СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспекты уроков (1-10) по русскому языку 5 класс М.М.Разумовская

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспекты уроков по русскому языку (1-10)  5 класс М.М.Разумовская

Просмотр содержимого документа
«Конспекты уроков (1-10) по русскому языку 5 класс М.М.Разумовская»


Урок =1=

Тема: Зачем человеку нужен язык. Язык и речь.

Тип: изучение нового материала

Задачи: *обеспечивать высокий уровень включенности обучающихся в учебную деятельность; * учить различать виды речевой деятельности

Планируемые результаты:

Предметные:

Осознавать роль родного языка в жизни человека и общества, основную функцию языка; * получить представление о языке, как знаковой системе, о лингвистике, как науке, о видах речевой деятельности.

Метапредметные:

*Регулятивные: выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания; выполнять учебное задание в соответствие с целью.

*Познавательные: определять значимость речи в общении и обосновывать свое суждение; использовать виды чтения (ознакомительное и изучающее) для работы с учебником.

*коммуникативные: воспроизводить содержание прослушанного текста, работать в группах

Личностные:

*осознавать эстетическую ценность русского языка, осознавать необходимость владения русским языком для учебной деятельности

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

Приветствие учеников. Поздравление с началом нового учебного года. Знакомство.

Ознакомление с требованиями на уроках ря.

Приветствие учителя. Знакомство.

АКТУАЛИЗАЦИЯ НЕОБХОДИМЫХ ЗНАНИЙ

Предлагает рассмотреть форзац и страницы учебника, прокомментировать, какие темы будут изучены в первой половине года, как условные обозначения помогают ориентироваться в учебнике, какие сведения нужно обобщить в разделе «Повторение изученного»

Рассматривают учебник, делятся мыслями, комментируют условные обозначения, темы, которые будут изучены в первой половине года. Вспоминают темы, которые предстоит повторить и обобщить в начале 5 класса

МОТИВАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

*Упр.4. прочитать, объяснить, как понимают смысл предложений, сформулировать тему урока. Сделать записи в тетради. определить задачу урока.


*предлагает прочитать эпиграф к теме урока. Объяснить его. Записать

Читают упр4, объясняют смысл предложений, формулируют тему урока. Делают записи в тетрадь. В процессе обсуждения формулируют учебную задачу: определять роль родного языка в жизни человека и общества, основную функцию языка.

* читают эпиграф, что такое эпиграф. Объясняют смысл. записывают

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

* выполнить задание 2 к упр 4. Каждому ряду одно слово (объяснить смысл слова, подобрать однокоренные слова)









*упр.2. прочитать, поразмышлять, о чем он, подумать, какие функции выполняет язык

*Сделайте вывод о роли языка в жизни человека, опираясь на прочитанный текст

* Как вы думаете, как надо относиться к родному языку?

Познакомьтесь с высказыванием И. С. Тургенева (вынесено на доску), выразительно прочитайте его, поразмышляйте, запишите.


*1) отделять одно от другого. 2. нарушать связь, единство.

Единство, единый,единение,объединяет,единый.

2) Иметь что-л. своей собственностью, иметь в своей власти. Умело обращаться с чем-л. (с оружием, инструментом и т. п. )//Хорошо знать,  уметь пользоваться чем-л. Обладать способностью, быть в состоянии управлять движениями тела или частей тела. корень/суффикс/окончание владение, владелец, владетель, владыка, владетельный, завладеть, овладеть, совладать. совладеть 

3) Вызывающий удивление, странный. дивный, удивлённый; дивиться, удивить, удивлённый, удивиться, удивлять, удивительно, удивлённо.

*выполняют упр2., размышляют, какие функции выполняет язык: передача мыслей, знаний; общение; передача накопленного опыта.

*делают вывод о роли языка в жизни человека.


«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса»

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ

Предлагает соотнести поставленную задачу урока с результатами урока, выявить возникшие затруднения

Отвечают на вопросы в поставленной учебной задаче: какова роль языка в жизни человека, какие функции выполняет язык. Оценивают результаты своей деятельности

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

упр.5 (1, пересказ,2,3)

















Урок =2=

Тема: ЧТО МЫ ЗНАЕМ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Тип: изучение нового материала

Задачи: *объяснить роль русского языка в современном мире

ЦЕЛИ

обучающие: Объяснить учащимся, что русский язык – один из развитых языков мира, богатый и выразительный; наша задача – беречь его; дать представление о языке как развивающемся явлении, о разных формах его существования, о происхождении родного языка, его месте среди других языков.

развивающие: Дать понятие о месте русского языка среди других славянских языков, познакомить с создателем русской лингвистики М.В. Ломоносовым.

воспитательные: продолжить прививать любовь и уважение к родному языку, формируя патриотическое отношение к языку, чувство гордости за родной язык и осознание его величия и могущества; расширить кругозор учащихся представлениями о связи слова с материальной культурой и духовной жизнью человека.

