СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по музыке

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наблюдение за использованием музыки в жизни человека. Развитие художественного вкуса.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по музыке»

МБОУ гимназия им. И.А.Бунина











Урок музыки в 3 классе по теме: «Народные традиции и обряды: Масленица».





Учитель музыки ВКК

Шапиро А.М.





















город Воронеж 2017


Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Тема урока: «Народные традиции и обряды: Масленица».

Цель урока: воспитание любви и уважения к фольклору (масленичные песни, частушки), как к источнику народной мудрости, знакомство с традициями древнейшего праздника Масленицы.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Планируемый результат:

Предметные:

1.Наблюдение за использованием музыки в жизни человека; умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

2.Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному фольклору России;

3.Умение выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки;

Метапредметные:

1.Размышление о роли русской народной музыки в жизни человека, о многообразии музыкального фольклора России

2.Овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

Личностные:

1.Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений;

2.Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа.

Оборудование: компьютер, музыкальный центр, доска, портрет Н.А.Римского-Корсакова, проектор.



Ход урока:

Вход в класс под музыку «Детской русской плясовой».

Музыкальное приветствие учителя и учеников.

Учитель: Ребята! Сегодня нам предстоит отправиться в путешествие на праздник, который на Руси отмечали всегда с большим размахом. А какой это праздник, я думаю, что догадаетесь, услышав мою загадку.

В этот праздник все стремятся

Долго дома не сидеть,

А на ярмарку все мчатся

Представленье посмотреть.

Выступают скоморохи,

Пекут вкусные блины,

Раз в году бывает праздник

В завершении зимы. (Масленица).

Ученики отгадывают, что этот праздник – Масленица (Слайд№1), звучит фрагмент песни «Ивана Купала» «Масленица».

Учитель: Масленица гуляется в последнюю неделю перед Великим Постом. Старики говорили: «Хоть с себя что заложить, а Маслену проводить!» Масленицу играли всем миром: старики и взрослые ходили в гости друг к другу, молодёжь озорничала на посиделках и вечеринках, дети забавлялись катанием на санках, бересте, все вместе смеялись на представлениях, катались на тройках и, конечно, объедались блинами.

Ребята! Скажите, а почему на Масленицу обязательно пекли блины?
Ученики отвечают, что блины – это символ солнца.

Учитель: Считалось, что румяными блинами притягивали благодатное светило. А сколько дней гуляют этот праздник?

Ученики: Масленица длится целую неделю. (Слайд №3).

Учитель: Каждый день Масленицы имеет своё значение. Сейчас мы узнаем какое. (Ученики подготовили сообщения о каждом дне масленицы.)

1 ученик (Слайд №4): Понедельник назывался «Встреча». В этот день изготовляли чучело Масленицы, напоминая о давно забытой славянской богине Маре Моревне. Дети строили ледяные горки, взрослые ставили качели, посещали родных, начинали печь блины, первый блин – нищим или для умерших на окошко. Праздник открывали дети, произнося скороговоркой приветствие Масленице:

Звал-позвал честный селянин широкую Масленицу к себе в гости во двор. Душа ль ты, моя Масленица, перепелиные косточки, бумажное твоё тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь!

Приезжай ко мне в гости на широкий двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться.

После такой длинной зазывной речи одного из мальчишек все ребята сбегали со снежных горок и кричали: «Приехала масленица! Приехала Масленица!» (Звучит русская народная песня «Пришла к нам Масленица».)

Учитель: Каков характер музыки этой песни? Какова она по своему жанру?

2 ученик (Слайд №5): Вторник – «Заигрыши». Начинались карнавальные шествия ряженых: «Масленица ставит молодых на показ». А по сути – это были смотрины невест. В это день любили одеться пострашнее: у кого богаче фантазия. Во второй день много пели, плясали, состязались в лазанье по шесту, в русской борьбе, проводили кулачные бои. Больше всего любили кататься с ледяных горок: кто не скатился с горки, тот обидел Масленицу.

Учитель: Сейчас мы с вами продолжим наше путешествие и отправимся в среду, которая называлась «Лакомка».

