Конспект урока русского языка
«Правописание частицы НЕ с глаголами», 3 класс
Цель урока: Познакомить учащихся с правилом правописания частицы не с глаголами.
Задачи урока:
обучающие: обучение учащихся применению правила на правописание частицы НЕ с глаголами.
развивающие: развитие речи, мышления, интуиции и «чувства языка». Развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать, развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения.
воспитательные: воспитание гигиенических правил письма; бережного отношения к книге, правильного поведения на уроке; повышение уровня познавательного интереса к предмету русский язык.
Ход урока.
Организационный момент.
Вот и прозвенел звонок
Начинается урок
Очень тихо вы садитесь
И работать не ленитесь
Давайте подарим друг другу улыбки. Мне очень хочется, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до конца урока.
2. Актуализация знаний.
-Ребята, сегодня урок русского языка необычный. К нам в гости пришёл... А кто? Отгадайте загадку:
У отца есть мальчик странный,
Необычный – деревянный,
На воде и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос суёт он длинный,
Кто же это? (Буратино.)
Слайд .
-Из какой сказки пришёл к нам герой? («Золотой ключик».)
-А кто написал эту сказку? (Алексей Толстой.)
-С творчеством Алексея Толстого мы познакомимся на уроках литературного чтения. ЩЕЛЧОК ПО СЛАЙДУ: АВТОР И НАЗВАНИЕ.
Слайд .
-Буратино нас приглашает в кукольный театр на экскурсию
Слайд . Кулисы.
Давайте заглянем за кулисы театра. Актёры в нем – части речи. А какие части речи вы знаете? (Имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог, местоимение .) ЩЕЛЧОК ПО СЛАЙДУ: ИМЯ СУШ., ИМЯ ПРИЛ., ГЛАГОЛ, ПРЕДЛОГ, МЕСТОИМЕНИЕ
-Вот идёт озадаченный актер, прислушайтесь, он что-то бормочет. «Кто? Что? Кто? Что?» Какая это часть речи и какую роль в предложении играет? (Имя существительное, в предложении – подлежащее.) ЩЕЛЧОК ПО СЛАЙДУ: ЦВЕТОМ – ИМЯ СУЩ.
-А вот Буратино успокаивает какого-то актера. Он говорит: «Что делать? Что сделать?». Он тоже играет главную роль в предложении. Какую? (Глагол, в предложении – сказуемое.) На каждый ответ пример. ЩЕЛЧОК ПО СЛАЙДУ: ЦВЕТОМ – ГЛАГОЛ.
-Расскажите всё, что вы знаете о глаголе?
(Глаголы обозначают действие предмета; отвечают на вопросы что делать? что сделать?; изменяются по числам; в предложении связаны с именем сущ.)
3. Постановка проблемы, темы урока.
Слайд .
-Актеру Сказуемому дали текст спектакля. Нам необходимо определить слова, которые принадлежат ему.
на, любил, прекрасный, весна, праздник счастливая, она, читал, под, хорошее, мы
Ученики: Любил, читал.
Слайд .
-Придайте словам отрицательный смысл. (Не любил, не читал.)
Слайд .
-Что помогло глаголу получить отрицательный смысл? (Слово не.)
-Ребята, маленькое слово не называется частицей. ЩЕЛЧОК ПО СЛАЙДУ: ЧАСТИЦА.
-Какую роль в речи играет частица НЕ? (Придает отрицательный смысл словам.)
-Ребята, Буратино хотел записать эти слова, но не знает, как написать частицу НЕ с глаголом? Можете ли вы ему помочь?
-Вы можете сразу сказать, как пишется частица НЕ с глаголами? (Предположения ребят.) ЩЕЛЧОК ПО СЛАЙДУ: ВОПРОСИТ.ЗНАК.
-Так какая же тема нашего урока? (Правописание частицы не с глаголами.)
Слайд .
-Верно, дети. Тема нашего урока «Правописание частицы не с глаголами».
-Мы с вами сегодня узнаем как пишется частица не с глаголами и для чего нужна эта частица в речи.
4. Знакомство с новым материалом.
Слайд .
-В театре есть библиотека, заглянул туда Буратино, нашёл пословицы, а прочитать не может. Начало от одной пословицы, а окончание от другой. Помогите восстановить пословицы. У вас на партах лежат карточки с заданием: соедините пословицы стрелками.
Работа с пословицами в парах:
Кто не работает, | не дружит. |
С ложью правда | и рыбку из пруда. |
Без труда не вытащишь | не делает. |
Лень добра | тот не ест. |
Проверка.