Планируемые результаты:

Предметные:

научиться работать с лингвистическим текстом.


Метапредметные:

Коммуникативные: готовность слушать собеседника; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; признавать возможность существования различных точек зрения

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры текста.

Личностные:

формирование «стартовой» мотивации к изучению нового материала.


ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

*Приветствует учеников.


Много языков на свете разных-

Выучить их все не смог бы я.

Все они по-своему прекрасны,

В каждом есть изюминка своя.

Говорят в Париже по-французски,

По-немецки говорит Берлин;

Мне же дорог мой привычный русский,

Для меня родной лишь он один.

Мелодичный, звонкий и певучий,

С детства он меня очаровал,

И не зря «великим и могучим»

Наш язык Тургенев называл.

Развиваясь быстро, динамично

Впитывая разные слова.

Новое воспринимал отлично,

Но и мудрость предков в нем жива.

Да и только нашей, русской речью

Можно Русь привольную воспеть!

Будет жить язык наш русский вечно

И не сможет, верю, умереть!

(М. Крюков)

Просит подумать, о чем это стихотворение

* Приветствуют учителя. Размышляют, обсуждают.

актуализация знаний

*Проверяет выполнение домашнего задания, выявляет затруднения, возникшие на прошлом уроке

Рассказывают о Ломоносове. Отвечают на вопрос: почему мы говорим о нём на уроке русского языка? Отвечают на вопрос: зачем человеку нужен язык? Язык позволяет людям думать

2 Язык позволяет людям сообщать мысли друг другу.

3. Язык позволяет людям жить в обществе

4. Язык позволяет людям радоваться его красоте

Постановка учебной задачи

*Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию.

*Народы мира говорят на разных языках, гордятся своим языком. А что вы знаете о русском языке? — Откройте учебник на стр.6, прочитайте тему.

— Какую цель вы ставите перед собой на урок по этой теме?

*Объясните, как вы понимаете фразу Л. В. Щербы: «Каждый язык отражает культуру того народа, который на нем говорит». 

— Эти слова вы запишете в качестве эпиграфа к уроку.

-Что называется эпиграфом?

*2-3 учащихся отвечают

*Дети ставят цели, аргументируют. Записывают тему.



Отвечают на вопрос, аргументируют

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Упр. 1. С.6. какова основная мысль текста?

— Какая информация была для вас интересной, неожиданной? Запишите её.

— Обратите внимание на выделенные слова. Какая работа с ними вам предстоит?

— Докажите, что вы правильно выполнили задание.

— Что надо знать, чтобы не ошибиться при подборе однокоренных слов?

Читают, рассуждают, определяют основную мысль текста.

Записывают в тетрадь.

К 4-м словам подбирают однокоренные, выделяя корень.

Проверка работ с объяснением.

Знать значение слова, правописание.

Развитие учебно­-языковых и орфографических умений

В вашем учебнике, если вы обратили внимание, есть зашифрованные задания. Какие? (ЗСП)

— Откройте ЗСП-1, стр.4, посмотрите, как правильно надо выполнять такие задания.

— Работаем с первыми двумя словами.

— Чему учат такие задания?

Выполнение, проверка.

Отвечают на вопрос.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

 О чём мы говорили на протяжении 2-х уроков?

— Откройте упр. 8, прочитайте задание.

— Какие вопросы у вас возникли?

— Как вы думаете, зачем мы знакомились с ЗСП перед выполнением этого задания?

Ответы: о роли языка

Чтобы помнить орфограммы.


Самостоятельная работа.

РЕФЛЕКСИЯ

Язык наш прекрасный –

Богатый и звучный,

То мощный и страстный,

То нежно-певучий.

В нем есть и усмешка, и мягкость, и ласка.

Написаны им

И рассказы, и сказки.

Страницы волшебных,

Волнующих книг!

Люби и храни наш великий язык.


*Объясните, как вы понимаете стихотворение

*Затем учитель просит учащихся поделиться мнением о выводах, которая они для себя сделали на сегодняшнем уроке.

Дают ответы на вопросы



Не забывать о значимости речи









Анализируют работу на уроке через самооценку.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Упр7., закончить зсп-1

























Урок =3=

Тема: РЕЧЬ МОНОЛОГИЧЕСКАЯ И ДИАЛОГИЧЕСКАЯ. УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ

Тип: Урок «открытия» нового знания.

Задачи: Иметь представление о видах речи, зависящих от ролевого участия в общении собеседников (говорящий – слушающий) или от формы языка (звуковая, буквенная). Находить в текстах литературных произведений образцы монологов и диалогов. Овладеть культурой диалогического общения (строить диалог в заданной ситуации, соблюдая правила этикета).

ЦЕЛИ

обучающие: дать понятие о монологе и диалоге, о речи устной и письменной; показать роль устного и письменного общения в жизни человека.

