СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по биологии 5 класс: "Среды жизни живых организмов"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Характеристика сред жизни живых организмов, приспособления живых органимзв к средам жизни. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии 5 класс: "Среды жизни живых организмов"»

Конспект урока по биологии 5 класс «Среда обитания живых организмов»

1 сл.

1. Организационный момент

-Здравствуйте ребята, присаживайтесь. Сейчас мы с вами проверим домашнюю работу, далее перейдём к изучению нового материала.

2. Проверка домашнего задания.

-Какое царство живой природы мы с вами закончили изучать на прошлом уроке? (Царство животные).

- Какое было домашнее задание? (Повторить параграф 19-22).

Контрольная работа по царству животные. (См. приложение 1).

3. Изучение нового материала.

У осла и соловья, У лисы и журавля,

У стрекоз и муравья - Жизнь у каждого своя.

Каждый соблюдает точно. Свой режим и дня, и ночи,

И у каждого свое Облюбовано жилье.

Выбирает привереда лишь свое меню обеда,

А в дороге изберут

Каждый собственный маршрут.

У букашки и у птички.

Тем-то каждый и хорош,

Что на прочих не похож.

-Все ли обитатели нашей планеты одинаковы? Чем они отличаются?

-О чём говориться в стихотворении? (О том где обитают различные живые организмы). Приведите примеры.

-Как вы думаете, о чем будет наш урок?

-В стихотворении говорится об условиях, месте, или — по-другому о среде обитания. Вот об этом мы и поговорим сегодня на уроке.

2 сл.

-Запишите число и тему урока «Среда обитания живых организмов».

-Как вы думаете, что такое среда обитания? (Среда обитания – это все, что окружает любой живой организм).

– Что произойдет, если животных, обитающих в воде, поменять местами с животными, обитающими на суше?

– Сегодня мы с вами познакомимся со средами обитания живых организмов. Рассмотрим, какими признаками характеризуются эти среды обитания, в чем их сходства и различия.

3 сл.

-Посмотрим на слайд и постараемся определить название среды обитания по представителю животного мира. (Наземно - воздушная среда: птица, лев; Почвенная: крот, дождевой червь; Водная: рыба, медуза; Организменная - ленточный червь, блоха).

-Итак, перечислим и запишем в виде схемы среды жизни живых организмов: наземно- воздушная, почвенная, водная, организменная).

-Скажите пожалуйста, какая на данном этапе урока перед нами лежит задача? (Охарактеризовать эти среды жизни, познакомиться с представителями, особенностями приспособления организмов к каждой из этих сред).

-Сейчас мы с вами разделимся на 4 группы, каждой группе необходимо охарактеризовать ту среду жизни, что ей достанется. Определяться, какой группе достанется та или иная среда жизни, мы будем с помощью загадок про животных, которые обитают в этих средах жизни.

1. Он живет на крыше дома – 
Длинноногий, длинноносый, 
Длинношеий, безголосый. 
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист).

2. У нее во рту пила.
Под водой она жила,
Всех пугала, всех глотала,
А теперь в котел попала. (Щука)

3. У кого характер КРОТкий,
Шерсть густая, хвост короткий?
Кто подземный роет грот?
Кто боится солнца? …(Крот)

4. У кошки есть,
У собаки есть,
А сколько есть - 
Никогда не счесть. (Блоха).

4 сл.

-Молодцы ребята, определились со средами жизни. Сейчас такое задание по предложенной технологической карте составить план ответа. (Время на выполнение- 10 мин.) Учебник стр. 104-107. (Организменная среда обитания - доп. материала; см. приложение 2).

1. Название среды.

2. Условия обитания в изучаемой среде.

3. Приспособления организмов, которые обитают в предложенной среде обитания.

4. Представители.

Проверка задания:

Название среды

Условия обитания

Приспособления

Представители

Наземно - воздушная среда обитания

Достаточно кислорода, мало влаги. Значительные изменения в температуре. Передвижение по земле и по воздуху.

Кактус - запасает влагу в своём теле.

Птицы улетают в тёплые края. Смена шерсти на более густую и тёплую (заяц).

Длинные ноги приспособление к бегу (страус, гепард), прыжкам (кенгуру), крылья к полёту (птицы, насекомые).

Шмель, стрекоза, кенгуру, муха, страус.

Водная среда

Нехватка кислорода. Мало света.

Приспособления для плавания - плавники, ласты, перепонки между пальцами.

Дельфин, выдра, лягушка.

Почвенная среда

Мало кислорода, больше углекислого газа, много воды.

Животные имеют маленькие глаза, или вовсе лишены органов зрения. Хорошее обоняние и осязание. Форма тела.

Крот, слепыш.

Организменная




4. Закрепление изученного материала.

-Ребята! Вспомните, пожалуйста, о каких среды обитания мы узнали?

-Как организмы приспосабливаются к этим средам?

-Что мы узнали об особенностях живых организмов, обитающих в различных средах?

-В какой среде обитают грибы и растения? (Грибы обитают в почвенной и наземно-воздушной среде. Растения обитают в водной (водоросли), наземно-воздушной и почвенной среде.)

-Какие выводы мы можем сделать из нашего урока?

Подводит учащихся к выводу:

1. Живые организмы обитают в различных средах: на-земно-воздушной, почвенной, водной, организменной.

2. Все среды отличаются по плотности, освещенности, количеству кислорода.

3. Все организмы приспособлены к той среде обитания, в которой они живут

9 сл.

5. Постановка домашнего задания.

Параграф 23 стр. 104-108 вопросы 1-5 устно, 7 вопрос письменно.

 







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!