Кто не работает, тот не ест.
С ложью правда не дружит.
Лень добра не делает.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда
-Ребята, посмотрите внимательно, в отрицательном значении как будем писать частицу НЕ с глаголами? (Раздельно.)
Слайд .
-Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Слайд.
-Выпишите глаголы с частицей НЕ в тетрадь.
К доске выходят записывать ученики по цепочке, с комментированием.???
Проверка.
-Какие глаголы вы выписали?
-А как написали частицу не с глаголами?
-Ребята, сделайте вывод, как пишется частица НЕ с глаголами? (Раздельно.)
ЩЕЛЧОК ПО СЛАЙДУ: НЕ С ГЛАГОЛАМИ.
ЩЕЛЧОК ПО СЛАЙДУ: НЕ С ГЛАГОЛАМИ РАСХОДЯТСЯ В СТОРОНЫ.
-Давайте сравним наши ответы с правилом в учебнике.
Сравнение с правилом в учебнике на с.99
-Какое новое правило о правописание глаголов вы узнали?
-Давайте сделаем вывод хором, как пишутся глаголы с частицей НЕ? Хоровое говорение.
5. Физкультминутка.
А теперь, ребята встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели- вновь за дело.
-Упражнение для глаз.
Растираем ладошки, накрыли глаза. Подержали немного, опустили. Еще раз повторили.
-ловим глазами шарики
6. Первичное закрепление.
-Так как мы в театре Буратино предлагает вам сыграть роль упрямой частицы НЕ.
-Совсем заупрямилась частица. Стала она отвечать на вопросы Глагола: «Слезь со стула?», (Не слезу.) Хоровое говорение.
-Запишите в тетрадь НЕ СЛЕЗУ.
«Упадёшь?» НЕ УПАДУ.
«Решишь?» НЕ РЕШУ.
«Молчишь?» НЕ МОЛЧУ.
«А пойдёшь?» НЕ ПОЙДУ.
-Ребята, как записали глаголы с частицей НЕ? (Раздельно.)
-Молодцы! Вы все справились с заданием?
-Как пишется частица не с глаголами?
7.Контроль.Самопроверка знаний.
-Буратино собирается в школу в первый класс. Кот Базилио и лиса Алиса рассказали ему, как надо вести себя в школе. Ребята, посмотрите на эти советы и скажите, так ли нужно вести себя на уроках? Дайте советы нашему герою по правилам поведения на уроке, используя тему сегодняшнего урока
- Как мы можем превратить эти вредные советы в полезные?
(Подставить частицу НЕ)
Слайд .
опаздывать на урок.
разговаривать на уроке.
мешать своему соседу по парте.
рисовать на партах.
дёргать девочек за косички.
Запишите в тетрадь полезные советы.
-Как пишутся глаголы с частицей НЕ?
Проверка
Слайд
-Мы подсказали Буратино, как вести себя на уроке, а теперь давайте дадим ему ещё несколько полезных советов, которые ему пригодятся в школе. Но сначала мы сами должны вставить в текст частицу НЕ так, чтобы некоторые глаголы имели отрицательный смысл
(Карточки у ребят и текст на слайде)
...Береги книгу! ...бери её грязными руками и ...клади на грязный стол. ...перегибай книгу и ...загибай у неё листов. Если ты ...взял книгу в библиотеке, то ...забудь вернуть её в срок.
-Проверим, что у нас получилось.
Взаимопроверка.
-Поднимите руку, кто справился без ошибок, и считает, что можно поставить отметку «5»?
-Сравните с экраном.
ЩЕЛЧОК ПО СЛАЙДУ: ТЕКСТ С НЕ.
-Чьи пятёрки подтвердились?
-Чему учит нас этот текст? (Бережному отношению к книге.)
-Как пишутся глаголы с частицей НЕ?
8. Домашнее задание.
Слайд.
-Ребята, для Вас Буратино подготовил необычное домашнее задание. Предлагает тем, кто желает. Записать несколько правил поведения на дороге, употребив глаголы с НЕ.
-Для остальных упражнение из учебника: с.100 упр.592
9. Итог урока. Рефлексия.
Слайд .
-Подведём итоги. Что новое для себя открыл каждый из вас?
-Экскурсия по театру завершается. На прощание Буратино даёт вам совет.
Слайд .
«Запомните, мои друзья, волшебная частица НЕ, отрицая плохое, недостойное человека действие, учит нас мудрому отношению к жизни и к себе».
На этом урок закончен.