развивающие: показать роль устного и письменного общения в жизни человека; дать некоторые сведения из истории появления и развития письма.

воспитательные: продолжить прививать любовь и уважение к родному языку

Планируемые результаты

Предметные: научиться выделять условия, необходимые для речевого общения, дифференцировать монологическую и диалогическую, устную и письменную речь.

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры текста.

Личностные: формирование знания о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры России.

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

*Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

* проверка д/з

*Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. *отвечают д/з

Актуализация знаний

1. Беседа «Что такое речь и условия, необходимые для речевого общения».

*Мы говорили с вами о том, что такое язык, что мы знаем о русском языке. Но ответьте мне на вопросы, а что такое речь? Как разделить понятия речь и язык? Являются ли они синонимами?

*Упр 9,с.7

1. Пример для обсуждения.

Однажды в детский лагерь «Артек» приехали из далекого северного города Норильска два мальчика: Коля Дубов и Сережа Новиков. Рано утром Коля пошел к морю: не терпелось скорей увидеть то, о чем давно мечтал, – море. Подходит Коля к берегу и видит: море будто исчеркано белыми полосками – бурунами. Что такое? Может, тут большие учения проходят? Да нет! Это – дельфины! О чудо чудное! Играют, резвятся! Блестят на солнце их черные атласные спины. А как их много! Скорей! Скорей рассказать об этом ребятам!

Но… вот досада: на берегу никого нет. Помчался Коля к спортплощадке. Встречает мальчика. «Дельфины! В море – дельфины!» – говорит Коля. А мальчик, улыбаясь, отрицательно качает головой: «Не понимаю, мол».

«Иностранец, – догадывается Коля. – Вот незадача!» Видит: дедушка идет, с корзиной и цветами. «Наверно, садовник, – думает наш Коля и скорей к нему. – Дедушка, в море – дельфины!» А тот, показывая на свои уши, тоже отрицательно качает головой: не слышит… Ну что это такое?! Не с кем счастьем поделиться!

А вон Сережа-норильчанин. Тоже к морю бежит.

Сергей, я дельфинов видел! – кричит Коля.

Где?

Вон там, в море! Идем, я покажу!

Так речь наконец-то состоялась.

2. Вопросы для обсуждения. Почему Коле хотелось с кем-нибудь поговорить, пообщаться? (Видел дельфинов, есть что рассказать.)

Почему Коля пытался вступить в общение с мальчиком, с дедушкой? (Рассказать есть что, но пока некому.)

Почему не состоялось общение Коли с мальчиком-иностранцем? (У Коли и мальчика-иностранца нет общего для них языка.)

Почему не состоялось общение Коли с дедушкой? (Дедушка глухой, у него не функционирует один из каналов связи человека с окружающим миром – орган слуха.)

*актуализируют знания, полученные на прошлых уроках, рассуждают, отвечают на вопросы.

*читают лингвистический текст, рассуждают

*воспринимают текст на слух


















*отвечают на вопросы, коллективное обсуждение







ПРОБЛЕМНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ

*упр10,с8. *упр11,12,с9

*Внимательно прослушать отрывки из сказки А.Гайдара ″Горячий камень″ и ответить на вопрос, в чем заключается различие между ними.

1_ Ты, конечно, думал, что я стар, хром, уродлив и несчастен, а на самом деле я самый счастливый человек на свете. Ударом бревна мне переломило ногу, но это тогда, когда мы еще неумело валили заборы и строили баррикады, поднимали восстание. Мне вышибли зубы в тюрьме. Шашкою в бою мне рассекли лицо. На соломе в низком холодном бараке метался я в бреду, больной тифом. И грознее смерти звучали надо мной слова о том, что моя родина в кольце и вражья сила нас одолевает. Но, очнувшись вместе с первым лучом вновь сверкнувшего солнца, узнавал я, что враг повержен и мы опять наступаем …

2_ И вот перед закатом к измученному и продрогшему Ивашке, который сушил грязную, промокшую одежду возле горячего камня, пришел на гору старик.

- Что же ты, дедушка, не принес ни молотка, ни топора, ни лома? – вскрикнул удивленный Ивашка. – Или ты надеешься рубить камень рукою?

- Нет, Ивашка, - ответил старик, - я не надеюсь рубить его рукою. Я совсем не буду разбивать камень, потому что я не хочу начинать жить сначала.

Словарная работа:

*предлагает прочитать информацию на стр.10 и 11

*читают лингвистический текст

*закрепляют информацию из предыдущего упр.

*слушают текст, проводят наблюдения, высказывают предположения

*РЕЗУЛЬТАТ НАБЛЮДЕНИЙ: вывод, сделанный учащимися о том, что бывают

случаи, когда в разговоре участвуют 2-е и более лиц, и когда

речь произносится одним человеком.


*проводят словарную работу с терминами «монолог», «диалог»

*читают информацию

ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

Предлагает выполнить задание из рубрики «Понаблюдайте!»

