СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока истории 8 класс "Петр I и его реформы "

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Петр I и его реформы

Тип: урок изучения нового материала с элементами ролевой игры

Цель урока : помочь учащимся в осмыслении значения петровских преобразований для истории России, обобщить знания учащихся о Петре 1 и его реформах, об их влиянии на дальнейшую судьбу страны.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории 8 класс "Петр I и его реформы "»

Тема: Петр I и его реформы

Тип: урок изучения нового материала с элементами ролевой игры

Цель урока : помочь учащимся в осмыслении значения петровских преобразований для истории России, обобщить знания учащихся о Петре 1 и его реформах, об их влиянии на дальнейшую судьбу страны.

Задачи урока:

Образовательные:

-показать различные оценки личности первого российского императора и его деятельности в исторической литературе;

- Выявить и дать оценку преобразованиям Петра

Развивающие:

- продолжить формирование навыков решения исторических задач;

- умение ведения дискуссии, обобщения материала из различных источников;

- делать собственные выводы и давать оценки историческим деятелям

Воспитательные:

- способствовать воспитанию чувства гордости за свое отечество и ее лидеров

Оборудование урока:

- карта «Российская империя в первой половине ХV111 в. »

- выставка рисунков учащихся, посвященных Петру 1 и его реформам;

- выставка книг о Петре 1 и его времени;

- набор открыток «Петра творенья»;

- раздаточный материал;

- портреты Петра 1;

- презентации

В ходе подготовки к уроку учащиеся пишут небольшие домашние эссе. На тему: «Положительные и отрицательные стороны Петра 1 как человека и государя ». Важный элемент урока- инсценировка. Два ученика заранее разучивают роли Петра 1 и Александра Меньшикова. Один ученик готовит сообщение о Меньшикове.

Ход урока

I орг. момент (настрой на работу)

II Актуализация

28 января 1725 г. умер первый российский император – Петр Алексеевич Романов. «…Кого хороним?... Петра Великого хороним. Закатилось солнце земли Руссой» - эти слова произнес Феофан Прокопович, один из самых преданных сподвижников Петра.

«Солнце земли Русской» - высочайшая оценка; уже при жизни Петра высказывались, однако, и совсем иные суждения. Находились люди, которые считали царя виновником многих бед России. Итак, почти 300 лет назад начались споры вокруг личности Петра и его деятельности, которые продолжаются и по сей день. Одни восхищаются Петром: «то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник » (А.С.Пушкин), «царь – просветитель». А для других он «злодей», «деспот», «тиран».

Сегодня на уроке нам с вами предстоит определить для себя путем анализа документов , выполнения ряда заданий что же собой представлял Петр I, для кого героем а для кого злодеем/ (формируются вопросы для обсуждения (эти вопросы лучше написать на доске; ответы на них будут даны позднее; после инсценировки и обобщения знаний).

Вопросы для обсуждения (написаны на доске)

  1. Был ли Петр 1 «революционером на троне»?

  2. Почему народ не слагал песен, прославлявших победы Петра Великого, его деяния?

  3. Чему учит история петровской эпохи?

III Основная часть Реформы Петра 1 и характеристика императора.

Инсценировка В класс входят два учащихся, один из которых- в мантии, с державой в руке – изображает Петра 1, а второй в парике, с орденами – А.Д. Меньшиков.

Учитель: «Небываемое бывает». К нам пожаловали государь Петр I со своим другом, президентом военной коллегии Александром Даниловичем Меньшиковым. Что привело вас сюда?

Петр: Ведомо нам стало, отроки, что Вы в спор о нас вступили, и зело любопытно стало нам, что Вы о делах наших говорить станете. Много о нас ведаете? А то вот в 1972 г. 300-летний юбилей мой в России скромнёхонько отметили.

Меньшиков: Не волнуйся. Мин херц, тогда во всем мире твой день рождения отмечали и о делах твоих поминали. А особенно Шведы. Благодарны они тебе за то, что ты их разбил в Северной войне. Быть может, благодаря этому-то они уже столетие не воюют, жертв не несут.

