СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку по теме "Союз как часть речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: 1) показать союз как часть речи, его роль в предложении и в тексте; сформировать умение определять роль союзов, знаки препинания при них;

2) развить умение различать союзы и предлоги, правильно писать их;

3) содействовать воспитанию нравственных качеств: любви к ближнему, чувства патриотизма.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: учебный комплекс «Русский язык. Теория. 5 – 9 кл.». В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова; «Русский язык. Практика. 7 класс»/ под ред. С.Н. Пименовой.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку по теме "Союз как часть речи"»

Тема урока: Союз как часть речи.

Цели урока: 1) показать союз как часть речи, его роль в предложении и в тексте; сформировать умение определять роль союзов, знаки препинания при них;

2) развить умение различать союзы и предлоги, правильно писать их;

3) содействовать воспитанию нравственных качеств: любви к ближнему, чувства патриотизма.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: учебный комплекс «Русский язык. Теория. 5 – 9 кл.». В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова; «Русский язык. Практика. 7 класс»/ под ред. С.Н. Пименовой.

План урока

1

Вступительное слово учителя

1

2

Опорное повторение (виды частей речи, предлог, проверка домашнего задания)

10

3

Сообщение нового материала (беседа, работа со схемами, учебником)

15

4

Закрепление материала (упражнения №№ 333, 334)

16

5

Домашнее задание

1

6

Итог урока (обобщение и выводы)

2



Ход урока:

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами приступаем к изучению новой «Союз как часть речи». Запишите сегодняшнее число и тему урока в тетради. Проверим прежде домашнее задание.

Ученики читают сочинения (по желанию)

Ученики записывают число и тему урока в тетради.

Учитель: 1. Союз – это служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения, простые предложения в составе сложного, а также предложения в тексте. 2. Союзы бывают простыми и составными, сочинительными и подчинительными. Союзы не являются членами предложения.

По строению союзы бывают простыми и составными. Союзы, которые состоят из одного слова, называются простыми: и, а, но, да, когда и другие. Союзы, которые состоят из двух и более слов, называются составными: потому что, так как, оттого что, в силу того что, благодаря тому что и другие. Запишем в тетради следующую таблицу.

Группы союзов по построению

простые

составные

и, а, но, да, тоже, также, зато, чтобы, что, если и др.


потому что, так как, как будто, то есть, оттого что, вследствие того что, не только и др.


Ученики записывают таблицу в тетрадь.

Учитель: Ребята, а теперь давайте прочитаем § 148 на страницах 186-187.

Ученики читают § 148 на странице 186-187.

Учитель: Ребята, вы знаете, что предлог не отвечает на вопросы и не является членом предложения. Как вы думаете, что можно сказать о союзе?

Ученики: союзы также как и предлоги не являются членами предложения и не отвечают на вопрос в предложении.

Учитель: установим, в чём состоит отличие союзов от предлогов: предлоги выражают зависимость одного слова от другого, а союзы употребляются для связи равноправных слов в предложении (однородных членов предложения) и целых предложений в сложном предложении. Как итог наших наблюдений, оформим таблицу.

Предлоги

Союзы

в, из, на, за, под, и др. употребляются в словосочетании;



Не являются членами предложения

а, и, что, чтобы, как и др. употребляются для связи однородных членов предложения, простых предложений в составе сложного;

Не являются членами предложения


Ученики записывают таблицу в тетради.

Учитель: Ребята, давайте обратимся к упражнению 333 на странице 125. Прочитаем текст, укажем союзы и определим, какие из них соединяют однородные члены, какие – простые предложения в составе сложного, а какие – части текста.

Медвежата родились в берлоге в январе, а в первый раз вылезли из берлоги и увидели солнышко в апреле, когда таял снег. Тогда в лесу ещё не было ягод. А сейчас, летом, и черника поспела, и малина. Мама-медведица отыскала в дупле диких пчёл и накормила медвежат сладким мёдом. И ещё медвежата научились разгребать муравьиные кучи. Запустят в муравейник лапу, слижут муравьёв и снова запустят…

(Г.Снегирёв)

Ученики устно выполняют упражнение 333. В первом предложении союзы а, когда соединяют простые предложения в составе сложного; союз и соединяет однородные члены предложения; союз а в третьем предложении служит для связи предложений в тексте; повторяющийся союз и в этом же предложении соединяет однородные члены; одиночный союз и в четвёртом предложении также соединяет однородные члены; союз и в пятом предложении служит для связи предложений в тексте; союз и в последнем предложении соединяет однородные члены предложения.

