СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению»

Сценарий урока по литературному чтению.

Тема: «Волшебные сказки. П.П. Ершов «Конек- Горбунок» »

Дата: 12.11.2020

Допустила к уроку: Верясова Вера Анатольевна

Цель: создать условия для знакомства учащихся со сказкой П.П. Ершова «Конек- Горбунок»

Задачи:

  • ознакомить учащихся с творчеством П.П.Ершова;

  • совершенствовать навык осознанного смыслового чтения;

  • расширять кругозор учащихся;

  • пополнять лексический запас слов;

  • работать над содержанием произведения, выявлением основной мысли;

  • совершенствовать умение характеризовать положительных и отрицательных героев произведения;

  • способствовать воспитанию взаимовыручки, дружбы, умения преодолевать трудности.

Тип урока: открытие новых знаний.

УУД:

  • Регулятивные: проговаривают последовательность действий на уроке; учатся высказывать свое предположение но основе работы с материалом учебника.

  • Познавательные: научатся формулировать учебную задачу урока; находить информацию в тексте произведения на поставленные вопросы, работать в группе.

  • Коммуникативные: построение монологических и диалогических высказываний, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

  • Личностные УУД: осмысливают представления о нравственных понятиях: честность, порядочность, взаимовыручка, дружба, отраженных в литературном произведении

  • Предметные УУД: научатся понимать цели изучения темы; развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателя П.П.Ершова

Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, толковый словарь, проектор, презентация №1, №2; музыка к балету «Конек-Горбунок».





Ход урока:

1.Оргмомент

Итак, друзья , внимание –

Ведь прозвенел звонок,

Садитесь поудобнее,

Начнем сейчас урок.



2.Мотивация к учебной деятельности. Постановка темы и целей урока.

Прочитаю вам загадку, а вы попробуйте определить, о ком идет речь?

Скачет лошадь непростая,

Чудо-грива золотая.

По горам парнишку носит,

Да никак его не сбросит.

Есть у лошади сынок-

Удивительный конёк.

- О ком идёт речь?

- Из какого произведения герой?

- Кто автор этой сказки?

- Как вы думаете, какая сегодня будет тема урока? (Пр.№1 слайд 1,2)

  • познакомимся с биографией писателя;

  • выявим тип и вид сказки;

  • проанализируем яркие образы героев и составим их характеристики;

  • выстроим сюжетную композицию сказки;

  • определим основную мысль

3. Актуализация знаний.

- Определите жанр произведения:

Древнейший жанр повествовательной литературы преимущественно фантастического характера о необыкновенных и вымышленных событиях и приключениях, имеющий целью нравоучение или развлечение. (Сказка) (Пр.№1 слайд 3)

- На какие 2 группы делятся все сказки? ( авторские и народные) (Пр.№1 слайд 4)

– Чем же отличается авторская сказка от народной сказки? (Пр.№1 слайд 5,6) 

В авторской сказке чаще описываются случаи из жизни. Также очень ярки персонажи: у каждого из них свой характер и поступки.

Автор в сказке использует свои замыслы и приёмы, персонажей наделяет характерной речью, которая даёт представление о них.

При построении автор выдерживает особенности композиции.

– Какие виды народных сказок вам знакомы? 1

– Народные сказки бывают: волшебные, бытовые, о животных.

- О чем рассказывают бытовые сказки?

(В бытовых сказках высмеивается скупость, жадность, глупость богатых людей и доброта, ум, смекалка бедных людей. Каждая сказка обязательно чему-то учит, высмеивает плохие поступки или отрицательные качества людей.)

- О чем рассказывают волшебные сказки?

( В волшебных сказка присутствует элемент волшебства, герои этих сказок вымышлены. В ней происходят чудесные, фантастические события)

- О чём нам рассказывают сказки о животных?

(В сказках о животных действующими лицами являются дикие звери, реже - домашние животные. Высмеивается поведение животных за которыми стоит человек.)



4. Постановка проблемы.

– К какому виду отнесём сказку П.П. Ершова «Конёк-Горбунок»?

5. Поиск путей решения проблемы.

Для того, чтобы убедительно ответить на этот вопрос, мы должны плодотворно поработать над ее содержанием, языком сказки, характеристикой героев, познакомиться с биографией писателя.

6. Изучение нового материала.

А) Краткая творческая биография писателя.

Прежде чем приступим к работе со сказкой, познакомьтесь с краткой биографией писателя. Слушайте внимательно, в ней тоже есть частичный ответ на наш вопрос. (Рассказывает подготовленный ученик).

