Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа с. Котиково
Вяземского муниципального района Хабаровского края
Конспект урока по теме «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных». 5 класс
Работу выполнила И.М.Салиновская
учитель русского языка и литературы
2016
Конспект урока по теме «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных». 5 класс сл1
Цель: Создать условия для повторения закономерностей написания буквы ь после шипящих; формировать умения находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их.
Тип урока: урок-повторения.
Ход урока
1. Организационный момент.
– Начнём урок с добрых пожеланий друг другу. Возьмитесь за руки и повторяйте за мной: сл2
Я желаю тебе сегодня добра.
Ты желаешь мне сегодня добра.
Мы желаем друг другу добра.
Если тебе будет трудно, я тебе помогу!
2. Актуализация знаний, умений, навыков и известных способов действий.
Прогнозирование сл 3
Задание 1.
На доске записаны транскрипции слов. Прочитайте слова.
[ т, эн, ], [ мыш ], [ кон, ], [ й, эл, ], [ уж ], [ рож ], [ рол, ], [ карандаш ],
[ уч, ит, эл, ], [ д, ич, ], [ м, ач, ], [ п, эн, ]
- Распредели слова в два столбика по характерным признакам. Запиши их буквенной записью. (В тетрадях появляется запись)сл 4,
тень мыш.
конь уж
ель рож.
роль карандаш
учитель дич.
пень мяч
- По какому признаку разделили данные слова?
Прочитайте слова, которые записали в первый столбик, во второй.
Подтверждение своих знаний о правописании мягкого знака на конце имен существительных.
У. Что помогло вам успешно справиться с заданием?
(Помогло знание правила о мягком знаке.)
У. Что вы знаете о мягком знаке?
(Мягкий знак смягчает впереди стоящий согласный звук.)
У. Что вы можете сказать о словах второго столбика?
(Эти слова оканчиваются на шипящие звуки. Согласные звуки [ж], [ш] – всегда твердые, а звук [ч,] – всегда мягкий.)
Задание 2.
Давайте разделим слова второго столбика на 2 группы по характерным признакам
Постановка учебной задачи.
В тетрадях появляется запись. Сл5
мышь уж
рожь карандаш
дичь мяч
У. По какому признаку разделили эти слова?
(В первом столбике слова с мягким знаком, этосущж.р., а во втором - без мягкого знака, сущ. М.р..)
3. Постановка темы и цели урока.
- Подумайте и скажите, пожалуйста, какова тема урока? (Буква Ь после шипящих в конце существительных)сл 6
- Запишите в тетрадь число и тему урока.
- Что будет являться целью нашего урока? (Научиться правильно писать слова с буквой ь после шипящего в конце существительных).
Самооценивание №1
3. Обобщение и систематизация изученного.
- А теперь вспомните, что вы знаете о написании букв с ь после шипящих.
(ученики вспоминают, что ь знак пишется у сущ 3 скл и у глаголов)
1. Заполните таблицу. Слова, записанные на доске распределите по сл 7 колонкам. (Таблица выдается каждому ученику).
Ь пишется | Ь не пишется |
1. В существительных 3 склонения: Мышь, дичь, рожь. | 1. В существительных муж. рода: мяч, карандаш, камыш, ландыш, пейзаж. |
2. В глаголах: увлечь, терпишь, не зависишь, собираешь, беречь, бродишь, спешишь. | |
Сл 8
Проверка выполнения (ответы выводятся на экран), взаимопроверка, оценивание.№ 2
2. Самостоятельная работа. Работа по упр. 76.
Какие трудности вам встретились при выполнении данной работы?
Сл 9
Проверка выполнения (ответы выводятся на экран), взаимопроверка, оценивание. №3
Физминутка.
Самостоятельная работа.
Вставить пропущенную букву.
Учащиеся выбирают уровень самостоятельно. Сл 10.
I уровень – «3».