3 ученик (Слайд №6): Молодёжь собиралась вечером в каком-нибудь доме, где плясали и пели, а в перерывах катались с ребятишками с ледяных горок. Степенные люди ходили в гости друг к другу. По старинному обычаю тёщи в этот день приглашали своих зятьёв на блины, созывая и всех родных: «Блин не клин – живота не расколет».

Учитель: Продолжаем наше путешествие по масленичной неделе.

4 ученик (Слайды №7 и №8): Четвёртый день масленицы назывался «Разгуляй». Масленица набирала полную силу. Главное действо дня – взятие снежного городка.

Учитель: Посмотрите на картину Сурикова «Взятие снежного городка». Можно ли назвать эту картину звучащей? Какой главный приём изображения разноголосой праздничной толпы - сопоставление или контраст? (Контраст). Какая музыка может звучать с этого полотна?

4 ученик: Из снега строили городок с башнями и двумя воротами. Мальчики делились на две ватаги: конников и пехоту. Первая ватага атаковала город, а вторая защищала его. Пехота была вооружена мётлами и помельями. Когда конники прорывались в ледяные ворота, городок считался взятым, а победителя, первым вошедшего в городок, награждали… купанием в проруби. Взятие снежного городка обычно организовывали взрослые. Продуманы были и правила: участники должны быть одного возраста, лежачего не бить, ниже пояса и в лицо не бить, на чужой территории противника не преследовать.

Учитель: Обратили внимание, что эти правила сохранились до наших дней. Продолжаем наше путешествие. Пятница.

5 ученик (Слайд №9): Пятый день – «Тёщины вечера». В этот день зятья угощали своих тёщ блинами. С почестями тёщу и её родню приглашали к обеду: «Милости просим к нам об Масленице со своим добром, с честным животом».

Учитель: И вот наступает суббота – шестой день масленицы. Этот день назывался «Золовкины посиделки». Кто такая золовка? (Сестра мужа).

6 ученик (Слайд №10): Невестка приглашала своих родных и подруг к себе и развозила гостей по золовкам. Молодая невестка дарила своим золовкам подарки.

Учитель: И вот мы с вами заканчиваем наше путешествие в Масленицу. Наступает седьмой день – «Прощёный день» или «Целовальник».

7 ученик (Слайд №11): В этот день весело прощались с масленицей, устраивая забавные «похороны», причём Масленица умирала с радостью, символизируя смерть зимы и рождение новолетия. В этот день совершался древний обряд прощения всех обид, накопленных за год: «Прости меня, пожалуйста, если в чём виноват перед тобою». Затем целовались и низко кланялись. Просить прощение приходили сначала к старшему. Происходило это всё после ужина перед сном. По окончании Масленицы все шли в баню. Еду, оставшуюся после праздника, выбрасывали. (Звучит русская народная песня «Прощай, Масленица»).

Учитель: Ребята! Мы с вами послушали фрагменты нескольких народных масленичных песен. Как эти песни характеризуют русский народ?

А сейчас мы попробуем тоже окунуться в ту эпоху и проведём физкультминутку не как обычно, а в народном стиле. (Несколько учеников берут в руки народные инструменты). А ребята нам помогут. (Игра на музыкальных инструментах и танцевальные движения под народную музыку). (Слайды №12и №13).

Учитель: Скажите, ребята! В какой опере, какого русского композитора показан это старинный русский праздник? (Римский-Корсаков, опера «Снегурочка»).

Давайте с вами вспомним фрагмент сцены «Проводы Масленицы». Обратите внимание, сколько разных мелодий в этой сцене. Какая из них повторяется чаще других?

Давайте начнём учить масленичную песню «А мы Масленицу дожидаем».

Распевание. Пение по ручным знакам мажорного и минорного звукорядов. Слушание песни в исполнении учителя. Разучивание первого куплета песни.

Учитель: Не можем забыть мы и песни о блинах. Послушайте одну из них. В исполнении учителя звучит песня «Блины». Какая песня по своему характеру? (Разучивание 1-го и 2-го куплетов песни).

Учитель: Подошло к концу наше путешествие. Надеюсь, что оно вам понравилось. Какую оценку вы дадите своей работе на уроке? (Подведение итогов, выставление оценок).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!