СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки 5 класс « Что за прелесть эти сказки! Фольклор в музыке русских композиторов»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

О чем-то скрипит половица, И спице опять не спится, Присев на кровати, подушки, Уже навострили ушки…  И сразу меняются лица, Меняются звуки и краски Тихонько скрипит половица, По комнате ходит сказка....

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки 5 класс « Что за прелесть эти сказки! Фольклор в музыке русских композиторов»»

Конспект урока музыки

5 класс

« Что за прелесть эти сказки!

Фольклор в музыке русских композиторов»


Учитель музыки:

Свинцова Людмила Николаевна


Цель: Продолжить формирование знаний о взаимосвязи музыки и литературы, на примере симфонической сюиты «Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова.


Планируемые результаты:

Учебные – закрепить и расширить ранее полученные знания о взаимосвязи музыки и литературы

- продолжить знакомство с понятием «фольклор» через творческую и исполнительскую деятельность

- сформировать знания и дать понятие «программная музыка» и «сюита»

- знакомство с биографией и творчеством великого русского композитора Н. А. Римского-Корсакова

Развивающие – развить у учащихся учебно-познавательный интерес в области музыки к поиску новых знаний

- развивать образное мышление

- развитие творческой активности учащихся

Воспитательные – воспитывать умение работать в коллективе и в парах

- воспитание музыкальной «слушательской» культуры


Ход урока.

1. Организационный этап.

Музыкальное приветствие, вход в класс под музыку, занимают свои места


Фн.№1 Заставка песни «Сказки гуляют по свету» Е.Н.Птичкин (начало)


2. Проверка ранее изученного


Учитель: Сегодня мы продолжаем с Вами путешествовать по жанрам литературы и музыки и искать ответы на вопрос: “Может ли существовать литература без музыки, а музыка без литературы?” (вопрос прописан на учебной доске)


- На предыдущих уроках мы убедились, как много потеряла бы музыка, если бы не было литературы. Вся музыка, предназначенная для пения (народные и авторские песни, романсы, хоры, кантаты), превратилась бы в сплошной вокализ – пение без слов. Исчезли бы и балет, и опера, потому что в основе их лежат тоже литературные произведения.

И одной из граней соприкосновения на прошлом уроке было воплощение в музыке литературного фольклора – устное народное творчество, зародившееся глубоко в древности (сказки, легенды, предания)

-Вспомните, с каким музыкальным произведением вы познакомились на прошлом уроке?


Ученики: Симфоническая миниатюра «Кикимора»

Анатолия Константиновича Лядова.

Учитель: Скажите, что послужило литературной основой этой миниатюры?


Ученики: Основой стало народное сказание.


Учитель: Да, верно. Русский композитор А. К. Лядов передал своё видение этого произведения, главных персонажей с помощью музыкальных средств выразительности. А как вы представили себе образы этого сказания?


(Ребята показывают свои рисунки, которые они нарисовали дома)



3. Вокально-хоровая работа (распевка, повторение ранее выученной песни)


Учитель:

О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки,
Уже навострили ушки… 
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.


Фн. №2 Песня «Две Аленушки»


4. Постановка цели и задач урока.


Учитель: - На этом уроке мы продолжим с вами путешествие по жанрам литературы и музыки, и выявим их взаимосвязь.

- Ребята, попробуйте догадаться, в каком жанре литературы мы сегодня встретим музыку?


Учитель: (Произношу с подсказками детей)

«У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том;

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо - песнь заводит,

Налево – сказку говорит…»


Учитель: - Любите ли вы сказки?

Сегодня мы будем слушать и анализировать не простые сказки, а музыкальные – в которых музыка является главным действующим героем.


5. Актуализация знаний.


Учитель: «Что за прелесть эти сказки!»

- Ребята, кто является автором этого сказочного высказывания?

Ученики: А. С. Пушкин


Учитель:

- Музыка обогащает литературу не только превращая стихи в песню. Писателями и поэтами написано очень много различных литературных произведений, в которых рассказывается о музыке.

- Это, прежде всего сказки, которые можно назвать "Музыкальными сказками".

- Сегодня у нас урок необычный, сегодня у нас урок, на котором мы с вами вместе отправимся в путешествие в удивительный мир, мир музыкальных звуков, мир сказочных персонажей, заглянем в сказку.


Тема нашего урока так и звучит: «Что за прелесть эти сказки! Фольклор в

музыке русских композиторов»


(Ученики записывают тему в тетрадь)


Учитель: В доме Пушкиных часто проходили музыкально-литературные вечера, на которых звучало много различной музыки, а также литературные мелодичные сказки А. Пушкина. Дело в том, что в строчках его сказок ощущалась музыкальность, особая литературная мелодичность. Недаром все сказки А. Пушкина нашли своё продолжение в музыке композиторов – сказочников… Как вы думаете, каких? Назовите этих композиторов


Ученики: П. И. Чайковский, Н. А. Римский – Корсаков.

