СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока информатики в 10 классе на тему: Информатика и информация

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока информатики в 10 классе на тему: Информатика и информация. По программе Полякова К.Ю.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока информатики в 10 классе на тему: Информатика и информация»

Класс 10 а, углубленный курс

Номер урока: 2

Тема урока: Информатика и информация. Что можно делать с информацией?

Тип урока: урок «открытия» нового знания (ОНЗ).

Цель урока: (формулировка для учителя) показать учащимся важность освоения курса информатики, определить место понятия «информация» в курсе изучаемого предмета, дать сравнительные характеристики понятиям «знания» и «информация», четко сформулировать отличия декларативных и процедурных знаний, выделить основные свойства информации и описать её роль в человеческом обществе, рассмотреть примеры обработки информации в технических устройствах, дать характеристику информационным процессам «передачи», «обработки», «хранения» информации.

Планируемый результат: (для учащихся) понять и уметь применять на бытовом уровне понятие «информация», сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире; владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;

Основные задачи:

  • Воспитательная: учить аргументировано отстаивать свое мнение, знать и стремиться выполнять правила работы в группе, умение выслушать одноклассника и сделать логически правильные выводы, следующие из полученной информации. (развиваются регулятивные УУД, личностные УУД, коммуникативные УУД);

  • Развивающая: продолжается пополнение словарного и научного запаса слов учащихся, к знакомым словам добавляются новые значения, вводятся новые понятия. Развиваются культура речи, логическое мышление путем совместной и самостоятельной работы на уроке (регулятивные, коммуникативные и личностные УУД);

  • Обучающая: способствовать формированию базовых знаний об информации и ее роли в человеческом обществе; об отличии понятий «знания» и «информация», «декларативные» и «процедурные» знания; особенностях информационных процессов. Привить навык использовать в повседневной жизни различные свойства информации (формируются регулятивные, личностные, познавательные и коммуникативные УУД).

Материал к уроку:

  • Практическая работа 1, с сайта автора учебника;

  • Учебник §1-2, автор Поляков К.Ю.

ЦОР

  • презентация «Информация и информационные процессы», созданная средствами Microsoft Office PowerPoint;

  • текстовый редактор, для выполнения практической работы



Ход урока


Этап / подэтап учебного занятия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые электронные образовательные ресурсы

1











2

Мотивирование:

    1. Организационный момент — 1 мин.

Приветствует детей

Приветствуют учителя

Презентация, слайд 1

    1. Повторение ПТБ — 3 мин.

Ребята, назовите, пожалуйста, основные правила техники безопасности в компьютерном классе.

Называют ПТБ



Что было задано на дом?









Актуализация знаний и объяснение нового материала

Как вы думаете, давно ли появилась наука информатика?

Опишем словообразование «информатика»: информация+автоматика.

Выделим основные научные направления информатики: теоретическая информация, вычислительная техника, алгоритмизация и программирование, прикладная информатика, искусственный интеллект.

Приведите примеры вопросов, которые рассматривают данные направления

Сейчас можно утверждать, что эта наука находится в становлении и круг ее вопросов в будущем может измениться.

Но одно можно сказать точно – во всех сферах используется понятие «информация». С лат. «разъяснения», «сведения». Попробуем рассмотреть инф-ю с разных сторон и попытаться выявить ее свойства. Прежде всего информация нематериальна. Так же информация отражает разнообразие в современном мире. Зачем вообще нужна информация? Дело в том, что наше знание всегда в чем-то неполно, в нем есть неопределенность, а с получением информации эта неопределенность уменьшается.


Отвечают: Информатика стала самостоятельной наукой в 70-х годах ХХ столетия.









Вместе с учителем учащиеся приводят примеры основных направлений И



Записи в тетради:

Информация – любые сведения или данные об окружающем мире и о нас самих.





Записи в тетради:

При получении информации уменьшается неопределенность знания

слайд 2




слайд 3




слайд 4




слайд 5












Слово «информация » является общепринятым и используется в различных ситуациях, но для него нет единого строгого определения, его смысл мы можем объяснить на примерах и сравнить с другими понятиями.

Давайте вспомним, как мы получаем информацию



И вся получаемая информация может быть представлена в различных формах:

Обратим внимание, что одна и та же информация может быть представлена по-разному.









Скажите, опираясь на что человек принимает решения, определяет свое поведение и отношения с другими людьми?

