Конспект урока по биологии 5 класс «Среда обитания живых организмов»
1 сл.
1. Организационный момент
-Здравствуйте ребята, присаживайтесь. Сейчас мы с вами проверим домашнюю работу, далее перейдём к изучению нового материала.
2. Проверка домашнего задания.
-Какое царство живой природы мы с вами закончили изучать на прошлом уроке? (Царство животные).
- Какое было домашнее задание? (Повторить параграф 19-22).
Контрольная работа по царству животные. (См. приложение 1).
3. Изучение нового материала.
У осла и соловья, У лисы и журавля,
У стрекоз и муравья - Жизнь у каждого своя.
Каждый соблюдает точно. Свой режим и дня, и ночи,
И у каждого свое Облюбовано жилье.
Выбирает привереда лишь свое меню обеда,
А в дороге изберут
Каждый собственный маршрут.
У букашки и у птички.
Тем-то каждый и хорош,
Что на прочих не похож.
-Все ли обитатели нашей планеты одинаковы? Чем они отличаются?
-О чём говориться в стихотворении? (О том где обитают различные живые организмы). Приведите примеры.
-Как вы думаете, о чем будет наш урок?
-В стихотворении говорится об условиях, месте, или — по-другому о среде обитания. Вот об этом мы и поговорим сегодня на уроке.
2 сл.
-Запишите число и тему урока «Среда обитания живых организмов».
-Как вы думаете, что такое среда обитания? (Среда обитания – это все, что окружает любой живой организм).
– Что произойдет, если животных, обитающих в воде, поменять местами с животными, обитающими на суше?
– Сегодня мы с вами познакомимся со средами обитания живых организмов. Рассмотрим, какими признаками характеризуются эти среды обитания, в чем их сходства и различия.
3 сл.
-Посмотрим на слайд и постараемся определить название среды обитания по представителю животного мира. (Наземно - воздушная среда: птица, лев; Почвенная: крот, дождевой червь; Водная: рыба, медуза; Организменная - ленточный червь, блоха).
-Итак, перечислим и запишем в виде схемы среды жизни живых организмов: наземно- воздушная, почвенная, водная, организменная).
-Скажите пожалуйста, какая на данном этапе урока перед нами лежит задача? (Охарактеризовать эти среды жизни, познакомиться с представителями, особенностями приспособления организмов к каждой из этих сред).
-Сейчас мы с вами разделимся на 4 группы, каждой группе необходимо охарактеризовать ту среду жизни, что ей достанется. Определяться, какой группе достанется та или иная среда жизни, мы будем с помощью загадок про животных, которые обитают в этих средах жизни.
1. Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист).
2. У нее во рту пила.
Под водой она жила,
Всех пугала, всех глотала,
А теперь в котел попала. (Щука)
3. У кого характер КРОТкий,
Шерсть густая, хвост короткий?
Кто подземный роет грот?
Кто боится солнца? …(Крот)
4. У кошки есть,
У собаки есть,
А сколько есть -
Никогда не счесть. (Блоха).
4 сл.
-Молодцы ребята, определились со средами жизни. Сейчас такое задание по предложенной технологической карте составить план ответа. (Время на выполнение- 10 мин.) Учебник стр. 104-107. (Организменная среда обитания - доп. материала; см. приложение 2).
1. Название среды.
2. Условия обитания в изучаемой среде.
3. Приспособления организмов, которые обитают в предложенной среде обитания.
4. Представители.
Проверка задания:
Название среды | Условия обитания | Приспособления | Представители |
Наземно - воздушная среда обитания | Достаточно кислорода, мало влаги. Значительные изменения в температуре. Передвижение по земле и по воздуху. | Кактус - запасает влагу в своём теле. Птицы улетают в тёплые края. Смена шерсти на более густую и тёплую (заяц). Длинные ноги приспособление к бегу (страус, гепард), прыжкам (кенгуру), крылья к полёту (птицы, насекомые). | Шмель, стрекоза, кенгуру, муха, страус. |
Водная среда | Нехватка кислорода. Мало света. | Приспособления для плавания - плавники, ласты, перепонки между пальцами. | Дельфин, выдра, лягушка. |
Почвенная среда | Мало кислорода, больше углекислого газа, много воды. | Животные имеют маленькие глаза, или вовсе лишены органов зрения. Хорошее обоняние и осязание. Форма тела. | Крот, слепыш. |
Организменная | | | |
4. Закрепление изученного материала.
-Ребята! Вспомните, пожалуйста, о каких среды обитания мы узнали?
-Как организмы приспосабливаются к этим средам?
-Что мы узнали об особенностях живых организмов, обитающих в различных средах?
-В какой среде обитают грибы и растения? (Грибы обитают в почвенной и наземно-воздушной среде. Растения обитают в водной (водоросли), наземно-воздушной и почвенной среде.)
-Какие выводы мы можем сделать из нашего урока?
Подводит учащихся к выводу:
1. Живые организмы обитают в различных средах: на-земно-воздушной, почвенной, водной, организменной.
2. Все среды отличаются по плотности, освещенности, количеству кислорода.
3. Все организмы приспособлены к той среде обитания, в которой они живут
9 сл.
5. Постановка домашнего задания.
Параграф 23 стр. 104-108 вопросы 1-5 устно, 7 вопрос письменно.