-1-
Конспект урока русского языка в 7 «а» классе
учителя СОШ №5 г. Пролетарска Разделишиной А. Д.
Тема урока : «Значение и правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи в составе предложения».
Тип урока : обобщение и систематизация знаний.
Цели урока :
Образовательная :
формирование навыка написания частиц НЕ , НИ с различными частями речи в составе предложения;
повторение опорных знаний по морфологии , фонетике , лексике , синтаксису;
отработка навыков выполнения тестовых заданий.
Развивающая:
способствовать развитию личностно-смыслового отношения к предмету;
содействовать развитию у учащихся логического мышления , связной устной речи , самостоятельности;
содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль , взаимоконтроль учебной деятельности.
Воспитательная:
создать условия для формирования у школьников чувства взаимоуважения , умения работать во времени;
воспитывать самостоятельность.
Необходимое оборудование: компьютер,мультимедийный проектор,экран.
Ход урока.
Организационный момент.
Проверка домашнего задания №456 :
а) два человека читают предложения и объясняют , почему там стоит частица НЕ-НИ;
б) два человека читают предложения с устойчивыми выражениями;
в) устные монологические ответы о частице ( два человека).
-2-
Разминка : ( одновременно)
Экран. | На доске заранее записано предложение. |
а) (не)увидел опасности, (не)доумевающий взгляд, (не)хорошо , а плохо, случилось (не)счастье, (не)навидеть ложь, (не)вспаханное поле, (не)сколько тетрадей, (не)написанное мной упражнение. Какую орфограмму повторили? Найдите слова,где все согласные звуки - звонкие. | б) (Не)сколько дней наполненных надеждами и (не)вероятно великим трудом спортсменов всех стран и народов проходили в г. Сочи Олимпийские игры. Синтаксический разбор и устная характеристика предложения. |
Учитель : НЕ и НИ у нас частицы ,
Нам их нужно уважать ,
И при этом не лениться ,
И ни часу не терять .
Подумайте над содержанием четверостишия и сами сформулируйте тему урока. Верно . Будем говорить о частицах НЕ и НИ .
Запись темы урока .
Учитель : Сегодня мы проведём исследовательскую работу о функциях и правописании частиц НЕ и НИ и сделаем выводы.
Какая,по-вашему,частица важнее , главнее? Повторим по учебнику стр. 213 и перескажем.
Повторим о частице НИ ( стр.213 ) и перескажем. Что поможет нам разобраться и лучше увидеть? Верно , таблица : метод построения? Сколько разделов - два.
Построение таблицы :
Частица НЕ. | Частица НИ. |
Что сюда выпишем? | А что сюда выпишем? |
Чтобы съэкономить время, я попросила двух учеников сделать презентацию - -таблицу, то есть дала опережающее задание .
Задание : Давайте закрепим полученные знания.. У вас карточки , в них вы и работаете. Спишите , вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
-3-
Пахота была хорошая и (н...) где по полю (н...) в...днелось (н...) одного кустика, (н...) одной травки.
Все прежние мысли о женихе о кн...жне Марье о д...ревенской жизни (н...) разу (н...) пришли Наташе в голову.
(Н...) раз друг ув...зил Долохова от п...гони (н...) раз он по городу катал их с ц...ганами.
Для него (н...) было (н...) каких — (н...) физических (н...) моральных оков: он всё мог ...делать и (н...) что его (н...)связывало.
Он (н...) во что (н...) верил и (н...) чего (н...) признавал.
Вывод : оказалось , что частицы равноправны , значимы и дополняют друг друга в предложении.
9)На доске двое учащихся :
а) Н... дождь н...ветер н... были страшны настоящим спортсменам. Где (бы) н... проводились соревнования они были наполнены взаимной поддержкой.
Мы всей семьёй см...трели Паралимпийские соревнования и н... разу н... усомнились в (не) обходимости их проведения. Как н... старались спортсмены других стран но они н... см...гли опередить команду России.
б) Работа по индивидуальным карточкам на доске и самостоятельная работа по учебнику №458 ( 2-я часть о необходимости чтения) с последующей проверкой.
10). Тесты для самостоятельной работы со взаимопроверкой:
Карточка №3. В каком примере пишется НЕ ?
а) н... за что благодарить
б) н... разу не ответили
в) н... кого не просил
г) н... два н... полтора.
Карточка №4. В каком примере пишется НИ ?
а) н... мог н... слышать
б) нельзя н... любоваться
в) н... слуху н... духу
г) н... повторил правило.
Карточка №5. В каком примере пишется НЕ ?
а) приехал н... один
б) во что бы то н... стало
в) на небе н... облачка
г) нет н... тетради н... ручки.
11.Итог урока : обобщение . Чему научились на уроке? Что нового узнали на уроке?
-4-
12. Релаксация : Вспомните,пожалуйста, пословицы,в которых есть частицы НЕ иНИ... Молодцы! А теперь возьмите цветные карточки и покажите мне.
Зелёные — всё понятно.
Жёлтые — выяснить.
Красные — ничего не понял.
13. Оценки в электронный журнал.
14. Домашнее задание №460 . Записать пословицы , в которых есть частицы НЕ и НИ.