Можно утверждать, что получив информацию, человек дополняет свои знания. Но всегда ли полученная информация увеличивает наши знания?



Существует семантическая теория информации, в которой количество полученных знаний зависит от того, какая доля информации уже известна получателю.



Когда человек может поделиться своими знаниями он говорит «Я знаю, что…» «Я знаю как…»

Чтобы знания сохранить и передать, их нужно выразить на каком либо языке. В научной литературе информацию зафиксированную в какой-то форме называют данными. Имеется ввиду так же что компьютер выполняет операции с данными, но не способен понимать их смысл.

Давайте вспомним основные свойства информации:

Конечно, информация не всегда обладает всеми этими свойствами

Например, полезность определяется для каждого в конкретной ситуации. Развитие глобальной сети во многом перевернуло наше представление о работе с информацией. Сейчас Интернет стал основным источником для поиска материалов. Однако, помните, что нужно относится к такой информации критично, так как никто не гарантирует её достоверность.








Отвечают:

С помощью органов чувств

Записи в тетрадь:

Виды информации:

1.Визуальная

2.Аудиальная

3. Вкусовая

4. Обонятельная

5. Тактильная

Формы представления информации:

1. Текстовая

2. Числовая

3. Графическая

4. Звуковая

5. Мультимедийная


Отвечают: на знания







Отвечают: изменение знаний при получении информации зависит от того, что человек знал до этого момента

В тетрадь

Знания

Декларативные — факты, законы, принципы. «Я знаю, что …»

Процедурные — алгоритмы решения задач. «Я знаю, как …»





Отвечают:

  • объективность
    (независимость от чьего-либо мнения);

  • понятность для получателя;

  • полезность
    (позволяет получателю решать свои задачи);

  • достоверность
    (получена из надёжного источника);

  • актуальность
    (значимость в данный момент);

  • полнота
    (достаточность для принятия решения).








слайд 6




слайд 7










Слайд 8







Слайд 9






Слайд 11







3

Сообщение новых знаний в режиме интеграции теории и практики

Как мы уже выяснили информация сама по себе нематериальна. Поэтому она может существовать только тогда, когда связана с носителем.

Изменения происходящие с инф называются инф процессами.

Их можно свести к двум основным: передача и обработка.

Для хранения инф используется носитель, но при этом изменений не происходит. Поэтому хранение не относят к процессам.

Более подробно рассмотрим процесс передачи инф.

При передаче всегда есть два объекта – источник и приемник. Между ними есть канал связи (звуковые волны, свет, комп.сеть, почтовая связь и др.)

По каналу связи инф поступает в виде сигналов. Последовательность сигналов называется сообщением



Обработка информации - это изменение ее формы или содержания.

Виды обработки:….

Для обработки информации человек использует в первую очередь свой мозг, компьютер же призван усилить возможности человека. Например, производить сложные вычисления.

Для хранения человек использует свою память, но многое с течением времени забывает. Поэтому для ее сохранения люди записывали инф на камне, папирусе, бересте, пергаменте, затем на бумаге.

В ХХ веке появились перфокарты, перфоленты, магнитные ленты и диски , оптические диски, флеш-память.

Записи в тетради:

Материальный носитель — это объект или среда, которые могут содержать информацию.

Информационные процессы — это изменение свойств носителя (= изменение информации).

  • передача информации
    (перенос на другой носитель)

  • обработка информации
    (изменение содержания)

Хранение информации?

(нет изменений носителя Þ не процесс)


Сигнал — это изменение свойств носителя, которое используется для передачи информации.

Сообщение — это последовательность сигналов (оболочка для информации).


Виды обработки инф:

    • создание новой информации

    • кодирование – изменение формы, запись в некоторой знаковой системе (в виде кода), шифрование

    • поиск

    • структурирование – выделение важных элементов в сообщениях и установление связей между ними

    • сортировка – расстановка элементов списка в заданном порядке


Слайд 13








Слайд 14








Слайд 15






Слайд 16



4

Включение в систему знаний повторения

Какие информационные процессы мы рассмотрели с вами? В чем их особенности?



5

Выполнение практической работы

Теперь давайте вспомним приемы обработки информации в среде текстового редактора

Выполняют практическую работу 1

Текстовый редактор

6

Домашнее задание



§1,2 читать

Подготовить сообщение на стр. 24




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!