СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект фронтального занятия с обучающимися 1 класса на тему: Звук и буква З

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Логопедическое занятие  по формированию ритмико-мелодико-интонационной базы языка у обучающихся 1 класса с системным недоразвитием речи

Просмотр содержимого документа
«Конспект фронтального занятия с обучающимися 1 класса на тему: Звук и буква З»

Тема: Звук и буква З.

Цель: Формирование ритмико-мелодико-интонационной базы языка

Задачи:

коррекционно-образовательные:

  • закрепить символ звука «З»;

  • учить четкому произношению звука в слогах, словах, предложениях;

  • учить плавному слиянию звуков в слоги;

  • закреплять навык звуко-буквенного анализа и синтеза; 

  • активизировать словарь по теме "Зима";

  • закреплять умение подбирать слова - признаки и действия к словам;

  • подбирать ритмы слов к слоговым схемам;

коррекционно-развивающие:

  • развивать психические процессы: внимание, память, мышление;

  • развивать ритмико-интонационную выразительность речи;

  • развивать ко­ординацию речи с движением;

  • развивать умение плавно и длительно выдыхать;

  • Развивать общую и мелкую моторику;

  • Развивать подвижность артикуляционного аппарата.

коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать познавательный интерес;

  • формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности;

  • воспитывать любовь к природе.



Оборудование: мультимедийное оборудование для демонстрации презентации  занятия, карта с окнами № 2, символы звуков, символы ритмов, зеркала, наборное полотно, буквы, фишки для составления звуковых схем, фонограмма мелодии Новиковой-Иванцовой, бумажные снежинки, предметные картинки, магнитная доска.









Ход занятия

1. Организационный момент.

- Ребята, сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости. Они хотят посмотреть чему научились ребята 1-б класса.

Начнем занятие мы с правила, которое вы хорошо знаете.


Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Громко, четко говорим,

Никогда мы не спешим!


Я знаю, что вы можете и любите отгадывать загадки.

Снег пушистый стелется,

Улица бела,

И метет метелица.

К нам пришла …….

Зима (картинка).



Без рук, без ног, а рисовать умеет. 

(Мороз)

- Какой 1-ый звук в слове Зима?

- А какой последний звук в слове МОРОЗ?


2. Сообщение темы занятия

3. Дыхательные упражнения

- Представим, что мы с вами в волшебном, сказочно красивом зимнем лесу

(Слайд 2 )


Я предлагаю закрыть глаза и понаблюдать как тихо-тихо идет снег. Красивые снежинки, сверкая в воздухе, медленно опускаются на землю, деревья, на ваши раскрытые ладошки. Полюбуемся этой красотой.

(Дети сидят за партами с закрытыми глазами, логопед раскладывает на парты перед обучающимися бумажные снежинки).

-Теперь можно открывать глаза, мы возвращаемся на занятие.

Посмотрите, сколько к нам залетело снежинок. Сейчас мы эту комнату превратим в заснеженный лес.

 

а) « Снежинки»

Возьмите снежинку, положите ее на раскрытую ладошку и подуйте. Затем возьмите следующую снежинку и сделайте тоже самое. Губы округлить и слегка вытянуть вперёд. Старайтесь не надувать щеки.

(Упражнение повторить 3-4 раза)

- Вдохнём свежий морозный воздух.

б) Поочерёдное втягивание воздуха то через правую, то через левую ноздрю. Выдох через рот. (Упражнение повторить 4-5 раз)


в) «Погреем ручки».

Сделать глубокий вдох носом. Округлить губы и с силой выдохнуть воздух ртом. Должна ощущаться теплая воздушная струя. (Повторить 3-4 раза)

4. Артикуляционная гимнастика

- Погреем губы, они тоже замерзли.

а) «Улыбка» - «Трубочка»

б) «Горка»

Слепим снеговика. Покатили снежный ком влево, затем вправо, опять влево и вправо. Снежный ком увеличивается и становится все больше и тверже.

в) При закрытом рте упирать напряженный кончик языка то в левую, то в правую щеку. (Повторить 6-8 раз)

Отлично! Молодцы!

5. Работа по теме

 Артикуляция звука «З».

Язычок широкий ниже,

Кончик к нижним зубкам ближе!

И со звонким ветерком

Звонко «З-З-З» произнесем.



- Получается песенка Комарика.







Закрепление символа звука [З] (Рисунок 2)



Указательным жестом обучающийся проходит звуковые дорожки с длительной фонацией звука [З].

Плавное слияние звуков в слоги с опорой на символы

Комарику стало скучно и решил он полететь к Ане.

(Символ звука А)

- Какая песенка у них получится? (Рисунок 3)









Указательным жестом обучающийся проходит звуковую дорожку с длительной фонацией звуков [З] и [А].