*выполняют задание

РЕФЛЕКСИЯ

*Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности, учащихся на уроке.

* Что можете рассказать о речи монологической и диалогической? Кому из вас было интересно на уроке и почему?

*Дают ответы на вопросы

*Анализируют работу на уроке через самооценку

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1)Написать сочинение-миниатюру «Как я провел лето» с использованием диалогической и монологической речи. 2)зсп-2

*Записывают дз


Урок =4=

Тема: ЗВУКИ И БУКВЫ. АЛФАВИТ

Тип: Урок повторение изученного.

Задачи: Понимать различие между звуками и буквами. Знать наизусть русский алфавит, правильно произнося названия букв.

ЦЕЛИ

обучающие: познакомить учащихся с понятием «транскрипция», научить читать отдельные специальные знаки, применяемые при транскрипции; продолжить формирование орфографических навыков и навыков анализа текста.

развивающие: развить представление о соотношении произношения и правописания;

воспитательные: продолжить прививать любовь и уважение к родному языку

Планируемые результаты

Предметные: научиться различать и транскрибировать слова по алгоритму решения задачи; составлять рассказ на грамматическую тему.

Коммуникативные: проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования фонетического состава слова.

Личностные: формирование навыков анализа и сопоставления.


ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

организационный

*Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

* проверка д/з

*Лингвистическая разминка: Выберите из слов для справок приветствия, подходящие к приведенным ситуациям общения: 1) с учителем и со старшими ……. 2) с другом, подругой, ровесником, одноклассником…….. 3)с незнакомыми или малознакомыми собеседниками……… привет, здравствуйте, здравствуй, здорово, добрый день, скажи, скажите, пожалуйста; до свидания, всего доброго, извините, до встречи, пока.

*Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

*отвечают д/з

*выполняют лингвистическую разминку

постановка учебной задачи

 Посмотрите на доску и скажите, что на ней написано. Сформулируйте тему нашего урока:

/б’/ - б, /п/ - п, /м’/ - м, /д’/ - д, /з/ - з.

Записаны пары, в которых есть звуки и буквы.

Как вы думаете, какая цель будет стоять перед нами? 

*отвечают на вопросы, *формулируют тему урока

* Понять разницу между буквами и звуками

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Предлагает прочитать теоретические сведения на с.14 учебника, ответить на вопрос, что такое транскрипция.

• Предлагает вспомнить и перечислить сначала согласные, затем гласные звуки русского языка.

• Предлагает вспомнить характеристику гласных звуков; согласных звуков

Из чего состоит алфавит? Для чего служат буквы? Назовите все гласные звуки?

Чего больше букв или звуков? Что изучает фонетика? Какую речь она изучает: устную или письменную?

Зачем современному человеку изучать фонетику?


* Ознакомимся с таблицей на форзаце учебника

*ЧИТАЮТ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Отвечают на вопросы



Фонетика — раздел науки о языке, который изучает звуки речи, их изменение в речевом потоке, а также слоги, ударение, интонацию.

Фонетика — от греч. Phone «звук»

ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

Предлагает выполнить упр.20

*выполняют задание, комментируют

РЕФЛЕКСИЯ

* Над какой темой сегодня работали? Что узнали нового? Какие выводы сделали? Что понравилось?

Что не понравилось?

Продолжим предложения:

1.Сегодня я узнал…

2. Теперь я могу…

3. Я научился…

4. Мне было трудно…

5. Своей работой…

*Дают ответы на вопросы


*Анализируют работу на уроке через самооценку

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

*комментирует выполнение домашнего задания:

Тест №1 (Тесты по русскому языку. Ч.1.: 5 класс: к учебнику М.М. Разумовской/А.В.Кудинова, 2014)

Упр.24

*Записывают дз




















Урок =5=

Тема: БУКВЫ Е, Ё, Ю, Я

Тип: Урок «открытия» нового знания

Задачи: Определять звуковое значении букв Е, Ё, Ю, Я в разных фонетических позициях. Уметь объяснять, почему для 6 гласных звуков в русском языке есть 10 букв. Учиться различать звуки и буквы. Знать порядок фонетического разбора – от звука к букве. Уметь производить частичный и полный разбор конкретных слов с использованием детальной фонетической транскрипции

ЦЕЛИ

обучающие: Ознакомление с двойной ролью букв Е, Ё, Ю, Я, с тем, что данные буквы могут обозначать один и два звука. Отработка первичных умений и навыков учащихся.

Умение различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука.

развивающие: развивать умения анализировать, обобщать, строить аналогии, делать выводы, развивать внимание;

воспитательные:развивать коммуникативные способности во время работы на уроке, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения

Планируемые результаты

Предметные: научиться выявлять условия передачи одного и двух звуков буквами е, ё, ю, я; научиться производить фонетический разбор слова.


Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования фонетического состава слова.

Личностные: формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы.



ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

мотивация к деятельности

*Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Орфографическая диктовка:

Веселый, помощники, просьба, мостик, зонтик, борщ, деньки, речка, гвоздик.

*Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

*отвечают д/з

*выполняют орфографическую разминку

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

* Вопросы:

• Как в этих словах обозначается мягкость согласных?

• Что нужно помнить, глядя на такие сочетания, как: Ч(е)К, Щ(а)Н, РЩ(а)?

• Что можно сказать, глядя на сочетания ЗД, СТ, НТ в словах: гвоздик, зонтик, мостик?

• Найдите слово с сомнительной согласной в корне и проверьте.

• Какой раздел языка мы изучаем? (Фонетика)

• Что же изучает фонетика?

• Что такое алфавит, или азбука?

• Сколько букв в русском алфавите? (33 буквы)

• Сколько гласных букв в русском языке?(10) А звуков?(6)

- Представьте, что вы зовёте своих товарищей, отставших в лесу, имена их вы произносите громко, растягивая гласные звуки: “Яна! Егор!” И ещё раз: “Яна! Егор!” Какие звуки вы слышите? (В начале первого имени отчётливо слышится (jа), в начале второго – (jэ). Эти сочетания звуков обозначаются буквами я, е.

Буквы ю, ё тоже могут обозначать сочетания двух звуков – (й) и гласного.

- Что у нас получилось? Каких звуков нет? (Нет звуков (ю), (я), (е), (ё). Вы уже, наверное, догадались, что будет предметом нашего исследования? (Двойная роль букв е, е, ю, я.) Кто может сформулировать тему урока?

* Отвечают на вопросы



Нет звуков (ю), (я), (е), (ё)).

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

- Итак, тема нашего урока – двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. (запись в тетрадь)

- Какие задачи поставим перед собой на урок, чем будем заниматься? (учащиеся предлагают задачи урока, учитель записывает на доске все версии). В конце урока мы выясним, достигли ли мы поставленных перед собой целей.

Зачем букве два звука?

“Среди многочисленных согласных звуков русского языка выделяется один, и отличается он тем, что не имеет своего определенного обозначения, своей буквы. Иногда его обозначают буквой Й, но чаще всего он скрывается под другими буквами. Что же это за звук такой хитрый? Есть он во многих словах, например, в словах подъезд, семья, гайка, шью, объявление, ель, яблоко, юнга, еж и многих других”.

Прочитайте слова и протяните наши звуки? Что вы слышите? О каком звуке идет речь?

Ну конечно, о звуке [j]. “Этот звук есть во многих европейских языках: в немецком, английском, французском, чешском, польском, – но в этих языках он всегда обозначается самостоятельной буквой. А в русском языке отдельной буквы для него нет. Как же его находить?”

Предлагает ознакомиться с информацией на стр. 14 § 6.

Постройте таблицу, которая будет отражать все правила.

*Рассуждают, высказывают предположения

1.Повторить изученное на предыдущем уроке;

2.научиться «видеть» двойную роль букв Е, Ё, Ю, Я;

3.доказать, что в некоторых позициях эти буквы обозначают два звука;

4.продолжить формировать навык транскрибирования;

5. развивать грамотность устной и письменной речи;

6. уметь оценивать себя;

7. работать в паре, группе;

8. применять логические операции (учить анализировать и сравнивать);

9. воспитывать интерес к предмету.

*читают информацию в учебнике

*заполняют таблицу

ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

Физкультминутка

Если произнесу слова, где буквы е, ё, ю, я смягчают согласные, то вы приседаете, если произнесу слова, где буквы е, ё, ю, я дают 2 звука, то вы вытягиваете руки вверх.

Яблоко, Настя, ёжик, море, книга, ель, ягода, реки, пена, юла, люди, рябина, клён.

Предлагает выполнить упр.26 (устно), 27 (2 письменно)

Из орфографического словаря выпишите, в которых буквы е,ё,ю,я обозначают: а) два звука: в начале слова, после гласных, после разделительных ъ и ь знаков; б) после согласных.

*выполняют задание, комментируют

РЕФЛЕКСИЯ

* Над какой темой сегодня работали? Что узнали нового? Какие выводы сделали? Продолжим предложения:

1.Сегодня я узнал… 2. Теперь я могу… 3. Я научился…

4. Мне было трудно… 5. Своей работой…

*Дают ответы на вопросы


*Анализируют работу на уроке через самооценку

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

*комментирует выполнение домашнего задания:

Упр 29, 775 с.274 (списать текст, затранскрибировать буквы е, ё, ю, я), правило на стр. 14

*Записывают дз

Урок =6=

Тема: БУКВЫ Е, Ё, Ю, Я

Тип: Урок рефлексия

Задачи: Определять звуковое значении букв Е, Ё, Ю, Я в разных фонетических позициях. Уметь объяснять, почему для 6 гласных звуков в русском языке есть 10 букв. Учиться различать звуки и буквы. Знать порядок фонетического разбора – от звука к букве. Уметь производить частичный и полный разбор конкретных слов с использованием детальной фонетической транскрипции

ЦЕЛИ

обучающие: Отработка первичных умений и навыков учащихся.

