Урок русского языка в 3-м классе
Тема: Повторение общих сведений о частях речи и предложении.
Цели: 1) повторить изученное о частях речи, о предложении и
членах предложения, вспомнить освоенные виды разбора
слов и предложений; способствовать развитию
орфографической зоркости учащихся;
2) развивать внимание, речь детей, умение работать
самостоятельно и в паре, применяя контроль и
самоконтроль;
3) воспитывать аккуратность, любовь к слову, к природе.
1. Организационный момент.
Прозвенел звонок. Внимание!
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
Старательно трудитесь!
- Прочитайте запись на доске.
Пришла, опять, весна, таинственная, оживление, радостное,
настроение.
Если мы соединим выделенные буквы, то прочитаем тему
нашего урока: повторение. Сегодня мы повторим изученное о
частях речи, о предложении и членах предложения, вспомним
освоенные виды разбора слов и предложений, многие изученные
орфограммы.
( Стираю слово «опять»).
3. Повторение о частях речи.
- На какие 3 группы можно разделить эти слова? ( сущ., прил.,
глагол).
Назовите имена существительные. ( Весна, оживление,
настроение). Какие встретились прилагательные? Глаголы?
Что вы можете рассказать о существительном? О прилагат.? О
глаголе?
Памятка «Как определить часть речи?»
(Нужно узнать, на какой вопрос отвечает слово, что слово
называет, как умеет меняться). (Ставлю оценки за ответы).
- На какие 2 группы можно разделить все части речи?
( На самостоятельные и служебные).
Игра «Не подведи свой ряд».
(От каждого ряда вызываю по представителю. Каждому даю
карточки с напечатанными названиями разных частей речи:
сущ, прил., союз, частица, предлог, местоим, глагол, числит.
Задача учеников – расставить карточки в нужные графы).
Самостоят . части речи Служебные части речи
Физкультминутка (игра на внимание):
- Если я называю глагол - приседайте;
существ. - руки в стороны;
прилагат.- руки вверх.
Гр.бной, сн.жинка, ш.рокая, с.деть, оши.ка, ре.кий, б.жать,
овра., лё.кий, зв.зда, ст.ять.
4. Работа над упр. 537(стр.75 – учебник).
- Продолжим наше повторение. А помогут нам поэты, которые написали замечательные стихи о весне. Откройте учебники: стр.75,
упр.537.
- Прочитайте строки из стихотворения Я. Акима. Каким словом
играет автор? (весна).
- Найдите в стихотворении предложения. Вспомните, чем
предложения отличаются от слов? (выражает законченную
мысль; из предложения должно быть понятно, о чём и что мы
хотим сказать; предложения могут быть повеств., вопрос.,
побудит.- по цели и восклиц. или невоскл. – по интонации).
- Какие они по интонации? По цели высказывания?
Самостоятельная работа. Проверка.
- Мы говорили о весне. Закройте глаза и шёпотом произне-
сите с улыбкой слово весна. Какое чувство у вас возникло?
Стало ли теплее, радостнее, веселее? И сейчас с радостным
чувством, красиво и грамотно запишите предложения в
свою тетрадь.
Запись предложений. - В первом предложении укажите
главные члены. Подумайте, в каких падежах в них
употреблено слово весна? Обозначьте падежи. ( Памятка «Как
определить падеж существительного»).
- Какие падежи не встретились? Задайте вопросы и поставьте
слово в эти падежи. ( Р. п. весны; Т. п. весной; П. п. о весне.).
- Запишите красиво слова в тетрадях.
Проверка.
( Ставлю оценки за ответы)
- Рассмотрим ещё одну словесную картинку.
5. Работа над упр. 538.
- Прочитай. Тебе нравится эта картинка? Чем? Какие секреты
рисования словом использует поэт?
( сравнение: ручей сравнивает с ящеркой;
олицетворение: уподобление неживого предмета живому
(ладошка сугроба).
- Эта очень красивая, выразительная картина нарисована поэтом.
Учитесь у них красоте речи!
Работа в парах.
- Решите орфографические задачи: какая буква победит?
(Над «окошками» показан выбор букв).
- Спишите, проговаривая каждое слово орфографически, как
написано. Какое «окошко» должно остаться? ( В слове ладошк . )
- Почему? ( Мы ещё не учились писать окончания существи-
тельных в косвенных падежах).
- Подчеркните главные члены предложения. Обозначьте
части речи. Разберите по составу слово ящерка.
Из?под х . лодн . й ладо . к . сугроба
Вып . л . , как ящерка, первый ручей.
Проверка.
- Продолжи выписывать пары членов предложения из первой
строчки. ( Работа на доске и в тетрадях).
выполз откуда? (из-под чего?) из-под ладошки
ладошки чьей? (чего?) сугроба
ладошки какой? холодной
6. Работа над упр.539 (тетрадь – с. 39).
- Какими словами играет автор? Чем похожи два слова в
стихотворении? Чем они отличаются? (по смыслу)
К какой части речи они относятся? Докажите.
(Анализ слов по памятке – части речи).
1. Стаю – что сделаю?действ., изм. по врем., - гл. (устно)
2. Неопр.ф. – что сделать? – стаять. (устно)
3. В буд. вр., в ед. ч., в 1-м л. ( письменно в тетр.-задачн.)
1. Стаю – что?, предм., по пад. – им. сущ.
2. Нач. ф. – что? – стая.
3. Ж. р.
4. В ед. ч., в вин. п.
Звуко – буквенный разбор слова стаю.
- Отметь все орфограммы, устно объясни выбор букв. Обведи
кружочком те, на месте которых оставил(а) бы «окошки».
Физкультминутка «Лучшие качели».
7. Игра «Собери предложения». Дифференцированная работа.
- Весенний ветерок разбросал слова в предложениях.
Попробуйте эти 3 предложения собрать.
(На столах у детей лежат карточки : у сильных – карточки со
словами, у слабых – карточки с деформированными
предложениями).
Пригревает землю весеннее солнышко. На деревьях набухают
смолистые почки. Радуются теплу и перелетают с места на место
воробьи.
- Назовите пары главных членов. Определите падеж имён
существительных.
Проверка по готовому образцу на доске.
8. Самостоятельная работа.
- Определите часть речи выделенных слов.
Снежное покрывало всю землю покрывало. Была Катюша
запевала, она все песни запевала.
- Выполните разбор слова как части речи:
1 в. (сущ.) покрывало, (гл.) запевала;
2 в. (сущ.) запевала , (гл.) покрывало. Проверка.
9. Рефлексия.
- Выберите смайлик (солнышко), который соответствует вашему настроению в конце урока (солнышко улыбается, солнышко серьёзное или солнышко грустное).
10. Домашнее задание: упр. 540, задание 1 и 3 .