СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по обществознанию "Свободное время"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработа конспекта по обществознанию позволит учителю грамотно провести урок в рамках ФГОС. Разнообразные формы и методы работы дают возможность показать детям много нтересного по данной теме.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обществознанию "Свободное время"»

Конспект урока по обществознанию

5 класс

Тема: «Свободное время»,

Цели: развивать познавательные интересы и критическое мышление в процессе восприятия тематической информации; в процессе совместной обучающей деятельности на уроке добиться освоения значения понятий время, свободное время, отдых; понимания значения свободного времени в жизни человека и семьи, противоречивости влияния досуга и отдыха на процесс социализации подростка; формировать опыт применения полученных знаний для решения социальных задач, самостоятельной познавательной деятельности на основе использования ИКТ и проектной технологии; воспитывать бережное отношение к своему времени и времени окружающих, культуру организации досуговой деятельности.

Задачи: способствовать через организацию познавательной деятельности освоению необходимого опыта конструктивного способа учебной и социальной коммуникации, получения адаптивной социальной информации из разных источников; создать условия для усвоения на информационном, практическом и эмоциональном уровнях. элементов культуры досуга и организации отдыха в интересах сохранения личного здоровья и развития; осознанного, ответственного выбора досуговой деятельности в условиях социальных альтернатив; предоставить возможность рефлексии личного социального опыта и актуальной социальной практики.

Планируемые результаты:

предметные: учащиеся научатся давать характеристику видов свободного времени; анализировать факторы, влияющие на выбор того или иного досуга подростков; принимать решения и осуществлять осознанный выбор в познавательной деятельности; устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение; систематизировать обществоведческую информацию и представлять ее в виде плаката

метапредметные УУД: учащиеся продолжат осваивать навыки по самостоятельной организации учебного взаимодействия в группе; научатся определять собственное отношение к организации отдыха в семье и своего свободного времени; формулировать свою точку зрения по вопросу темы; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий, используя работу со словарями;

личностные УУД: учащиеся продолжат формирование осознанного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию и рационального распределения времени, осознанного выбора режима дня и действий по построению дальнейшей индивидуальной траектории образования.

Оборудование: учебник, доска, мел, пакет с рабочим (текстовым) материалом для работы в группах.

Тип урока: открытие нового знания.

Ход урока:

I. Организационный этап.

(Приветствие, разбивка на группы, характеристика особенностей учебно – познавательной деятельности на уроке и представления её промежуточных итогов, проверка рабочих мест).

Проверка домашнего задания. Тест по теме «Семейное хозяйство» (взаимопроверка).

II. Мотивационно-целевой этап. Актуализация знаний.

  1. Вводное слово.

- Ребята, на партах у вас лежат пословицы, которые необходимо собрать, после чего мы с вами сможем узнать тему нашего сегодняшнего урока. (выполнение задания)

  1. Беседа:

- О чём содержание пословиц? (о времени…)

- О каких вопросах, связанных с временем, мы можем поговорить на уроке? (о том, что такое время, о времени, которое мы тратим на дела и на отдых, о том как разные люди распределяют своё время, об отношении людей к времени…)

- Прочитайте сформулированную вами тему урока.

- А как вы понимаете пословицу «Каждому делу - своё время?

О чём она? (о том, что всему своё время, есть время для обязательных дел – работы по дому, уроков, а есть свободное – для того что бы отдыхать и использовать его по своему усмотрению).

- Какие обязательные дела делаете вы?

-Много ли времени у вас остаётся свободным? (ответы учащихся, их краткий анализ)…

III. Работа по теме урока.

План урока.

  1. Что такое свободное время.

  2. Свободное время, телевизор, компьютер и мобильный телефон.

  3. Свободное время и занятия физкультурой.

  4. Своими руками.

  5. Что такое хобби?

Приступим к работе.


Беседа.

- Давайте обратимся к тексту учебника и скажем, что такое свободное время? (ответы детей)

- Обществоведы дают следующее определение.

Свободное время — часть внерабочего времени, остающаяся у человека (группы, общества) за вычетом непреложных, необходимых затрат.

(запись в тетрадь)

  1. Решение проблемной задачи.

- Я хочу предложить вам размышление психолога Л.М. Гайсина, имеющее отношение к теме нашего разговора.

- Послушайте и подумайте, какую проблему поднимает автор? Считаете ли вы ее важной для обсуждения? Ответ обоснуйте.


