Урок русского языка в 6 классе
Вперед, к знаниям !
Прочитайте отрывок из стиха Р.Рождественского
Я, ты, он, она,
Вместе- целая страна.
Вместе- дружная семья
В слове «мы»- сто тысяч «я»
Большеглазых, озорных, Черных, рыжих и льняных, Грустных и веселых В городах и селах!
Местоимение – это…
часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их .
Как изменяются местоимения ?
Местоимения изменяются по падежам. Есть местоимения, которые, кроме того, изменяются по родам и числам.
Какими членами предложения могут быть местоимения?
В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями и определениями.
После предлогов у местоимений 3-го лица появляется Н – у него, возле них, около неё.
А именно с какими познакомились?
Личные местоимения.
Ед.ч.
Мн.ч.
1-е лицо – Я
МЫ
2-е лицо – ТЫ
ВЫ
3-е лицо
м.р. – ОН
ОНИ
ж.р. – ОНА
ср.р. – ОНО
Отгадайте загадки, о каких местоимениях идёт речь?
О каких местоимениях идёт речь?
- В каком местоимении два звука , но буква одна ? Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам? Сколько личных местоимений в слове семья? Первый слог – личное местоимение, второй – детская болезнь. Вместе получается слово, обозначающее предмет, которое помогает судну удержаться на месте. Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ.
- В каком местоимении два звука , но буква одна ?
- Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам?
- Сколько личных местоимений в слове семья?
- Первый слог – личное местоимение, второй – детская болезнь. Вместе получается слово, обозначающее предмет, которое помогает судну удержаться на месте.
- Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ.
- Какие местоимения говорят о себе,
О каких местоимениях идёт речь?
- я [ й ’ а ] я мы семь я я корь ты ква вымыты
- я [ й ’ а ]
- я мы
- семь я
- я корь
- ты ква
- вымыты
Повторение личных местоимений.
- Вами, он, меня, тобой, я, ты, они, её, его, вас, их, ими, оно, мы, вы, она
Поставьте местоимения в нужной форме
Появился у (он ), блестит надо (я ), проявлять заботу обо (я ), думать о (он ), прибыл с (они ), у (он ) в оранжерее, расстилаться над (они ), беседовать с (они ), трава подо
(я ), объясниться с (он ), сожалеть о (он ), подарим (они ), скучаю по (вы ), рассказал о (себе ).
Проверьте себя
- Появился у него , блестит надо мной , проявлять заботу обо мне , думать о нём , прибыл с ними , у него в оранжерее, расстилаться над ними , беседовать с нами , трава подо мной , объясняться с ним , сожалеть о нём , подарил им . скучаю по вас , рассказал о себе .
Прочитайте предложение
- Крупные снежинки закружились в воздухе, и вскоре они превратились в большие мохнатые хлопья.
Возвратное местоимение себя
- Девочка причесала сь .
- Девочка причесала себя.
- Ся в русский язык пришёл из древнерусского языка от местоимения себя.
- Т.о, оно обозначает, что действие, совершаемое кем-либо, как бы возвращается к нему, поэтому местоимение и получило название возвратное.
- -
Тема урока.
Возвратное местоимение
Какие цели мы поставим перед собой? Сформулируйте цель урока , опираясь на его тему.
- Используйте для этого опорные фразы, записанные на слайде.
- ПОЗНАКОМИТЬСЯ С…;
- УЧИТЬСЯ НАХОДИТЬ… И ПРАВИЛЬНО употреблять… .
Будем учиться:
- ПОЗНАКОМИТЬСЯ С возвратным местоимением себя
- - находить местоимение в тексте
- употреблять местоимение «себя» в нужной форме;
Склонение местоимения СЕБЯ
Вывод: местоимение СЕБЯ не имеет И. п.
Синтаксическая функция: в предложении возвратное местоимение себя чаще всего выполняет роль дополнения .
Запомните!
Возвратное местоимение себя как самостоятельная часть речи не имеет рода, лица (относится к любому лицу), числа, формы И.п.
Значение рода и числа может быть выражено при согласовании со словом самый
В данных предложениях исправьте неясность речи:
- Сосед попросил сестру налить себе воды.
- Учитель попросил ребят отнести тетради к себе.
- Я извиняюсь, что толкнул Вас.
ПРОВЕРИМ
- Сосед попросил сестру налить воды.
- Учитель попросил ребят отнести тетради в класс.
- Извините, что толкнул Вас.
Задание : объясните смысл словосочетаний.
Быть вне себя
Найти себя
Прийти в себя
Выйти из себя
Проявить себя
Читать про себя
Себе на уме
Фразеологизмы – это…
устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.
- Бабушка плохо чувствует себя, ей не по себе
- Дедушка очень рассердился, был вне себя
- Он очень расстроился, но потом взял себя в руки
- Надо владеть собой в любой ситуации.
- «Он себе на уме » - так говорят про хитрых людей.
- Чтобы быть воспитанным, надо много работать над собой
- Он ничего не замечал вокруг, ушел в себя
- Всегда надо стараться быть самим собой
- Она строит из себя неизвестно что.
Замените выделенные слова фразеологизмами с местоимением себя.
Этот человек хитрый и скрытный.
Всё устроилось без особых усилий.
Наездник не скоро опомнился после того, как упал с лошади.
Читай молча (не вслух).
После болезни мальчик плохо выглядит.
Проверим
- Этот человек себе на уме. Всё устроилось само собой. Наездник не скоро пришел в себя после того, как упал с лошади. Читай про себя. После болезни мальчик на себя не похож.
Поставьте местоимение-существительное себя в нужную форму. Назовите эту форму.
- Руби дерево по ...
- Выше … не прыгнешь.
- Умный винит …, глупый – своего товарища.
Задание на дом.
- 4.Написать лингвистическую сказку о местоимении себя
Спасибо за урок!