Петр: Зело отрадно это нам, друг Алексашка, слышать. Однако давай-ка, послушаем сих отроков.

Учитель: Ребята продолжим наш урок. Предлагаем нашим гостям почетное место. Итак, исходя из того что мы уже изучили о личности Петра и его делах , что мы можем сказать о Петр 1?

Сообщения на основе сочинений

учащиеся делают краткие сообщения на основе сочинений. Ребята отмечают «Положительные и отрицательные стороны Петра 1 как человека и государя », отмечают трудолюбие царя, его простоту, любознательность, тягу к знаниям, ко всему новому, энергию и т.д. Их оппоненты говорят о жестокости Петра, о его крутом нраве, о равнодушии к судьбам простого народа, вспоминают о не красящей царя истории со смертью его сына Алексея.

Подводя итоги, учитель спрашивает о том, можно ли однозначно оценивать личность Петра и его деятельность. Подчеркнуть не случайный характер разноречивых суждений. Преподаватель отмечает, что Петр, вне всякого сомнения, был человеком не ординарным, ярким, талантливым.

В разговор включаются Петр и Меньшиков

Меньшиков : Да мин херц, вольно же отроки и отроковицы о тебе речи ведут, а того не ведают, какую ты державу принял.

Петр : Стыдно и больно мне за державу было. Промышленности никакой. Железо из Англии везли. Армии нет, войско стрелецкое не надежно. Флота нет, да и плавать негде. Бояре, как затворники, дома сидят, рукава да бороды до полу свесив. Жены и дочери их вовсе на людях не показываются. Счет лет вели от сотворения мира. Ни газет, ни театра!!! Сонное царство. Ведаете ли о том?

Учитель: Ведаем ребята о том какую страну Петр 1 в руки свои принял?

Ведаем !(один из учеников напоминает состояние государства перед вступлением на престол Петра) (на доске : левая часть доски завешана плакатом - Россия до Петра, правая строка – остается свободной – Россия после Петра) (На плакате следующие позиции : армия, флот, госуд.органы управления, городское население подчиняется, церковь)в конце урока идет сравнение до и после

Да действительно Россия находилась в тяжелом положении. Но так ли были необходимы реформы?

Ребята предлагаю провести собственное исследование, изучить реформы Петра выяснить какую роль  сыграли реформы для страны в тот исторический период, была ли в них крайняя необходимость?

Работа с документами в группах

Учащиеся распределены по группам, у каждой группы на столе находится пакет документов (указы Петра1 , карточка с заданиями, текст логической задачи, чистый лист для записей ) на логическую задачу нужно ответить после прослушивания выступления команд (на выступление каждой команды дается 2 минуты на работу групп отводится 3 минуты)

1я группа - военная реформа (стр 119 – 120)

2я группа – Реформа государственного управления ( стр 129- 130)

3я группа – Областная реформа и реформа городского управления (с 130- 131)

4я группа – Церковная реформа (131 - 132)

Учащиеся говорят о создании армии, флота, о переменах в области государственного управления.

Учащиеся высказывают свои суждения; в итоге делается вывод о том, что преобразования в разных сферах проводились параллельно. Одновременно. ( Каждая группа формирует положение для сравнения – пишет на специальном листе и крепит к доске на правой стороне)

Учитель Это было необыкновенно трудно, ребята а какое событие способствовало ускорению реформ? (называют Северную войну)

Какой вышла Россия из Северной войны?

Учащиеся отмечают рост могущества и международного авторитета нашей страны, ставшей в 1721 г. империей, говорят об утверждении России на берегах Балтики, о новой столице - Санкт-Петербург.


Закрепление:

Вновь в разговор вступают Петр и Меньшиков. (задают логические задачи учащимся)

Петр : Да, воистину Россия выдвинулась в ряд передовых держав, и я по праву этим горжусь…

Меньшиков: А давай-ка, мин херц, устроим сим любознательным отракам экзамен.

