«Поле, семья и школа».
Цели:
- освоение социокультурной категории Мир (помогает увидеть одухотворённый мир природы и мир людей, её созидающих),
- развитие навыков работы в паре;
- развитие умения работать с информацией.
Ход урока:
Начинается урок с присоединения учащихся к теме, друг к другу, с актуализации чувственного опыта. На этом этапе учитель:
• создаёт благоприятную психологическую обстановку, которая настраивает учащихся на доброжелательное общение, душевный, открытый разговор;
• выражает детям свои чувства, в которых будет настрой на радостный эффективный совместный труд и творчество. Детям необходимо почувствовать, что учитель верит в их способности и возможности.
Подготовительный этап: этап присоединения
На перемене на столе учителя появился букет из колосьев пшеницы.
- Дорогие ребята, мне очень приятно видеть вас, чувствовать радость общения с вами.
- Во время перемены на моём столе появился букет. Что вас в нём удивило?
- Из чего он состоит?
- А где мы можем увидеть колоски?
- Вы уже догадались, о чём мы сегодня будем беседовать? (о поле). Слайд: поле.
- Я предлагаю вам, ребята, совершить путешествие на поле в тёплый летний день. Но сначала послушаем песню «Русское поле» (до слов «здравствуй, русское поле, я твой тонкий колосок»).
А сейчас закройте глазки и представьте, что вы идёте по полю, ваших рук и ног касаются нежные колоски пшеницы, под дуновением ветерка они колышутся волнами на своих упругих стеблях. Каждый колосок наполнен созревшими зёрнышками. Солнышко улыбается. Как тепло под его лучиками колоскам. Земля – кормилица вырастила из семян богатый урожай.
(Касаюсь легонько колоском ручек, тут нужно ориентироваться на свой класс, все ли дети спокойно воспринимают такие контакты. Такой приём присоединяет детей, да и учителя к новой теме. И когда ты видишь эти искренние чувства и ожидания волшебства, уже не имеешь права их не оправдать. Дети и учитель расслабляются, настраиваются на душевный разговор, речь становится спокойнее, голос звучит тише).
Таким образом, учитель использовал на этапе присоединения – релаксацию, можно её сопровождать музыкой.
Во 2 классе при изучении темы «Поле» я брала песню «Поле-русское поле!» и видеоряд слайдов с иллюстрациями. Тоже очень было хорошо и действенно.
Всё зависит от вашей фантазии.
2. Основной этап:
«Ветерок спросил, пролетая:
Отчего ты, рожь, золотая?
И в ответ колоски шелестят:
Золотые руки растят…»
- Почему хлебное поле называют золотым?
- А какие руки называют золотыми? (у мастеров своего дела, умелых людей)
- Может ли вырасти поле пшеницы без помощи человека? Почему?
Не зря говорят: «Труд человека на поле дает начало жизни хлеба».
- А как вы понимаете эти слова (из пшеницы делают муку, из муки пекут хлеб).
- Молодцы! (важно хвалить детей, не выражать недовольство при любом ответе, не осмеивать) Улыбка, добрый взгляд, иначе дети могут замкнуться в себе, потом стесняться при ответах.
- С чем вы можете сравнить поле? (с морем, с небом)
- Я предлагаю сравнить поле с семьей и школой.
АФО ресурсный круг «Поле, семья и школа». «Чем похожи поле, семья и школа?»
Этапы работы перед ресурсным кругом:
I. Подготовительный этап
Учитель вместе с учениками стоят в круге. Слова учителя настраивают детей на тему разговора. Учитель предлагает подумать и ответить на вопрос: «Чем похожи поле, семья и школа?»
II. Основной этап.
Этот колосок наполнен энергией солнца и земли, согрет человеческой заботой тех людей, которые его вырастили. А кто его подержит в руках, тому эта добрая энергия будет передаваться.
1. Первый в круге ученик отвечает на вопрос и передает слово ученику слева взглядом, прикосновением или передает предмет (в данном случае колосок) Стараюсь всегда использовать различные предметы – символы урока.
2. Второй учащийся дает свой ответ на вопрос и передает слово дальше.
3. Высказываются все желающие. Были дети, которые не смогли сформулировать ответ и передали колосок другому, но некоторое время они всё-таки держали колосок в руках.
4. Учитель подводит итог, выделяет наиболее значимые и глубокие высказывания.
После ресурсного круга дети рассаживаются по местам.
Работа с книгой. Если дети нечитающие, можно посмотреть методический фильм.
А что же нам скажет наша мудрая книга о школе, семье и поле? Беседа по книге «Азбука Истоков» (с. 10-11) с опорой на иллюстрацию «Поле и школа» (по К.Д.Ушинскому)
Можно прочитать или просмотреть видео и обсудить.
Вопросы по тексту:
- Для чего идут дети в школу?
- Что согревает зёрнышки? А детскую душу?
- С чем сравнивает писатель детские умные речи? С зелеными росточками.
- Чем прорастут добрые слова родителей и учителя в детях? Добрыми делами.
(Словарная работа. Жатва-время уборки злаковых культур)
Физминутка
Связываем всегда с темой урока. Иначе попрыгают под весёлую музыку и опять нужно присоединять их к теме урока.
На данномуроке изображаем или рост пшеницы на поле, или изготовление хлеба от сбора урожая до выпечки.
Работа в паре
Каждая пара получила лист с нарисованным колоском, и отдельными зёрнышками, на которых написаны слова: любовь, забота, доброта, тепло, свет, вера, труд, помощь, радость. Детям предлагается подумать и приклеить к колоску зёрнышки с такими словами, которые помогут и вырастить богатый урожай хлеба, и воспитать и выучить детей в школе (если дети в классе ещё не все умею хорошо читать, на данном уроке можно не брать этот этап или детей рассадить изначально так, чтобы в паре был один читающий ребёнок).
1. Подготовительный этап
Вводная беседа учителя с учащимися, в которой обсуждается тема.
Задание 1: самостоятельно подумать и определить, какие слова можно приклеить к колоску, которые помогут и вырастить богатый урожай хлеба, и воспитать и выучить детей в школе.
Задание 2: внимательно выслушай соседа. Сообщи свое решение. Придите к совместному решению. Вместе приклейте слова к колоску.
Обсуждение в классе. Вариант обсуждения может быть следующий:
- заслушиваю мнение любой «двойки» и выявляю тех, кто согласен с данным решением. Необходимо обратить внимание учащихся на начальную фразу выступления: «Мы решили…», так как это общее решение, результат совместной работы в группе;
- заслушивают объяснения учащихся, имеющих иной выбор.
Учитель, если дети не справляются, путём наводящих вопросов подводит учащихся к правильному решению.
Экспертная оценка.
Рефлексия. Свои колоски прикрепляем на доске.
- Что у нас получилось? (поле колосков, наполненных любовью, заботой, добротой, теплом, светом)
- Понравилось ли вам общаться друг с другом?
Учитель благодарит всех за работу и предлагает поблагодарить друг друга за общение.
3. Заключительный этап урока. Рефлексия
-Вспомните весь наш урок.
-Что вам понравилось на уроке? Почему?
Мы с вами сегодня постарались понять все вместе, что так же, как земля – труженица с помощью Божией и хлебороба принимает зернышки, которые прорастают на доброй ниве и превращаются в золотые колоски, так и дети дома с помощью мамы, и папы, а в школе с помощью Мудрого Учителя принимают сердцем доброе слово, которое в дальнейшем прорастет в их жизни славными делами на пользу Отечества Российского.
4