В сутках целых 24 часа, но иногда даже вспомнить не получается, на что я потратила весь день. Думаю, я не одна такая и эта проблема встречается у многих. А ведь когда-нибудь, будучи совсем взрослой, я не смогу вспомнить, на что потратила свою жизнь. Поэтому важно вовремя научиться правильно организовывать свое время, бережно к нему относиться, чтобы успевать все, проживать жизнь полно и насыщенно и в то же время находить время для отдыха и наслаждения жизнью.

(ответы учащихся)

Проблемный вопрос. Почему нужно организовывать своё время и бережно к нему относится? Так ли уж важно знать, как человек проводит свое свободное время, ведь это личное дело каждого? Выскажите свое мнение. (ответы учащихся, их краткий анализ)

  1. Анализ текста писем подростков о проведении свободного времени.

- А сейчас давайте поработаем с учебником. Откройте стр. 40 и после строк «обсудим вместе» прочитайте письма подростков в детский журнал о том, что они делают в свободное время и скажите, какие их занятия вам понравились и почему, а какие нет и почему?

(ответы учащихся, их краткий анализ)

Саша простоял на одной ноге без опоры 33 минуты 20 секунд. Марина выдула из жвачки пузырь в половину своей головы.
Оля весь вечер рисовала человечков, а потом считала, сколько их получилось. Насчитала 268!
Даша прочитала книгу «Дети капитана Гранта».
Витя поймал 14 мух.
Олег 2 часа 15 минут без перерыва смотрел в окно на улицу.
Сергей каждое утро гуляет со щенком.

- Какие занятия этих ребят вы хотели бы повторить, а какие нет? Почему? Как вы думаете, кто из этих подростков с толком использовал свое свободное время? (Ответы учеников.)

III. Работа с таблицей.

- А как ещё можно проводить свободное время, ребята? Обратив внимание на иллюстрации учебника на стр.41, 45 – 46 , обобщая свои знания и социальный опыт, заполните таблицу №1 «Как можно провести свободное время?», которая у вас есть на столе в рабочих материалах к уроку.

п/п

Варианты организации свободного времени.

1

Ничегонеделание (праздность, безделье)

2

Занятия по интересам (компьютер, телефон, телевизор, общение, спорт, игры, что то сделать своими руками …)

3

Собственное развитие (кружки, секции, школы и курсы доп.образования, самообразование)


4

Возможность организовать отдых и восстановить силы (сон, смена вида деятельности…)


(проверка таблиц, обобщение, вывод)

V. Групповая исследовательская работа с использованием разных источников (книга, научные статьи и публикации по теме из сети интернет, личный жизненный опыт).

- Решение задачи. Откройте учебник на стр. 47. В рубрике «в классе и дома» в задании №2, рассказывается о том, как провела своё свободное время девочка Наташа. Прочтите, обсудите в группе и ответьте на вопросы:

- Умеет ли Наташа распределять своё свободное время? Ответ обоснуйте.

- Как можно классифицировать такое времяпровождение, как полезное, бесполезное или вредное? Почему?

Свободное время, телевизор, компьютер и мобильный телефон.

- Ребята, подавляющее большинство из вас в качестве основных занятий в свободное время назвали просмотр телевизора, общение «с компьютером» и сотовым телефоном. Мнения по поводу того к каким занятиям отнести подобное времяпровождение – полезным, бесполезным или вредным у всех разделились. Давайте проведём с вами мини исследование и аргументировано ответим на вопрос – Телевизор, компьютер и телефон приносят больше пользы или вреда?

Каждая пара – группа юных ученых-исследователей. Пользуясь текстом учебника на стр.42, проведите мини исследование и приведите аргументы «за» и «против» увлечения в свободное время телевизором, компьютером, сотовым телефоном.


увлечение в свободное время телевизором, компьютером, сотовым телефоном

польза

вред

- Если мы будем смотреть по телевизору не развлекательные программы, которые не несут нам никакой информации, а научно-познавательные, то это будет шагом к нашему саморазвитию, что само по себе уже хорошо.

- При просмотре телевизора мы можем почерпнуть полезную информацию, которая пригодится нам в повседневной жизни. Например, кулинарные программы учат нас вкусно готовить и красиво оформлять блюда, программы, посвященные здоровью, учат нас заботиться о нем.

- Приобщение к миру прекрасного, например просмотр канала «Культура».


- В первую очередь просмотр телевизора может вызвать переутомление. При этом телевизионные передачи вызывают не просто усталость, а перевозбуждение.