Меньшиков: Иностранцев поражало, что государь наш занимал на флоте небольшую должность и беспрекословно подчинялся командирам, начальникам. Так, работая на верфи, Петр снял шапку перед адмиралом, попросил разрешения начать работу и только потом стал давать распоряжение низшим чинам. Коков был по-вашему, смысл такого поведения царя, имевшего неограниченную власть над своими подданными, в том числе и над адмиралом?

Петр: Нами был установлен порядок, согласно которому офицерами должны были становиться дворяне. Но допускалось, чтобы выходцы из нижних слоев населения производились в офицеры, если они проявляли необходимые способности. Таким офицерам давали потомственное дворянство.

Почему мы ввели такой порядок? В каком документе он был закреплен?

Меньшиков: В Петре 1 совмещались любовь к парадной архитектуре, живописи и скромность в быту. Неприхотливость в одежде и в еде. Чем это можно объяснить?

Петр : Во второй половине ХV11 в. был издан указ о том, чтобы дворяне и бояре иноземных обычаев не перенимали, волос не стригли, одежды иностранные не носили.

Как должен был я. Петр 1, отнестись к этому указу? Почему?

Петр. Довольно, зело познаниями этих отроков я остался доволен. Жаль, что в мое время с трудом удавалось побудить ребят науками заниматься...

Учитель. Мальчики, игравшие роли Петра I и Меньшикова, занимают свои места в классе.

Подведение предварительных итогов

Был ли Петр «революционером на троне»?

Итак ребята давайте подумаем какой стала страна при правлении Петра I? Подведение итогов и сравнение получившегося плаката на доске

- учащиеся высказывают свою точку зрения

Да ребята..действительно страна очень сильно изменилась…И благодаря реформам наша страна смогла одержать победу в Северной войне.

Учитель предлагает вернуться к записанным на доске вопросам. Для начала нужно вспомнить, что такое революция и реформа (Коренной переворот в какой-н. области жизни, науки, производства.\ глубокое и качественное обновление общества);

Какое обновление произошло в России в петровское время? После спора (часть учащихся считает, что раз преобразования коснулись быта крестьян, то перемены нельзя считать революцией) делается вывод, что Россия изменилась качественно - она стала другой страной.

У Петра была огромная власть, ставшая к концу царствования абсолютной, ничем не ограниченной. Это и позволило провести реформы. А в ходе преобразований у царя появились и убежденные единомышленники, «птенцы гнезда Петрова»: канцлер Головкин, П. А. Толстой (предок трех известных русских писателей -Алексея Константиновича, Льва Константиновича, Алексея Николаевича), и, конечно, Александр Меньшиков.

Сегодня мы с вами встретились с этим человеком не смотря на разделяющее нас с петровской эпохой время и пространство, давайте чуть больше узнаем об этом человеке

Сообщение о Меньшикове (подготовленный ученик)

Да ребята опираясь на лично преданных ему людей, Петр I и проводил реформы. Он создал себе опору в среде дворянства - за счет увеличения численности этого сословия. За заслуги награждал и миловал но и за промахи наказывал. Предлагаю обратиться к истории почепского дела (заранее подготовленный ученик готовил мини- проект) небольшая инсценировка…- Так ли было на самом деле? (обращение к Петр 1) - Так и было, говорил я Алексашке – не воруй, не воруй!

реформы Петра I - это своеобразная революция сверху. Поэтому Петра можно считать «революционером на троне». Теперь пора обсуждать вопрос о цене осуществленных царем преобразований.

4. Цена петровских реформ.

Учащиеся работают в группах с раздаточным материалом. Предлагается три варианта заданий.

Вариант I

Крестьяне в петровское время часто жаловались на голод и налоги, на опустошение деревень, на принудительную отправку работников в Воронеж (на строительство флота), а затем в Петербург. Многие говорили, что Петр не русский царь - иначе бы он не опустошал страну.

Как вы оцениваете политику Петра I? Были ли правы крестьяне, осуждавшие эту политику?

Вариант II

Крестьяне говорили: «Похваляются, что император был мудрым, а что его мудрость? Затеял подушную подать себе на безголовье, а всему народу на изнурение»

Объясните смысл этого высказывания. Как оценивал народ налоговую политику Петра I?

