СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка по теме: "Правописание частицы НЕ с глаголами"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Примерный план-конспект урока русского языка в 4 классе. Тема "Правописание частицы НЕ с глаголами".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме: "Правописание частицы НЕ с глаголами"»

ПЛАН­КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА (для детей с ЗПР)

Автор: Богданова Е.И.

Предмет: Русский язык 4 класс

Тема урока: «Правописание частицы не с глаголами»

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Деятельностная цель: Содействовать формированию умений раздельно писать частицу не с глаголами, правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей не.

Планируемые результаты (предметные): Овладение правилом написания частицы не с глаголами; формирование умения находить изученную орфограмму в тексте, а также применять правило на практике; отработка алгоритма применения правила.

Личностные действия: Устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность).

Универсальные учебные действия:

Регулятивные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные действия: общеучебные – овладевают навыками смыслового чтения (осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели); осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; логические – устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные действия: принимают участие в работе парами и группами.

Сценарий урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Мотивирование к учебной

деятельности

(организационный момент)











Актуализация знаний





































Постановка учебной задачи





































































Открытие нового знания































































































































Применение полученных знаний на практике





















Рефлексия

Проверка готовности к уроку

Громко прозвенел звонок,

Начинаем наш урок!

- Откройте тетрадь.

– Что надо записать? Комментированная запись числа.

– Напишите «Классная работа»



Минутка чистописания.

На доске: СЧАСТЬЕ, РАДОСТЬ, ГОРЕ

- Продолжим отработку плавного безотрывного письма, чтобы научиться писать достаточно быстро. Сегодня будем писать гласную, которая есть в словах «счастье, радость», но нет в слове «горе» Какую гласную будем писать? Запишите, используя данную закономерность.

- Как вы думаете, являются ли эти слова синонимами? Почему?

Для кого труд - радость, для того жизнь - счастье.

-Как вы понимаете смысл этой пословицы?

А теперь запишите пословицу в свои тетради. Сделайте это грамотно и аккуратно. Уметь разборчиво писать – первое правило вежливости. Обязательное правило при письме – следи за осанкой.



Учитель читает стихотворение Ю. Вронского.

– Подумайте, какое можно подобрать название к стихотворению.

Завести велели мне новые привычки:

Никогда девчонок не

Дергать за косички.

Никогда с братишкой не

Драться за обедом!

На уроках больше не говорить с соседом!

Я согласен даже не:

Рисовать на карте!

И согласен даже не

Танцевать на парте!

Но не смейте делать мне

Никаких упрёков,

Если даже я и не

Выучу уроков.

-Автор назвал стихотворение «НЕ»

– Как вы думаете почему? – Может ли НЕ употребляться самостоятельно, само по себе? А с какими словами оно употребляется?

– Предположите, какая будет тема урока.

– Какие вопросы у вас возникают? Всё ли вам здесь понятно?

(Записать вопросы на доске)

1.Что такое не?

2.К какой части речи относится?

3.Когда это слово употребляют в речи?

4. Как пишется не с глаголами?

- Какова цель на урок?







Работа с карточкой.

Результаты нашей работы будем заносить в карточки, которые лежат на ваших партах. Работаем в парах. Для ответа на вопрос: Чем является слово НЕ, выполним задание на экране. Работаем парами.

Задание: Разгадайте слово, запишите слово в карточку.

Подчеркните в слове часы букву, которая обозначает согласный глухой непарный, мягкий звук.

В слове дарить подчеркните безударную гласную в корне. В слове просьба подчеркните букву, обозначающую сомнительный парный согласный звук

Какая буква не обозначает звука в слове ненастный. Подчеркните безударную гласную в корне слова зимовать. В слове царь подчеркните букву, обозначающую согласный непарный, глухой, твёрдый звук. Подчеркните гласную в приставке слова запел.

Проверка.

У кого получилось такое же слово, нарисуйте себе на карточке звездочку. Ответили на 1 вопрос?

На экран выводится таблица самостоятельных и служебных частей речи.

Определите по таблице на экране, какой частью речи является слово НЕ

- Мы ответили на 2 вопрос.

Работа по учебнику. (стр. 234)

- Прочитайте загадки. Отгадайте их. Что делает частица не в предложении?

– Запишите вывод в таблицу

- Что еще нам нужно выяснить?

Посмотрите на предложения, как пишется частица не с глаголами?

Прочитайте предложения в учебнике. Почему здесь Не с глаголом пишется вместе

– Как доказать правильность вашего рассуждения? Закройте не и прочитайте слово. Употребляем мы эти слова в речи?