Какая совместная песенка у них получится?

З——›А

Затем Комарик полетел к Оле (Символ звука [О]).

(Рисунок 4)









Какая совместная песенка у них получится?

З——›О

Затем он решил поплавать на кораблике (Символ звука [У])

(Рисунок 5)









Какая у них совместная песенка получится?

З——›У

И, наконец, Комарик полетел к Мишке (Символ звука [Ы])

(Рисунок 6)









З——›Ы

Соотнесение символа звука [З] с буквой.

Составление слогов ЗА, ЗО, ЗУ, ЗЫ из букв .

Чтение и пение слогов ЗА, ЗО, ЗУ, ЗЫ под фонограмму с движениями рук. (Слайды 3- 6)



Развитие фонематического восприятия.

Игра «Услышь звук [з]»

Ловите снежинки, если услышите звук [З]:



- среди звуков (с, з, л, а, с, з, з, с, ш, х, з);

-среди слогов (са, за, ос, шо, зы, аз, су, уз);

-среди слов (санки, зима, Зина, шуба, коза, стул, зонтик).



Назовите картинки

Роза, ваза, зубы, лоза, таз, снежинка, замок.

- Подумайте и скажите, в названии какой картинки нет звука [З]?

Определение места звука [З] (начало, середина, конец) в названиях остальных картинок .



Пальчиковая гимнастика.



На двери висит замок.

Кто открыть его бы мог?

Потянули,

Покрутили,

Постучали

И открыли.


Звуко-буквенный анализ

-Ребята, есть много слов со звуком З. (Слайд 7)


Есть буква З в зонте, земле,

В зеленке, в зеркале, зерне.

Есть буква З в старинном замке,

В веселом шумном зоопарке,

В холодной сказочной зиме!

- Какие буквы кроме з есть в слове зима?

Составление слова из букв.

Составление звуковой схемы слова.

(Звуко-буквенный анализ слова)



Физминутка «Хлопья белые»

Хлопья белые летят . (Лёгкий бег на месте.)
Холоднее стало, (Приседания.)
Только, зимушка, ребят (Наклоны туловища влево-вправо.)
Ты не испугала. (Прыжки на месте.)
Нет! Нет! Ты не испугала.

Отработка ритмического рисунка слов с опорой на символы.


1-й ритм 2 слога с первым ударным - «громко» - «тихо» (Зайка).

2-й ритм 2 слога со вторым ударным «тихо» - «громко» (Коза).

(Рисунок 7)







зай-ка ко-за

Отработка слов I и II ритмов с опорой на символы

  • Дифференциация I и II ритмов с опорой на символы

  • Дифференциация ритмов со слухом.

(дети выслушивают цепочку, состоящую из двух ритмов и определяют, какой ритм был первым, а какой вторым)


Определение ритма слова ЗИМА

Определение ритмов слов:

Роза, ваза, зубы, лоза

Дифференциация ритмов III, IV, V с опорой на символы.

III ритм - 3 слога с первым ударным (Рисунок 8)

ку-ри-ца

IV ритм - 3 слога со вторым ударным, «тихо» - «громко»- «тихо»

(Рисунок 9)





со-ба-ка

V ритм - 3 слога с третьим ударным «тихо» - «тихо» - «громко»

(Рисунок 10)





ка-ка-дУ

  • Дифференциация ритмов со слухом.

(Дети выслушивают цепочку, состоящую из двух ритмов и определяют, что было первым, а что вторым)

  • Подбор картинок к ритмам III, IV, V (Слайды 8-11)

Фа-за-ны ме-ду-за ка-за-ки ми-мо-за

Закончить предложение.

Пахнет роза. Пахнут …

Идёт коза. Идут …

Красивая ваза. Красивые …

Новый таз. Новые …

Сильный мороз. Сильные …



Игра: «Сегодня и вчера?»

Я очень много знаю о снеге и о том, что с ним может происходить.

Я буду рассказывать, что происходит со снегом сейчас, а вы должны ответить так, как будто это происходило вчера.



- Сегодня снег блестит, а вчера…(блестел)

- Сегодня снег падает, а вчера…(падал)

- Сегодня снег сверкает, а вчера…(сверкало)

- Сегодня снег тает, а вчера…(таял)

-Сегодня снег валит, а вчера…(валил)

Сегодня снег блестит – произнесите вопросительно;

Сегодня снег падает – произнесите утвердительно;

Сегодня снег сверкает - произнесите удивительно;

Сегодня снег валит - произнесите радостно.

6. Итог занятия.

-О каком времени года сегодня разговаривали?

Какие звуки изучили?

Что вам больше всего понравилось?

Какие упражнения вам понравились?














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!