Учитель: Я хочу представить свою помощницу. К нам на урок я пригласила Знатока русской музыки.


- Она подготовила ответы на вопросы по творчеству и биографии Римского – Корсакова. И в диалоге с вами расскажет что-то интересное.

Детям раздает вопросы, они задают их, знаток отвечает.


- Где и когда родился Николай Андреевич Римский – Корсаков?

- Он родился 6 марта 1844 года в городе Тихвине.

- Какая традиция существовала в семье Римских-Корсаковых?

- Все Римские – Корсаковы служили на флоте.

- Где учился Николай Андреевич Римский – Корсаков?

- В 12 лет его определили в морской корпус в Петербурге, где он учился 6 лет.

- Что совершил Римский – Корсаков в 18 лет?

- Он был 2 года в кругосветном путешествии на военном корабле клипере – «Алмаз», сумел побывать в разных странах, а позже написал о своём путешествии в книге «Летопись моей музыкальной жизни».

- Какие вы знаете музыкальные произведения этого композитора?

- Он сочинил 15 опер, 3 симфонии, 79 романсов, произведения для симфонического оркестра. Самые известные его оперы: «Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане» и др.

- Докажите, что Римский – Корсаков был педагогом?

- Он обучил и воспитал 200 учеников, многие стали выдающимися музыкантами, например: Глазунов, Лядов, Аренский, Стравинский, Прокофьев.

- Руководил ли Николай Андреевич симфоническим оркестром?

- Да, он был прекрасным дирижёром.

- Сколько лет прожил композитор?

- Он прожил 64 года.


Учитель: Римский – Корсаков во время кругосветного путешествия на клипере «Алмаз» побывал в некоторых восточных странах и очень заинтересовался культурой и бытом этих государств. Давайте приоткроем дверь в сказочный мир Востока, который не перестаёт удивлять во все времена


Фн.№3 Музыка востока (начало)


Учитель: – Каким вы себе представляете Восток? Какие ассоциации у вас возникают при упоминании этого слова?


Ученики: пустыня, верблюд, солнце, песок, восточные сказки…


Учитель: Восточные сказки… Они не могут оставить равнодушными ни одного человека. Вот уже несколько сотен лет увлекают взрослых и детей герои арабских сказок «Тысяча и одна ночь».


«Влечёт Восток сияньем красок,

Зовёт базарной суетой,

С Али – Бабой, героем сказок,

С Синдбадом, брошенным волной.

Там Шехеразада начинает,

Для Падишаха свой рассказ,

Багдадаский вор там убегает,

Торговцев обманув не раз.

На ослике, качаясь, едет

Хаджа, мудрейший Насреддин,

И, вынув лампу, вызывает

Седого джинна Алладин.

Там поднимаясь на барханы,

Стремясь пустыни перейти,

Идут с востока караваны,

Сходясь на Шёлковом пути.

И на Востоке, средь барханов

Живёт красавица одна

Она зовётся Шехеразадой

Она прекрасна и умна».


Учитель: Восточные сказки не оставили равнодушным и Николая Андреевича Римского-Корсакова, который по их мотивам написал Симфоническую сюиту.

– Ребята, а что означает слова «сюита»?


Ученики:

Сюита – жанр музыкального произведения, состоящий из самостоятельных частей, объединённых общим замыслом.


(Записывают в тетрадь)


Учитель: У Римского-Корсакова сюита напоминает симфонию, состоящую из 4-х частей, каждая из них имеет названия, то есть имеют программу.

Такие музыкальные произведения называют программной музыкой.


Учитель: Сформулируете определение программной музыки.


Ученики: (С помощью учебника стр. 20)

Программная музыка – это музыкальное произведение, созданное на основе литературного содержания.


Учитель: Композитор назвал сюиту «Шехеразада» и приложил к партитуре следующую программу:


(Читают ученики в учебнике стр. – 21)


Учитель: На какие образы настраивает нас композитор?


Ученики: Шахриара и Шехеразады.


6. Новый материал. Работа над программной музыкой.

Учитель: Итак, слушаем фрагмент из первой части сюиты «Море и Синдбадов корабль», который начинается с показа главных героев.

- Представьте, какими они показаны? Какие чувства испытывают?


(Слушание музыкального фрагмента)

Фрагмент №1 «Море. Синдбадов корабль»


Первая часть называлась «Море. Синдбадов корабль».

Она начинается с медленного вступления — своеобразного пролога всей сюиты — и строится на двух контрастных темах. Первая, тема султана Шахриара, исполняется в унисон медными духовыми и струнными инструментами и звучит грозно и величественно.

Вторая тема, тема Шехерезады, поручена солирующей скрипке, которую поддерживают аккорды арфы. Ее гибкая и плавная мелодия напоминает изысканный восточный орнамент: Обе темы являются не просто лейтмотивами, объединяющими все произведение


Учитель: - Каков нрав восточного повелителя? Каким вы его себе представляете?

