СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе "Н.А. Заболоцкий Слово о поэте. Стихотворения о человеке и природе" (9 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе урока учащиеся знакомятся с биографией поэта, узнают особенности лирики Заболоцкого, совешенствуют свои навыки выразительного чтения поэтического текста и умение анализировать стихотворение.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе "Н.А. Заболоцкий Слово о поэте. Стихотворения о человеке и природе" (9 класс)»

Тема: Н.А. Заболоцкий Слово о поэте. Стихотворения о человеке и природе.

Цели:

- дать учащимся представление о Н. А. Заболоцком как о человеке и поэте;

познакомить учащихся с лирикой поэта;

развивать интерес к художественной литературе, развивать культуру связной речи, обогащать словарный запас учеников; развивать образное мышление

воспитывать у учащихся душевные качества, +воспитание вдумчивого читателя, ориентация учащихся на непреходящие духовные ценности, воспитание чувства патриотизма.

Планируемые результаты

Предметные: знакомы с своеобразием поэтического мира поэта, имеют представление о литературных течениях. уметь находить в стихотворениях выразительные средства языка и при их помощи анализировать поэтические произведения

Метапредметные: проявляют готовность к самообразованию; умеют самостоятельно определять цели своего обучения, учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве, поиск и выделение информации, использование схем для решения задач, установление причинно-следственных связей

Личностные: умение  строить речевое высказывание, формирование границ собственного «знания» и «незнания», восприятие оценки учителя

Средства обучения: учебник

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Ход урока

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Сегодня на уроке вы изучите тему: «Н. А. Заболоцкий. Стихотворения «Я не ищу гармонии в природе…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание»

Для успешного обучения и последующей подготовки к итоговой аттестации необходимо освоить все элементы содержания, а также подумать и постараться ответить на вопрос: Какова была художественная индивидуальность поэта Н. Заболоцкого?

На этом уроке вы:

познакомитесь с биографией и творчеством одного из интереснейших русских поэтов ХХ века – Н. Заболоцкого,

сможете прочесть и проанализировать некоторые стихотворения из его философской лирики,

закрепите представления о стихотворных размерах.

сможете почувствовать красоту стиха этого поэта,

узнаете, насколько разнообразна тематика его стихотворений и богата их образность.

3) Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания

Словарная работа:

  • Лирика – род литературы, в котором чувства и переживания человека занимают главное место.

  • Тема -- это круг явлений и событий, образующих основу произведения.

  • Стихотворный размер – порядок чередования ударных и безударных слогов.

  • Силлабо-тоническое стихосложение — способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения

  • Ямб – это двухсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге

  • Хорей это двухсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге

  • Дактиль это трехсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге

  • Амфибрахий это трехсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге

  • Анапест это трехсложный стихотворный размер с ударением на третьем слоге

  • Пейзаж – описание природы в художественном произведении

  • Лирический герой -- то лицо в лирической поэзии, переживания, мысли и чувства которого выражены в стихотворении

4) Первичное усвоение новых знаний.

Стадия вызова: Какова была художественная индивидуальность поэта Н. Заболоцкого?

Слово учителя о поэте:

Впервые стихотворения Н. А. Заболоцкого «Красная Бавария», «Футбол», «Поход» были опубликованы в конце 1927 г. в ленинградской периодике, хотя настоящая известность пришла к нему с выходом в 1929 г. книги стихов «Столбцы», сразу обратившей внимание читателей на творчество самостоятельного художника.

Склонность к сочинению стихов обнаружилась у будущего поэта в детстве, в школьные годы. Но серьезные занятия поэзией приходятся на начало 20-х, когда Заболоцкий учится сначала в Московском университете, а затем в Педагогическом институте им. А. И. Герцена в Петрограде. В «Автобиографии» об этом периоде сказано: «Много писал, подражал то Маяковскому, то Блоку, то Есенину. Собственного голоса не находил».

На протяжении 20-х гг. поэт проходит путь интенсивных духовных поисков и художественного эксперимента. От подражательных юношеских стихотворений 1821 г. («Сизифово рождество», «Небесная Севилья», «Сердце – пустырь»), несущих следы влияний разнородных поэтических школ – от символизма до футуризма, он приходит к обретению творческой самостоятельности. С середины десятилетия одно за другим создаются его оригинальные стихотворения, впоследствии составившие первую книгу.

Когда в 1929 г. вышла книга «Столбцы», включившая 22 стихотворения 1926–1928 гг., она сразу же привлекла к себе внимание и вызвала разноречивые отклики: с одной стороны, были серьезные положительные рецензии, отмечавшие приход нового поэта со своим оригинальным видением мира, с другой – грубые разносные статьи-окрики. Что же вызвало такую неоднозначную реакцию?

В стихотворениях «Столбцов» («Новый быт», «Ивановы», «Свадьба» и др.) проявилось резко индивидуальное и отстраненное восприятие автором современной действительности. Сам поэт позже писал, что темой его стихов был глубоко чуждый и враждебный ему «хищнический быт всякого рода дельцов и предпринимателей», «сатирическое изображение этого быта». В них возникают черты абсурдизма, реалистическая конкретность соседствует с гиперболизацией и алогизмом образов.

Выступая в 1936 г. в дискуссии о формализме и вынужденно соглашаясь с обвинениями критики в адрес его экспериментальных стихов, Заболоцкий не отказывался от сделанного им в начале пути и подчеркивал: «Столбцы» научили меня присматриваться к внешнему миру, пробудили во мне способность пластически изображать явления. В них удалось мне найти некоторый секрет пластических изображений».

