СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку в 3 классе на тему "Правописание частицы НЕ с глаголами"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка на тему "Правописание частицы НЕ с глаголами". 3 класс. УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 3 классе на тему "Правописание частицы НЕ с глаголами"»


Конспект урока русского языка

«Правописание частицы НЕ с глаголами», 3 класс




Цель урока: Познакомить учащихся с правилом правописания частицы не с глаголами.

Задачи урока:

обучающие: обучение учащихся применению правила на правописание частицы НЕ с глаголами.

развивающие: развитие речи, мышления, интуиции и «чувства языка». Развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать, развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения.

воспитательные: воспитание гигиенических правил письма; бережного отношения к книге, правильного поведения на уроке; повышение уровня познавательного интереса к предмету русский язык.



Ход урока.

  1. Организационный момент.

Вот и прозвенел звонок

Начинается урок

Очень тихо вы садитесь

И работать не ленитесь

Давайте подарим друг другу улыбки. Мне очень хочется, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до конца урока.


2. Актуализация знаний.

-Ребята, сегодня урок русского языка необычный. К нам в гости пришёл... А кто? Отгадайте загадку:

У отца есть мальчик странный,

Необычный – деревянный,

На воде и под водой

Ищет ключик золотой?

Всюду нос суёт он длинный,

Кто же это? (Буратино.)


Слайд .

-Из какой сказки пришёл к нам герой? («Золотой ключик».)

-А кто написал эту сказку? (Алексей Толстой.)

-С творчеством Алексея Толстого мы познакомимся на уроках литературного чтения. ЩЕЛЧОК ПО СЛАЙДУ: АВТОР И НАЗВАНИЕ.


Слайд .

-Буратино нас приглашает в кукольный театр на экскурсию


Слайд . Кулисы.

Давайте заглянем за кулисы театра. Актёры в нем – части речи. А какие части речи вы знаете? (Имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог, местоимение .) ЩЕЛЧОК ПО СЛАЙДУ: ИМЯ СУШ., ИМЯ ПРИЛ., ГЛАГОЛ, ПРЕДЛОГ, МЕСТОИМЕНИЕ


-Вот идёт озадаченный актер, прислушайтесь, он что-то бормочет. «Кто? Что? Кто? Что?» Какая это часть речи и какую роль в предложении играет? (Имя существительное, в предложении – подлежащее.) ЩЕЛЧОК ПО СЛАЙДУ: ЦВЕТОМ – ИМЯ СУЩ.


-А вот Буратино успокаивает какого-то актера. Он говорит: «Что делать? Что сделать?». Он тоже играет главную роль в предложении. Какую? (Глагол, в предложении – сказуемое.) На каждый ответ пример. ЩЕЛЧОК ПО СЛАЙДУ: ЦВЕТОМ – ГЛАГОЛ.

-Расскажите всё, что вы знаете о глаголе?

(Глаголы обозначают действие предмета; отвечают на вопросы что делать? что сделать?; изменяются по числам; в предложении связаны с именем сущ.)


3. Постановка проблемы, темы урока.

Слайд .

-Актеру Сказуемому дали текст спектакля. Нам необходимо определить слова, которые принадлежат ему.

на, любил, прекрасный, весна, праздник счастливая, она, читал, под, хорошее, мы

Ученики: Любил, читал.


Слайд .

-Придайте словам отрицательный смысл. (Не любил, не читал.)


Слайд .

-Что помогло глаголу получить отрицательный смысл? (Слово не.)

-Ребята, маленькое слово не называется частицей. ЩЕЛЧОК ПО СЛАЙДУ: ЧАСТИЦА.

-Какую роль в речи играет частица НЕ? (Придает отрицательный смысл словам.)

-Ребята, Буратино хотел записать эти слова, но не знает, как написать частицу НЕ с глаголом? Можете ли вы ему помочь?

-Вы можете сразу сказать, как пишется частица НЕ с глаголами? (Предположения ребят.) ЩЕЛЧОК ПО СЛАЙДУ: ВОПРОСИТ.ЗНАК.


-Так какая же тема нашего урока? (Правописание частицы не с глаголами.)


Слайд .

-Верно, дети. Тема нашего урока «Правописание частицы не с глаголами».

-Мы с вами сегодня узнаем как пишется частица не с глаголами и для чего нужна эта частица в речи.


4. Знакомство с новым материалом.

Слайд .

-В театре есть библиотека, заглянул туда Буратино, нашёл пословицы, а прочитать не может. Начало от одной пословицы, а окончание от другой. Помогите восстановить пословицы. У вас на партах лежат карточки с заданием: соедините пословицы стрелками.


Работа с пословицами в парах:


Кто не работает,

не дружит.

