СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока Общество и человек

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Общество и человек»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Обществознание 10 класс


Тема урока:Общество и человек.

Тип урока:повторительно-обобщающий

Цель

образовательная: обобщить и систематизировать знания по теме «Общество и человек», подготовиться к контрольному тестированию;

развивающая:развивать у суворовцев умения систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать и анализировать, делать выводы; раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук; применять полученные знания для решения познавательных задач; формулировать на основе приобретённых социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам; работать с тестом.

воспитательная: способствовать формированию гражданской позиции суворовцев, умению работать в группе.

Формы и методы:беседа, работа в группах, проблемное обучение, выполнение тренировочных интерактивных тестов.

Материальное обеспечение урока: мультимедийный комплекс, учебник, презентация, раздаточный материал, тест по технологии MyTest.


Ход занятия:

п/п

Этапы урока и деятельность преподавателя

Время

Деятельность суворовцев

1.

Организация начала занятия

  • формирование учебных групп


1

Готовность к уроку, доклад дежурного

2.

Подготовка к основному этапу занятия

  • тема урока «Общество и человек»

  • целеполагание

- О чём будем говорить сегодня на уроке?

- Какие задачи перед нами стоят?

2

Записывают тему в тетрадь

Формулируют цель

3.

3.1.
































































3.2.























































































3.3.










































































3.4.

Систематизация, обобщение и применение знаний

Вступительное слово

Отправной точкой нашего разговора был человек, точнее проблема человека. Разговор о сущности человека остаётся открытым по сей день. Человека изучают множество наук, нопостижением человека изучает особая наука. Какая?

«Человек есть мера всех вещей»

Протагор

«Человек самое эксцентричное создание на Земле»

Эрих Фромм

«Человек есть принципиальная новизна в природе»

Николай Александрович Бердяев

«Человек – вольноотпущенник природы»

Иоганн Гердер

«Я царь – я раб, я червь – я Бог!»

Гаврила Романович Державин

Человек соткан из парадоксов:

  1. Человек – животное, но существует не в природе, а в обществе.

  2. У человека есть инстинкты, но руководствуется он в первую очередь разумом.

  3. Человек рожден в природе, но пытается подчинить её себе.

  4. Человек обладает естественными потребностями, но в первую очередь ориентируется на культурные стандарты.

  5. У человека есть разум, но есть и бессознательное.

  6. Человек имеет все, чтобы жить в дикой природе, но без длительного обучения и воспитания не может приспособиться к ней.

Исключительность человека не только в том, что у него множество качеств и задатков. Человек настроен на множество программ, каждая из них, словно демон тащит его в свою сторону. Биологическая программа противоречит социальной, сознательное – бессознательному, инстинкты – культуре.

Человек – единственное живое существо, способное жить в состоянии абсурда.

Однако как можно говорить об уникальности человека, если он произошёл от обезьяны? У нас почти все гены такие же, как у наших животных предков. Но разве волки испытывают угрызения совести, разве пчёлы знают обычаи? По современной эволюционной теории человек произошёл от обезьяны. В 2-4% генов, отличающих нас от обезьян, уместились разум, творчество, культура. Да, животные могут жить в сообществе. Но всё, что происходит в их стадах, кланах, колониях, обусловлено инстинктом. Так, олениха воспринимает рождённого ею олененка вместе со средой. Перемещённая в другой лес, она может не узнать собственное чадо, отказаться от него.

- Человек – единственное в природе существо в природе, преодолевшее свою генетическую программу инстинктов.

Утратив укорененность в инстинкте, человек оказался вынужденным приобщаться к окружающему миру. Люди создали общество, новую форму коллективной, совместной деятельности. В отличие от генетической памяти, память социальная наследует не биологические признаки, а совокупность знаний, ценностей, идеалов, форм деятельности общественного человека.

- Какие уровни анализа общества вам известны? Поясните их сущность?

Уровень

Сущность

Конкретно-исторический

На этом уровне анализируются конкретные события, народы, государства. Наряду с описанием единичных фактов присутствуют обобщающие понятия и суждения

Историко-типологический

Обобщение, связанное с типологией общества

Социально-философский

Выделение, анализ всеобщих свойств общества

Первый этап: характеристика общества как системы. Какой уровень анализа мы будем использовать, выполняя это задание?

1 группа

  1. Каковы основные значения понятия «общество»?

  2. В каком значении использовано понятие «общество» в каждом из приведённых ниже высказываний?

  1. дверь в зал распахнулась, и его взору предстало довольно разношёрстное общество.

  2. Объединяя, как правило, людей широко образованных, смотрящих на вещи здраво и критически, дворянское общество и в XIX в. оставалось замкнутой группой, своего рода кастой, не принимавшей чужаков.

  3. Индустриальное общество разрешило ряд противоречий, существовавших на прежнем этапе развития, но при этом породило новые.

- Как называется научное направление, занимающееся теорией систем? (синергетика, первоначально возникла как физико-математическая теория)

2 группа

  1. Что такое система? Какие виды систем вам известны? Опираясь на обществоведческие знания и знания из других предметов, выберите из перечисленных характеристик те, которые отражают свойства любой системы:

  • сохранение с течением времени своего состояния неизменным;

  • наличное состояние позволяет точно определить последующее;

  • постоянный обмен веществ с внешней средой;

  • наличие взаимосвязанных элементов;

  • несводимость целого к сумме частей, появление у целого свойств, отсутствующих у отдельных компонентов.