Учитель: Ребята, выполним упражнение 334. В данном упражнении необходимо составить сложные предложения, используя заключённые в скобки союзы и материал для справки. Запишите получившиеся предложения, ставя запятые перед союзами.

Ученики выполняют упражнение письменно.

Упражнение 334.

  1. Проезжую дорогу сильно размыло, потому что целую неделю шли проливные дожди.

  2. Архитектурный ансамбль искусно отреставрирован, так как работой руководили известные мастера.

  3. В наших краях весенние работы всегда трудны, оттого что сильное половодье заливает поля.

  4. За последние годы изменилось наше отношение к природе, так как мы лучше стали понимать её назначение.

  5. Заготовка дров была временно прекращена, вследствие того что наступили неслыханные холода.

  6. Издалека доносились резкие звуки, как будто кто-то бил по отрезку стального рельса.

Учитель: ребята, запишем слова, написание, которых необходимо запомнить.

Архитектура, ансамбль, искусный, искусственный, искусство.

Ученики записывают слова в тетради.

Подведение итогов урока: (беседа-обобщение по вопросам)

Учитель: На какие две группы делятся все части речи?

Ученики: Все части речи делятся на две группы: самостоятельные и служебные.

Учитель: Какие части речи относятся к служебным? Приведите примеры.

Ученики: К служебным частям речи относятся предлоги (на, по, от, в течение, вследствие и др.) и союзы (а, но, и, потому что, оттого что и др.).

Учитель: Что обозначают предлоги и союзы, для чего они служат?

Ученики: Предлог – это служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других слов в словосочетании и предложении.

Союз – это служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения, простые предложения в составе сложного, а также предложения в тексте.

Учитель: Какими бывают союзы?

Ученики: Союзы бывают простыми и составными, сочинительными и подчинительными.

Домашнее задание: § 148, упражнение 335. Необходимо прочитать и озаглавить текст, выделить союзы и указать, какие из них простые и составные, выполнить указанные виды разборов.

Комментирование и выставление оценок.


Дополнительные задания

(повторение правописания предлога, наречий; орфограмма в корне; однородные члены предложения и знаки препинания при них)

Словарная диктовка

Вследствие переутомления, ввиду плохой погоды, несмотря на ливень, по-прежнему стучит, нечто вроде пещеры, подъём наподобие террас, согласно желанию, вблизи дома, вспоминая впоследствии, в продолжение часа; сначала думай, а потом пиши; с начала зимы; в начале лета; вначале реши это.

Индивидуальная работа с учащимися

Карточка №1

Вставьте пропущенные буквы.

По окончани.. школы, по прибыти.. в город, по окончани.. собрания, болеть в продолжени.. недели, вопреки предсказани.., вследстви.. непогоды, согласно распоряжени.. директора.


Решение карточки №1

По окончанию школы, по прибытию в город, по окончанию собрания, болеть в продолжение недели, вопреки предсказанию, вследствие непогоды, согласно распоряжению директора.


Карточка №2

Вставьте пропущенные буквы.

Не видел в течени.. дня, согласно приказ.. командира, по окончани.. занятий, вследстви.. тяжёлой болезни, по прибыти.. в город, по предъявлени.. документов.


Решение карточки №2

Не видел в течение дня, согласно приказу командира, по окончанию занятий, вследствие тяжёлой болезни, по прибытию в город, по предъявлению документов.

Диктант

Ядовитые змеи гадюки в это время года стерегут тепло, и одна, громадная, в полметра длиной, вползла в пень и свернулась колечком на клюкве.

А девочка тоже ползла по болоту, не поднимая вверх высоко головы. И так она приползла к горелому пню и дёрнула за самую плеть, где лежала змея.

Гадина подняла голову и зашипела.

(М.Пришвин)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!