Вариант III

«Всякий бунт, возмущение и упрямство без всякой милости имеют быть виселицей наказанными».

Против кого и против чего был направлен этот пункт указа Петра? Докажите, что для его появления были основания.

Вариант IV

Подведите итог какой ценой были достигнуты перемены в России?

В ходе обсуждения ответов учащиеся делают выводы о том, что перемены в России были достигнуты ценой невероятного напряжения сил народа. Поэтому в петровское время нередко происходили мятежи (Астраханское восстание, стрелецкие бунты, восстание Кондратия Булавина).

Цена за реформы была заплачена немалая. По некоторым оценкам, в России при Петре погиб каждый десятый человек (из 14-17 млн. жителей).

- Так почему Петру посвящено немало литературных произведений и научных трудов, а песен о Петре народ не слагал.

Учащиеся делают вывод: яркая личность Петра, его смелая реформаторская деятельность привлекают писателей, поэтов, художников. А вот народу Петр и его дела были чужды; в этом монархе многие не без оснований видели виновника новых бедствий.

5. Подведение итогов.

Личность Петра и его реформы стали предметом острых споров, которые неизменно усиливаются, как только наша страна оказывается перед выбором путей дальнейшего развития. Так было и в XIX в., когда остро стоял вопрос об отмене крепостного права, и в начале XX столетия, когда правительство опоздало с обновлением общества, а Россия стала на путь кровопролитного революционного развития. И сейчас, когда в нашем обществе происходят огромные перемены, петровские преобразования вызывают большой интерес.

Давайте попробуем сформулировать уроки петровской эпохи которые необходимо принимать к сведению . В ходе беседы с учащимися формулируются уроки петровской эпохи.

- Начиная реформы, надо смело идти вперед, доводя дело до конца;

- при этом, однако, нужно думать об интересах всего общества, а не какой-то группы лиц.

Учитель: история России продолжается; продолжаются и наши раздумья о ней. В заключение уместно процитировать слова М. Горького: «Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо».

И мы конечно продолжим ее изучение ну а сейчас предлагаю составить каждой группе синквейн на тему Петр I (возможно составление пазла синквейна из разрезанных слов и изображений сложенных в отдельном конверте ( элемент кейс -технологии) после чего каждая группа представит результат

На этом предлагаю закончить наш урок спасибо за вашу активную работу

V. Д.З раздается на карточках каждому индивидуально

- параграф 15 пересказ

- составить кроссворд на тему : «реформы Петра»*

- сообщение о Демидовых (владельцах заводов и мануфактур времен петра I ) *


















Самоанализ урока

        Данный урок продолжает изучение раздела «Россия в первой четверти XVIII века». Так как данный материал содержит большой объём новой информации, был выбран такой тип урока как изучение нового материала.

        Урок составлен с опорой на психолого-педагогическую характеристику класса с учетом возрастных особенностей учащихся. По наполняемости учащимися класс средний, поэтому на уроке использовался дифференцированный подход –  работа в творческих группах велась по принципу «сильный помогает слабому», деление класса на творческие группы было осуществлено таким образом, что в них вошли учащиеся разного уровня обучаемости.

        Для активизации изучения нового достаточно объемного материала на уроке были использованы различные методы: словесные, наглядные, частично-поисковый метод, проблемный метод. Элементы технологии критического мышления , кейс технологии. А также были использованы различные формы работы: игровая ролевая ситуация, работа с текстом документа и с текстом учебника, работа с наглядным материалом. Все виды работ на уроке организовывались на базе исторического учебного материала, дополнительных источников – документов, содержащих достаточный объем знаний по теме.

        Работа на уроке активизирована, еще и тем, что перед учащимися поставлена конкретная задача, на доске записан ряд вопросов на которые нужно ответить в конце урока, и они видят конечную цель. После изучения каждого пункта плана учащиеся с помощью учителя делают вывод, закрепляя тем самым только что полученные знания.

        Плотность урока вполне достаточна. Сочетание различных форм работы. Каждый новый вид занятий включал отработку и закрепление разнообразных навыков у учащихся. После каждого этапа урока обязательно делался вывод, определялась причинно-следственная связь событий.

