СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему: "Возвратное местоимение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок открытия новых знаний. Он не первый в системе уроков по теме «Местоимение», строится с опорой на ранее изученные темы.  Сопровождается показом электронной презентации. На уроке используются методы обучения: наглядный,

проблемный и побуждающий диалог, индуктивный

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Возвратное местоимение"»

Урок русского языка в 6 классе

Урок русского языка в 6 классе

Вперед, к знаниям !

Вперед, к знаниям !

Прочитайте отрывок из стиха Р.Рождественского   Я, ты, он, она, Вместе- целая страна. Вместе- дружная семья В слове «мы»- сто тысяч «я» Большеглазых, озорных,  Черных, рыжих и льняных,  Грустных и веселых  В городах и селах!

Прочитайте отрывок из стиха Р.Рождественского

Я, ты, он, она,

Вместе- целая страна.

Вместе- дружная семья

В слове «мы»- сто тысяч «я»

Большеглазых, озорных, Черных, рыжих и льняных, Грустных и веселых В городах и селах!

Местоимение – это… часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их .

Местоимение – это…

часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их .

Как изменяются местоимения ? Местоимения изменяются по падежам. Есть местоимения, которые, кроме того, изменяются по родам и числам.

Как изменяются местоимения ?

Местоимения изменяются по падежам. Есть местоимения, которые, кроме того, изменяются по родам и числам.

Какими членами предложения могут быть местоимения? В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями и определениями.

Какими членами предложения могут быть местоимения?

В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями и определениями.

После предлогов у местоимений 3-го лица появляется Н – у него, возле них, около неё.

После предлогов у местоимений 3-го лица появляется Н – у него, возле них, около неё.

А именно с какими познакомились? Личные местоимения. Ед.ч. Мн.ч.  1-е лицо – Я МЫ   2-е лицо – ТЫ ВЫ   3-е лицо  м.р. – ОН ОНИ  ж.р. – ОНА  ср.р. – ОНО

А именно с какими познакомились?

Личные местоимения.

Ед.ч.

Мн.ч.

1-е лицо – Я

МЫ

2-е лицо – ТЫ

ВЫ

3-е лицо

м.р. – ОН

ОНИ

ж.р. – ОНА

ср.р. – ОНО

 Отгадайте загадки,  о каких местоимениях  идёт речь?

Отгадайте загадки, о каких местоимениях идёт речь?

О каких местоимениях идёт речь? В каком местоимении два звука , но буква одна ? Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам? Сколько личных местоимений в слове семья? Первый слог – личное местоимение, второй – детская болезнь. Вместе получается слово, обозначающее предмет, которое помогает судну удержаться на месте. Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ. В каком местоимении два звука , но буква одна ? Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам? Сколько личных местоимений в слове семья? Первый слог – личное местоимение, второй – детская болезнь. Вместе получается слово, обозначающее предмет, которое помогает судну удержаться на месте. Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ.  Какие местоимения говорят о себе,  что они самые чистые?

О каких местоимениях идёт речь?

  • В каком местоимении два звука , но буква одна ? Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам? Сколько личных местоимений в слове семья? Первый слог – личное местоимение, второй – детская болезнь. Вместе получается слово, обозначающее предмет, которое помогает судну удержаться на месте. Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ.
  • В каком местоимении два звука , но буква одна ?
  • Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам?
  • Сколько личных местоимений в слове семья?
  • Первый слог – личное местоимение, второй – детская болезнь. Вместе получается слово, обозначающее предмет, которое помогает судну удержаться на месте.
  • Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ.
  • Какие местоимения говорят о себе,
  • что они самые чистые?
О каких местоимениях идёт речь? я [ й ’ а ] я мы семь я я корь ты ква вымыты я [ й ’ а ] я мы семь я я корь ты ква вымыты

О каких местоимениях идёт речь?

  • я [ й а ] я мы семь я я корь ты ква вымыты
  • я [ й а ]
  • я мы
  • семь я
  • я корь
  • ты ква
  • вымыты

Повторение личных местоимений.  Вами, он, меня, тобой, я, ты, они, её, его, вас, их, ими, оно, мы, вы, она

Повторение личных местоимений. 

