СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспекты уроков по литературному чтению во 2 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспекты уроков по литературному чтению во 2 классе 

Стихотворение С. Есенина «Поет зима аукает».

Басня Крылова «Ворона и лисица».

Просмотр содержимого документа
«Конспекты уроков по литературному чтению во 2 классе»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»












Контрольная работа

по учебному предмету «Методика обучения литературе (специальная)»

студентки 3 курса 372 группы

направления 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

Профиль подготовки «Логопедия»

факультета психолого–педагогического и специального образования

Колесниковой Анастасии Витальевны





















Саратов 2023

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе

Тема: Стихотворение С. Есенина «Поет зима аукает».

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: знакомство со стихотворением С. Есенина «Поёт зима – аукает».

Задачи:

Образовательные:

– работать над навыком выразительного чтения стихотворения, учить видеть художественные приёмы; учить чувствовать красоту и музыку поэтического слова.

Коррекционно–развивающие:

– обогатить словарный запас школьников, уточнить значения слов, предупредить аграмматизмы и недостатки произношения; Развивать эстетическое восприятие и творческое воображение;

Воспитательные:

– воспитывать чувство прекрасного, умение работать в группе, любовь к родной природе, интерес к живописи, музыке;

– воспитывать самостоятельную творческую активность.

Оборудование: портрет поэта, запись звуков зимней природы, презентация, картины И. Шишкина, карточки с заданиями, снежинки разных размеров.

Ход урока:

I.Организационный этап

– Прозвенел звонок для нас!

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.


– Если услышите, что звучит колокольчик, садятся девочки, если музыкальный молоточек–садятся мальчики.

– Сегодня у нас необычный урок. Мы побываем в гостях у знаменитого русского поэта, откроем для себя некоторые секреты создания стихотворений и откроем для себя чарующий мир зимней природы.

– А сейчас закройте глаза и послушайте звуки природы.

Звучит запись звуков природы (вьюга, метель и хруст снега в лесу).

– Какое время года вам представляется?

II. Проверка ранее изученного материала

– Многие русские писатели, поэты и художники любили зиму и великолепно о ней писали. Скажите, с авторами каких произведений мы знакомились на прошлых уроках?

III. Проверка домашнего задания

IV. Мотивация учебной деятельности учащихся

– Рассмотрите картину русского художника И. Шишкина «Сосны, освещенные солнцем».

– Какие чувства у вас возникли?

– Что вы себе представили?

– Рассмотрите следующую картину «Зима».

– Поделитесь своими чувствами.

– В чём различие картин?

(ответы детей)

– Да, ребята, зима – удивительное время года, она бывает разной: радостной, веселой, торжественной, величавой, холодной, неуютной. Зима – это, наверное, то время года, которое никого не может оставить равнодушным. Многие русские поэты восхищались необычайной красотой русской зимы в своих произведениях. Зимнюю природу изображают по–разному. Композиторы «рисуют» её с помощью звуков. Художники это делают с помощью красок, а писатели и поэты — с помощью слов. Зимняя природа побуждает людей творить. Она привлекает и манит.

V. Постановка цели и задач урока

– Сегодня мы познакомимся еще с одним стихотворением, которое посвящено этому удивительному времени года – зиме.

– В учебнике прочитайте название стихотворения.


VI. Объяснение нового материала


1. Биография писателя

– Поэт Сергей Александрович Есенин и его стихи известны каждому русскому человеку. Он родился в 1895 году и умер в 1925 году. Он вырос в крестьянской семье в селе Константиново. Раскинулось село на зеленом холмистом берегу реки Оки под Рязанью. Вольным было детство поэта. Жил в семье деда и целые дни проводил на природе: ходил в ночное (пас лошадей ночью), косил, встречал и провожал солнце. Читать научился в 5 лет. Закончил 4 класса в сельском училище, затем церковно – учительскую школу. Первое стихотворение написал «Берёза». Для детей Есенин практически не писал, хотя и составил специальный сборник стихотворений «Зарянка». С раннего детства он любовался красотой русской природы, слушал народные песни и сказки. В доме поэта часто звучали народные песни, прекрасно пели его родители.


2. Первичное чтение

– Сейчас я вам прочту стихотворение С.Есенина «Поет зима – аукает...», А для того, чтобы слушать стихотворение, нужна тишина. Повернись в правую сторону, скажи [ш], затем в левую сторону, скажи [с]. А теперь быстро произнеси [с] – [ш].

– Приготовьтесь меня внимательно слушать. Когда слушаете, подумайте, что оно напоминает.

– Понравилось ли вам стихотворение?

3. Словарная работа (на доске)

– В стихотворении встретятся слова, значение которых сейчас уточним.

Прочитайте про себя и подчеркните слова, которые вам непонятны.