                Особо активно проходили этапы урока,  где учащимся были предложены: самостоятельная работа.

        Содержание урока полностью соответствуют требованиям программы.

        Урок достиг основной цели. Задачи урока выполнены. В подтверждение этого ответы учеников, активность их на уроке, выводы учеников по теме.

        Работы учеников оценены, выставлены совокупные оценки: за подготовку домашних заготовок плюс работа в творческих группах на уроке.

 














Приложения

(для работы в группах)

Реформы Петра I в военной сфере

Представлены задания различного уровня сложности, необходимо выполнить задания и представить результат исследования

(итогом должен стать логичный связный рассказ о реформах в конкретной сфере преобразований; в рассказе каждый факт должен логично и плавно вытекать из другого)

А

  1. Какие цели преследовала проведенная Петром I военная реформа?

  2. В чем проявилось углубление военной реформы после решающих побед над шведами?

  3. Какое значение имела военная реформа, проведенная Петром I, для дальнейшего развития Российской империи?

  4. Почему Петр I стал создавать армию на основе рекрутской повинности, а не использовал наемную силу, применявшуюся в Европе?

  5. Как изменилась в результате реформ русская армия?

Б Для ответа на поставленные вопросы части А используйте задания части Б

  1. Из приведенного списка составьте пары. Одно явление может быть в одном случае причиной, а в другом следствием.

Введение рекрутского набора, военные неудачи в 1700 г., создание регулярной армии, военная мощь России возросла.

Причины

Следствие



1.

 

2.

  1. Проанализируйте исторический документ, выпишите отмеченные автором недостатки русской армии.

Письмо Ивана Посошкова Петру I

“У пехоты ружье было плохо, и владеть им не умели: только боронились ручным боем, копиями и бердышами, и то тупыми… А если на конницу посмотреть, то не то что иностранным, но и самим нам на них смотреть зазорно: в начале у них клячи худыя, сабли тупыя, сами в нужде и безденежны и ружьем владеть никак не умелые. Истинно, государь, я видел, что иной дворянин и зарядить пищали не умеет, а не то, что ему стрелять по цели хорошенько. Того и смотрят, чтоб где во время бою за кустом притулиться”.

Цит. по: Хрестоматия по русской военной истории. М., 1947. С. 124



Реформы Петра I государственного управления

Представлены задания различного уровня сложности, необходимо выполнить задания и представить результат исследования

(итогом должен стать логичный связный рассказ о реформах в конкретной сфере преобразований; в рассказе каждый факт должен логично и плавно вытекать из другого )

А

  1. Какие цели преследовал Петр I, проводя реформы государственного управления?

  2. Какие органы управления государством приходят на смену Боярской Думе?

  1. Какие принципы были положены в основу формирования коллегий?

  2. Указ о единонаследии 1714 г. Пользуясь текстом документа на стр 135. Объясните суть и значение. Чьи интересы защищал?

  3. Какую роль сыграла Табель о рангах в успехах петровских преобразований?

  4. Подведите итог

Б Для ответа на поставленные вопросы части А используйте задания части Б

1. Составьте таблицу “Отличия коллегий и приказов”

Вопросы

Коллегии

Приказ

Кто возглавлял?

 

 

Функции

 

 

Круг дел, которыми управлял

 

 

Определялся ли законом состав и порядок работы

 


 

Областная реформа и реформа городского управления

Представлены задания различного уровня сложности, необходимо выполнить задания и представить результат исследования

(итогом должен стать логичный связный рассказ о реформах в конкретной сфере преобразований; в рассказе каждый факт должен логично и плавно вытекать из другого )

А

  1. Какая мера была принята в 1708 году для усиления местного аппарата власти?

  2. Выясните особенности режима местного управления в Украине

  3. Перечислите, кто входил в состав городского населения?

  4. Кому подчинялось посадское население?