Умение различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука.

развивающие: развивать умения анализировать, обобщать, строить аналогии, делать выводы, развивать внимание;

воспитательные: развивать коммуникативные способности во время работы на уроке, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения

Планируемые результаты

Предметные: закрепить умение выявлять условия передачи одного и двух звуков буквами е, ё, ю, я; производить фонетический разбор слова.


Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования фонетического состава слова.

Личностные: формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы.



ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

мотивация к деятельности

*Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Прочитать слово, потом произнести звуки в обратном порядке, чтобы получить:

Из слова лен - цифру

Из слова лей - название дерева

Из слова люк - большой мешок

Из слова ток - домашнее животное

Из слова шей - просьбу есть что-нибудь

Из слова куб - связку, охапку чего-нибудь

Из слова лед - материал для крыши

*Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

*отвечают д/з

*выполняют фонетическую разминку

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

* Вопросы:

• Какой раздел языка мы изучаем? (Фонетика)

• Что же изучает фонетика?

*расскажите правило о правописании букв е, ё, ю, я

*Давайте проверим, как вы усвоили это правило.

На экране - стихотворение Рубцова, созданное по мотивам картины Левитана «Вечерний звон.

Сначала прочтем это стихотворение.

В глаза бревенчатым лачугам

Глядит алеющая мгла,

Над колокольчиковым лугом

Собор звонит в колокола4!

Звон заокольный и окольный,

У окон, около колонн, –

Я слышу звон и колокольный,

И колокольчиковый звон.

И колокольцем каждым в душу

Для новых радостей и сил

Твои луга звонят не глуше

Колоколов твоей Руси…

- Каким настроением проникнуто стихотворение?

- Чем оно созвучно картине Левитана?

- Какая новая тема раскрывается в стихотворении?

* Отвечают на вопросы




*читают выразительно стихотворение














*рассуждают


Тема Родины

ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

Найдите в тексте стихотворения слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук и два звука. Запишите эти слова, указывая над буквами их звуковое оформление.

Материал для проверки

Бревенчатым [бр' иЭв'эн'ч' иЭ тым], алеющая [ал'э й'у щ’иЭ й'а], радостей [радас’т' иЭй' ], зво[н' а]т, нЭ] глуш], тво[ й'э]й.

У кого были ошибки в определении звуков? Как их предупредить в будущем?


* Продолжаем нашу работу. Составить и записать транскрипцию следующих пар слов.

Сел - съел, полёт - польет, краснеть – краснея - краснеющий, воля - (нет) приволья, Мария - Марья - Маруся.

*выполняют задание, комментируют

РЕФЛЕКСИЯ

* Какую задачу мы с вами ставили на этом уроке? Оцените степень выполнения этой задачи и свою работу на этом уроке. Что нужно закрепить дома?

Я благодарю всех вас, ребята, за работу на уроке.

- Кто из вас оценивает свою работу на уроке на «отлично»? - На «хорошо»?

- Кто не очень доволен собой и постарается дома поработать над темой сегодняшнего урока?

Объявление оценок за урок.

*Дают ответы на вопросы


*Анализируют работу на уроке через самооценку

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

*комментирует выполнение домашнего задания:

Упр.33.

ЗСП-3 (повторить 1,2, подготовиться к с/р)

*Записывают дз






Уроки =7 - 8=

Тема: Фонетический разбор слова

Тип: Урок «открытия» нового знания

Задачи: познакомить с порядком фонетического разбора слова; учить выполнять фонетический разбор слова (устный и  письменный)

ЦЕЛИ

обучающие: формирование у учащихся умений проводить фонетический анализ слова; закрепление навыков работы с фонетической характеристикой звуков речи; формирование умений транскрибирования слова; обогащение словаря учащихся за счет введения новых слов

развивающие: развитие речи, памяти, внимания, мышления; развитие у учащихся познавательного интереса; совершенствование умений различать твёрдые/мягкие, глухие/звонкие согласные звуки, ударные/безударные гласные звуки; совершенствование умений различать буквы алфавита и звуки речи; развитие умений самостоятельной работы.

воспитательные: воспитание чувства уважения к языку; пробуждение интереса к родному языку, грамотному обращению с языковым материалом; воспитание аккуратности в работе.

Планируемые результаты

Предметные:

знать порядок фонетического разбора слова; выполнять фонетический разбор слова (устный и письменный)

Метапредметные:

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, овладение различными видами речевой деятельности, формирование умения выражать свои мыслив соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, контроль, саморегуляция, поиск путей решения проблемы;

Познавательные: формирование устойчивой учебно – познавательной мотивации к предмету; формирование умения составлять алгоритм действий и работать по нему; выработка умения анализировать, сравнивать, устанавливать связи.

