СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Французская революция"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Французская революция"»


Тема урока: «Французская революция. От монархии к республике»


Цель урока: раскрыть причины падения монархии во Франции и установить основные этапы революции.

Задачи урока:

1) Развивающая (знания) – Учащиеся должны усвоить основные понятия, уяснить причины, задачи и движущие силы французской революции, а также понять её особенности.

2) Образовательная (умения) – Продолжить работу над развитием умения делать обобщения, выводы и давать общую характеристику исторического явления, события; продолжить работу над развитием логического мышления учащихся, умением извлекать главное из прочитанного текста.

3) Воспитывающая (навыки) - воспитывать чувство сотворчества
самостоятельность и критичность мышления.


Оборудование:1.Учебник «Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс»

2. Презентация «Великая французская революция»


тип урока: изучение нового материала
технологии: с использованием  ИКТ

План урока:

  1. « Свобода, равенство и братство».

  2. Поход на Версаль.

  3. Бегство короля.

  4. Конституция Франции 1791 г.

  5. Свержение монархии.

  6. Провозглашение республики.

  7. Казнь короля.

  8. Установление якобинской диктатуры.


Ход урока:

I. Оргмомент.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжим знакомство с событиями Великой французской революции. Вспомним причины и начало революции, а затем рассмотрим, как развивались события дальше до 1794 г.

Прежде чем перейти к продолжению изучения Французской революции, давайте повторим все, что мы прошли на прошлом уроке и выполним тестовые задания. (Выполнение теста, взаимопроверка, выставление оценок) (Слайд 1)

- мотивация (В истории есть события, которые значимы для всего человечества. И вам, ребята, предстоит сегодня на уроке выяснить, является ли Великая французская революция событием мирового значения или представляет лишь местный интерес. Ответ на этот проблемный вопрос будет целью нашего урока. Посмотрите на план изучения события революции и определите задачи урока( дата, причины, ход, итоги ). Это будет урок исследования учебной информации учебника, презентации, сообщения учителя. (слайд 2-3)


II. Изучение нового материала

«Все люди рождаются свободными и равными в правах» -гласит первая строка знаменитой Декларации прав человека и гражданина

26 августа 1789 года Учредительное собрание приняло Декларацию прав человека и гражданина.  (слайд 5-7)

Откройте учебники на стр. 260,  прочитайте фрагмент Декларации и попытайтесь выделить основные идеи этого документа.

В чем сходства и различия его с Декларацией независимости США?

 Декларация заложила основы правового государства во Франции

В глазах короля и двора Декларация прав человека и гражданина являлась наглым нарушением всех божеских и человеческих законов. Король решительно отказался утвердить ее.

 

  1. Что такое революция.


1задание


1)Дайте объяснение понятию революция.

2)Подберите слова близкие по значению революции.


2. Причины французской революции

В конце 18 века во Франции совершилась буржуазная революция. Третье сословие свергло монархию, в стране установилась республика. Революция началась в г. Париже, столице Франции, а затем перекинулась на все города страны

2. Начало революционных войн.

Поход на Версаль (слайд 8)

С началом революции экономический кризис только лишь разрастался.   В Париже  по–прежнему свирепствовала страшная нужда. Был сентябрь: жатва уже была кончена, но хлеба все–таки не хватало. У дверей булочных целые вереницы людей ждали с раннего утра своей очереди и часто после долгих часов ожидания люди уходили без хлеба. Муки не хватало. Несмотря на закупку зерна за границей, организованную правительством, несмотря на премии, выдаваемые за ввоз зерна в Париж, хлеба все–таки недоставало как в столице, так и в соседних с ней больших и малых городах. Все меры, принимавшиеся для продовольствия населения, оказывались недостаточными

Дефицит хлеба заставил тысячи парижанок 5-6 октября 1789 года совершить поход на Версаль.

