СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект внеурочного занятия для учащихся 1 класса. Тема: «Животные леса»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеурочного занятия для учащихся 1 класса. Тема: «Животные леса»»

Конспект внеурочного занятия для учащихся 1 класса. Тема: «Животные леса»


Описание. Материал представляет собой конспект занятия по изучению лесных животных. Публикация представляет интерес для педагогов дополнительного образования эколого-биологического профиля, учителей начальной школы и воспитателей дошкольных учреждений
Состав учебной группы: возраст детей: 7-10 лет, количество учащихся: 8-12.
Продолжительность занятия: 2 академических часа (по 45 минут).
Место занятия в учебном курсе: занятие с учащимися 1-го года обучения, тема «Животный мир».
Цель занятия: способствовать формированию знаний о лесе как среде обитания разных животных.
Задачи:
- усвоить названия некоторых представителей животного мира леса, их особенности внешнего вида и образа жизни;
- сформировать элементарные представления о способах взаимодействия с животными;
- сформировать культуру поведения в лесу;
- способствовать воспитанию любви к природе;
- способствовать развитию диалогической формы речи;
- способствовать развитию умения взаимодействовать друг с другом в совместных играх.
Специфика занятия: учебно-развивающее занятие.
Форма организации учебного занятия: индивидуально - групповое, практико-ориентированное занятие.
Методы обучения, используемые на учебном занятии:
- словесный метод (объяснение, беседа, лекция);
- наглядный метод (демонстрация иллюстраций);
- игровой (Игра-путешествие, интерактивные игры, конкурсы кроссвордов, загадок)
Материально-техническое обеспечение учебного занятия: бумага, ручки, иллюстрации обитателей леса, магнитная доска, магниты; мультимедийное оборудование, Разработка игры-путешествия «Животные леса»).
Предварительная подготовка учащихся к занятию: учащимся было дано задание повторить растения леса.

Структура занятия:

1. Организационный этап(5 минут).
Приветствие. Сообщение тем этап(15 минут).
Мини-беседа «Что такое лес?» с просмотром презентации «Лесное сообщество»
3. Операционно-познавательный этап.(25 минут)
Рассказ педагога на тему «Лес как среда обитания» с демонстрацией иллюстраций.
4. Контрольно-коррекционный этап.(40 минут)
Игра-путешествие «Животные леса».
5. Рефлексия.(5 минут)
Подведение итогов занятия. Игра «Кто больше?»

Содержание занятия.

1. Организационный этап(5 минут).

Приветствие. Сообщение темы, цели занятия.

2. Ориентировочно-мотивационный этап (10 минут).

Мини-беседа «Что такое лес?» с просмотром презентации «Лесное сообщество».


Педагог: Что такое лес?
Ребята:
Лес – это природное сообщество - совместное существование растений и животных на определенной территории, тесно связанных между собой.
Лес - это семья различных растений и животных, существующих вместе.
Растения леса: деревья, кустарники, травы, грибы, мхи.
Животные леса: звери, птицы, насекомые, пауки, черви, пресмыкающиеся, земноводные и т.д.
Педагог: Расскажите о значение леса в природе.
Ребята:
Лес – это дом для животных;
Лес – это защитник воздуха, водоемов, почв;
Лес – это место отдыха человека;
Лес – это ягоды, грибы, лекарственные растения;
Лес – это древесина.
Педагог: Нужно ли беречь лес? Если да то от чего?
Ребята: Лес нужно беречь от огня, браконьеров, свалок и т. д.
Педагог: О какой экологической проблеме идет речь в стихотворении Н. Некрасова?
Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез.
Сколько тут было кудрявых берез!
Там из-за старой нахмуренной елиючить звук

