МОУ Николаевская сош.
Урок литературного чтения.
2 класс.
Б.В. Заходер
«Что красивей всего?».
Учитель начальных классов
Томкина Е.П.
2010 год.
Цели и задачи урока:
Познакомить с произведением Б.Заходера "Что красивей всего?"
Развивать читательскую способность, проникать в авторский замысел.
Вступать в диалог с автором .
Расширить представления детей об окружающем мире.
Показать связь художественной литературы с реальностью.
Прививать интерес к чтению детской литературы.
Воспитывать уважение к чужому мнению.
Оборудование: презентация, раздаточный материал, воздушные шарики.
Ход урока.
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята!
- Какое у вас настроение?
- У всех?
- Мне очень хотелось встретиться с вами. Садитесь. У меня для вас
сюрприз с секретом.
(Вносит шары, на некоторых из них буквы: А, А, Т, О, С, К, Р).
- Вот мой сюрприз… Мне хотелось бы, чтобы ваше настроение стало еще лучше. Эти шарики – мой подарок для вас.
А секрет заключается в следующем… На некоторых из шаров
написаны буквы. Попробуйте составить слово из этих букв. А чтобы
удобнее было выполнять задание, я на доске поместила шары с этими
буквами.
Составляют слово «красота».
- Правильно! Молодцы! Это слово «красота».
Шарики пока пусть украшают наш класс, создают для нас приятную
атмосферу.
2. Актуализация знаний.
- А сейчас, ребята, немного поразмышляем, что для нас красота.
Закройте глаза. ( Звучит спокойная музыка).
Что вы представляете, когда слышите слово «красота»?
Что вы считаете красивым?
(На фоне музыки ученики говорят о своих ассоциациях со словом «красота». Некоторые ответы записываются учителем на доске, а также своё мнение: мама, Родина).
- Ой, ребята, как много ответов я сейчас услышала, и все такие разные!..
Оказывается, нас окружает такая красота!..
Вы знаете, о чем я сейчас подумала?!
А что самое красивое из того, что вы назвали? Что красивее всего?
( Дети дают ответы и не могут определиться.)
- Да, трудно решить…
Сегодня на уроке мы попробуем ответить на этот вопрос – что красивей всего?
3. Работа над проблемой урока.
- Мы с вами приступаем к изучению следующего раздела нашего учебника, который называется «И в шутку , и всерьёз». А в этом разделе есть стихотворение с таким же названием. А автора его вы узнаете из следующих слов: «Смотрите сами: вот есть, например, детский писатель Борис Заходер!» (слайды 1-7)
- Знакомо ли вам имя Бориса Заходера?
- Да! Тогда расскажите о нём вкратце.
Информация для учителя:
Борис Владимирович Заходер родился 9 сентября 1918 года в Молдавии.Отец Бориса Заходера был человеком образованным, окончил юридический факультет Московского университета, работал юристконсулом. Он любил русскую литературу: Пушкина, Лермонтова, Бунина. Мать Заходера знала несколько языков: английский, немецкий, румынский, украинский. Она занималась техническими переводами. В Молдавии семья прожила недолго, переехали сначала в Одессу, затем в Москву. В Москве прошло детство писателя. Его очевидная одаренность проявилась рано. В детстве освоил немецкий язык. Как почти всякий ребенок из интеллигентной семьи, он получил домашнее музыкальное образование. Обладая прекрасной памятью, Борис запоминал и цитировал наизусть целые страницы текста, чем поражал своих сверстников. Борис рано заинтересовался литературой, придумывал сказки и загадки, рассказывал их товарищам, и те слушали его с интересом.
В 1935 году Заходер окончил школу, но окончательный выбор профессии был сделан не сразу. Сначала работал на заводе учеником токаря, учился в Московском авиационном институте, потом на биологическом факультете сперва Казанского, потом Московского университетов. Он писал стихи, и поэзия постепенно занимала все большее место в его жизни. Борис Владимирович поступает в Литературный институт имени М. Горького. Но вскоре началась советско-финская война. Борис Заходер с группой студентов-добровольцев в 1939 году уходит на финскую войну, а с марта и по 22 июня 1941 года он продолжает учебу в институте, пишет стихи, очерки. На Великую Отечественную войну Заходер тоже ушел добровольцем – в первые же дни.