• Аукает – перекликается

• Сосняк – сосновый лес

• Стозвоном – звон 100 сосен (автор.)

• Ковром шелковым – мягким ковром

• Сиротливые – без родителей

• Озябли – сильно замерзли

• Ставни – дощатые створки для прикрытия стекол

• Вихри – порывистые круговые движения ветра

• Пташки – маленькие птички.


4. Логопедическая гимнастика

  1. Надувать обе щеки одновременно.

  2. Попеременно надувать правую и левую щеки, перегоняя воздух из одной щеки в другую.

  3. Втягивать щеки в ротовую полость между зубами, губы вытянуть вперед

  4. Попеременно надувать и втягивать щеки.

  5. «Зайчик»: зубы сомкнуты, верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

5. Анализ произведения. Чтение хором (комментированное чтение)

1 строфа:

Поет зима — аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

 Седые облака.

– В каком лесу оказался поэт?  (в сосновом, мохнатом) 
– Мохнатый сосновый лес. Он звенит на морозе. Деревьев много и поэт нашёл удивительное слово «стозвон».

– Какое слово использует поэт, показывая лес? (мохнатый) 
– Что значит это слово? (засыпан пушистым снегом, снега в лесу очень много)

– Кто хозяйничает в лесу? Кто о лесе так позаботился? (зима)

– С кем автор сравнивает зиму? (с человеком)

– Какие слова помогают оживить зиму? (поёт, аукает)

Такой поэтический прием, когда предметы неживой природы изображаются как живые существа называется олицетворением.

– Кого олицетворяет зима? (заботливую мать)

– Какая она? Рисуем образ зимы (мягкая, добрая, немного грустная)

– Откуда видно, что автор грустит? (с тоской глубокою)

– О чём тоскуют облака? (уплывают в страну далёкую)

– Какие они? (седые)

– Что значит «седые облака»? (белые)

Такой оборот речи, когда слова и выражения употребляются в переносном значении, называется метафора.

– С каким чувством будем читать 1 часть? (с чувством грусти)


  2 строфа:

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.


– Кто главный герой? (метелица)

– Чем необычен образ метелицы? (ковром шелковым стелется)

– Как понимаете это выражение? Оно в прямом значении или в переносном?

– Как называется такой приём в литературе, где слова употребляются не в прямом, а в переносном значении? (метафора)

– Какая зима во 2–й части? (красивая, но холодная)

– А по отношению к воробышкам? (равнодушная)

– Какое чувство вызывают у автора воробышки? (жалеет их)

– Какие слова нашёл, чтобы показать жалость? (как детки сиротливые)

– Такой приём называется сравнение.

– С каким чувством будем читать 2–ю часть? (с чувством жалости)


Физкультминутка

«Снежинки»

Мы снежинки, мы пушинки,

(И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе, наклон головы вправо, влево.)

Покружиться мы не прочь.

(Поворот на 360 градусов.)

Мы снежинки–балеринки,

(Наклоны туловища вправо, влево.)

Мы танцуем день и ночь.

(Приставной шаг вправо и влево.)

Мы деревья побелили,

(Подъем на носочки с подниманием рук, возврат в и.п.)

Землю бархатом укрыли

(Приседание с разведением рук.)

И от стужи сберегли.

(Возврат в и.п. с разведением рук в стороны и вниз.)

6. Выборочное чтение

– Прочитайте строки о метелице и воробышках.

– Как вы считаете, какая зима описана в стихотворении – суровая или мягкая?

– Что важнее для создания картины суровой и холодной зимы – написать о метели, холодной вьюге или о воробышках?

– Важно и то и другое, но без описания воробышков мы не поймем, насколько холодно.

– А как надо помогать птицам зимой?

– Что мы для этого с вами сделали?

VII. Закрепление изученного материала

– Возьмите конверты. Посмотрите, на карточках напечатаны слова. Из этих слов вам надо собрать пословицу и объяснить ее значение. Чья пара справится, поднимите руку!

1. Птицам зимой не страшен холод, а страшен голод.

2. Чем крепче зима, тем скорее весна.

3. Готовь зимой телегу, а летом сани.


Перед вами стихотворение «Поёт зима, аукает, но с пропусками. Постарайтесь их заполнить.

(Дети получают карточки со стихотворением и работают самостоятельно)


Поет зима – аукает,
Мохнатый лес ________
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
_____________облака.
А по двору метелица
Ковром ___________стелется,
 Но больно холодна.

Воробышки игривые,
Как детки____________,
Прижались у окна.


– Проверим, что у вас получилось. (Заслушивается несколько ответов, а затем сверка с образцом)

– Легко ли быть поэтом?

