Тема: Личные местоимения
Цель урока: сформировать умение учащихся правильно употреблять и писать личные местоимения.
Задачи урока:
1. Обучающая: познакомить учащихся с личными местоимениями, особенностями их склонения.
2. Развивающая: развивать умения правильно употреблять личные местоимения в речи, правильно писать их с предлогами.
3. Воспитывающая: воспитывать интерес к русскому языку, к русской поэзии; способствовать эстетическому воспитанию детей.
Метод: слово учителя, беседа с учащимися, наблюдение и анализ языковых явлений, самостоятельная работа.
Оборудование: мультимедиа, экран, карточка со словарным словом, жетоны для оценивания.
Ход урока
1. Организационный момент урока.
Эмоциональный настрой учащихся. Звучит музыка (вступление к песне «Я, ты, он, она»)
- (под музыку) Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. У кого хорошее настроение? поднимите правую руку. Кто ждёт от урока что-то интересное? – поднимите левую руку. Кто не хочет ничего знать?-поднимите обе руки. Таких нет. Значит, вы готовы к уроку. Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.
Продолжает звучать песня.
2. Актуализация знаний.
Прозвучавшая песня связана с темой нашего урока. Давайте воспроизведем ее начало (я, ты, он…). Это местоимения. Дайте определение этой части речи.
3. Формулировка темы учащимися. Сообщение цели и задач урока.
- Мы очень часто в речи используем местоимения. В русском языке 9 групп-разрядов. На слайде – личные местоимения. Из таблицы видно, как они изменяются.(по лицам и числам, а в 3 лице –по родам).
Сегодня мы познакомимся особенностями их склонения. Будем учиться правильно употреблять личные местоимения в речи, правильно писать их с предлогами.
- Откройте тетради, запишите число.
4. Этап изучения нового материала.
1) А теперь я прочитаю вам шуточное стихотворение. Вы его послушаете и выпишите местоимения вместе с падежом. А потом проверим вместе со мной, и у кого все окажется правильно, тот получит жетон. Итак, начинаем!
Моя грамматика
Я талантлив от рождения!
Не дурак и не простак!
И мое местоимение
Все вокруг склоняют так,
Перво-наперво решительно
Скажет вам семья моя,
Что, конечно,
Именительный –
Это Я и только Я!
Мать склонилась умилительно,
А за ней и вся родня.
И не зря. Падеж
Родительный
Для кого? А для Меня;
Все заботятся старательно
И заслуженно вполне
И дают подарки.
Дательный –
Это значит – только Мне!
Не смотрите подозрительно,
У меня родня – броня!
И запомните:
Винительный
Не касается Меня!
Жизнь легка и упоительна
За родительской спиной!..
Нет, друзья, падеж
Творительный
Сотворен совсем не Мной!
Ждете, видимо,
Предложного?
Новых данных обо Мне?
Не просите невозможного,
Хватит с вас и так вполне.
- Что у вас получилось в результате? Вы изменили местоимение Я по падежам. Как называется изменение местоимения по падежам? (склонение)
- Итак, проверьте себя, ребята, правильно ли вы просклоняли местоимение Я, пользуясь данной таблицей. (на экране)
2) Теперь нужно устно просклонять местоимение ТЫ. (после самостоятельной записи в тетради открывается слайд).
- Что особенного вы отметили в склонении данных
местоимений ?
- Первая особенность склонения такова:
При склонении личных местоимений иногда меняется все слово, например: в именительном падеже– Я, а в родительном – совсем другая основа – Меня. Вы сейчас убедились в этом на примере.
- Вторая особенность:
Иногда в корне происходит чередование например:
тебя – тобой, меня – мне.
- Третья особенность… А вот про неё мы поговорим потом.
5. Этап первичного осмысления и закрепления нового материала.
1) Работа у доски и в тетрадях. Выполнение упр.439, с.67. Обращается внимание на раздельное написание предлогов с местоимениями; на орфограммы: приставка ПРИ-, Е-И в окончаниях глагола, приставки на –З(С), НЕ с глаголами.
2) Наблюдение по материалу учебника (с. 68) над особенностями склонения местоимения ОН.
Третья особенность:
После предлогов у местоимений 3-его лица появляется буква «Н» (к нему, у нее).
Это связано с историей развития языка. Раньше предлоги «в», «с», «к» оканчивались на носовой согласный и имели вид «вън», «сън», «кън» (сън имъ, кън ему и т.д.). В дальнейшем конечный «Н» предлога перешел к местоимению: въ немъ, съ нимъ, къ нему. По аналогии с предлогами «в», «с», «к» начальное «н» появилось и после предлогов у, возле, около и др.
3) Самостоятельная работа Запишите правильные формы местоимения, указав их падеж. Вставьте пропущенные буквы.
Навстречу (ему, нему)
Старше (его, него)
Вокруг (ей, неё)
См…яться над (им, ним)
Спрашивать (у ней, у неё)
Пр…близился к (нему, ему)
Пр…готовить для (её, неё)
6. Минутка релаксации.
Закрой глаза. Представь себе яркое солнышко, весна. В саду распустилась сирень. Вдохни её аромат. Сделай глубокий вдох, а теперь медленно выдохни.
7. Словарная работа.
Учащиеся записывают словарное слово сирень.
Из упр.440 выписать 4-ое предложение.с этим словом, употребив местоимение в нужной падежной форме (комментированное письмо). Анализ предложения: вместо какого слова использовано местоимение? Почему существительное заменено местоимением? Роль местоимений.
8. Домашнее задание:
Упр.440; устно составить диалог, в котором желательно наличие большого количества личных местоимений:
1 вариант: «Отдых»
2 вариант: «Учеба»
9. Подведение итогов. Рефлексия.
- Ребята, о каких особенностях склонений личных местоимений вы сегодня узнали?
- Как пишутся личные местоимения с предлогами?
- Ребята, я благодарю Вас за урок. У меня осталось очень хорошее впечатление от встречи с вами. Большое спасибо! До свидания!