СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Повторение общих сведений о частях речи и предложении"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке повторяется материал о частях речи, предложении, членах предложения, используются разные виды разбора слов и предложений.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Повторение общих сведений о частях речи и предложении"»


Урок русского языка в 3-м классе


Тема: Повторение общих сведений о частях речи и предложении.


Цели: 1) повторить изученное о частях речи, о предложении и

членах предложения, вспомнить освоенные виды разбора

слов и предложений; способствовать развитию

орфографической зоркости учащихся;

2) развивать внимание, речь детей, умение работать

самостоятельно и в паре, применяя контроль и

самоконтроль;

3) воспитывать аккуратность, любовь к слову, к природе.


1. Организационный момент.


Прозвенел звонок. Внимание!

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

Старательно трудитесь!


- Прочитайте запись на доске.


Пришла, опять, весна, таинственная, оживление, радостное,

настроение.

Если мы соединим выделенные буквы, то прочитаем тему

нашего урока: повторение. Сегодня мы повторим изученное о

частях речи, о предложении и членах предложения, вспомним

освоенные виды разбора слов и предложений, многие изученные

орфограммы.


( Стираю слово «опять»).


3. Повторение о частях речи.


- На какие 3 группы можно разделить эти слова? ( сущ., прил.,

глагол).

Назовите имена существительные. ( Весна, оживление,

настроение). Какие встретились прилагательные? Глаголы?

Что вы можете рассказать о существительном? О прилагат.? О

глаголе?

Памятка «Как определить часть речи?»

(Нужно узнать, на какой вопрос отвечает слово, что слово

называет, как умеет меняться). (Ставлю оценки за ответы).

- На какие 2 группы можно разделить все части речи?

( На самостоятельные и служебные).

Игра «Не подведи свой ряд».

(От каждого ряда вызываю по представителю. Каждому даю

карточки с напечатанными названиями разных частей речи:

сущ, прил., союз, частица, предлог, местоим, глагол, числит.

Задача учеников – расставить карточки в нужные графы).

Самостоят . части речи Служебные части речи

Физкультминутка (игра на внимание):


- Если я называю глагол - приседайте;

существ. - руки в стороны;

прилагат.- руки вверх.

Гр.бной, сн.жинка, ш.рокая, с.деть, оши.ка, ре.кий, б.жать,

овра., лё.кий, зв.зда, ст.ять.


4. Работа над упр. 537(стр.75 – учебник).

- Продолжим наше повторение. А помогут нам поэты, которые написали замечательные стихи о весне. Откройте учебники: стр.75,

упр.537.


- Прочитайте строки из стихотворения Я. Акима. Каким словом

играет автор? (весна).

- Найдите в стихотворении предложения. Вспомните, чем

предложения отличаются от слов? (выражает законченную

мысль; из предложения должно быть понятно, о чём и что мы

хотим сказать; предложения могут быть повеств., вопрос.,

побудит.- по цели и восклиц. или невоскл. – по интонации).

- Какие они по интонации? По цели высказывания?

Самостоятельная работа. Проверка.

- Мы говорили о весне. Закройте глаза и шёпотом произне-

сите с улыбкой слово весна. Какое чувство у вас возникло?

Стало ли теплее, радостнее, веселее? И сейчас с радостным

чувством, красиво и грамотно запишите предложения в

свою тетрадь.

Запись предложений. - В первом предложении укажите

главные члены. Подумайте, в каких падежах в них

употреблено слово весна? Обозначьте падежи. ( Памятка «Как

определить падеж существительного»).

- Какие падежи не встретились? Задайте вопросы и поставьте

слово в эти падежи. ( Р. п. весны; Т. п. весной; П. п. о весне.).

- Запишите красиво слова в тетрадях.


Проверка.

( Ставлю оценки за ответы)

- Рассмотрим ещё одну словесную картинку.

5. Работа над упр. 538.


- Прочитай. Тебе нравится эта картинка? Чем? Какие секреты

рисования словом использует поэт?

( сравнение: ручей сравнивает с ящеркой;

олицетворение: уподобление неживого предмета живому

(ладошка сугроба).

- Эта очень красивая, выразительная картина нарисована поэтом.

Учитесь у них красоте речи!

Работа в парах.

- Решите орфографические задачи: какая буква победит?

(Над «окошками» показан выбор букв).

- Спишите, проговаривая каждое слово орфографически, как

написано. Какое «окошко» должно остаться? ( В слове ладошк . )

- Почему? ( Мы ещё не учились писать окончания существи-

тельных в косвенных падежах).

- Подчеркните главные члены предложения. Обозначьте

части речи. Разберите по составу слово ящерка.

Из?под х . лодн . й ладо . к . сугроба

Вып . л . , как ящерка, первый ручей.

Проверка.



- Продолжи выписывать пары членов предложения из первой

строчки. ( Работа на доске и в тетрадях).

выполз откуда? (из-под чего?) из-под ладошки

ладошки чьей? (чего?) сугроба

ладошки какой? холодной


6. Работа над упр.539 (тетрадь – с. 39).


- Какими словами играет автор? Чем похожи два слова в

стихотворении? Чем они отличаются? (по смыслу)

К какой части речи они относятся? Докажите.

(Анализ слов по памятке – части речи).

1. Стаю – что сделаю?действ., изм. по врем., - гл. (устно)

2. Неопр.ф. – что сделать? – стаять. (устно)

3. В буд. вр., в ед. ч., в 1-м л. ( письменно в тетр.-задачн.)



1. Стаю – что?, предм., по пад. – им. сущ.

2. Нач. ф. – что? – стая.

3. Ж. р.

4. В ед. ч., в вин. п.


Звуко – буквенный разбор слова стаю.

- Отметь все орфограммы, устно объясни выбор букв. Обведи

кружочком те, на месте которых оставил(а) бы «окошки».


Физкультминутка «Лучшие качели».


7. Игра «Собери предложения». Дифференцированная работа.


- Весенний ветерок разбросал слова в предложениях.

Попробуйте эти 3 предложения собрать.

(На столах у детей лежат карточки : у сильных – карточки со

словами, у слабых – карточки с деформированными

предложениями).


Пригревает землю весеннее солнышко. На деревьях набухают

смолистые почки. Радуются теплу и перелетают с места на место

воробьи.

- Назовите пары главных членов. Определите падеж имён

существительных.

Проверка по готовому образцу на доске.


8. Самостоятельная работа.


- Определите часть речи выделенных слов.


Снежное покрывало всю землю покрывало. Была Катюша

запевала, она все песни запевала.

- Выполните разбор слова как части речи:


1 в. (сущ.) покрывало, (гл.) запевала;

2 в. (сущ.) запевала , (гл.) покрывало. Проверка.


9. Рефлексия.

- Выберите смайлик (солнышко), который соответствует вашему настроению в конце урока (солнышко улыбается, солнышко серьёзное или солнышко грустное).

10. Домашнее задание: упр. 540, задание 1 и 3 .

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!