VIII. Рефлексия учебной деятельности


Ребята посмотрите, что изображено на доске? (снежная горка)

– У вас на столах лежат снежинки разных размеров. Если вам на уроке было интересно и познавательно, то возьмите самую большую снежинку и прикрепите ее на самый верх снежной горы. Если вы не совсем довольны своей работай на уроке, но в целом вам понравилось, то прикрепите на горку снежинку средней по размеру. А если вам урок не понравился, вам было скучно и непонятно, то возьмите самую маленькую снежинку и прикрепите её у низа нашей горки. Посмотрим, что получилось!

IX. Подведение итогов урока

Со стихотворением какого поэта мы сегодня познакоми­лись?

–Какое стихотворение прочитали?

– Что такое метафора?

– Олицетворение?

– Что на уроке у вас хорошо получается?

– Над чем ещё надо поработать?

X. Домашнее задание

– Выучить стихотворение и нарисовать иллюстрацию к нему.



Конспект урока по литературному чтению во 2 классе

Тема: Басня Крылова «Ворона и лисица».

Тип урока:

Цель: учить видеть и чувствовать за строками художественного произведения глубокий смысл басни.

Задачи:

Образовательные:

– познакомить с басней Крылова «Ворона и Лисица», учить выражать свои мысли посредством выразительного чтения; учить находить мораль басни; связать данную басню с баснями Крылова на музыкальную тему.

Коррекционно–развивающие:

– развивать навыки правильного чтения, работать над умением выразительно читать художественное произведение, расширять кругозор.

Воспитательные:

– воспитывать интерес к чтению басен Крылова, желание быть непохожими на персонажей басни, воспитывать стремление быть лучше.

Оборудование: портрет И.А.Крылова, грамзапись басни, музыка к басне, иллюстрации: «Ворона», «Лисица», словарные слова, «крылатые выражения», выставка книг И.А.Крылова, ИКТ.

Ход урока:

1. Организационный этап

– На доске светит яркое солнышко, оно смотрит на вас и протягивает свои лучики к вашим щечкам. Улыбнитесь ему в ответ, и вам сразу станет теплее и веселее! А теперь представьте себе, что ваши ладошки – это маленькое зеркальце, посмотрите в него, улыбнитесь себе – вы видите, какие вы симпатичные и умные!

– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и ваше настроение на уроке будет бодрым и приподнятым, вам захочется узнавать новое, ведь это так интересно!

– Начать урок я хочу словами А.С.Пушкина: «Крылов превзошел всех известных баснописцев».

II. Проверка ранее изученного материала

– Сегодня на уроке будем работать над басней И.А.Крылова. А как она называется, вы должны догадаться сами. Но сначала давайте вспомним басни, с которыми мы уже познакомились.

III. Этап проверки домашнего задания

–Что было задано на дом?

чтение басни учащимися (3  чел.);

– Какие строчки басни стали крылатым выражением?

( Пословица из басни Крылова «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться») объясните, как вы их понимаете?     

– В ком же лучше найти недостатки: в себе или в других?

( В других легче найти недостатки. Себя человек всегда считает хорошим)

– Что (какой порок) И.А. Крылов высмеивает в этой басне?

– Прежде чем перейти к изучению новой темы, проведем речевую разминку.

Чистоговорки

Са – са – са на траве лежит роса.

Дети встряхивают кистями рук.

Су – су – су – в лесу видели лису

Приставляют раскрытую ладонь к глазам.

Си– си – си – в пруду живут караси.

Прижимают ладонидруг к другу и качают ими вправо и влево.

Ся – ся – ся –мы поймали карася

Поднимают и опускают сложенные ладони


IV. Этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения.

1)Артикуляционная разминка.

Упражнения: «Дудочка», «Щетка», « Шар», «Часы».

2) Выразительное чтение скороговорок.

«Проворонила ворона вороненка».

«Лиса, лисонька, лиса. Всему лесу ты краса».

– Расскажите о повадках этих животных. Где они живут?

– Ворона живет рядом с человеком. Не отличается красотой, голосом.

– Лиса живет в лесах. Это хищное животное.

V. Постановка цели и задач урока

– Как вы думаете, какую басню мы будем читать на уроке?

– Правильно, сегодня на уроке мы познакомимся с басней И.А.Крылова « Ворона и Лисица».

VI. Объяснение нового материала

1) Биография И.А.Крылова.

– Большим мастерством отличаются басни Крылова. Эти басни приходят к нам в детстве, а запоминаются на всю жизнь. Детство Крылова было тяжелое. Образование он получил скудное, но с детских лет в нем жила жажда знаний. Он много читал. Крылов был одаренным человеком: знал языки, в 50 лет овладел языком, был музыкантом, играл на скрипке (к стороне его таланта вернемся позднее на уроке). Но главным его делом было писать басни. Всего Крылов написал более 200 басен, объединенных им в 9 книг.

2) Повторим понятия о басне и о морали.

