I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) Актуализация знаний Постановка учебной задачи Открытие нового знания Применение полученных знаний на практике Рефлексия | Проверка готовности к уроку Громко прозвенел звонок, Начинаем наш урок! - Откройте тетрадь. – Что надо записать? Комментированная запись числа. – Напишите «Классная работа» Минутка чистописания. На доске: СЧАСТЬЕ, РАДОСТЬ, ГОРЕ - Продолжим отработку плавного безотрывного письма, чтобы научиться писать достаточно быстро. Сегодня будем писать гласную, которая есть в словах «счастье, радость», но нет в слове «горе» Какую гласную будем писать? Запишите, используя данную закономерность. - Как вы думаете, являются ли эти слова синонимами? Почему? Для кого труд - радость, для того жизнь - счастье. -Как вы понимаете смысл этой пословицы? А теперь запишите пословицу в свои тетради. Сделайте это грамотно и аккуратно. Уметь разборчиво писать – первое правило вежливости. Обязательное правило при письме – следи за осанкой. Учитель читает стихотворение Ю. Вронского. – Подумайте, какое можно подобрать название к стихотворению. Завести велели мне новые привычки: Никогда девчонок не Дергать за косички. Никогда с братишкой не Драться за обедом! На уроках больше не говорить с соседом! Я согласен даже не: Рисовать на карте! И согласен даже не Танцевать на парте! Но не смейте делать мне Никаких упрёков, Если даже я и не Выучу уроков. -Автор назвал стихотворение «НЕ» – Как вы думаете почему? – Может ли НЕ употребляться самостоятельно, само по себе? А с какими словами оно употребляется? – Предположите, какая будет тема урока. – Какие вопросы у вас возникают? Всё ли вам здесь понятно? (Записать вопросы на доске) 1.Что такое не? 2.К какой части речи относится? 3.Когда это слово употребляют в речи? 4. Как пишется не с глаголами? - Какова цель на урок? Работа с карточкой. Результаты нашей работы будем заносить в карточки, которые лежат на ваших партах. Работаем в парах. Для ответа на вопрос: Чем является слово НЕ, выполним задание на экране. Работаем парами. Задание: Разгадайте слово, запишите слово в карточку. Подчеркните в слове часы букву, которая обозначает согласный глухой непарный, мягкий звук. В слове дарить подчеркните безударную гласную в корне. В слове просьба подчеркните букву, обозначающую сомнительный парный согласный звук Какая буква не обозначает звука в слове ненастный. Подчеркните безударную гласную в корне слова зимовать. В слове царь подчеркните букву, обозначающую согласный непарный, глухой, твёрдый звук. Подчеркните гласную в приставке слова запел. Проверка. У кого получилось такое же слово, нарисуйте себе на карточке звездочку. Ответили на 1 вопрос? На экран выводится таблица самостоятельных и служебных частей речи. Определите по таблице на экране, какой частью речи является слово НЕ - Мы ответили на 2 вопрос. Работа по учебнику. (стр. 234) - Прочитайте загадки. Отгадайте их. Что делает частица не в предложении? – Запишите вывод в таблицу - Что еще нам нужно выяснить? Посмотрите на предложения, как пишется частица не с глаголами? Прочитайте предложения в учебнике. Почему здесь Не с глаголом пишется вместе – Как доказать правильность вашего рассуждения? Закройте не и прочитайте слово. Употребляем мы эти слова в речи? Слова, которые без НЕ не употребляются называют словами-исключениями их надо запомнить. Здесь НЕ находится в составе корня. Негодовать – возмущаться, быть недовольным Недоумевать – синонимы – растеряться, не понимать, теряться в догадках, ума не приложить. Какими действиям человек показывает недоумение – чешет затылок, пожимает плечами, округляет глаза Неволить – принуждать, заставлять делать что-то Ненавидеть – чувствовать вражду и отвращение Недомогать – испытывать болезненное состояние Нездоровится – болеть, хворать - Прочитайте, что у нас получилось. Ответили ли мы на вопросы? - Сделайте вывод. - Проверьте себя по учебнику. ФИЗМИНУТКА «Делай все наоборот» - игра с частицей НЕ: не прыгай, не приседай, не хлопай в ладоши и т.д. - Чтобы не допустить ошибки, составим алгоритм действия. На доске даны слова. Запишите их, пользуясь алгоритмом. (Не)навидеть, (не)мог, (не)пошёл, (не)здоровиться, (не)волить, (не)почувствовал, (не)сдобровать, (не)скрипит, (не)хочет, (не)любишь, (не)доумевает, (не)преследует, (не)объединять. - Над какой темой мы сегодня работали? - Какую цель перед собой ставили? -Удалось ли достичь поставленной цели? Что вы узнали на уроке? - все ли было понятно? Оцените свою работу на уроке Всем спасибо за урок! Д/З стр. 235 упр.543 | Приветствие учителя Запись в рабочих тетрадях: дата, классная работа. Анализируют. Высказывают предположения. Записывают в тетрадях: А аа АА ааа ААА аааа Высказывают свое мнение, записывают пословицу. Слушают, высказывают свои варианты названия Нет С глаголами Не с глаголами. Дети формулируют вопросы - Найти ответы на эти вопросы. Ученики анализируют, обсуждают, выбирают нужные буквы, записывают получившееся слово Самопроверка Ответы детей Дети читают, анализируют, дают ответ НЕ – служебная часть речи) Читают, анализируют, отгадывают. Частица НЕ всё отрицает Записывают Как пишется Не с глаголами? Раздельно С некоторыми глаголами частица "не” написана слитно. Нет Читают, объясняют значения слов Дети делают вывод Читают. Не-это частица, служебная часть речи. Частица не все отрицает. Частица не пишется с глаголами раздельно, если употребляется без не. Если без не не употребляется, то пишется слитно. Глаголы-исключения: НЕНАВИДЕТЬ, НЕГОДОВАТЬ, НЕЗДОРОВИТСЯ, НЕДОУМЕВАТЬ, НЕВОЛИТЬ, НЕДОМОГАТЬ Самопроверка 1.Определить рядом с какой частью речи стоит НЕ. 2.Прочитать слово без НЕ. 3.Если слово без НЕ употребляется – пишу раздельно. 4.Если слово без НЕ не употребляется – пишу слитно. Взаимопроверка Правописание НЕ с глаголом Ответить на вопросы плана Да - Мы открыли новые знания: НЕ – частица; узнали о правописании НЕ с глаголов | -осуществлять самоконтроль (р) -слушать и понимать речь других (к) Предметные: -умение отличать гласные от согласных, -владеть понятием «синонимы» МетапредметныеУУД: Выполнять анализ (п) -ориентироваться в своей системе знаний(п) -осуществлять самоконтроль(р) – слушать и понимать речь других (к) -уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (к) -владеть диалогической формой речи (к) Метапредметные УУД -выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, целеполагание (р) -логические- анализ объектов с целью выделения признаков умение проводить сравнение (п) -осуществлять самоконтроль (р) Предметные: -производить анализ; -формулировать выводы и излагать их в письменном виде Метапредметные УУД -ориентироваться в своей системе знаний(п) -ориентироваться в учебнике (п) -высказывать свое предположение (Р) -осуществлять самоконтроль (р) -точно и полно выражать свои мысли (к) -слушать и понимать речь других(к) Личностные УУД: -определять общие для всех правила поведения -определять правила работы в паре Личностные (УУД) -установить связь между целью деятельности и ее результатом Метапредметные УУД: -осуществлять самоконтроль (р) -давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассников (р) Коммуникативные: -уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли(к) |