? На какие вопросы отвечает имя существительное? Какую синтаксическую функцию может выполнять в предложении имя существительное? Задание у доски*: На доске висят карточки с названиями разных морфологических категорий. Оставьте только те, которые есть у существительного. Лишние уберите. Сколько склонений у имени существительного? Сколько родов у существительного? Какие? Может ли существительное изменяться по родам? Сколько чисел у имени существительного? Какого числа существительные ножницы, ворота? Есть ли у них форма единственного числа? Перечислите падежи русского языка. Что ж, мы вспомнили, что такое имя существительное как часть речи, теперь давайте вспомним, как оно пишется. Еще сегодня на уроке мне будут помогать отечественные писатели, родившиеся в этот день. Первый из них – Александр Александрович Блок. Он родился 28 ноября 1880 года. Взгляните на слайд. Это стихотворение А. А. Блока. Давайте прочитаем его. Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи ещё хоть четверть века — Всё будет так. Исхода нет. Умрёшь — начнёшь опять сначала И повторится всё, как встарь: Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь. В чем особенность этого стихотворения? Давайте выпишем из этого текста имена существительные, ставя их в неопределенную форму, и определим их склонение. Ночь – 3 скл., улица – 1 скл., фонарь – 2 скл., аптека – 1 скл., свет – 2 скл., четверть – 3 скл., век – 2 скл., исход – 2 скл., рябь – 3 скл., канал – 2 скл. Вызвало ли у вас затруднение написание этих слов? Почему? В каком случае они могут вызвать затруднения? Действительно, некоторые из этих слов могут вызвать затруднения на письме, если употребляются в форме родительного, дательного или предложного падежа. Вспомните слова-помощники, которые позволят нам избежать ошибок. Давайте посмотрим, насколько хорошо вы усвоили это правило. Запишите под диктовку слова, определите их склонение и падеж. О фильм… (2 скл., П. п.) по галере… (1 скл., Д. п.) без стенк… (1 скл., Р. п.) на растени… (на -ие, П. п.) в путешестви… (на -ие, П. п.) без совест… (3 скл., Р. п.) по традици… (на -ия, Д. п.) на концерт… (2 скл., П. п.) в иллюстраци… (на –ия, П. п.) при землетрясени… (на –ие, П. п.) у почк… (1 скл., Р. п.) к почт… (1 скл., Д. п.) на облак… (2 скл., П. п.) в ведомост… (3 скл., П. п.) |