№ п/п | Этапы урока | Учитель | Ученики | УУД |
| Организационный момент. | Учитель читает стихотворение Твори добро, чтобы любя Добро тебя нашло. Зла не верши, чтоб и тебя Не погубило зло. - На что похоже данное четверостишие? | Проверяют готовность к уроку. Дети слушают и отвечают на вопросы учителя. | Личностные: наличие мотивации к учебному труду, развитие доброжелательности. Метапредметные: отнесение к известным понятиям. Предметные: осознание ценности человеческой жизни. |
| Актуализация знаний | - Ребята, давайте вспомним, как называются главные правила христиан? - Какие заповеди мы изучали? - Как Вы думаете, есть ли общее для всех правило? | Выслушиваются ответы детей | Личностные: наличие мотивации к работе на результат, развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Предметные: знакомство с нормами религиозной и светской морали, понимание значения религии в жизни человека и общества, принятие личностью ценности религии. Метапредметные: построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации, овладение логическими действиями анализа и обобщения, отнесение к известным понятиям, построение рассуждений, аргументация своей точки зрения, готовность слушать собеседника. |
| Сообщение темы и целей урока. Словарная работа | Христос сказал: «Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». -Как вы понимаете данное выражение? - Как вы хотите, чтобы поступали с вами? - Как вы должны поступать? - Попробуйте сформулировать тему урока. О чем мы сегодня с вами будем говорить? - Сформулируйте свое определение «этики». В переводе с греческого это «обычай». Этика – наука, которая изучает человека, характеры, нравы, мотив и поведение людей. - Сформулируйте свое определение «нравственности». Это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Беседа: Что общего в понятиях «этика» и «нравственность»? Чем отличаются? Термины «этика» и «нравственность» возникли в разных языках и в разное время, но означают единое понятие – «нрав», «обычай». Христиане нашли универсальное правило поведения и назвали его «золотым правилом», а хотите его узнать? Но прежде выполните задание. Задание 2. Подумай и ответь. Как ты хочешь, чтобы к тебе относились чужие люди. (Задание из печатной тетради) | Выслушиваются ответы детей. Определяют тему урока, дают свое объяснение слову «этика». Работают с толковыми словарями. Работа в парах Выслушиваются ответы детей. | Личностные: наличие мотивации к работе на результат, бережное отношение к духовным ценностям. Предметные: знакомство с нормами религиозной и светской морали, понимание значения религии в жизни человека и общества, принятие личностью ценности религии, знание, понимание и принятие ценностей православной культуры. Метапредметные: построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации, овладение логическими действиями анализа и обобщения, отнесение к известным понятиям, построение рассуждений, аргументация своей точки зрения, готовность слушать собеседника, использование речевых средств для решения познавательных задач. |
| Знакомство с новым материалом. | Христос сказал: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и поступайте и вы с ними». Это правило принято называть золотым правилом этики. В другом виде оно звучит: Не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя. Составьте из букв слово ЛЕСПТЯН -Что такое сплетня? - Как вы думаете, какое отношение это слово к теме урока? Не хочешь, чтобы те, кто притворялся твоими друзьями, заочно сплетничали о тебе – удержи себя от сплетен про них. Чтобы не доверять сплетням, важно знать, что сплетник часто переносит на другого человека ту грязь, которая живет в нем самом; он приписывает другим то, в чем сам грешен. Работа по учебнику. Комментированное чтение статьи. Вопросы по тексту: - Как звучит золотое правило этики? - Кто его сообщил людям? - Почему его называют золотым? | Дети слушают. Рассуждают по теме урока. Чтение текста. Отвечают на вопросы. | Личностные: наличие мотивации к работе на результат, развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, бережное отношение к духовным ценностям, развитие понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживание чувствам людей. Предметные: знакомство с нормами религиозной и светской морали, понимание значения религии в жизни человека и общества, принятие личностью ценности религии. Метапредметные: построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации, овладение логическими действиями анализа и обобщения, отнесение к известным понятиям, построение рассуждений, аргументация своей точки зрения, готовность слушать собеседника, овладение навыками смыслового чтения, умение договориться в распределении ролей, готовность конструктивно решать конфликты путём сотрудничества. |