Красные гроздья калины глядели
Там поднимался дубок молодой,
Птицы парили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал – и вон убежал.
Ребята: Вырубка леса.
Педагог: Давайте выполним задание №1: Отберите необходимое
для похода в лес: спички, рогатка, удочка, ружье, веревка,
компас, магнитофон, палатка, чашка, рюкзак, котелок, фонарик, ложка, термос.
Ребята: компас, чашка, рюкзак, котелок, фонарик, ложка, термос, палатка, веревка.
Педагог: Что такое ярусы леса?
Ребята: Ярус - это определенный этаж, в котором произрастают различные растения
Педагог: Назовите растения по ярусам леса.
Ребята:
Самый верхний ярус – деревья; ниже – кустарники; еще ниже - травы, грибы; самый нижний – мхи.
Педагог: Давайте выполним задание №2:
Расположите растения так, как они должны расти в лесу: ландыш, земляника (травы), грибы, мхи, лишайники, ель, сосна, береза, клен, калина.
Ребята:
ель, сосна
береза, клен
калина
ландыш, земляника (травы)
грибы
мхи, лишайники
Педагог: Назовите лесных животных.
Ребята: Лось, белка, сойка, и т. д.
Педагог: Животные леса можно поделить на две группы: позвоночные (звери, птицы, рептилии и амфибии) и беспозвоночные (моллюски, паукообразные, насекомые, черви и т.д.)
Педагог: Давайте выполним задание №4: Назовите животных на слайде и укажите лишнее: бурозубка, голубь, щука, рысь, жук-дровосек.
Педагог
И.А. Бунин «Лес, точно терем расписной»
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой ...
Лес, словно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной
Завороженный тишиной.

3. Операционно-познавательный этап.(20 минут)


Рассказ педагога с демонстрацией иллюстраций
Лес как среда обитания
Лес является естественной средой обитания для множества видов живых существ. Ученые подсчитали, что численность лесных обитателей планеты составляет до половины всех представителей фауны. Разнообразие животного мира лесов определяется структурой и составом растительности, климатическими условиями и хозяйственной деятельностью человека.
Богатство фауны лесов прямо зависит от сложности и разнообразия лесной растительности. Чем больше в лесном массиве убежищ, чем обильнее кормовая база, тем большее число видов встречается в этой экосистеме.
Особенность любого леса – его ярусный характер. Вертикальная организация ярусов предполагает наличие почвы, подстилки, травяного покрытия, кустарников и деревьев. Животные леса обычно привязываются к определенному уровню.
Факторами, определяющими разнообразие животного мира лесов, становятся наличие разновозрастного древостоя, в особенности усохших и старых стволов, а также дуплистость деревьев и уровень захламленности территории. Многие лесные обитатели жестко ограничены в жизненном пространстве конкретными породами деревьев и кустарников. Это не всегда учитывают лесоводы при проведении профилактических мероприятий, в ходе которых нередко происходит уничтожение естественных убежищ птиц и зверей.
Специфическая лесная среда обитания заставила животных приспосабливаться к местным условиям. Для перемещения по стволам и ветвям деревьев предназначены острые когти, удлиненные конечности и гибкие хвосты. Например, куница, белка, сони. Белка-летяга получила от природы кожную складку, которая делает возможными планирующие прыжки с дерева на дерево.
Некоторые птицы лесов приобрели мощные клювы, приспособленные к питанию почками, семенами или насекомыми. Это клесты, дубоносы, дятлы.
Другие представители пернатых отличаются высоким развитием органов чувств (слуха, зрения и обоняния), облегчающих охоту в лесном массиве (совы).
Отдельные виды беспозвоночных животных пользуются для защиты от врагов специальной окраской или формой тела, позволяющей маскироваться на фоне растительности. Трудно заметить на стволе дерева бабочку ленточницу красную или ползущего муравья среди хвои.
Среди жителей лесов устанавливаются самые разнообразные взаимные связи и сложные пищевые цепи. Жизнь в лесу – это постоянная, ни на миг не прекращающаяся борьба за выживание, в которой есть место не только прямой агрессии, но и паразитизму. В своем стремлении выжить животные активно конкурируют за территорию и пищу. Нередко животные используют традиционные убежища своих соперников, вытесняя их из мест привычного обитания. Примером может служить американская норка, которая вытесняет норку европейскую.
Каждый вид лесных обитателей играет определенную и очень важную роль в развитии лесных экосистем. Птицы и некоторые млекопитающие, употребляющие в пищу, семена и плоды растений, способствуют распространению и возобновлению деревьев и кустарников. Насекомые, перелетая с цветка на цветок, занимаются опылением растений.
Землеройные животные помогают процессам почвообразования (дождевой червь, мокрица - броненосец связанный).
Лес как среда обитания животных в этом смысле представляет собой единую систему, все элементы которой соединены прочными связями.

4. Контрольно-коррекционный этап.(40 минут)


Игра-путешествие «Животные леса»
Цель: способствовать расширению знаний учащихся о животном мире леса.
Задачи:
• Развить умение быстро принимать решение при выполнении заданий;
• Воспитать командный дух, взаимопомощь и поддержку.
Оборудование: маршрутный лист, таблицы с названиями станций, дидактический материал для заданий по станциям «Лесные звери», «Лесные птицы», «Лесные незнакомцы», мультимедийная установка, ручки, бумага.

