2 | Актуализация знаний (7 минуты) | -Для начала нам нужно вспомнить из каких частей состоит река? Учитель раздает задание 1 по технике “Инсерт” с определениями и схемой частей реки и объясняет задание. -Время выполнения задания 4 минуты. Задание 1 Прочитайте определения, подпишите названия на схеме. Возле каждого определения обозначьте знаками: v – уже знаю, + – новое для меня, – – думаю иначе,?– не понял, есть вопросы/ Реки берут начало в родниках, болотах, ледниках, озерах. Начало реки называется исток. Река течет в понижение по рельефу и впадает в другую реку, являясь притоком, или в море, или в океан. Конец реки называется устьем. Дельта реки - Устье реки с его разветвлениями на отдельные рукава. -Теперь вспомним, каков климат Южной Америки. -Ответьте на мои вопросы: Какие основные факторы определяют климат Южной Америки? Является ли материк Южная Америка влажным? | Отвечают на вопросы: является; географическое положение, рельеф, течения, |
3 | Целеполагание, постановка проблемы (3 минуты) | Учитель включает звук воды в реке. -Теперь закройте свои глаза. Что вы представляете перед собой. -Вы мне уже сказали, что Южная Америка - влажный материк. Это значит, что там много рек? -Какие реки и озера Южной Америки вы можете назвать? -Может ли вы привести характерные признаки этих рек и озер? -Если у вас есть затруднения в ответе на вопрос нам нужно решить существующую проблему. Что же мы будем с вами изучать? | -Реку. Отвечают на вопросы. Перечисляют реки и озера. -Внутренние воды Южной Америки. |
4 | Изучение нового материала | -Откройте атлас на странице 30. Назовите крупные реки? -Теперь закройте атласы и учебники. Я нарисую 3 дерева предсказаний. По середине учитель пишет названия рек и предлагает классу предположить, какими характеристиками владеют реки. План написан на доске. -Теперь давайте сравним ваши предположения с текстом учебника -В своих тетрадях постройте таблицу из четырех столбцов. В первом столбце укажите географическое положение, режим питания, устье, исток, природные явления, изменения в зависимости от времен года, использование человеком. Таблица “Реки Южной Америки” Река | Амазонка | Парана | Ориноко | Географическое положение | | | | Режим питание | | | | Устье | | | | Исток | | | | Природные явления | | | | Изменения в зависимости от времен года | | | | Применение | | | | -Я вас разделю на 3 команды. Первый ряд изучает реку Амазонка, второй - реку Парана, 3- Ориноко. Далее заполняете таблицу по своей реке. Используйте текст учебника со страницы 174 до страницы 175 и физическую карту Южной Америки. После вы презентуете свою реку у доски. Время выполнения задания - 5 минут. -Теперь по очереди выступим со своими таблицами. Для начала приглашаем к доске первый ряд. Остальные в это время заполняют таблицы по данной реке. Учитель спрашивает по одному каждый пункт таблицы. Далее выходят второй и третий ряд. Следующее задание изучение озеро Титикака по методу работы в малых группах сотрудничества “Пила”. -Давайте объединимся в группы по 4 человека. Я раздаю вам небольшие тексты. Вы берете по одному тексты, у каждого свой текст. Вы изучаете текст. После вы заполняете таблицу, используя информацию из вашего текста. После делитесь прочитанной информацией с членами команды. Таблица “Озеро Титикака” Характеристики | Озеро “Титикака” | Географическое положение | | Глубина | | Площадь | | Температура | | Соленость | | Флора и фауна | | Использование человеком | | Текст 1 Титикака — озеро в Южной Америке, самое большое по запасам пресной воды озеро Южной Америки и второе по площади поверхности (после озера Маракайбо), высочайшее в мире судоходное озеро. Находится в Андах на плоскогорье Альтиплано, на границе Перу и Боливии. Площадь 8300 км², высота уреза воды 3821 м (сильно меняется в зависимости от сезона), средняя глубина 140—180 м, максимальная 281 м. Текст 2. Температура воды в середине озера практически неизменна и составляет 10—12 °C, но у берегов озеро нередко замерзает ночью. В озеро впадает более 300 рек, стекающих с ледников, окружающих Альтиплано и вытекает река Десагуадеро, впадающая в бессточное озеро Поопо на территории Боливии. Сток этой реки составляет меньше 5 % водного баланса — бо́льшая часть воды теряется вследствие испарения из-за сильных ветров и солнечного излучения. Солёность воды около 1‰, поэтому Титикака считается пресноводным озером. Текст 3 Учебник страница 146. Текст 4 Млекопитающих на такой высоте мало. Можно увидеть около шестидесяти видов пернатых и восемнадцать видов земноводных – среди них лягушка титикакский свистун, особенность которой состоит в том, что благодаря маленьким лёгким она способна дышать под водой. Что касается рыбы, то после того, как было решено выпустить в озеро более экономически ценные виды рыб (среди них форель и лосось), новые хищники местные виды почти истребили. Местная флора знаменита своими зарослями тростников После заполнения таблицы учитель спрашивает все пункты таблицы у класса. | Приводят свои предположения. Заполняю таблицу. Выходят к доске и презентуют заполненную таблицу. Читают тексты, заполняют таблицу, делятся информацией. |