Личностные:

стремиться к личностному самоопределению


ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

*Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Прочитать слово, потом произнести звуки в обратном порядке, чтобы получить:

Лингвистическая разминка.

— Прочитайте вслух предложение и подсчитайте, сколько в нём звуков [ц]: Лисицын собирается трудиться в детском ателье (четыре)4.

Какие ещё особенности произношения слов есть в этом предложении?

*Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

*отвечают д/з

*выполняют лингвистическую и синтаксическую разминку

МОТИВАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

*с/р по ЗСП-1,2.

*фонетический разбор слова разъединяет1

Предлагает прочитать тему урока, сформулировать учебную задачу.

*выполняют с/р, фонетический разбор слова

* Называют тему урока: «Фонетический разбор слова».  Формулируют учебную 

задачу:  учиться  выполнять  фонетический  разбор  слова  (устный  и  письменный).

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Знакомство с порядком фонетического разбора слова (с.16). Повторение сведений о гласных и согласных звуках с использованием таблиц, составленных в словаре-справочнике, а также материалов учебника (с.299).

Анализ образцов устного и письменного разбора слова ежик (с. 17). Сопоставление устного и письменного разбора, запоминание порядка разбора, актуализация проведения фонетического разбора (сопоставление буквенного и звукового состава помогает найти орфограммы в слове и проверить их перед записью).

* выполнить фонетический разбор слов: ель, акция, баловаться.

* Читают порядок фонетического разбора.  В парах проговаривают алгоритм 

его выполнения.

• Знакомятся с устным и письменным фонетическим разбором слова.  Обращают внимание, что устный разбор подробнее письменного.  В письменном 

разборе подводится итог в виде количественного соотношения букв и звуков

ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

*предлагает записать объяснительный диктант: Стоял жаркий июльский день. Косыми жаркими лучами солнце жгло сухую землю. Густая пыль поднималась по дороге и наполняла воздух. Облака объединялись в большую тучу. Прогремел дальний гром.

*Произвести фонетический разбор слова ГУСТАЯ

*разгадать ребусы (слайд 1)

*задание (слайд 2)


*выполняют задание, комментируют, проводят фонетический разбор

РЕФЛЕКСИЯ

* Какую задачу мы с вами ставили на этом уроке? Оцените степень выполнения этой задачи и свою работу на этом уроке. Что нужно закрепить дома?

Я благодарю всех вас, ребята, за работу на уроке.

- Кто из вас оценивает свою работу на уроке на «отлично»? - На «хорошо»?

- Кто не очень доволен собой и постарается дома поработать над темой сегодняшнего урока?

Объявление оценок за урок.

*Дают ответы на вопросы


*Анализируют работу на уроке через самооценку

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

*комментирует выполнение домашнего задания:

I. упр. 37 (по вариантам)

II. Тест №2-3 (по вариантам)

*Записывают дз











Урок =9=

Тема: Что такое текст

Тип: Р.Р. Урок общеметодической направленности.

Задачи: Знать основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, формальная связанность, относительная законченность высказывания). Уметь отличать текст от предложения и от простого набора предложений, не связанных по смыслу и формально.

ЦЕЛИ

обучающие: познакомить учащихся с основным понятием «текст»; сообщить о важнейших признаках текста;

развивающие: научить анализировать структуру текста, обобщать полученные сведения на примере, формировать умения составлять текст на заданную тему;

воспитательные:  воспитывать доброе отношение к природе и родному языку.

Планируемые результаты

Предметные:

научиться выявлять композиционные и языковые признаки текста.

Метапредметные:

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность)

Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Познавательные: : объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры и содержания текста.

Личностные:

формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

*Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Лингвистическая разминка.

Выпишите пары одинаково произносимых слов. Гриб, рот, плод, род, молод, плот, везти, молот, вести, рад.

Сделайте фонетический разбор слов смешные, яркость.

Охарактеризуйте звуки: [л], [э], [ж].

Составьте с этими словами словосочетания. Обозначьте в них орфограммы. Какое слово лишнее?

Составьте с парой слов стихотворение. Можно придумать свою пару слов.

*Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

*отвечают д/з

*выполняют лингвистическую и синтаксическую разминку

*зачитывают стихотворения

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

*что представляют собой ваши стихотворения?

* Через поляны, через душистый сосновый бор и весёлые берёзовые1 перелески вьётся1 лесная тропинка. Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой тропинке. Гуляя по лесу, мы слышим и видим, как живут звери и птицы, растут деревья и меняются времена года4. Много чудес раскрыла перед нами любимая тропинка.

Что у нас получилось? (текст) А что такое текст?

Предлагает прочитать тему урока, сформулировать учебную задачу.

* отвечают на вопросы

*выполняют задания

*Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически



Упражнение 38. Читаем. Что является текстом? Почему?