Слова, которые без НЕ не употребляются называют словами-исключениями их надо запомнить. Здесь НЕ находится в составе корня.

Негодовать – возмущаться, быть недовольным

Недоумевать – синонимы – растеряться, не понимать, теряться в догадках, ума не приложить. Какими действиям человек показывает недоумение – чешет затылок, пожимает плечами, округляет глаза Неволить – принуждать, заставлять делать что-то Ненавидеть – чувствовать вражду и отвращение Недомогать – испытывать болезненное состояние Нездоровится – болеть, хворать

- Прочитайте, что у нас получилось. Ответили ли мы на вопросы?

- Сделайте вывод.













- Проверьте себя по учебнику.

ФИЗМИНУТКА

«Делай все наоборот» - игра с частицей НЕ: не прыгай, не приседай, не хлопай в ладоши и т.д.



- Чтобы не допустить ошибки, составим алгоритм действия.









На доске даны слова. Запишите их, пользуясь алгоритмом.

(Не)навидеть, (не)мог, (не)пошёл, (не)здоровиться, (не)волить, (не)почувствовал, (не)сдобровать, (не)скрипит, (не)хочет, (не)любишь, (не)доумевает, (не)преследует, (не)объединять.



- Над какой темой мы сегодня работали?

- Какую цель перед собой ставили?

-Удалось ли достичь поставленной цели? Что вы узнали на уроке?

- все ли было понятно?



Оцените свою работу на уроке

Всем спасибо за урок!





Д/З стр. 235 упр.543

Приветствие учителя







Запись в рабочих тетрадях: дата, классная работа.

















Анализируют. Высказывают предположения.

Записывают в тетрадях:

А аа АА ааа ААА аааа











Высказывают свое мнение, записывают пословицу.













Слушают, высказывают свои варианты названия

































Нет



С глаголами

Не с глаголами.



Дети формулируют вопросы















- Найти ответы на эти вопросы.















Ученики анализируют, обсуждают, выбирают нужные буквы, записывают получившееся слово



ч

а

с

т

и

ц

а



















Самопроверка





Ответы детей

Дети читают, анализируют, дают ответ



НЕ – служебная часть речи)





Читают, анализируют, отгадывают.

Частица НЕ всё отрицает

Записывают

Как пишется Не с глаголами?

Раздельно





С некоторыми глаголами частица "не” написана слитно.

Нет







Читают, объясняют значения слов



















Дети делают вывод

Читают. Не-это частица, служебная часть речи. Частица не все отрицает. Частица не пишется с глаголами раздельно, если употребляется без не. Если без не не употребляется, то пишется слитно.

Глаголы-исключения: НЕНАВИДЕТЬ, НЕГОДОВАТЬ, НЕЗДОРОВИТСЯ, НЕДОУМЕВАТЬ, НЕВОЛИТЬ, НЕДОМОГАТЬ

Самопроверка









1.Определить рядом с какой частью речи стоит НЕ. 2.Прочитать слово без НЕ. 3.Если слово без НЕ употребляется – пишу раздельно. 4.Если слово без НЕ не употребляется – пишу слитно.



Взаимопроверка











Правописание НЕ с глаголом

Ответить на вопросы плана

Да - Мы открыли новые знания: НЕ – частица;

узнали о правописании НЕ с глаголов

-осуществлять самоконтроль (р)

-слушать и понимать речь других (к)

















Предметные: -умение отличать гласные от согласных, -владеть понятием «синонимы» МетапредметныеУУД: Выполнять анализ (п) -ориентироваться в своей системе знаний(п)

-осуществлять самоконтроль(р) – слушать и понимать речь других (к) -уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (к) -владеть диалогической формой речи (к)











Метапредметные УУД -выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, целеполагание (р) -логические- анализ объектов с целью выделения признаков умение проводить сравнение (п) -осуществлять самоконтроль (р)



















































Предметные: -производить анализ; -формулировать выводы и излагать их в письменном виде Метапредметные УУД -ориентироваться в своей системе знаний(п) -ориентироваться в учебнике (п) -высказывать свое предположение (Р) -осуществлять самоконтроль (р) -точно и полно выражать свои мысли (к) -слушать и понимать речь других(к) Личностные УУД: -определять общие для всех правила поведения

-определять правила работы в паре



























































































































Личностные (УУД) -установить связь между целью деятельности и ее результатом Метапредметные УУД: -осуществлять самоконтроль (р) -давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассников (р)

Коммуникативные: -уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли(к)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!