  1. Что позволяет утверждать, что общество является системой? Дайте характеристику общества как системы.

3группа

  1. Дать характеристику социального института, как компонента общества. Охарактеризуйте функции социальных институтов. Приведите примеры, иллюстрирующие основные комплексы социальных институтов.

Социальные институты.

Важнейшие жизненные потребности

Основные виды деятельности

Главные социальные институты

Потребность в воспроизводстве рода

Семейно-бытовая деятельность

Институт семьи и брака

Потребность в безопасности и социальном порядке

Политическая, управленческая, государственная деятельность

Политические институты, особенно государство

Потребность в средствах существования

Экономическая деятельность

Экономические институты, в первую очередь производство

Потребность в получении знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров

Научная, воспитательная, образовательная деятельность

Институты науки, образования и культуры

Потребность в решении духовных проблем смысла жизни

Религиозная деятельность

Институт религии


Основные комплексы социальных институтов

Экономические

Политические

Социальные

Духовные

Деньги, обмен, производство, собственность, и др.

Власть, парламентаризм, партия, суд, армия и др.

Семья, брак, кровная месть, наследование, материнство, отцовство и др.

Религия, образование, СМИ, общественное мнение и др.

  1. Соотнесите общественные институты и сферы жизни общества.

Институты

Сферы

А. государство

1. экономическая

Б. семья

2. политическая

В. школа

3. социальная

Г. церковь

4. духовная сфера

Д. финансовая система


Е. средства массовой информации


Есть ли в перечне институтов те, которые вы хотели бы отнести к нескольким сферам общественной жизни? Назовите их. Чем можно объяснить отсутствие жёсткого соответствия сфер и институтов?

Второй этап:социальнаямакротеория анализа исторического развития

- Какие подходы можно выделить для анализа исторического развития общества? В чём состоят трудности постижения прошлого? («история - ряд выдуманных событий по поводу свершившихся» Шарль Монтескье)

Издавна предпринимались попытки не только описать историю, но и осмыслить события и явления прошлого, увидеть за уникальным общее, повторяющееся.


1 группа

Укажите общие черты и различия в трактовке мировой истории сторонниками учения о формациях и приверженцами теории постиндустриального общества.

Две ветви стадиального подхода к истории: общее и различия.


Формационный подход

Теория

постиндустриального общества

Общее

  • выделяются и обосновываются определённые крупные этапы, через которые идёт развитие человечества

  • обе теории базируются на признании источником прогресса изменений в сфере материального производства

  • переходы носят характер революционных изменений

Различия

  • главные фазы развития

  • роль духовных факторов


2 группа

Укажите достоинства и недостатки формационного подхода.

3 группа

Укажите достоинства и недостатки локально-цивилизационного подхода.

Сравнительная характеристика формационного и цивилизационного подходов (результат работы 2,3 групп)

Характеристика

Подход

формационный

цивилизационный

Достоинства

Позволяет:

  • увидеть то общее, что было в историческом развитии различных народов

  • представить историю человечества как единый процесс

  • установить определённые законы исторического развития

  • предложить периодизацию всемирной истории

Позволяет:

  • глубоко изучать историю конкретных обществ во всём их многообразии и специфике

  • ориентируется на изучение ценностей, национальных особенностей, духовной жизни, психологии (что обычно выпадает из поля зрения)

  • ставит в центр исследования человеческую деятельность

Недостатки

  • многие народы не проходили в своём развитии через большинство формаций

  • большинство процессов не могут быть без искажений и упрощений объяснены с чисто экономических позиций

  • задвигает на задний план роль человеческого фактора

  • недостаточно внимания уделяется своеобразию, уникальности, неповторимости отдельных обществ и народов

  • невозможен взгляд на историю как на единый процесс

  • отрицание единства человеческой истории

  • не исследует закономерности исторического развития

Третий этап (приналичие времени):

- Остановимся на некоторых характерных чертах исторических типов обществ, выделенных в рамках теории постиндустриального общества.

1 группа

Сравните две поговорки: «От судьбы не уйдёшь» и «Городской воздух делает свободным». Умонастроение каких типов обществ выражает каждая из них?

2 группа

Символом какого исторического типа общества можно считать Книгу рекордов Гинесса? Ответ аргументируйте.

3 группа

Почему человек традиционного общества воспринимал время как череду повторяющихся событий («колесо времен»), а человек индустриального общества – как прогресс («стрела времени»)?


3
































































3+9























































































3+9










































































5














Слушают рассказ, отвечают на вопросы




Высказывания на слайде

















































Отвечают на вопрос, дают характеристику уровня анализа







Работа в группах


Представляют результаты работы













Работа в группах


Представляют результаты работы











Работа в группах


Представляют результаты работы



































Представитель группа выполняет задание на интерактивной доске








Работа в группах


Представляют результаты работы

4.

Первичная проверка понимания

Выполнение заданий интерактивного теста по технологии MyTest

7

Выполнение заданий теста (один у доски)

5.

Подведение итогов занятия

  • Вывод

  • Выставление оценок за устную работу на уроке

Рефлексия

2

Беседа, выставление оценок

6.

Информация о задании на самоподготовку

Повторить содержание главы II «Общество и человек». Подготовиться к контрольному тестированию по технологии MyTest.

1

Запись в тетрадь




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!