Тема. "Число и цифра 7".
Цели урока: сформировать представление о числе 7 с опорой на числовой отрезок, способность к его записи с помощью графической модели и цифрой;
сформировать способность к сложению и вычитанию в пределах 7, к фиксированию движения по отрезку несколькими одновременно выполняемыми шагами;
повторить схематическую и знаковую форму записи чисел в пределах 7, сравнение групп предметов по количеству, запись результатов сравнения с помощью знаков "больше", "меньше", "равно".
Мыслительные операции необходимые на этапе проектирования: наблюдение, сравнение, аналогия.
Ход урока
I.Организационный момент.
Долгожданный дан звонок
-Начинается урок!
II Устный счёт.
1) Счёт в пределах 10 (прямой и обратный):
- Сосчитайте от 6 до 10; от 10 до 5.
- Назовите последующее число 8, 3. Как получить последующее число? На сколько предыдущее число меньше последующего?
- Назовите предыдущее число 6, 10. Как получить предыдущее число? На сколько последующее число больше предыдущего?
- Какое число стоит между 3 и 5, а между 8 и 10?
- Какое число стоит справа от 6? А слева от 10?
- Назовите "соседей" числа 6.
2) "Потерялось" число. Найдите его место в натуральном ряду чисел:
1 2 3 4 6 7 8 9 10
-Что вы можете сказать о числе 5?
-Как получить число 5? Придумайте разные варианты.
3) Математические задачи с экологической направленностью:
(ответы дети показывают с помощью числового "веера"/)
Почтальон Печкин по утрам всегда читает новости об охране природы из свежих газет. Утром он прочитал 2 статьи, днём ещё 2 статьи, а вечером - 1 статью. Сколько всего статей прочитал Печкин? ( 2+2+1=5)
Малыш и Карлсон хотели сделать 6 скворечников, а за один день сделали только 3 скворечника. Сколько скворечников им ещё осталось сделать? (6-3=3)
-Ребята, а как вы думаете, почему Колобок из одноимённой сказки убежал в лес от бабушки с дедушкой? (варианты ответов детей)
-Знаете, ребята, есть и ещё одна версия. Послушайте её:
Пока Колобок остужался на окошке, он услышал по радио передачу об охране окружающей среды. О том, что люди, отдыхая в лесу, часто нарушают правила бережного отношения к природе. И он решил на время убежать от дедушки с бабушкой в лес, чтобы навести порядок. Он уговорил Зайца, встретившего его первым на тропинке, помочь ему приготовить и развесить запрещающие знаки: "Свалка мусора запрещена!", "Жечь мусор запрещено!", "Птичьи гнёзда не трогать!", "Ручей не засорять!", "Берегите лес от пожаров!". Колобок поставил 3 знака и Зайчик тоже 3.
Сколько всего знаков поставили в лесу Колобок и Зайчонок? (3+3=6)
Когда Крокодил Гена и Чебурашка узнали, что деревья выделяют большое количество кислорода, необходимого для дыхания, а также для очистки воздуха от пыли и других загрязнений, они посадили возле своего дома деревья. Гена посадил 5 тополей, а Чебурашка - 2 клёна. Сколько всего деревьев посадили Гена с Чебурашкой? (5+2=7)
III. Сообщение темы урока.
-Давайте выполним задание на карточке с числовыми отрезками. Решите примеры, используя числовые отрезки.
(проблема!)
-Что случилось? В чём проблема? (мы не знаем, как обозначается цифра 7, и на числовом отрезке не хватает ещё одного отрезка )
-Какова цель нашего урока? (договориться, как будем обозначать число 7, изучить, из каких частей оно состоит).
-Значит, ТЕМА урока - … ("Число и цифра 7")
Физкультминутка:
IV. Работа по теме урока.
1. -Отгадайте загадку:
Братцев этих ровно семь.
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг за другом.
Попрощается последний -
Появляется передний. (дни недели)
- Назовите хором названия дней недели. (…)
- Покажите на числовом "веере" цифру обозначающую количество дней в неделе.
- Как получить число 7 ? (…)
- Можем ли мы записать число 7 с помощью точек? (…)
(На доске дети пишут число с помощью точек.)
2. Работа с учебником.
-Давайте посмотрим, как люди договорились записывать знак, обозначающий число 7. (на стр. 50 учебника)
- На что похожа цифра 7? (…)
-Рассмотрим образец написания цифры 7. (на стр. 50)
-Из скольких элементов состоит эта цифра?
Демонстрация написания цифры 7:
- Откуда надо начинать писать цифру 7? (чуть ниже середины верхней линии клетки)
- Поставлю точку в этом месте. Далее ведём вверх с небольшим плавным закруглением, делаем волнистую линию до правого верхнего угла и оттуда ведём прямую линию вниз до середины нижней линии клетки.
3. Работа в тетради (с. 13, внизу)
- Пропишите красиво три цифры 7 на клеточной строчке.
- Теперь вернёмся к нашему заданию на карточке, где возникло затруднение.
- Можем ли мы теперь записать результат? (да)
- Запишите.
- Можем ли мы проверить результат на числовом отрезке? (нет)
- Почему? (числовой отрезок оканчивается на 6)
- Что будем делать? (надо достроить ещё один единичный отрезок)
- Как будем достраивать числовой отрезок? (от числа 6 вправо проведём один единичный отрезок)
(/Ученик достраивает числовой отрезок на доске и подписывает цифру 7/.)
4. Определение состава числа 7 .
-![](https://fhd.multiurok.ru/f/e/a/fea8b10439a6b1162016bef73ad30c4773adb731/konspiekt-uroka-matiematiki-chislo-i-tsifra-7_2.png)
![](https://fhd.multiurok.ru/f/e/a/fea8b10439a6b1162016bef73ad30c4773adb731/konspiekt-uroka-matiematiki-chislo-i-tsifra-7_2.png)
Теперь, когда мы научились писать цифру 7, определим состав числа 7. А помогут нам в этом геометрические фигуры.
(на доске)
![](https://fhd.multiurok.ru/f/e/a/fea8b10439a6b1162016bef73ad30c4773adb731/konspiekt-uroka-matiematiki-chislo-i-tsifra-7_2.png)
![](https://fhd.multiurok.ru/f/e/a/fea8b10439a6b1162016bef73ad30c4773adb731/konspiekt-uroka-matiematiki-chislo-i-tsifra-7_2.png)
-Итак, как получить число 7?
-Справились мы с возникшим затруднением? (да)
-Что теперь будем делать? (тренироваться в использовании числа и цифры 7)
5. Первичное закрепление.
Красиво пропишите цифру 7 до конца клеточной строки.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
V. Закрепление изучаемого материала.
Работа по учебнику с. 50 – 51.
VI. Итог урока.
-Чему вы учились на этом уроке?
-Какие задания вам показались особенно интересными?
-Что запомнилось больше всего?
-С каким настроением вы заканчиваете этот урок?
-Вы все сегодня хорошо поработали, скажем друг другу - СПАСИБО.