Записываем признаки текста.

  1. Есть заглавие (можно ли озаглавить текст про тропинку? И что отражается в этом заглавии? Тема)

  2. Тема

  3. Предложения связаны грамматически.

  4. Идея (основная мысль)

Найдите в тексте про тропинку главную мысль (Много чудес раскрыла перед нами любимая тропинка).

  1. Части текста: вступление (начало), основная часть, заключение (конец текста).

  2. Единство стиля.

Тема текста – то, о чем говорится в тексте. Часто отражена в его заголовке.

Задание: определить тему текста упр. 38 (кот).


* *выполняют задания, отвечают на вопросы, обсуждают в группах

РЕФЛЕКСИЯ

* Какую задачу мы с вами ставили на этом уроке? Оцените степень выполнения этой задачи и свою работу на этом уроке. Что нужно закрепить дома?

Я благодарю всех вас, ребята, за работу на уроке.

- Кто из вас оценивает свою работу на уроке на «отлично»? - На «хорошо»?

- Кто не очень доволен собой и постарается дома поработать над темой сегодняшнего урока?

Объявление оценок за урок.

*Дают ответы на вопросы


*Анализируют работу на уроке через самооценку

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

*комментирует выполнение домашнего задания:

I. упр.42

*Записывают дз

Через поляны, через душистый сосновый бор и весёлые берёзовые перелески вьётся лесная тропинка.

Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой тропинке

Гуляя по лесу, мы слышим и видим, как живут звери и птицы, растут деревья и меняются времена года.

Много чудес раскрыла перед нами любимая тропинка.

Через поляны, через душистый сосновый бор и весёлые берёзовые перелески вьётся лесная тропинка.

Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой тропинке

Гуляя по лесу, мы слышим и видим, как живут звери и птицы, растут деревья и меняются времена года.

Много чудес раскрыла перед нами любимая тропинка.










Уроки =10=

Тема: Тема текста. Основная мысль текста

Тип: Р.Р. Урок общеметодической направленности.

Задачи: Знать основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, формальная связанность, относительная законченность высказывания). Уметь отличать текст от предложения и от простого набора предложений, не связанных по смыслу и формально. формировать умение определять тему, основную мысль текста и находить в тексте предложения, в которых она выражена

ЦЕЛИ

обучающие: продолжать формировать знания о теме и основной мысли текста, о способах её выражения;

•  учить определять тему и основную мысль текста;

развивающие: развивать умение связного устного высказывания, логическое мышление, мотивацию к обучению, писать сочинение повествовательного характера на заданную тему; учить правильно отвечать на контрольные вопросы, выполнять контрольные задания

воспитательные:  способствовать формированию эстетического отношения к языку, стремлению к речевому самосовершенствованию.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать о теме и основной мысли текста, о способах её выражения;

• определять тему и основную мысль текста;

• находить в тексте предложения, в которых выражена основная мысль; редактировать предлагаемую заметку повествовательного характера с точки зрения выражения в ней основной мысли;

• писать сочинение повествовательного характера 

на заданную тему;

• правильно отвечать на контрольные вопросы, выполнять контрольные задания

Метапредметные:

Коммуникативные: оценивать чужую письменную речь;

• высказывать и обосновывать свою точку зрения

Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала на заданную тему; создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения, свободно, правильно излагая свои мысли;

Личностные:

осознавать и определять (называть) свои эмоции; стремиться к речевому самосовершенствованию; формировать достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании письменного сочинения;

проявлять  интерес  к  созданию  собственных  текстов

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

*Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Лингвистическая разминка.

Неизменяемые буквосочетания оро/оло («Сложные правила русского языка», Сычева Н., стр. 10)


*Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

*отвечают д/з

*выполняют лингвистическую

Проверка домашнего задания. Актуализация темы урока.

Беседа с классом:

Представляют ли предложения из домашнего задания текст? Почему?

Какими признаками характеризуется текст?

Запишите число, классная работа, тема урока. Какие задачи мы должны перед собой поставить?

* отвечают на вопросы

*умение определять тему, основную мысль текста и находить в тексте предложения, в которых она выражена

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Упр. 44, 45, 46, 47 (устно);

Упр 48 письменно

* выполняют задания, отвечают на вопросы, обсуждают в группах

РЕФЛЕКСИЯ

* Какую задачу мы с вами ставили на этом уроке? Оцените степень выполнения этой задачи и свою работу на этом уроке. Что нужно закрепить дома?

Я благодарю всех вас, ребята, за работу на уроке.

- Кто из вас оценивает свою работу на уроке на «отлично»? - На «хорошо»?

- Кто не очень доволен собой и постарается дома поработать над темой сегодняшнего урока?

Объявление оценок за урок.

*Дают ответы на вопросы


*Анализируют работу на уроке через самооценку

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

*комментирует выполнение домашнего задания:

I. упр.50

*Записывают дз