СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Личные местоимения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока нацелен на формирование у учащихся умений правильного употребления личных местоимений в речи и их правописания.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Личные местоимения"»



Тема: Личные местоимения

Цель урока: сформировать умение учащихся правильно употреблять и писать личные местоимения.

Задачи урока:

1. Обучающая: познакомить учащихся с личными местоимениями, особенностями их склонения.

2. Развивающая: развивать умения правильно употреблять личные местоимения в речи, правильно писать их с предлогами.

3. Воспитывающая: воспитывать интерес к русскому языку, к русской поэзии; способствовать эстетическому воспитанию детей.

Метод: слово учителя, беседа с учащимися, наблюдение и анализ языковых явлений, самостоятельная работа.

Оборудование: мультимедиа, экран, карточка со словарным словом, жетоны для оценивания.

Ход урока

1. Организационный момент урока.

Эмоциональный настрой учащихся. Звучит музыка (вступление к песне «Я, ты, он, она»)

- (под музыку) Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. У кого хорошее настроение? поднимите правую руку. Кто ждёт от урока что-то интересное? – поднимите левую руку. Кто не хочет ничего знать?-поднимите обе руки. Таких нет. Значит, вы готовы к уроку. Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

Продолжает звучать песня.

2. Актуализация знаний.

Прозвучавшая песня связана с темой нашего урока. Давайте воспроизведем ее начало (я, ты, он…). Это местоимения. Дайте определение этой части речи.

3. Формулировка темы учащимися. Сообщение цели и задач урока.

- Мы очень часто в речи используем местоимения. В русском языке 9 групп-разрядов. На слайде – личные местоимения. Из таблицы видно, как они изменяются.(по лицам и числам, а в 3 лице –по родам).

Сегодня мы познакомимся особенностями их склонения. Будем учиться правильно употреблять личные местоимения в речи, правильно писать их с предлогами.

- Откройте тетради, запишите число.

4. Этап изучения нового материала.

1) А теперь я прочитаю вам шуточное стихотворение. Вы его послушаете и выпишите местоимения вместе с падежом. А потом проверим вместе со мной, и у кого все окажется правильно, тот получит жетон. Итак, начинаем!

Моя грамматика

Я талантлив от рождения!
Не дурак и не простак!
И мое местоимение
Все вокруг склоняют так,
Перво-наперво решительно
Скажет вам семья моя,
Что, конечно,
Именительный – 
Это Я и только Я!


Мать склонилась умилительно,
А за ней и вся родня.
И не зря. Падеж
Родительный
Для кого? А для Меня;
Все заботятся старательно
И заслуженно вполне
И дают подарки.
Дательный –
Это значит – только Мне!
Не смотрите подозрительно,
У меня родня – броня!
И запомните:
Винительный
Не касается Меня!
Жизнь легка и упоительна
За родительской спиной!..
Нет, друзья, падеж
Творительный
Сотворен совсем не Мной!
Ждете, видимо,
Предложного?
Новых данных обо Мне?
Не просите невозможного,
Хватит с вас и так вполне.

- Что у вас получилось в результате? Вы изменили местоимение Я по падежам. Как называется изменение местоимения по падежам? (склонение)

- Итак, проверьте себя, ребята, правильно ли вы просклоняли местоимение Я, пользуясь данной таблицей. (на экране)

2) Теперь нужно устно просклонять местоимение ТЫ. (после самостоятельной записи в тетради открывается слайд).

- Что особенного вы отметили в склонении данных

местоимений ?

- Первая особенность склонения такова:

При склонении личных местоимений иногда меняется все слово, например: в именительном падеже– Я, а в родительном – совсем другая основа – Меня. Вы сейчас убедились в этом на примере.

- Вторая особенность:

Иногда в корне происходит чередование например:

тебя – тобой, меня – мне.

- Третья особенность… А вот про неё мы поговорим потом.

5. Этап первичного осмысления и закрепления нового материала.

1) Работа у доски и в тетрадях. Выполнение упр.439, с.67. Обращается внимание на раздельное написание предлогов с местоимениями; на орфограммы: приставка ПРИ-, Е-И в окончаниях глагола, приставки на –З(С), НЕ с глаголами.

2) Наблюдение по материалу учебника (с. 68) над особенностями склонения местоимения ОН.

Третья особенность:

После предлогов у местоимений 3-его лица появляется буква «Н» (к нему, у нее).

Это связано с историей развития языка. Раньше предлоги «в», «с», «к» оканчивались на носовой согласный и имели вид «вън», «сън», «кън» (сън имъ, кън ему и т.д.). В дальнейшем конечный «Н» предлога перешел к местоимению: въ немъ, съ нимъ, къ нему. По аналогии с предлогами «в», «с», «к» начальное «н» появилось и после предлогов у, возле, около и др.

3) Самостоятельная работа Запишите правильные формы местоимения, указав их падеж. Вставьте пропущенные буквы.

Навстречу (ему, нему)

Старше (его, него)

Вокруг (ей, неё)

См…яться над (им, ним)

Спрашивать (у ней, у неё)

Пр…близился к (нему, ему)

Пр…готовить для (её, неё)

6. Минутка релаксации.

Закрой глаза. Представь себе яркое солнышко, весна. В саду распустилась сирень. Вдохни её аромат. Сделай глубокий вдох, а теперь медленно выдохни. 

7Словарная работа.

Учащиеся записывают словарное слово сирень.

Из упр.440 выписать 4-ое предложение.с этим словом, употребив местоимение в нужной падежной форме (комментированное письмо). Анализ предложения: вместо какого слова использовано местоимение? Почему существительное заменено местоимением? Роль местоимений.

8. Домашнее задание:

Упр.440; устно составить диалог, в котором желательно наличие большого количества личных местоимений:

1 вариант: «Отдых»

2 вариант: «Учеба»

9. Подведение итогов. Рефлексия.

- Ребята, о каких особенностях склонений личных местоимений вы сегодня узнали?

- Как пишутся личные местоимения с предлогами?

- Ребята, я благодарю Вас за урок. У меня осталось очень хорошее впечатление от встречи с вами. Большое спасибо! До свидания!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!