- У ребенка при просмотре телевизора может возникнуть зависимость. В некоторых случаях телевизор заменяет друзей и живое общение, что негативно сказывается на мышлении человека.

- Еще одна опасность телевидения состоит в пассивности предлагаемых развлечений. Во взаимодействии человека и телевизора активную роль играет именно телевизор. В любом другом виде развлечений вам неизбежно приходится делать что-то самим.

- Чрезмерный просмотр передач и фильмов со сценами насилия повышает у людей склонность к агрессии. Сцены насилия в фильмах выглядят реальными. С годами просмотра таких программ мы привыкаем к насилию и становимся равнодушны к нему.

- Длительное пребывание у телевизора способствует ожирению и набору лишнего веса, так как мы ведем сидячий образ жизни, зачастую питаемся, не отходя от телевизора, чипсами и фастфудом, а также недосыпаем.


Компьютер приносит больше пользы или вреда?


Работа за компьютером.

польза

вред

- Компьютер — помощник школьника. Психологи отмечают, что работа за компьютером развивает внимание, логическое и абстрактное мышление.

- Компьютерные игры учат ребят принимать самостоятельные решения, быстро переключаться с одного действия на другое, развивают творческие способности. Одни дети начинают быстрее изучать языки, а другие замечательно рисовать.

- Развивающие компьютерные игры - это отличный способ самообразования, а умение пользоваться Интернетом - отличная школа общения и приобретения навыков по поиску и отбору информации.

- Компьютер является средством для развлечения и отдыха.

- Общее обучение с помощью компьютера происходит быстрее и интереснее.

- Благодаря компьютеру происходит развитие логического мышления, умения концентрироваться, а также улучшение памяти, человек приобретает техническую грамотность.

-В ряду главных проблем со здоровьем, которые может вызвать компьютер, большая нагрузка на зрение. А поскольку наши глаза напрямую связаны с мозгом, то зрительное утомление сразу скажется на состоянии здоровья, как физическом, так и психическом.

- Человек «уходит» в компьютер, прячась от семейных неурядиц, компенсируя собственное одиночество или потому, что ему трудно общаться с домашними.

- Если человек предпочитает компьютер книге — это тревожный знак.


Мобильный телефон приносит больше пользы или вреда?

Времяпровождение с сотовым телефоном.

польза

вред

- Мобильный телефон является удобным видом связи и дает возможность родителям и детям контактировать друг с другом. В этом его огромная польза.

- Сенсорный экран мобильного телефона по-настоящему удобен и даже полезен, способствует улучшению мелкой моторики, сосредоточению, развитию творческих и мыслительных способностей.


- Человек все реже напрямую контактирует с реальным миром и не следит за тем, что происходит здесь и сейчас, а уходит в мир виртуальный, уделяя все внимание тому, что творится на экране телефона.

- Текстовые сообщения — отдельная беда. Человек, пользующийся мобиль-ным телефоном, получает огромное ко-личество эсэмэсок в день. Получает он их и тогда, когда чем-то занят, и тогда, когда отдыхает, а значит, постоянно отвлекается и не может сосредоточиться.

- Человек увлекается играми, чтением электронных книг, виртуальным общением посредством мобильного телефона и перестает вести активный образ жизни, что очень плохо влияет на здоровье: приводит к набору лишнего веса и ухудшению зрения



- Давайте подведём итоги и сделаем выводы.

(«общение» в свободное время с телевизором, компьютером и сотовым телефоном имеет свои достоинства и недостатки, поэтому проводить своё свободное время с ними можно и нужно, но все должно быть в меру!)

VI. «Свободное время и занятия физкультурой».

Физ.минутка

плакат на тему.

-Ребята, будущее развитие человечества вызывает тревогу у современных учёных. Они обеспокоены тем, что с развитием технического прогресса люди перестают активно двигаться. И это уже сегодня приводит к негативным изменениям в здоровье человека? Кто может назвать к каким?

(Ответы учеников: к нарушению осанки, зрения, физической слабости, болям в суставах и другим)

- И эти проблемы, касаются не только взрослых! Обследования медиками детей школьного возраста дают очень безрадостную картину. Почти у 80% современных школьников есть те или иные проблемы со здоровьем. Конечно, многое в здоровье зависит от внешних факторов: окружающих условий, от экологии, однако списывать все на них нельзя! Каждый человек сам хозяин своей судьбы и может многое в своём самочувствие изменить сам.