  • Вами, он, меня, тобой, я, ты, они, её, его, вас, их, ими, оно, мы, вы, она
Поставьте местоимения в нужной форме Появился у (он ), блестит надо (я ), проявлять заботу обо (я ), думать о (он ), прибыл с (они ), у (он ) в оранжерее, расстилаться над (они ), беседовать с (они ), трава подо  (я ), объясниться с (он ), сожалеть о (он ), подарим (они ), скучаю по (вы ), рассказал о (себе ).

Поставьте местоимения в нужной форме

Появился у (он ), блестит надо (я ), проявлять заботу обо (я ), думать о (он ), прибыл с (они ), у (он ) в оранжерее, расстилаться над (они ), беседовать с (они ), трава подо

(я ), объясниться с (он ), сожалеть о (он ), подарим (они ), скучаю по (вы ), рассказал о (себе ).

Проверьте себя Появился  у него , блестит надо  мной , проявлять заботу обо мне , думать о нём , прибыл с ними , у него в оранжерее, расстилаться над ними , беседовать с нами , трава подо мной , объясняться с ним , сожалеть о нём , подарил им . скучаю по вас , рассказал о себе .

Проверьте себя

  • Появился у него , блестит надо мной , проявлять заботу обо мне , думать о нём , прибыл с ними , у него в оранжерее, расстилаться над ними , беседовать с нами , трава подо мной , объясняться с ним , сожалеть о нём , подарил им . скучаю по вас , рассказал о себе .
Прочитайте предложение Крупные снежинки закружились в воздухе, и вскоре они превратились в большие мохнатые хлопья.

Прочитайте предложение

  • Крупные снежинки закружились в воздухе, и вскоре они превратились в большие мохнатые хлопья.
Возвратное местоимение себя Девочка причесала сь .  Девочка причесала себя. Ся в русский язык пришёл из древнерусского языка от местоимения себя. Т.о, оно обозначает, что действие, совершаемое кем-либо, как бы возвращается к нему, поэтому местоимение и получило название возвратное. -

Возвратное местоимение себя

  • Девочка причесала сь .
  • Девочка причесала себя.
  • Ся в русский язык пришёл из древнерусского языка от местоимения себя.
  • Т.о, оно обозначает, что действие, совершаемое кем-либо, как бы возвращается к нему, поэтому местоимение и получило название возвратное.
  • -
Тема урока. Возвратное местоимение

Тема урока.

Возвратное местоимение

Какие цели мы поставим перед собой? Сформулируйте цель урока , опираясь на его тему. Используйте для этого опорные фразы, записанные на слайде. ПОЗНАКОМИТЬСЯ С…; УЧИТЬСЯ НАХОДИТЬ… И ПРАВИЛЬНО употреблять… .

Какие цели мы поставим перед собой? Сформулируйте цель урока , опираясь на его тему.

  • Используйте для этого опорные фразы, записанные на слайде.
  • ПОЗНАКОМИТЬСЯ С…;
  • УЧИТЬСЯ НАХОДИТЬ… И ПРАВИЛЬНО употреблять… .
Будем учиться:   ПОЗНАКОМИТЬСЯ С возвратным местоимением себя - находить местоимение в тексте - употреблять местоимение «себя» в нужной форме;

Будем учиться:

  • ПОЗНАКОМИТЬСЯ С возвратным местоимением себя
  • - находить местоимение в тексте

- употреблять местоимение «себя» в нужной форме;

Склонение местоимения СЕБЯ Вывод: местоимение СЕБЯ не имеет И. п.

Склонение местоимения СЕБЯ

Вывод: местоимение СЕБЯ не имеет И. п.

Синтаксическая функция: в предложении возвратное местоимение себя чаще всего выполняет роль дополнения .

Синтаксическая функция: в предложении возвратное местоимение себя чаще всего выполняет роль дополнения .