Ученики: Грозный, могучий, злой, властный султан.

Учитель: Как вы это почувствовали?

Ученики: Воинственно и грозно звучат инструменты медно-духовой группы.

Учитель: А какую картину рисует в вашем воображении тема Шехеразады?

Ученики: Мягкая, нежная, изящная, пленительная…

Учитель: Какой инструмент помог нам всё это почувствовать?

Ученики: скрипка, арфа.


(Слушание музыкального фрагмента)

Фрагмент №2 «Рассказ Календера-царевича»


Вторая часть называлась «Рассказ Календера-царевича»

(Календеры — бродячие монахи, жившие подаянием. Герой арабской сказки — царевич, во избежание опасностей переодевшийся в монашескую одежду).

Ее начинает голос Шехеразады, но затем она как бы передает повествование новому рассказчику, и начинается сказка в сказке.

Тему Календера исполняет солирующий фагот; она звучит неторопливо, спокойно и имеет восточный характер.


Фрагмент №3 «Царевич и царевна»


Третья часть, «Царевич и царевна», — это лирический центр произведения. Главная партия — тема Царевича — плавная спокойная мелодия песенного склада, исполняемая скрипками.

Побочная партия— тема Царевны — грациозная и подвижная, имеет танцевальный характер.


(Слушание музыкального фрагмента)

Фрагмент №4 «Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником»


Четвертая часть — «Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником». Это грандиозный финал сюиты, объединяющий многие ее темы, «собирающий» героев произведения на веселом празднике. Сложная композиция части сочетает в себе черты рондо-сонаты с вариационностью. Во вступлении звучат оба лейтмотива сюиты, причем тема Шахриара становится быстрой и энергичной, а тема Шехеразады — более взволнованной. Главная партия финала — стремительно кружащаяся, темпераментная восточная пляска.


Учитель:

А сейчас давайте представим, что мы находимся в волшебном замке султана и видим перед собой пленительную Шехеразаду.


(Звучит видео - ряд. Дети повторяют движения восточного танца


Фн.№ 3 Восточная мелодия (танец)


7.Вокально-хоровая работа.


Учитель: Ребята, интересно было бы нам жить, если бы не было сказок?

Ученики: Нет.

Учитель: Сейчас, вы познакомитесь с новой песней, которую мы начнём разучивать. Послушайте внимательно и ответьте на вопрос, о чём поётся в этой песне?


Фн.№1.«Сказки гуляют по свету» Е.Н.Птичкин (песня)


(Показ песни. Определение характера, настроения, содержания песни, разучивание 1 куплета).


Учитель: Какую роль играет сказка в этой песне?

Ученики: Если б не было сказок, не появились бы такие прекрасные песни.


8.Контроль усвоения.


Учитель: Ребята, наш урок подходит к завершению. Я надеюсь, вы приобрели новые знания


- Нарисуйте к следующему уроку одного из героев симфонической сюиты «Шехеразада»


9. Рефлексия.

Учитель: Сегодня мы с вами совершили музыкальное путешествие.

– Что же объединило на нашем уроке музыку и литературу?

- Сегодня я узнал, что без сказки………?

- Сегодняшние знания я могу применить…..

- Больше всего мне понравилось……

- Я расскажу о Римском – Корсакове (кому?)…..

- Я узнал, что программная музыка – это…..


Учитель: Заканчивая урок, я хочу сказать спасибо вам ребята за хорошую работу на уроке и попрошу на смайликах выразить свое настроение.







Вопросы знатоку


1. Где и когда родился Николай Андреевич Римский – Корсаков?

- Он родился 6 марта 1844 года в городе Тихвине.


2. Какая традиция существовала в семье Римских-Корсаковых?

- Все Римские – Корсаковы служили на флоте.


3. Где учился Николай Андреевич Римский – Корсаков?

- В 12 лет его определили в морской корпус в Петербурге, где он учился 6 лет.


4.Что совершил Римский – Корсаков в 18 лет?

- Он был 2 года в кругосветном путешествии на военном корабле клипере – «Алмаз», сумел побывать в разных странах, а позже написал о своём путешествии в книге «Летопись моей музыкальной жизни».


5. Какие вы знаете музыкальные произведения этого композитора?

- Он сочинил 15 опер, 3 симфонии, 79 романсов, произведения для симфонического оркестра. Самые известные его оперы: «Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане» и др.


6. Докажите, что Римский – Корсаков был педагогом?

- Он обучил и воспитал 200 учеников, многие стали выдающимися музыкантами, например: Глазунов, Лядов, Аренский, Стравинский, Прокофьев.


7. Руководил ли Николай Андреевич симфоническим оркестром?

- Да, он руководил симфоническим оркестром и был прекрасным дирижёром.


8. Сколько лет прожил композитор?

- Он прожил 64 года.