Ход мероприятия

1. Вступительное слово педагога.
Мы с вами уже знаем, что лес служит средой обитания для многих животных. Они оказывают огромное влияние на почву, рост и долговечность растений, способствуют распространению семян и плодов, вызывают смену одних древесных пород другими. Чтобы лучше познакомиться с фауной леса нам придется отправиться в путешествие по станциям «Лесные звери», «Лесные птицы», «Лесные незнакомцы».
На каждой из станций вам будут предложены различные задания.

1. Станция «Лесные звери»
Чтобы вспомнить некоторых лесных зверей давайте разгадаем кроссворд «Лесные звери» (отдельно презентацией).


2. Станция «Лесные птицы»
На этой станции необходимо ответить на вопросы о лесных птицах. А подсказкой будут служить ребусы.


1. У каких зимующих птиц самцы красные, а самки – зеленые? (У клеста)
2. Какая птица приносят пользу зимой, разыскивая насекомых, их яички и личинки в скважинах и щелях и поедая их? (Синица)
3. Какая птица в нашей стране самая маленькая? (Королёк)
4. Какая птица в песни ничего не слышит? (Глухарь)
5. Какая птица то кричит, как дикий кот, то поёт, как флейта? (Иволга)
6. Чьё любимое лакомство ягоды рябины? (Снегиря)
7. Этот непревзойденный ночной охотник частенько нападает на других сов и других хищных птиц. (Филин)

3. Станция «Лесные незнакомцы»
На станции «Лесные незнакомцы» вы ответите на вопросы о лесных беспозвоночных, рептилиях (пресмыкающихся) и амфибиях (земноводных).
После ответа демонстрируется изображение животного.


1. Какое бесхвостое земноводное с присосками на кончиках пальцев, ведет древесный образ жизни: квакша, жерлянка, чесночница? (Квакша).
2. Какие насекомые держат тлей в своем жилище, ухаживают за ними и доят их: божьи коровки, муравьи, пчелы? (Муравьи. Тли выделяют сладкую падь, являясь для муравьев живой «медовой бочкой»)
3. Как называются самые крупные представители семейства осиных: бумажные осы, шершни, роющие осы? (Шершни)
4. Какая улитка, живет на травянистой и кустарниковой растительности: лесная, лужанка, прудовик? (Лесная)
5. Личинки, какого жука живут в коре деревьев: короед, олень, бронзовка? (Короеда)
6. Какая рептилия способна в случае опасности отбрасывать хвост: уж, ящерица, гадюка? (Ящерица)
7. Какая змея при опасности сворачивается в клубок и время от времени, мгновенно выбрасывает вперед голову, наносит врагу укусы своими неядовитыми зубами: гадюка, медянка, уж? (Медянка)
8. Какая амфибия, когда злится, то начинает издавать запах чеснока: квакша, жерлянка, чесночница? (Чесночница)
9. Этот жук попал в Красную книгу из-за сокращения дубрав, а его личинки питаются в основном гниющей древесиной. Это: жук-олень, жужелица, долгоносик? (Жук-олень)

10. Какие жуки могут достигать 30-40 см и охотиться на моллюсков, насекомых и их личинок: жук-олень, жужелица, долгоносик? (Жужелица)

5. Заключительное слово педагога.
Вот и подошло к концу наше путешествие. Большое спасибо, вы хорошо потрудились.


5. Рефлексия. (5 минут)
Подведение итогов занятия.
Игра «Кто больше?»
Ребята становятся в круг и по-очереди называют животных леса, кто повторяется или не знает, выходит из игры.


Литература
1. «Дикая природа Беларуси: пособие к факультативным занятиям для учащихся 7-8классов, общеобразовательных учреждений для работы в классе» /В.В.Гричик и др.- Минск: Адукацыя і выхаванне, 2009.
2. «Земнаводныя. Паузуны.»/ С.Зуенок, Р.Навіцкі, С.Драбянкоў. – Мінск «Мастацкая літаратура», 2009.
3. «Удивительные истории о жизни природы»/ Л.Чумаков. – Мн.: «МЕТ»,2003
4. «Насякомыя»/Л.Чумакоў. -– Мінск «Мастацкая літаратура», 2005.
5. Школьный атлас-определитель беспозвоночных./ М.Козлов, И.Олигер. – М.:Просвещение, 1991.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!