Басня – небольшое стихотворное произведение, часто в басне содержится насмешка над дурным и глупым поступком. В басне есть мораль.

Мораль – нравственные нормы поведения, отношения с людьми, общественная оценка – осуждение или одобрение. В басне рассказывается о животных , а подразумеваются поступки людей: ложь, грубость, злость, лень, жадность, лесть, глупость.

3) Этап первого восприятия.

Первичное знакомство с басней. Прослушивание басни. (Грамзапись.)

– Вы прослушайте и ответьте на вопрос. Какими на первый взгляд показались вам персонажи басни?

– Понравилась вам басня?
– Какая же история приключилась с Вороной?

– Какие чувства вызвало у вас это произведение?

Д. Поразила хитрость и беспринципность Лисы и глупость Вороны. Стало немного жаль Ворону, ведь Лисица её обманула.

 Физкультминутка от Вороны.

Вот под елочкой зеленой (Встали.)
Скачут весело вороны: (Прыгаем.)
Кар–кар–кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)
Целый день они кричали, (Повороты туловища влево–вправо.)
Спать ребятам не давали: (Наклоны туловища влево–вправо.)
Кар–кар–кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)
Только к ночи умолкают (Машут руками как крыльями.)
И все вместе засыпают: (Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)
Кар–кар–кар! (Тихо.) (Хлопки над головой в ладоши.)

4) Словарная работа

– Какие слова вам встретились впервые?

– Прочитайте самостоятельно басню и отметьте эти слова.

Лесть – лицемерное, угодливое восхваление;

Льстец – льстивый человек;

Гнусный – внушающий отвращение, омерзительный;

Взгромоздиться – взобраться с усилием на что – то высокое;

Пленил – привлек внимание, привели в восторг;

Вещуньина (голова) – от слова вещунья – предсказательница.
Зоб – у птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища.

5) Анализ произведения

–Какими словами автор характеризует Ворону?

–Какими словами автор характеризует Лисицу?

– Найдите слова, в которых автор предугадывает события?

Плутовка обманщица на ту беду

–Как лиса задумала получить сыр?

–Зачитайте, какими словами Лиса хвалит Ворону? (Голубушка как хороша…….какая шейка, глазки…)

–Правда ли Ворона такая красивая птица?

–Правда ли Ворона хорошо поет?

–Значит, Лиса обманывает, приукрашивает достоинства Вороны. Она льстит.

Лесть – угодливое восхваление, лицемерие.

Дыхательная гимнастика.

1. И.п. (исходное положение) — о.с. (основная стойка). Выполняем вдох и одновременно поднимаем плечи, делаем выдох — опускаем плечи.
2. «Труба». И.п. — ноги вместе, руки перед собой — имитируем игру на трубе. Делаем вдох и, подражая нажиманию на клавиши, выдыхаем, произнося «ту–ту–ту».
3. «Дровосек». И.п. — ноги врозь. Делаем вдох, поднимая руки над головой (пальцы сцеплены). Наклоняемся вперед, опуская руки между ногами (имитируя разрубание дров), и с выдохом произносим «б–а–а–ах!».
4. «С горки вниз». И.п. — ноги врозь. Подняться на носки, руки вверх, вдох. Присесть, резко опустив руки вперед вниз, выдохнуть, произнося «у–у–у–ух!».


VII. Закрепление изученного материала

–Прочитайте выразительно, как Лиса восхваляет Ворону.

–Зачитайте, что случилось с Вороной?

–Итак, Ворона поверила, поддалась на лесть, не выдержала, каркнула.

–Вывод. Что осуждает Крылов в басне? (Глупость, доверчивость, обман, лесть.)

– Чему учит автор? (Не верить, не поддаваться на лесть, самому не льстить.)

– А теперь найдите и зачитайте мораль басни. ( «Уж сколько раз твердили миру…..».)

– Кого подразумевает Крылов, рассказывая нам о Вороне и Лисице?

Ворона – этим словом называют людей рассеянных, глупых, доверчивых, поддающихся на похвалу.

Лисица – изображает человека, который хочет добиться цели, во что бы то ни стало, чтобы войти в доверие.

Показан человек хитрый, ловкий, угодливый.

–Что осуждает Крылов?


VIII. Подведение итогов

Закончите предложения:
«Сегодня я узнал ….»
«Было интересно ….»
«Урок дал мне для жизни…..»

– Вспомните вопрос, который вы задали себе в начале урока.

– Какой порок человека высмеивает И.А. Крылов?

– Что высмеивают, обличают басни Крылова?

– В чем сила басен И.А. Крылова?


IX. Этап объяснения домашнего задания.

Задание по выбору учащихся:

чтение басни по ролям;

инсценировка басни;

выучить басню наизусть

создание иллюстрации к басне





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!