Глуш(?) (3 скл.), финиш(?) (2 скл ), мелоч(?) (3 скл.), из – за туч(?) (1 скл.), помощ(?) (3 скл.), жилищ(?) (1 скл.), молодёж(?) (3 скл.), манеж(?) (2 скл.).
II уровень – «4».
Реч (?), пахуч (?), луч (?), рощ (?), морж (?), блестящ (?), вещ (?), залеж (?), задач (?), роскош (?), проигрыш (?), клещ (?).
III уровень – «5»
Списать словосочетания, ставя, где надо, мягкий знак на конце, обозначая условия выбора.
Водится дич (?), прячется ёж (?), собирается молодёж (?), скребётся мыш (?), ползает уж (?), спрячеш (?) вещ (?), ландыш (?) пахуч (?), песок сыпуч (?), напиток шипуч (?), видиш (?) пейзаж (?), рисуеш (?) камыш (?).
I уровень – «3». Сл 11
Глушь (3 скл.), финиш (2 скл ), мелочь (3 скл.), из – за туч (1 скл.Р.п), помощь (3 скл.), жилищ (2 скл.Р.п), молодёжь (3 скл.), манеж (2 скл.).
II уровень – «4».
Речь, пахуч, луч, рощ, морж, блестящ, вещь, задач, роскошь, проигрыш, клещ.
III уровень – «5»
Водится дичь, прячется ёж, собирается молодёжь, скребётся мышь, ползает уж, спрячешь вещь, ландыш пахуч, песок сыпуч, напиток шипуч, видишь пейзаж, рисуешь камыш).
Проверка выполнения (ответы выводятся на экран), оценивание работы. № 4
Диагностическая карточка по вариантам.
- Сейчас вы будете работать с диагностической карточкой, подчеркивать слова с орфограммой: мягкий знак на конце после шипящих у имен существительных.
Как считаете, вы справитесь с этой работой?
(Да.)
Начертите в тетради вертикальный отрезок и отметьте на нем крестиком сверху, если вы считаете, что справитесь, посередине, если сомневаетесь, внизу, если не справитесь.
Учитель раздает карточки.
Диагностическая карточка | Диагностическая карточка |
Вариант 1 | Вариант 2 |
Подчеркни слова с орфограммой, которую изучили сегодня | Подчеркни слова с орфограммой, которую изучили сегодня |
Лень, ночь, ключ, конь, тетрадь, гараж, вещь, пять, камыш, беречь, москвич, день, шерсть, манеж, нож, мелочь. | Ткань, силач, окунь, мираж, мель, ткач, душ, калач, моль, печь, живопись, скрипач, испечь, гуашь, дичь, кисть. |
Сл12
Проверка выполнения (ответы выводятся на экран), оценивание работы. №5
У. Теперь рядом с первым отрезком начертите второй отрезок, отметьте на нем свои результаты.
У кого крестики совпали?
У кого нет? Почему?
(Учащиеся подчеркнули слова:
Вариант 1
ночь, ключ, гараж, вещь, камыш, москвич, манеж, нож, мелочь
Вариант 2
силач, мираж, ткач, калач, печь, скрипач, гуашь, дичь)
VII Итог урока.
У. Какую цель ставили вначале урока?
(Узнать, в каких случаях после шипящих пишется мягкий знак у имен существительных.)
У. Достигли мы цели на уроке?
(Да.)
-Сегодня мы повторили тему “Мягкий знак после шипящих”. Подведем итог при помощи сигнальных карточек, которые лежат у вас на столах. На мои вопросы вы поднимаете карточку с правильным ответом.
1. В словах какой части речи написание Ь после шипящих зависит от рода, числа, падежа? (СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ)
2.У существительных какого склонения Ь после шипящих никогда не пишется? (2скл)
3. У существительных какого склонения Ь после шипящих пишется? (3скл)
А теперь, подсчитайте набранные вами баллы и оцените свою работу.
5. Домашнее задание. (задание по выбору)
Составить словарный диктант из 15-20 слов с орфограммой “Ь после шипящих на конце слова”
Упр 77 по заданию