Посмотрите на рисунок на стр. 250

Около полудня 6-7 тыс. человек, преимущественно женщины, с ружьями, пиками, пистолетами и даже двумя пушками двинулись на Версаль.

 

В первые моменты своего вступления в Версаль женщины, измученные усталостью и голодом, измокшие под проливным дождем, требовали только хлеба. Когда они ворвались в Собрание, то попадали в изнеможении на скамьи депутатов; но самое их присутствие в этом месте было уже победой. И Собрание немедленно воспользовалось этой победой, чтобы получить от короля утверждение Декларации прав человека.

Вслед за женщинами в путь тронулись и мужчины. Тогда во избежание какого–нибудь несчастья во дворце Лафайет в семь часов вечера двинулся в Версаль во главе буржуазной национальной гвардии.

Ужас охватил двор. Весь Париж, стало быть, идет походом на дворец?

 Около 11 вечера король известил о своем согласии утвердить Декларацию прав и другие декреты. Однако ночью толпа ворвалась во дворец, убив двух гвардейцев короля. Только вмешательство Лафайета предотвратило дальнейшее кровопролитие. По совету Лафайета король вышел на балкон вместе с королевой и дофином. Народ встретил его криками: «Короля в Париж! Короля в Париж!»

6 октября из Версаля в Париж направилась примечательная процессия. Впереди шла Национальная гвардия; на штыках у гвардейцев было воткнуто по хлебу. Затем следовали женщины, одни восседая на пушках, другие в каретах, третьи пешком и наконец карета с королевской семьей. Женщины плясали и пели: «Мы везём пекаря, пекаршу и маленького пекарёнка!». Вслед за королевской семьей в Париж перебралось Учредительное собрание.

3. Установление республики. (слайд 9-12)

Понимая опасность своего положения, король решился на эмиграцию.

20 июня 1791 года он бежал из Парижа, однако, был задержан в местечке Варенн .

В сущности, это событие положило начало разладу отношений между новой властью и королем.

 

Народ обвинил Людовика в измене революции. Многие депутаты стали требовать суд над королем, обвинив его в государственной измене

 

 

В сентябре 1791 года была принята первая французская конституция. В стране устанавливалась конституционная монархия.

Вспомните, какой государственный строй называют конституционной монархией?

 

Все мужчины-налогоплательщики, достигшие 25 лет, получили право голоса. Цеховая система упразднялась. Франция теперь делилась не на прежние феодальные синьории, а на департаменты.

Запишем:

Сентябрь 1791 год – принятие первой французской конституции.

четвёртую в истории Европы  и пятую в мире конституцию

 

Вместо Учредительного начало работать Законодательное собрание. Тон там задавали представители департамента Жиронда. Поэтому группу их сторонников называли жирондистами. Жирондисты выступали за радикальные социальные и политические реформы.

 

Жирондисты - одна из политических партий в эпоху 
Великой Французской революции, сторонники реформ, способствующих развитию промышленности, торговли и ликвидации монархии. Своё название партия получила от Жиронда (слайд 13)

•          Якоби́нцы  — участники политического клуба эпохи Великой французской революции, сторонники конституционной монархии и проводимых Учредительным собранием реформ

•          .Сформировались в июне 1789.

•          Получили своё название от клуба, члены которого собирались в библиотеке монастыря Святого Якова.

•          Раскол на сторонников конституционной монархии и республики (слайд 14)


 4. Начало революционных войн. «Отечество в опасности!» (слайд 15-17)

Европейские монархи вначале не хотели воевать с Францией.

- Революция – плохой пример для их народов

- их устраивало, что Франция вышла из игры на международной арене

 

Как это не странно, инициатором войн был Людовик XVI и жирондисты.

Как вы думаете, почему? 

Т.к. в результате победы король надеялся вернуть себе прежнюю власть

 

20 апреля 1792 года Франция объявила войну Австрии.

