СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока «Значение и правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи в составе предложения».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование навыка написания частиц НЕ , НИ  с различными частями речи в составе предложения; повторение опорных знаний по морфологии , фонетике , лексике , синтаксису; отработка навыков выполнения тестовых заданий.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Значение и правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи в составе предложения».»

-1-


Конспект урока русского языка в 7 «а» классе

учителя СОШ №5 г. Пролетарска Разделишиной А. Д.



Тема урока : «Значение и правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи в составе предложения».


Тип урока : обобщение и систематизация знаний.


Цели урока :

Образовательная :

  • формирование навыка написания частиц НЕ , НИ с различными частями речи в составе предложения;

  • повторение опорных знаний по морфологии , фонетике , лексике , синтаксису;

  • отработка навыков выполнения тестовых заданий.

Развивающая:

  • способствовать развитию личностно-смыслового отношения к предмету;

  • содействовать развитию у учащихся логического мышления , связной устной речи , самостоятельности;

  • содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль , взаимоконтроль учебной деятельности.

Воспитательная:

  • создать условия для формирования у школьников чувства взаимоуважения , умения работать во времени;

  • воспитывать самостоятельность.


Необходимое оборудование: компьютер,мультимедийный проектор,экран.


Ход урока.


  1. Организационный момент.


  1. Проверка домашнего задания №456 :

а) два человека читают предложения и объясняют , почему там стоит частица НЕ-НИ;

б) два человека читают предложения с устойчивыми выражениями;

в) устные монологические ответы о частице ( два человека).





-2-

  1. Разминка : ( одновременно)


Экран.

На доске заранее записано предложение.

а) (не)увидел опасности,

(не)доумевающий взгляд,

(не)хорошо , а плохо,

случилось (не)счастье,

(не)навидеть ложь,

(не)вспаханное поле,

(не)сколько тетрадей,

(не)написанное мной упражнение.

Какую орфограмму повторили?

Найдите слова,где все согласные звуки - звонкие.

б) (Не)сколько дней наполненных надеждами и (не)вероятно великим трудом спортсменов

всех стран и народов проходили в г. Сочи Олимпийские игры.


Синтаксический разбор и устная характеристика предложения.


    1. Учитель : НЕ и НИ у нас частицы ,

Нам их нужно уважать ,

И при этом не лениться ,

И ни часу не терять .

Подумайте над содержанием четверостишия и сами сформулируйте тему урока. Верно . Будем говорить о частицах НЕ и НИ .


    1. Запись темы урока .


Учитель : Сегодня мы проведём исследовательскую работу о функциях и правописании частиц НЕ и НИ и сделаем выводы.

Какая,по-вашему,частица важнее , главнее? Повторим по учебнику стр. 213 и перескажем.

    1. Повторим о частице НИ ( стр.213 ) и перескажем. Что поможет нам разобраться и лучше увидеть? Верно , таблица : метод построения? Сколько разделов - два.


    1. Построение таблицы :


Частица НЕ.

Частица НИ.

Что сюда выпишем?

А что сюда выпишем?

Чтобы съэкономить время, я попросила двух учеников сделать презентацию - -таблицу, то есть дала опережающее задание .

    1. Задание : Давайте закрепим полученные знания.. У вас карточки , в них вы и работаете. Спишите , вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.


-3-

  1. Пахота была хорошая и (н...) где по полю (н...) в...днелось (н...) одного кустика, (н...) одной травки.

  2. Все прежние мысли о женихе о кн...жне Марье о д...ревенской жизни (н...) разу (н...) пришли Наташе в голову.

  3. (Н...) раз друг ув...зил Долохова от п...гони (н...) раз он по городу катал их с ц...ганами.

  4. Для него (н...) было (н...) каких — (н...) физических (н...) моральных оков: он всё мог ...делать и (н...) что его (н...)связывало.

  5. Он (н...) во что (н...) верил и (н...) чего (н...) признавал.

Вывод : оказалось , что частицы равноправны , значимы и дополняют друг друга в предложении.


9)На доске двое учащихся :

а) Н... дождь н...ветер н... были страшны настоящим спортсменам. Где (бы) н... проводились соревнования они были наполнены взаимной поддержкой.

Мы всей семьёй см...трели Паралимпийские соревнования и н... разу н... усомнились в (не) обходимости их проведения. Как н... старались спортсмены других стран но они н... см...гли опередить команду России.

б) Работа по индивидуальным карточкам на доске и самостоятельная работа по учебнику №458 ( 2-я часть о необходимости чтения) с последующей проверкой.


10). Тесты для самостоятельной работы со взаимопроверкой:

Карточка №3. В каком примере пишется НЕ ?

а) н... за что благодарить

б) н... разу не ответили

в) н... кого не просил

г) н... два н... полтора.

Карточка №4. В каком примере пишется НИ ?

а) н... мог н... слышать

б) нельзя н... любоваться

в) н... слуху н... духу

г) н... повторил правило.

Карточка №5. В каком примере пишется НЕ ?

а) приехал н... один

б) во что бы то н... стало

в) на небе н... облачка

г) нет н... тетради н... ручки.


11.Итог урока : обобщение . Чему научились на уроке? Что нового узнали на уроке?





-4-

12. Релаксация : Вспомните,пожалуйста, пословицы,в которых есть частицы НЕ иНИ... Молодцы! А теперь возьмите цветные карточки и покажите мне.

Зелёные — всё понятно.

Жёлтые — выяснить.

Красные — ничего не понял.


13. Оценки в электронный журнал.


14. Домашнее задание №460 . Записать пословицы , в которых есть частицы НЕ и НИ.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!