«Все ли деревья сбрасывают листву?»
Знакомство с окружающим миром.
Воспитатель
С.О. Печура
Программное содержание:
Формировать представления детей о приспособлении деревьев к разным климатическим условиям произрастания: южным, северным, к условиям жарких стран, джунглей.
Закрепить и расширить знания детей о «хвойных», «лиственных» и «вечнозеленых» деревьях.
Лексическая работа:
- упражнять детей в образовании прилагательных от существительных;
- в согласовании числительных с существительными.
Воспитывать у детей бережное отношение к природе и развивать к ней интерес.
Материал:
Иллюстрации, гербарий.
Ход занятия:
Ребята, сегодня мы поговорим о деревьях. Но вначале давайте отгадаем загадки.
Клейкие почки
Зеленые листочки
С белой корой
Стоит под горой. (Береза)
В нем почти сто метров роста:
На него залезть непросто!
Из Австралии был он
К нам в Колхиду завезен.
У него одна работа –
Осушение болота. (Эвкалипт)
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок -
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)
Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна. (Черёмуха)
Но зимою без иголок. (Лиственница)
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают,
Шкурку тонкую сдирают. (Липа)
Гроздья осенью надела.
В алых ягодках — горчинка.
Что за деревце? (Рябинка)
Нарядился он в листочки.
Летом в пух оделся щеголь.
Догадались? — Это... (тополь)
Из деревьев ранним летом
Вдруг снежинки запорхают,
Но не радует нас это —
Мы от этого чихаем. (Тополя)
Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна. (Черемуха)
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год! (Ель)
Её всегда в лесу найдешь -
Пойдем гулять и встретим
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем. (Ель)
Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит. (Осина)
У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви – только на макушке. (Сосна).
- Правильно, ребята, вы отгадали, а как их можно назвать одним словом? /Деревья/.
-Как вы думаете, что общего у всех этих деревьев, которые вы видите на иллюстрациях. /Строение: корни, ствол, ветки/ .
- А чем они отличаются друг от друга? /У одних деревьев - листочки, у других — иголки/.
- Вы совершенно правы, а как вы думаете, все ли деревья сбрасывают листву осенью? /Нет, ель и сосна не сбрасывают/.
- Ребята, оказывается, все деревья условно можно разделить на:
лиственные деревья, у которых листочки, н - р, береза, рябина, каштан и др. и
хвойные деревья, у которых вместо листочков иголки, например: ель, сосна, кедр. По-другому их еще называют «вечнозелеными», потому что они и в северных, и южных условиях всегда остаются зелеными, не сбрасывают иголки. Недаром, есть загадки: «Зимой и летом одним цветом». К вечнозеленым относятся деревья южных стран, джунглей, где никогда не бывает зимы, и деревья не меняют и не сбрасывают листву, например: пальмы, баобабы, секвойи и др.
Физминутка «В одном лесу дремучем»
В одном лесу дремучем | руки над головой из стороны в сторону |
Жила семья могучая. | обе ладони сжимаются в замок |
У них был дом огромный | ладони над головой в виде крыши |
И крыша с трубой темной. | указательные пальцы поднимаются вверх |
Из трубы в колечки дым | указательные пальцы вращаются |
Плим – плим – плим. | щелканье пальцами |
- А вы знаете, ребята, оказывается, климатические условия влияют на то, сбрасывать листья или нет. В наших краях деревья сбрасывают листву, потому что меняются времена года: осень сменяет лето, зима сменяет осень. Поэтому, зимой деревья отдыхают, а растут только весной и летом. А в тундре очень короткое лето, а зима длинная и холодная, поэтому деревья растут очень медленно. Если сравнить нашу березу и березу в тундре, то наша береза высокая, а там она карликовая, невысокая.
- В степи деревья тоже невысокие, потому что там жарко, сухие ветра, и корни вынуждены уходить далеко вниз в поисках воды, а на рост кроны не хватает сил.
- А в джунглях очень высокие деревья, с густой кроной и большими листьями, так как там не бывает зимы, много солнца, влаги; поэтому деревья стараются как можно больше впитать в себя влагу и тепло.
- А теперь давайте поиграем: попробуем составить новые слова, например:
лист березы – березовый;
иголка сосны /какая?/ - сосновая;
ветка рябины /какая?/ - рябиновая;
лапа ели /какая?/ - еловая;
свечка каштана /какая?/ - каштановая;
желудь дуба /какой?/ - дубовый;
пух тополя /какой?/ - тополиный;
шишка кедра /какая?/ - кедровая; и др
- Перед вами иллюстрации деревьев, давайте их сосчитаем :
одна береза, две березы, пять берез;
один дуб, два дуба, пять дубов;
одна осина, две осины, пять осин;
один кедр, два кедра, пять кедров;
один тополь, два тополя, пять тополей;
одна сосна, две сосны, пять сосен;
одна ель, две ели, пять елей
- Молодцы, ребята, вы очень хорошо справились с заданием.
Как вы думаете, какую пользу приносят деревья? /Очищают воздух, на них живут птицы, кормятся животные, создают тень от солнца/.
- А как мы можем охранять деревья? /Не разводить огонь, не засорять лес, не ломать ветки/.
- Ребята, мы с вами узнали очень много интересного о деревьях.
Анализ занятия:
- Ребята, напомните, пожалуйста, о чем мы с вами говорили на занятии?
- Какие деревья относятся к лиственным?
- Какие относятся к хвойным вечнозеленым?
- Почему одни деревья сбрасывают листву, а другие нет?
- Вы были очень внимательными, хорошо мне помогали, я очень вами довольна.