С ложью правда

и рыбку из пруда.

Без труда не вытащишь

не делает.

Лень добра

тот не ест.

Проверка.

Кто не работает, тот не ест.

С ложью правда не дружит.

Лень добра не делает.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда

-Ребята, посмотрите внимательно, в отрицательном значении как будем писать частицу НЕ с глаголами? (Раздельно.)


Слайд .

-Откройте тетради, запишите число, классная работа.



Слайд.

-Выпишите глаголы с частицей НЕ в тетрадь.

К доске выходят записывать ученики по цепочке, с комментированием.???

Проверка.

-Какие глаголы вы выписали?

-А как написали частицу не с глаголами?

-Ребята, сделайте вывод, как пишется частица НЕ с глаголами? (Раздельно.)

ЩЕЛЧОК ПО СЛАЙДУ: НЕ С ГЛАГОЛАМИ.


ЩЕЛЧОК ПО СЛАЙДУ: НЕ С ГЛАГОЛАМИ РАСХОДЯТСЯ В СТОРОНЫ.


-Давайте сравним наши ответы с правилом в учебнике.

Сравнение с правилом в учебнике на с.99

-Какое новое правило о правописание глаголов вы узнали?

-Давайте сделаем вывод хором, как пишутся глаголы с частицей НЕ? Хоровое говорение.


5. Физкультминутка.

А теперь, ребята встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели- вновь за дело.


-Упражнение для глаз.

Растираем ладошки, накрыли глаза. Подержали немного, опустили. Еще раз повторили.

-ловим глазами шарики


6. Первичное закрепление.

-Так как мы в театре Буратино предлагает вам сыграть роль упрямой частицы НЕ.

-Совсем заупрямилась частица. Стала она отвечать на вопросы Глагола: «Слезь со стула?», (Не слезу.) Хоровое говорение.

-Запишите в тетрадь НЕ СЛЕЗУ.

«Упадёшь?» НЕ УПАДУ.

«Решишь?» НЕ РЕШУ.

«Молчишь?» НЕ МОЛЧУ.

«А пойдёшь?» НЕ ПОЙДУ.

-Ребята, как записали глаголы с частицей НЕ? (Раздельно.)

-Молодцы! Вы все справились с заданием?

-Как пишется частица не с глаголами?


7.Контроль.Самопроверка знаний.

-Буратино собирается в школу в первый класс. Кот Базилио и лиса Алиса рассказали ему, как надо вести себя в школе. Ребята, посмотрите на эти советы и скажите, так ли нужно вести себя на уроках? Дайте советы нашему герою по правилам поведения на уроке, используя тему сегодняшнего урока

- Как мы можем превратить эти вредные советы в полезные?

(Подставить частицу НЕ)


Слайд .

опаздывать на урок.

разговаривать на уроке.

мешать своему соседу по парте.

рисовать на партах.

дёргать девочек за косички.

Запишите в тетрадь полезные советы.

-Как пишутся глаголы с частицей НЕ?

Проверка


Слайд

-Мы подсказали Буратино, как вести себя на уроке, а теперь давайте дадим ему ещё несколько полезных советов, которые ему пригодятся в школе. Но сначала мы сами должны вставить в текст частицу НЕ так, чтобы некоторые глаголы имели отрицательный смысл

(Карточки у ребят и текст на слайде)

...Береги книгу! ...бери её грязными руками и ...клади на грязный стол. ...перегибай книгу и ...загибай у неё листов. Если ты ...взял книгу в библиотеке, то ...забудь вернуть её в срок.

-Проверим, что у нас получилось.

Взаимопроверка.

-Поднимите руку, кто справился без ошибок, и считает, что можно поставить отметку «5»?

-Сравните с экраном.

ЩЕЛЧОК ПО СЛАЙДУ: ТЕКСТ С НЕ.


-Чьи пятёрки подтвердились?

-Чему учит нас этот текст? (Бережному отношению к книге.)

-Как пишутся глаголы с частицей НЕ?


8. Домашнее задание.


Слайд.

-Ребята, для Вас Буратино подготовил необычное домашнее задание. Предлагает тем, кто желает. Записать несколько правил поведения на дороге, употребив глаголы с НЕ.

-Для остальных упражнение из учебника: с.100 упр.592


9. Итог урока. Рефлексия.


Слайд .

-Подведём итоги. Что новое для себя открыл каждый из вас?

-Экскурсия по театру завершается. На прощание Буратино даёт вам совет.


Слайд .

«Запомните, мои друзья, волшебная частица НЕ, отрицая плохое, недостойное человека действие, учит нас мудрому отношению к жизни и к себе».

На этом урок закончен.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!