Основная направленность лирики Заболоцкого середины 30-х гг. – философская. Стихотворения 1936–1937 гг. «Вчера, о смерти размышляя…», «Бессмертие» (позднее получившее название «Метаморфозы») свидетельствуют о пристальном внимании поэта к вечным вопросам бытия. Во «Второй книге» (1937) восторжествовала поэзия мысли. Произошли существенные изменения в поэтике Заболоцкого, хотя найденный им еще в «Столбцах» «секрет пластических изображений» получил здесь явное и весьма выразительное воплощение.

Несмотря на кажущиеся благоприятными внешние обстоятельства жизни и работы (выход книги стихов, высокая оценка его перевода «Витязя в тигровой шкуре» Шота Руставели, начало работы над стихотворным переложением «Слова о полку игореве»), поэта подстерегала беда. В марте 1938 г. он был арестован органами НКВД и после жесточайшего допроса, продолжавшегося четверо суток, и содержания в тюремной психиатрической больнице получил пятилетний срок исправительно-трудовых работ.

С конца 1938 и до начала 1946 г. Заболоцкий пробыл в лагерях Дальнего Востока, Алтайского края, Казахстана, трудился в тяжелейших условиях на лесоповале, взрывных работах, строительстве железнодорожной магистрали и лишь благодаря счастливому стечению обстоятельств смог устроиться чертежником в проектное бюро, что и спасло ему жизнь.

Это было десятилетие вынужденного молчания. С 1937 по 1946 г. были написаны лишь два стихотворения, развивающие тему взаимоотношений человека и природы («Лесное озеро» и «Соловей»). В последний год Великой Отечественной войны и в первое послевоенное время он возобновляет работу над художественным переводом «Слова о полку Игореве», сыгравшим важную роль в возвращении его к собственному поэтическому творчеству.

Послевоенная лирика Заболоцкого отмечена расширением тематического и жанрового диапазона, углублением и развитием социально-психологических, нравственно-гуманистических и эстетических мотивов. Уже в первых стихах 1946 г. – «Утро», «Слепой», «Гроза», «Бетховен» и др. – как бы распахнулись открывшиеся горизонты новой жизни и вместе с тем сказался опыт жестоких испытаний.

В эти годы Заболоцкий пишет такие замечательные стихотворения, как «Слепой», «Я ищу гармонию в природе», «Завещание», «Прощание с друзьями». Последнее посвящено памяти А. Введенского, Д. Хармса, Н. Олейникова и других товарищей по группе Обериу, ставших в 30-е гг. жертвами сталинских репрессий. Стихи этих лет отмечены поэтической конкретностью, пластикой и живописностью образов и одновременно – глубоким осмыслением проблем бытия, природы и искусства.

5) Первичная проверка понимания

– Каким представляется вам личность Заболоцкого?

– Что в воспоминаниях современников остановило ваше внимание?

Запись в тетрадь: «ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ЛИРИКИ ЗАБОЛОЦКОГО»:

- человек – дитя природы «… я есть не что иное, как ее разум, ее мысль» (природы)

- человек – сотворец природы

- природа слышится поэтом. Поет все: речка, кузнечики, жуки, лес, сердце

- природа – ведущее начало творческой жизни человека. Жизненная сила природы – музыка

- образ природы связан с женским образом

- человек и природа связаны неразрывно, воздействуя друг на друга.

6) Первичное закрепление.

Чтение и анализ стихотворения

Н. Заболоцкий Можжевеловый куст

Я увидел во сне можжевеловый куст,
Я услышал вдали металлический хруст,
Аметистовых ягод услышал я звон,
И во сне, в тишине, мне понравился он.

Я почуял сквозь сон легкий запах смолы.
Отогнув невысокие эти стволы,
Я заметил во мраке древесных ветвей
Чуть живое подобье улыбки твоей.

Можжевеловый куст, можжевеловый куст,
Остывающий лепет изменчивых уст,
Легкий лепет, едва отдающий смолой,
Проколовший меня смертоносной иглой!

В золотых небесах за окошком моим
Облака проплывают одно за другим,
Облетевший мой садик безжизнен и пуст…
Да простит тебя бог, можжевеловый куст!


Композиционно стихотворение делится на 3 части. 1-я часть – это первые две строфы, в них рассказывается о сне. Сон несет в себе тайну: в очертаниях можжевелового куста лирическому герою чудится женский лик, знакомый до боли.

Во 2-ой части, в третьей строфе, лирический герой признается, что ему нанесена незаживающая сердечная рана. «Изменчивые уста» -- уста изменившей возлюбленной.

Наконец, третья часть заключена в последней строфе. Уже не сон, а явь. Образ «облетевшего сада», характерный для русского романса, вводит тему скорбного одиночества. Свое настроение поэт доносит и через цвет, и через звук: аметистовые ягоды можжевельника, золотые небеса, рисующие образ романтичной, возвышенной любви, звон ягод. Возникает чувство утраченной, такой хрупкой и звенящей любви. Написано стихотворение в ритме вальса, оно часто исполняется под гитару.

7) Самостоятельная работа:

Работа с выразительными средствами

метафоры: «аметистовых ягод услышал я звон», «я заметил во мраке древесных ветвей чуть живое подобье улыбки твоей», «остывающий лепет изменчивых уст».

эпитеты: «металлический хруст», «невысокие эти стволы», «древесные ветви», «легкий лепет», «смертоносная игла», «золотые облака», «садик безжизнен и пуст».

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения Н. Заболоцкого по выбору

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Какова была художественная индивидуальность поэта Н. Заболоцкого?
Какие темы характерны для зрелого творчества поэта?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!