| Первичное закрепление. | Работа с репродукцией Поленова В.Д. «Христос и грешница». Уберечь себя от осуждения помогает память о собственных ошибках и недостатках. Однажды люди привели к Иисусу женщину, которую по законам того времени надо было казнить. Христос не стал призывать людей к нарушению этого закона. Он просто сказал: «Пусть первый камень бросит тот из вас, кто сам не грешил». Люди задумались, каждый вспомнил что-то свое. И они тихо разошлись. - Рассмотрите картину. Как Иисус защитил женщину? - К чему призывает своим поступком Иисус Христос? - Как вы понимаете слово «неосуждение»? - Сравните своё понимание определения с данным в учебнике. Слова Христа из Евангелия: Не судите, да не судимы будете; Ибо каким судом судите, таким будете судимы, и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот в твоем глазе бревно? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. И так во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. Будьте милосерды, как Отец ваш милосерд. Прощайте, и прощены будете. (Мат. 7:1-5) Перечитывая эти строки, мы видим, как, пользуясь преувеличением, Иисус подчеркивает, что мы часто не замечаем свои ошибки, а малейшие ошибки других мы осуждаем. Христос говорит нам "не судите, да не судимы будете". Он возражает против нашего суда, который осуждает или порицает наших ближних, то есть он учит нас проверять прежде свое собственное поведение, свои мысли и разговор, и когда мы полностью исправим свои ошибки, то мы сможем более успешно помочь своим близким исправить и их недостатки. | Обсуждают и обосновывают свой выбор. Дети отвечают на вопросы. | Личностные: наличие мотивации к работе на результат, наличие мотивации к учебному труду, работа на результат, развитие понимания и сопереживания чувствам других людей, , развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. Предметные: знакомство с нормами религиозной и светской морали, понимание значения религии в жизни человека и общества, принятие личностью ценности религии. Метапредметные: построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации, овладение логическими действиями анализа и обобщения, отнесение к известным понятиям, построение рассуждений, умение осуществлять информационный поиск, овладение навыками смыслового чтения. |
| Закрепление изученного. | Работа в группах. Задание 1. Продолжи предложения: Чтобы тебя уважали,… Чтобы к тебе обращались вежливо,… Чтобы на тебя не кричали,… Чтобы в тебе видели доброе,… Самостоятельная работа. Тест из печатной тетради к учебнику Янушкявичене О.Л. | Работая в группе, выполняют задания в тетради на печатной основе. Выслушиваются ответы детей. Индивидуальная самостоятельная работа. | Личностные: наличие мотивации к работе на результат, развитие самостоятельности, развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. Предметные: знакомство с нормами религиозной и светской морали, понимание значения религии в жизни человека и общества, принятие личностью ценности религии. Метапредметные: построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации, овладение логическими действиями анализа и обобщения, отнесение к известным понятиям, построение рассуждений, аргументация своей точки зрения, готовность слушать собеседника, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности, вносить соответствующие коррективы, умение договориться в распределении ролей, готовность конструктивно решать конфликты путём сотрудничества. |
| Рефлексия деятельности. Итог урока. | Сегодня мы с вами убедились, что зло надо обличать и надо его ненавидеть. Но человек и его дурной поступок (грех) – не одно и то же. Осуждать - значит поставить на человеке клеймо, от которого впоследствии трудно избавиться. Поэтому в православии есть правило: «Люби грешника и ненавидь грех». А «любить грешника» означает помочь ему избавиться от его греха. Закончи урок фразой, которая тебе больше понравилась: – Мне понравилось… – Мне запомнилось… – Я узнал… – Мне бы хотелось Прослушивание песни Алексея Леонычева «Золотое правило нравственности». | Делают выводы по теме урока. Оценивают свою деятельность на уроке. Слушают песню. | Личностные: наличие мотивации к работе на результат, развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. Предметные: знакомство с нормами религиозной и светской морали, понимание значения религии в жизни человека и общества, принятие личностью ценности религии. Метапредметные: построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации, овладение логическими действиями анализа и обобщения, отнесение к известным понятиям, построение рассуждений, аргументация своей точки зрения, готовность слушать собеседника, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности, формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |
| Домашнее задание | Задание на выбор: - Напиши сочинение о золотом правиле нравственности. - Сформулируй свои правила поведения. | Учащиеся выбирают задание с учетом индивидуальных возможностей. | Личностные: наличие мотивации к учебному труду, развитие доброжелательности. Метапредметные: отнесение к известным понятиям. Предметные: осознание ценности человеческой жизни. |