Тема: Изменение имен прилагательных по родам.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель урока: формирование умения определять род прилагательных, устанавливать связь слов в словосочетании и предложении, правильно определять и выделять окончания имен прилагательных.
Задачи урока:
Образовательная: познакомить обучающихся с алгоритмом рассуждения при определении рода имени прилагательного.
Развивающая: развивать внимание обучающихся, корригировать устную и письменную речь.
Воспитательная: воспитывать мотивацию к изучению русского языка.
Оборудование: учебная доска, учебные таблицы по теме, проектор.
Ход урока
I. Организационный
- Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением:
Когда мы улыбаемся, мы реже ошибаемся.
И чаще награждаемся подарками судьбы…
- Давайте улыбнемся друг другу, и пусть подарками судьбы станут только отличные оценки.
- А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке. Будьте не только активны, но и внимательны
II. Пальчиковая гимнастика.
- Подготовим руки к письму:
Хлеб
Муку в тесто замесили,
Сжимают и разжимают пальчики.
А из теста мы слепили:
Прихлопывают ладошками, «лепят».
Пирожки и плюшки,
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи -
Всё мы испечем в печи.
Поочередно разгибают пальчики, начиная
с мизинца.
Обе ладошки разворачивают вверх.
Очень вкусно! (трут ладони друг о друга)
-Откройте тетради, запишите число, классная работа.
III. Актуализация знаний. Фронтальный опрос.
- Со словами какой части речи мы работали на предыдущих уроках?
- Что вы знаете об имени прилагательном? (свои ответы учащиеся начинают с фразы «Я знаю, что…» с опорой на демонстрационную таблицу)
IV . Словарная работа
- Откройте словарики и скажите, какое словарное слово мы изучили на прошлом уроке? (ОГРОМНЫЙ)
- Запишем это слово с красной строки, произнесём с ударением, подчеркнём орфограмму, которую надо запомнить. (ученик выполняет у доски)
- Что значит огромный?
- На какой вопрос отвечает это слово? Какой частью речи является? Как вы догадались? Обозначьте окончание в слове. Определите род. Со словами какой части речи прилагательные связаны крепкой дружбой?
IV. Изучение нового материала
1. Введение в тему - Подберите к этому слову подходящее по смыслу существительное, запишите одно словосочетание.
- А сейчас потребуется ваша помощь: помогите связать по смыслу это прилагательное со словами: МАШИНА, ДЕРЕВО (на слайде иллюстрированы)
Запишем получившиеся словосочетания, выделим окончания, определим род прилагательных. (ученики пишут у доски)
- Как вы определили род прилагательных? (работают при ответах с учебной таблицей с таблицей). А кто догадался: от чего зависит род имени прилагательного? (от существительного).
- Что мы сделали сейчас с имением прилагательным ОГРОМНЫЙ? (изменили по родам). Какая часть слова при этом изменилась?
- определите тему урока: чем мы будем заниматься сегодня? (изменять прилагательные по родам, правильно писать окончания прилагательных м.р.ж.р.,ср.р.)
- стр. 160. Почитайте тему. Запишите её в тетрадь.
2. Работа с учебной таблицей:
- На какой вопрос отвечают прил. м.р.? ж.р.? ср.р.?
-Какие же окончания у прилагательных м.р.? ж.р.? ср.р.?
V. Физкультминутка
Я буду называть прилагательные разного рода. Если я называю прилагательное женского рода, то приседают девочки, если мужского рода – мальчики, если среднего – все хлопаем в ладоши.
Синий, зелёная, розовое, весёлая, зимнее, умный, добрый, смелая, упрямый, красивая, золотое, хорошее, радостное.
VI. Закрепление изученного материала: программированные задания.
1. Тренировочное упражнение:
стр.160, упр.223. (у доски с комментированием)
Дифференцированная работа: обучающиеся 3 группы списывают текст без вычленения словосочетаний, выделяют окончания прилагательных с помощью учителя)
2. (Устно)Поставить вопросы к прилагательным, определить род, назвать окончания: (на слайде) Варенье… вкусное,
мышь… летучая,
ёжик… колючий,
заря… ранняя,
речь… устная,
молоко… горячее
3. Работа с предложением:
- Из данных слов (на слайде) составьте и запишите предложения, изменив окончания имён прилагательных. Определите род прилагательных, выделите окончания.
Была, летний, ночь.
Над, лесом, опустилось,большой, , облако. (самопроверка по слайду)
VII. Подготовка к выполнению д\з: стр. 161, упр.225
VIII. Итог урока. Оценки за работу.
- Как изменяется имя прилагательное?
- Как определяется род имени прилагательного?
- На какой вопрос отвечает имя прилагательное м.р?
- Какие имеет окончания?
- На какой вопрос отвечает имя прилагательное ж.р?
- Какие имеет окончания?
- На какой вопрос отвечает имя прилагательное с.р?
- Какие имеет окончания? (ответы учащиеся дают по учебной таблице)
VIII. Рефлексия (на слайде)Я узнал….
Я научился….
Было интересно….
Мне было трудно….
Мне понравилось….
Мне показалось важным….