( Пр. №1. Слайды 8-11)

Петр Павлович Ершов – русский писатель, поэт и прозаик. Поэт родился Тобольской губернии в семье чиновника. Многочисленные переезды с отцом по Сибири обогатили представления молодого П.П.Ершова о жизни русского народа.

Во время учебы в Тобольской гимназии были написаны первые стихи. Продолжает своё обучение в Петербургском университете, где занимается самообразованием и литературным творчеством. После окончания университета вернулся в Тобольск, где работал сначала учителем, позже директором гимназии.

Под впечатлением сказок В.А.Жуковского и А.С.Пушкина была написана стихотворная сказка «Конёк-горбунок», основанная на сюжетах русского фольклора. Первое чтение сказки состоялось в студенческой аудитории, а первая публикация – в 1834 г. В том же году вышло отдельное издание сказки. На сегодняшний день вышло более 170 изданий. А.С.Пушкин после знакомства с рукописью «Конька-Горбунка» одобрил её и признался, что «теперь этот род сочинений можно мне и оставить» .

Сказка П.П.Ершова стала настолько популярной, что через некоторое время появилась в сборнике русских народных сказок. Сам писатель объяснял этот факт так: «Вся моя заслуга тут, что мне удалось попасть в народную жилку. Зазвенела родная – и русское сердце отозвалось …»

Профессор Виталий Иванович Кодухов (известный языковед, доктор филологических наук) отзывался о сказке Ершова: « Сказка П. Ершова «Конёк – Горбунок» -  явление уникальное. При кажущейся простоте текста, лёгкости его восприятия. В ней россыпи языковых жемчужин, оценить достоинство можно лишь при внимательном чтении

Беседа: - Вы только что прослушали краткую биографию автора. Что вы запомнили из этого?

- Где родился автор?

- Чему способствовали многочисленные переезды?

- Чем занимался после университета?

- Благодаря творчеству каких писателей была написана сказка «Конек-Горбунок»?

-Установите соответствие ( Пр.1. Слайды 12,13)

- В чем признался А.С.Пушкин после прочтения этой сказки? (Пр.1 слайд 11)

- Первое знакомство с произведением у вас прошло самостоятельно. Но в учебнике дано не все произведение. Я просила вас прочитать летом это произведение полностью. (Пр.2 слайд 1)



- Кто его прочитал? (поднимают руки)

- А у кого была возможность вчера послушать дома? (поднимают руки)

-Значит, остальные дети знакомились по тексту учебника? (поднимают руки)

- Давайте еще раз посмотрим, что сказал известный филолог В.И Кодухов? ( Пр.2. Слайд 2)



- Итак, своеобразие языка можно видеть только внимательно читая произведение, поэтому мы с вами переходим к чтению.



Б) Речевая разминка

Прочитаем скороговорки, записанные на доске по 3 раза (медленно, умеренно, быстро):

Серая кошка сидит на окошке.

Вставай, Архип, петух охрип.

От топота копыт пыль по полю летит.

До города дорога в гору, а с города – с горы.



Читаем текст на слайде хором – быстро. ( Пр.2. Слайд 3)

- Что вам это напомнило? (начало сказки «Конек-Горбунок»)

- Что вы узнали из этих строк? О ком пойдет речь? Чем занимались старик с сыновьями?



В) Работа в тетради.

Стр.50-51 задание №1 « Проталинки»

Вставьте пропущенные слова и подчеркните слова, которые вам не совсем понятны.



Г) Словарная работа

- Попробуем объяснить эти слова.

- Тетрадь стр.51 №2. (с помощью толкового словаря)

- Вам встретятся и другие слова в тексте, объясним некоторые из них.

( Пр.2. Слайд 4)

( град, сенник, старинушка, соглядать, сызнова, несподручно, пенять и т.д.)

- Что объединяет эти слова? (они устаревшие)



Д) Выборочное чтение.

- Рассмотрите иллюстрации и скажите, какая неприятность приключилась с ними? Найдите описание в тексте. ( Пр.2. Слайд 5)



- Как старик приказал сыновьям решать проблему?

- С какой ответственностью отнеслись сыновья? Подтвердите строчками текста.

- Как вы думаете, какой из сыновей изображен на иллюстрации? Найдите, как это описывается в тексте произведения.

- Кто изображен на третьей иллюстрации? Найдите строчки в тексте.

- Выполните задание №3 в тетради самостоятельно.

- Какие сравнения вы подчеркнули?



Е) Работа над содержанием. ( Пр.2. Слайд 6)

- Восстановите правильный порядок событий.



- Почему царь взял к себе на службу Ивана? ( Пр.2. Слайд 7)



- Как Иван разговаривает с царем? Какие условия ставит? О чем это говорит? Найдем в тексте разговор царя с Иваном.