Однако, на первом этапе французские войска терпели одно поражение за другим. К тому же Австрии оказывали серьезную поддержку Англия и Пруссия.

 

 В июле 1792 года был провозглашен лозунг «Отечество в опасности». Страну захлестнула волна патриотизма. В то время написан будущий гимн Франции «Марсельеза». Возник клуб патриотов – крайне радикально настроенных якобинцев Их лидерами были М. Робеспьер, Ж.П. Марат и Ж.Ж. Дантон.

- звучание «Марсельезы» - написал для марсельских добровольцев Руже де Лиль (до сих пор является государственным гимном Франции )

5. Свержение монархии. Организация обороны. Победа при Вальми. Провозглашение республики (слайд 18-24)

На улицах Парижа связывали военные неудачи с прямым предательством короля и богачей. В итоге глухое народное недовольство вылилось в открытое восстание. 10 августа 1792 года под руководством Парижской коммуны был захвачен дворец Тюильри.

В тот же день Законодательное собрание приняло решение о низложении короля и о созыве нового представительства – Национального конвента (собрания).

Людовика 16 арестовали и поместили в тюрьму Тампль. На улицах Парижа разрушали бюсты и статуи короля

Запишем:

10 августа 1792 год – свержение монархии во Франции.

В сентябре 1792 г. положение на фронтах для революционной армии  стало критическое. Иностранные армии угрожали Парижу.

Якобинец Жорж Дантон призывал: «Настало время сказать народу, что он всей своей массой должен броситься на врага… Чтобы победить врага, нам нужна смелость, еще раз смелость»

Был объявлен массовый набор добровольцев. Везде звучало: « К оружию, граждане!»

 

В скором времени, 20 сентября 1792 года французские войска нанесли тяжелое положение прусским в битве при Вальми. Это стало поворотной точкой в истории революционных войн, так как после этого сражения территория Франции фактически была освобождена от интервентов.

 

 

Уничтожение монархии сделало недействительной Конституцию 1791 года. Поэтому был созван Конвент, избранный всеобщим голосованием мужчин. Среди его депутатов было больше сторонников крайних, решительных действий. В результате жирондисты стали правыми.

 

Запишем:

Сентябрь 1792 года – провозглашение Франции республикой.

 

Значительную часть Конвента составляли радикальные элементы – якобинцы. Они сидели на верхних скамьях и потому получили наименование «гора».

На нижних скамьях сидели умеренные (по сравнению с якобинцами) и жирондисты.

Однако, большинство составляли депутаты, сидевшие посередине – т.н. «равнина» или «болото». (около 500 человек из 750). Они не принадлежали ни к правым, ни к левым. Как правило, во время голосования они присоединялись к тем, у кого была реальная сила.

6. Казнь Людовика XVI. (слайд 25)

Перед Национальным конвентом стояла проблемы суда над королем.

Как вы думаете, в чем обвинялся король?

Свергнутого короля привели в Конвент для допроса и суда. Ему предъявили обвинение в измене – в связи с державами, воевавшими против революционной Франции

16 января началось голосование по вопросу о смертной казни. Единства среди депутатов не было, и предсказать его исход не брался никто. В итоге из 721 депутата, которые приняли участие в голосовании, 387 высказались за смертную казнь, 334 были против.

Последний шанс короля был связан с голосованием о помиловании, которое состоялось 18 января. За помилование было отдано 310 голосов, против — 380. Таким образом, король Людовик XVI был приговорен к смертной казни. Исполнение приговора было назначено на 21 января 1793 года.

Король был приговорен к смерти и казнен 21 января 1793 года. (10 часов 10 мин.) Тело короля отвезли на кладбище Мадлен и похоронили в слое негащенной извести.