  5. Составьте схему деления горожан по реформе городского управления

Б

Прочитайте отрывок из указа, написанного Петром I и сделайте 1) вывод о характере реформы 2) предположите какое название получила эта реформа 3) используя текст учебника выясните суть данной реформы

Указ Петра I об учреждении губерний. Не ранее 3 февраля.

        Великий государь указал, по именному своему великого государя указу в своем великого государя Велико Российском государстве для всенародной пользы учинить восемь губерний и к ним росписать города…




Церковная реформа

Представлены задания различного уровня сложности, необходимо выполнить задания и представить результат исследования

(итогом должен стать логичный связный рассказ о реформах в конкретной сфере преобразований; в рассказе каждый факт должен логично и плавно вытекать из другого

А

  1. На что ссылался Петр I, при введении запрета на проведение новых выборов патриарха, после смерти в 1700 году патриарха Адриана

  2. Какой новый орган был введен по управлению церковными делами? Кто в него входил?

  3. Какие обязанности были наложены на священнослужителей по церковной реформе

  4. Определите роль и значение данной реформы




ПРИКАЗЫ, 1) органы центрального управления в России в 16 - начале 18 вв. В основном имели судебную функцию (Земский П., Поместный П., Казённый П., Посольский П. и др.). Наряду с общегосударственными были П. с областной компетенцией (Казанского дворца П., Сибирский П., Новгородская четь и др.). Структурно подразделялись на столы и повытья. Стоявшие во главеП. лица в 17 в. получили название судей, наиболее крупные П. возглавляли судьи в чине боярина илиокольничего. Непосредственное делопроизводство велось дьяками. 

Указ о единонаследии 1714 года (О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах) — нормативно-правовой акт, подписанный Петром I18 (29) марта 1714 года[1]. Указ регламентировал правовой статус дворянства и закреплял юридическое слияние таких форм земельной собственности, как вотчина и поместье. В указе о единонаследии впервые был использован термин «недвижимое имущество». Обнародование указа датируется 23 марта (3) апреля 1714 года.


Работы учащихся могут выглядеть следующим образом:

Исследования 1-й группы, работавшей по теме «Реформы военные».

  • Создание русской национальной регулярной армии и флота;

  • Рекрутские наборы – основа регулярной армии ( к концу 1721 г. в России существует 200-тысячная регулярная армия);

  • Создание мануфактур обеспечивающих армию;

  • Создание однотипной организации и вооружения в пехоте, коннице и артиллерии;

  • Создание единой системы воинского обучения и воспитания, регламентированной уставами;

  • Проведена централизация военного управления, военные приказы заменены Военной коллегией и Адмиралтейств коллегией, учреждена должность главнокомандующего, при котором открыт полевой штаб;

  • Открылись военные школы для подготовки офицерских кадров, регламентировалась служба офицеров.

Исследования 2-й группы, работавшей по теме «Преобразование центральных органов. Реформа местных органов. Указы о дворянстве. Усиление крепостного права».(Использование учащимися таблицы «Табель о рангах», документов: «Генеральный регламент, или Устав» от 28 февраля 1720 года о создании коллегий, «Именной указ Петра I от 27 апреля 1722 года», «Указ Петра I об учреждении губерний. Не ранее 3 февраля»).

  • Прекратились пожалования в бояре, на должность – по уму, образованию, практическим умениям.

  • 1708 г. – губернское деление страны:

  • создано 8 губерний, во главе каждой губернии – губернатор;

  • губернии делятся на провинции – 50 провинций;

  • провинции разделены на уезды, во главе провинций и уездов назначенные местные дворяне.

  • 1711 г. – создан Сенат – высший законодательный, распорядительный и исполнительный орган при царе (в состав Сената входили 9 человек назначенных царем, таким образом, фактическая функция Сената – законосовещательный орган при царе).

  • 1714 г. – издан «Указ о единонаследии», по которому дворяне передавали в наследство поместья только одному наследнику, остальные сыновья должны жить за счет получения жалования за службу.

  • 1720 г. – городская реформа – создан главный магистрат, ведавший делами городских магистров.

  • 1718 – 1720 гг. – упразднены приказы, взамен созданы коллегии, ведающие важнейшими отраслями государственной жизни на всей территории страны.