Стихи, которые писал Борис Владимирович во время войны, печатались в военных газетах. Когда окончилась война он был уже старшим лейтенантом, в 1946 году вернулся в Москву. И уже через год с отличием окончил Литературный институт.
Творческая биография Бориса Владимировича складывалась нелегко, долгое время его не печатали. Как детский поэт Заходер дебютировал в журнале «Затейник» в 1947 году с веселым стихотворением «Морской бой».
Учитель. - Вы меня порадовали своими знаниями об этом удивительном человеке.
Ребята, прочитайте название стихотворения. (с.129 учебника)
( Дети читают).
Учитель: Почему возник этот вопрос?
Дети: Кто-то задал его.
Учитель: Вас удивил этот вопрос? Вы задумывались над ним когда-нибудь раньше?
Дети: Да. - Мы никогда не задумывались над ним.
Учитель: Я предлагаю вам послушать, как на этот вопрос ответил Б. Заходер. Но не просто послушать, а ещё и посмотреть, как этот ответ увидела я.
Чтение учителем стихотворения.(слайды)
Учитель: Понравилось вам это стихотворение? Вы заметили, что оно построено в форме вопросов и ответов? Кто с кем разговаривал?
А Б.Заходера удивил этот вопрос?
Дети: Да, "Да, вот так вопрос". ( Найдите строки, где это доказывается).
Учитель: А теперь прочтите это стихотворение сами и попробуйте ответить: смог автор дать ответ на вопрос?
( Дети читают произведение про себя).
Дети: Нет. Он решил спросить "обитателей нашей планеты"
Учитель: Кто обитатели нашей планеты?
Дети: Люди, деревья, травы, цветы...
Учитель: Что ответили деревья, травы, звери, рыбы, птицы?
Автор пишет, что совы "откликнулись". Это значит, они ответили из темноты.
Орёл "процедил" - это значит его не слышно, он высоко.
(Дети зачитывают).
Учитель: Помогли ли обитатели нашей планеты ответить на вопрос?
Дети: Они помогли Б.Заходеру, но ответы у всех разные.
Учитель: А почему у всех такие разные ответы? Могли все ответить одинаково?
Дети: Ответить нельзя одинаково.
Учитель: Почему? С чем это связано?
Дети: У них разная среда обитания. (Живут в разных местах.)
Учитель: Какой можно сделать вывод?
Дети: Нам кажется, что это трудный вопрос, мы не можем на него ответить.
Учитель: А кто вам помог сделать такой вывод?
Дети: Борис Заходер.
Учитель: Найдите строки и прочитайте, как об этом написал автор.
(Дети читают последнюю строфу, делают вывод.)
4.Физминутка.(слайды 20-32)
5. Выразительное чтение детьми.
Учитель: Для чего это стихотворение написал Б. Заходер?
Учитель: Вы не знали "что красивей всего?"
Дети: Раньше мы не задумывались над этим вопросом.
6. Связь литературы с реальной жизнью.
Учитель: А теперь вернёмся к началу нашего урока. На вопрос : что такое «красота»? - вы дали разные ответы. И герои Б.Заходера тоже ответили по-разному. Напомните мне, с чем это связано, от чего это зависит?
А если спросят нас жители других планет: «Что красивей всего для вас?»,- что вы им ответите?
Дети: Наша планета Земля.
А если вас спросит президент Америки: «Какая страна самая красивая?»
Дети: Наша страна – Россия. (слайд 33)
А если спросит вас губернатор Ульяновской области С.И.Морозов: «Какое место в нашей области самое красивое?»,- что вы ему ответите?
Дети: Наша родная Николаевка . (слайд 34)
А теперь самый трудный вопрос : кто самый дорогой и самый красивый человек для вас на нашей планете?
Дети: Мама! (слайд 35)
7. Итог урока.
А вот теперь подведём итог нашей удивительной беседе.
- Кто из авторов задал нам такой трудный вопрос?
- Могут ли все жители нашей планеты одинаково на него ответить?
- А можно ли заменить одним словом все ответы?
- С этого вопроса начнём мы следующий урок. А дома вы подготовите выразительное чтение стихотворения Б.Заходера.
- Спасибо вам за урок. А я отвечу на этот вопрос так: вы самые красивые дети нашей школы.
8. Рефлексия.
У меня прекрасное настроение. А у вас?