Он был казнен на гильотине, созданную врачом Гильотеном. (Видео про гильотину)

Удивительный врач

не в пример Гиппократу

не лечил он людей

убивал их стократно

Это он - Гильотен

автор адской машины

безболезненной казни

страшной той гильотины

Не устанет палач

что рубил топором

есть машина теперь-

жертвам счет не ведём

 

7. Установление власти якобинцев  (слайд 26-27)


Но противники революции не дремали и внутри страны, весной 1793г начался мятеж в Вандее, в самом Париже тоже прошло восстание 31 мая-2 июня 1793г., приведшее к власти якобинцев, лидером которых был Максимилиан Робеспьер.

Летом этого же года был убит сторонник Робеспьера, издатель газеты «Друг народа» Жан Поль Марат. Он погиб от руки молодой роялистки Шарлоты Корде.

Это послужило сигналом для перехода к более решительным мерам.

Стремясь спасти достижения революции ,  Комитет общественного спасения принимал самые крайние меры.

В июне 1793 годы была принята новая Конституция, провозгласившая  Францию республикой. (слайд 28)

 8.     Террор. (слайд 29)

С недовольными якобинцы боролись самым решительным образом. 17 сентября 1793 г. Был принят закон о подозрительных, согласно которому можно было арестовать любого, подозреваемого в заговоре против республики.  «Подозрительными» объявляли всех, кто «сочувствовал тирании» , аристократы, родственники эмигрантов.

10 октября 1793 г. Конвент принял закон о временном революционном порядке. (все патриоты в знак поддержки революции должны были носить эмблемы революции – фригийский колпак и трехцветную кокарду)

Казни подвергались любые представители оппозиции: роялисты, жирондисты.

Таким образом (слайд 30)

•         Франция стала республикой

•        Победа третьего сословия

•        Но диктатура якобинцев  стала отступлением от правовых норм, провозглашенных Декларацией

 

Закрепление изученного материала.

Для закрепления изученного материала откройте учебник на страничке 304 и прочитайте определение «диктатуры», и на основании данного определения составьте синквейн.

Рефлексия:

- Нарисуйте смайлик о вашем удовлетворении уроком.

- Сдайте листы контроля.

-Подведение итога работы учащихся на уроке.
Домашнее задание: Параграф 26 читать

На выбор:

На оценку «5» – подготовить  дополнит. материал о Наполеоне Бонапарте.

На оценку «4» - составление небольшого кроссворда по теме: Великая французская революция. От монархии к республике.

На оценку «3» - отвечать на вопросы на стр.260

Ответы на тест:

1)                       1)3

2)                       2)3

3)                       3)4

4)                       4)1

5)                       5)3

   

Проверочный тест по теме: «Франция в VIII в. Причины и начало Французской революции.»

1.К экономическим причинам революции во Франции можно отнести

1)развитие крупных мануфактур

2)активное развитие морской торговли

3)сохранение сеньориального землевладения

4)сокращение косвенных налогов на иностранные товары

 

2.Что из перечисленного вызывало недовольство крестьян?

1)личная свобода

2)наделение крестьян землей

3)права сеньоров на владение мельницами и хлебопекарнями

4)права крестьян на охотничьи угодья

 

3.Генеральные штаты открылись в Версале в

1) 1774 г.                                       3) 1788 г.

2) 1787 г.                                       4) 1789 г.

 

1.     Падение Бастилии произошло

1)    14 июля 1789 г.                             3) 15 июля 1787 г.

2)    11 августа 1789 г.                          4) 5 августа 1789 г.

 

5.К политическим причинам революции относят

1)рост авторитета и популярности власти Людовика XVI

2)жесткий контроль над расходами государства

3)постоянную критику короля со стороны парламента

4)рост популярности идей кальвинизма во Франции

 

6.Национальным собранием объявили себя

1)депутаты от третьего сословия

2)офицеры королевской армии

3)аристократы-землевладельцы

4)королевские чиновники

   

Критерии оценивания:

От 1 до 2 правильных ответа – «2»

От 3 до 4 правильных ответа – «3»

От 5 до 6 правильных ответов – «4»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!