Запомните!  Возвратное местоимение себя как самостоятельная часть речи  не имеет  рода, лица (относится к любому лицу), числа, формы И.п.  Значение рода и числа может быть выражено при согласовании со словом самый

Запомните!

Возвратное местоимение себя как самостоятельная часть речи не имеет рода, лица (относится к любому лицу), числа, формы И.п.

Значение рода и числа может быть выражено при согласовании со словом самый

В данных предложениях исправьте неясность речи: Сосед попросил сестру налить себе воды. Учитель попросил ребят отнести тетради к себе. Я извиняюсь, что толкнул Вас.

В данных предложениях исправьте неясность речи:

  • Сосед попросил сестру налить себе воды.
  • Учитель попросил ребят отнести тетради к себе.
  • Я извиняюсь, что толкнул Вас.
ПРОВЕРИМ Сосед попросил сестру налить воды. Учитель попросил ребят отнести тетради в класс. Извините, что толкнул Вас.

ПРОВЕРИМ

  • Сосед попросил сестру налить воды.
  • Учитель попросил ребят отнести тетради в класс.
  • Извините, что толкнул Вас.
Задание : объясните смысл словосочетаний.   Быть вне себя Найти себя Прийти в себя Выйти из себя Проявить себя Читать про себя Себе на уме

Задание : объясните смысл словосочетаний.

Быть вне себя

Найти себя

Прийти в себя

Выйти из себя

Проявить себя

Читать про себя

Себе на уме

Фразеологизмы – это… устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.

Фразеологизмы – это…

устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.

Бабушка плохо чувствует себя, ей не по себе Дедушка очень рассердился, был вне себя Он очень расстроился, но потом взял себя в руки Надо владеть собой  в любой ситуации. «Он себе на уме » - так говорят про хитрых людей.  Чтобы быть воспитанным, надо много работать над собой Он ничего не замечал вокруг,  ушел в себя Всегда надо стараться быть самим собой Она строит из себя  неизвестно что.
  • Бабушка плохо чувствует себя, ей не по себе
  • Дедушка очень рассердился, был вне себя
  • Он очень расстроился, но потом взял себя в руки
  • Надо владеть собой  в любой ситуации.
  • «Он себе на уме » - так говорят про хитрых людей. 
  • Чтобы быть воспитанным, надо много работать над собой
  • Он ничего не замечал вокруг,  ушел в себя
  • Всегда надо стараться быть самим собой
  • Она строит из себя  неизвестно что.

Замените выделенные слова фразеологизмами с местоимением себя.   Этот человек  хитрый и скрытный.   Всё устроилось  без особых усилий. Наездник не скоро  опомнился  после того, как упал с лошади. Читай  молча (не вслух).  После болезни мальчик  плохо выглядит.

Замените выделенные слова фразеологизмами с местоимением себя.

Этот человек  хитрый и скрытный.  

Всё устроилось  без особых усилий.

Наездник не скоро  опомнился  после того, как упал с лошади.

Читай  молча (не вслух). 

После болезни мальчик  плохо выглядит.

Проверим Этот человек  себе на уме. Всё устроилось  само собой. Наездник не скоро  пришел в себя  после того, как упал с лошади. Читай  про себя. После болезни мальчик  на себя не похож.

Проверим

  • Этот человек  себе на уме. Всё устроилось  само собой. Наездник не скоро  пришел в себя  после того, как упал с лошади. Читай  про себя. После болезни мальчик  на себя не похож.
Поставьте местоимение-существительное себя в нужную форму. Назовите эту форму. Руби дерево по ... Выше … не прыгнешь. Умный винит …, глупый – своего товарища.

Поставьте местоимение-существительное себя в нужную форму. Назовите эту форму.

  • Руби дерево по ...
  • Выше … не прыгнешь.
  • Умный винит …, глупый – своего товарища.
Задание на дом. 1.П.124. Упр.654 4.Написать лингвистическую сказку о местоимении себя

Задание на дом.

  • 1.П.124. Упр.654
  • 4.Написать лингвистическую сказку о местоимении себя
Спасибо за урок!

Спасибо за урок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!