- Как вы думаете, как?

(ответы учеников: ведя активный образ жизни, соблюдая режим труда и отдыха, занимаясь физкультурой, спортом, танцами, больше гуляя на свежем воздухе и пр.)

- А много ли спортивных игр вы знаете?

- Предлагаю игру «Угадай». Я показываю вам логические ряды, объединенные единым понятием, вам это объединяющее понятие (вид спорта, спортивная игра) необходимо отгадать. Побеждает та пара, которая правильно и быстрее всех выполнит задание.

  1. Поле, мяч, команда, сетка, свисток. (Волейбол.)

  2. Вода, дорожка, очки, вышка. (Бассейн.)

  3. Снег, горка, палки, мороз, трамплин. (Лыжи.)

  4. Лед, ботинки, сетка, свисток, бортик, ворота. (Хоккей.)

  5. Зал, канат, тренер, мяч, кольцо, сетка, скамейка. (Спортивный зал.)

  6. Доска, фигура, диагональ, поле. (Шахматы.)


- Ребята, загаданные в логических рядах виды спортивных игр, способны помочь человеку поддерживать хорошую физическую форму?

- Молодцы! Все группы были хороши! Смотрю и настроение улучшилось! Это ещё раз подтверждает истинность известного афоризма «Движение – жизнь!». Вы согласны? Вы занимаетесь физкультурой и спортом?

- Ну а что бы сторонниками активного образа жизни, физкультуры и спорта были не только вы, а и ваши сверстники, друзья, я предлагаю вам создать плакат пропагандирующий здоровый и активный образ жизни.

- Подумайте над содержанием плаката.

- Напишите яркий, убедительный текст, чтобы все захотели иметь хорошую физическую форму, быть физически здоровыми, спортивными, подвижными.

- Плакат должен призывать подростков проводить свободное время в активном движении с пользой для ума и тела: без вредных привычек, на природе, спортплощадке, в бассейне, в походе.

- На плакате (холсте) отобразите:

1) название активного вида деятельности, который вы предлагаете (можно несколько);

2) призыв, слоган (рекламную формулу), рекламный девиз, пропагандирующий ваше предложение, например: «Если хочешь быть здоров – закаляйся!», «В человеке всё должно быть прекрасно …» (можно использовать пословицы, поговорки, цитаты из песен, стихов и пр., из материалов, имеющихся у вас в папках на рабочем столе и самостоятельно найденных).

3) перечислите те качества личности и физические качества человека, которые будут развиваться при следовании вашим предложениям, при занятии теми видами деятельности, которые вы пропагандируете. Например: «Занимайтесь спортом и Вы станете сильнее, выносливее», «Занимайтесь танцами! И вы не только будете в прекрасной физической форме, но и обретёте много новых друзей!» и т. д.

4) подберите и разместите соответствующие иллюстрации, видеоролики, музыкальные клипы, стихи (можете сочинить своё четверостишье), всё на плакате (холсте) и представьте свой проект.

Памятка по работе по работе со стикерной доской в программе Linoit.com. у вас в напечатанном варианте есть на рабочем месте. Придерживайтесь её, а при необходимости обращайтесь за помощью.

- Спасибо, ребята. Вы все молодцы! Думаю, вы все поняли важность физической культуры, спорта и здорового образа жизни и сумели в своём плакате выразить своё позитивное отношение к физическим упражнениям, к активному образу жизни.

- Сегодня спортом, физическими упражнениями заниматься модно! Спортом активно занимаются и люди с ограниченными возможностями здоровья. Специально для них проводят чемпионаты и Паралимпийские игры — аналог Олимпийских игр. На зимних паралимпийских играх в Сочи в 2014 г. сборная России за десять дней завоевала рекордные 80 медалей — 30 золотых, 28 серебряных и 22 бронзовые. Вы только вдумайтесь: 80 медалей! Ведь это не просто цифры, это 80 историй преодоления, в первую очередь самого себя. Вот как важна физическая форма! Физическому совершенствованию нет предела! И быть в форме важно! Ибо как говорит известная пословица «В здоровом теле – здоровый дух!»

VIII. Подведение итогов уроков.

Составление синквейна на тему : «Время».

IХ. Рефлексия.

Х. Домашнее задание.

  1. Прочитать § 5, с. 40-48 учебника.

    1. Выполните задания в рубрике «Проверим себя» на с. 47 учебника.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!