- Какие еще приключения ждут Ивана? (работают те, кто читал произведение до конца или слушал) ( Пр.2. Слайд 8)





Физминутка

(Постукивание себя подушечками пальцев, для улучшения кровообращения. Пальцы, руки, плечи, ноги, голова).



Ж) Работа по группам над характеристикой героев.

- Давайте выясним, каким характером обладают герои: Иван, Конек-Горбунок, Царь. Для этого каждой группе предстоит выполнить задание по плану (карточки). ( Пр.2. Слайд 9)



Характеристика героя

1.Имя героя. Где он живет?

2.Чем занимается?(отрывок)

3. Какие поступки совершает? (отрывок)

4.Какой характер у героя?

5.Опишите внешность и характер героя.

6. Отношение автора к герою.

7. Ваше отношение к герою.

- Композитор Р. Щедрин написал музыку к балету «Конёк-горбунок». Пока вы будете работать, будет звучать эта музыка.

Выступление детей по группам.

- Как вы думаете, для чего автором был создан этот персонаж?

(Иван-простой русский парень, независимый, немного ленивый, но ответственный, находчивый, смелый в нужную минуту. Автор показывает своеобразную речь простого народа через этот образ.

Конек-Горбунок – верный друг и помощник. Это характерно для русских сказок.

Царь- капризный, глуповатый, не живет своим умом, но у него власть и он приказывает и хочет владеть всем, не прилагая к этому никаких усилий.)

7. Решение проблемы



А) Жанр произведения – сказка.

- Докажите, что это произведение – сказка. Вернемся к характеристике жанра. (Пр.№1 слайд 3)

(Здесь встречаются необыкновенные фантастические приключения, сказочные герои, животные разговаривают, волшебные превращения и т.д.)



Б) Сказка авторская.

- Докажите, что это авторская сказка. (Написал П.П. Ершов. В сказке выдерживается композиция. (Пр.№1 слайд 6)

- Докажите это на примере данной сказки. (Пр.№1 слайд 7)



(Начинается с присказки - шутливое вступление, настраивает читателей и слушателей на сказочные события.

Экспозиция – исходная позиция, описание времени, места действия, реальные сцены крестьянской жизни, взаимоотношения в семье.

Завязка – появление кобылицы, которая приносит Ивану двух златогривых коней и Конька-Горбунка.

Кульминация – для Ивана наступает не один раз, а трижды, когда ему приходится привезти Жар- птицу, Царь-девицу и достать кольцо со дна моря и искупаться в котлах с кипящими водой и молоком.

Развязка – добро побеждает зло, Иван становится красавцем удалым и царем, а прежний царь сварился в молоке.

Вывод: сказка авторская.



В) Сказка волшебная.

- Но обратите внимание, Ершов построил концовку сказки в соответствии с традициями народной сказки. Вернемся к (Пр.1. Слайд 5) и докажем, что Ершов в своей авторской сказке использовал приемы народной сказки.

(Зачин, магическое число 3, простонародная, устаревшая лексика, герои разговаривают как неграмотные крестьяне. Главные герои народные персонажи: Иван – простой русский парень, крестьянский сын, смешной игрушечка-конек с длинными ушами, с двумя горбами, но верный товарищ)

- К какому виду народной сказки близка сказка «Конек-Горбунок»? (к волшебной).

- Почему Иван получает красавицу –жену и царство? (Обладает качествами, которые ценят в народе.)

Вывод: Ершов умело сочетает в авторской сказке традиции народных волшебных сказок.



8. Определение главной мысли.

- Чему учит эта сказка? Что автор хотел сказать читателю?

(- Все по силам тому, у кого есть настоящий друг.

- Настоящий друг поможет пройти все испытания.

- Настоящий друг вытащит тебя из любой беды.

- Сказка учит многим добродетелям, но главное Ершов хотел сказать, что неважно, как ты выглядишь, важно ,какое у тебя доброе сердце. Учит дружить со всеми, помогать в беде.)

Вывод: Главная мысль заключается в настоящей крепкой дружбе Ивана и Конька – Горбунка. Прославление дружбы, основанной на честности, доверии и взаимовыручке. Верный друг ценнее всех богатств.



9. Рефлексивная деятельность.

- Ребята, какую цель мы ставили в начале урока?

-Мы ее достигли?

Закончите предложения:

Сегодня я узнал(а)…

Было интересно…

Меня удивило…

Мне бы хотелось, чтобы…



10. Выставление оценок (с комментированием).



11. Домашнее задание.

Учебник с. 93-97, отвечать на вопросы.