  • 1722 г. – введена должность генерал-прокурора – «Ока государева».

  • Церковь становится частью государственного аппарата и полностью подчиняется государству. Ликвидировано  патриаршество, вместо этого установлена Духовная коллегия – Святейший правительственный Синод, который возглавлял президент Синода. В 1722 году для надзора за Синодом была введена должность обер-прокурор Синода.

  • 1722 г. – создание «Табеля о рангах» - законодательный акт, определявший систему чинов и порядок продвижения по службе – 14 классов служебной лестницы. Главный принцип «Табеля» - образованность, способности и практичность дворянина. Это нововведение ликвидировало деление господствующего класса на сословия.

  • 1722 г. – «Указ о престолонаследии» - император сам назначал преемника. Результат – неограниченная абсолютная власть монарха. А также опровержение концепции о божественном происхождении власти.

  • Введение паспортной системы для крестьян, отправлявшихся на приработки, увеличился штраф за сокрытие  беглых крестьян.






Приложение 2.

Указ Петра I от 20 декабря 1699 года

        

        … Ныне от рождества Христова доходит  1699 год, а будущего генваря с 1 числа настанет новый 1700 год купно и новый столетний век: и для того доброго и полезного дела, указал великий государь впредь лета счислять в приказах и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего генваря с 1 числа от рождества Христова 1700 года.


Указ Петра I от 13 февраля 1719 года о создании музея Кунсткамеры

Понеже известно есть, что как в человеческой породе, так и зверской и птичьей случается, что родятся монстра, то есть уроды, которые всегда во всех государствах собираются для диковинки, чего перед несколькими летами уже указ сказан, чтоб такие приносили, обещая платеж за оное, которых несколько уже и принесено…


Указ Петра I об учреждении губерний. Не ранее 3 февраля.

        Великий государь указал, по именному своему великого государя указу в своем великого государя Велико Российском государстве для всенародной пользы учинить восемь губерний и к ним росписать города…

Именной указ Петра I от 27 апреля 1722 года

Сенату надлежит состоять из тайных действительных и тайных советников, кому от нас ныне повелено и впредь повелено будет сидеть по рангам, и кроме их, также и генерала и обер-прокуроров, и обер-секретаря, и секретаря и протоколиста, никакой незваной персоне не входить в то время, когда советы отправляются.


«Генеральный регламент, или Устав»

от 28 февраля 1720 года

Понеже его царское величество, всемилостивейший наш государь, по примерам других христианских областей, всемилостивейшее намерение восприятии изволил, ради порядочного управления государственных дел… следующие к тому потребные и надлежащие коллегии учредить. А именно: иностранных дел, камер, юстиц, ревизион, воинская, адмиралтейская, каммерц, штатс-контор, Берг и мануфактур… 



МЕНШИКОВ АЛЕКСАНДР ДАНИЛОВИЧ


(1673-1729) - Государственный и военный деятель, граф (1702), светлейший князь (1707), президент Военной коллегии, генералиссимус (1727). Сын придворного конюха. С 1686 года денщик Петра I. Никто из последующих русских временщиков "не обладал таким могуществом, и не поднимался на такую головокружительную высоту и... ничье падение не было так глубоко и трагично". (Б.Г. Порозовская). Сопровождал Петра I в Азовских походах 1695-1696 гг., в Великом посольстве 1697-1698 гг. Руководил строительством Санкт-Петербурга, Кронштадта, корабельных верфей на pp. Нева и Свирь. Во время Северной войны (1700-1721) командовал крупными силами пехоты и конницы. Одержал ряд побед над шведами. В Полтавском сражении 1709 г., командуя левым флангом, разбил корпус генерала Росса, что предрешило победу русских войск. В 1709-1713 гг. командовал русскими войсками в Польше, Курляндии, Померании и Гольштейне. С 1714 г. управлял отвоеванными у шведов землями, вошедшими в состав Русского государства (Прибалтика, Ижорская земля). Во время [отъездов Петра I возглавлял управление страной.



17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!