СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему « Понятие об имени существительном. Группы существительных по значению».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект урока русского языка поможет учителю -словеснику провести урок по теме "Имя существительное. Группы существительных по значению".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 6 классе на тему « Понятие об имени существительном. Группы существительных по значению».»

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему « Понятие об имени существительном. Группы существительных по значению».

Цель урока: уметь отличать имена существительные от слов других частей речи, а также распознавать имена существительные по значению

Задачи: 1) Научиться находить имена существительные среди слов других частей речи.

2) Уметь различать существительные четырех разных групп.

3) Понять значение слов милосердие, доброта, сострадание.

Оборудование: мультимедиа проектор, экран, карточки для учащихся.

Ход урока: На доске записан текст

Мы согреваем душу от души,

Когда кому-то горя очень много.

Быть может, это качество от бога

Длиною в человеческую жизнь.


Мы согреваем душу от души,

Глаза в глаза, как будто застывая,

Одну секунду только сострадая,

Ты лучшее, возможно, совершил.

  1. Ребята, слова какой части речи выделены в тексте? (имена существительные)

  2. Давайте сформулируем тему нашего сегодняшнего урока

  3. Слово учителя: Человека окружают предметы, их очень много, и они разные. Для названия предметов в языке есть специальные слова – существительные. Они употребляются чаще других частей речи: на каждые 100 слов в среднем приходится 40 существительных (глаголов – 26). Что же обозначает имя существительное? (Имя существительное обозначает предмет). Верно, имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на опросы кто? что?

Общее грамматическое значение существительного – это значение предмета. Предметом в грамматике называется всё то, о чём можно спросить: это кто? или это что?

4.Работа в тетрадях.

(Записать в тетрадях имена существительные, называющие предметы, находящиеся в кабинете).

Учитель. По значению имена существительные делятся на четыре группы: конкретные (называют конкретные предметы живой или неживой природы), вещественные (называют различные вещества), отвлеченные (называют явления, воспринимаемые мысленно), собирательные называют множество одинаковых предметов как одно целое).

5.Работа с таблицей

Конкретные

Отвлеченные

Вещественные

Собирательные

Улица

Нищий

Старик

Глаза

Губы

Лохмотья

Раны

Существо

Рука

Карманы

Кошелек

Часы

Платок

Брат

пальцы

Бедность

Помощь

подаяние

Мука

Сахар

пшено

Дети

Молодежь

студенчество



(На партах лежат тексты, работая с которыми, ребята выписывают слова в

разные колонки таблицы) И.С.Тургенев «Нищий»


Я проходил по улице... меня остановил нищий, дряхлый старик.

Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны... О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!

Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку. Он стонал, он мычал о помощи.

Я стал шарить у себя во всех карманах... Ни кошелька, ни часов, ни даже платка... Я ничего не взял с собою.

А нищий ждал... и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.

Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку...

— Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат.

Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись — и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.

— Что же, брат, — прошамкал он, — и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.

Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.

- Ребята, какие колонки мы с вами не заполнили, прочитав этот текст? Запишите по з слова в пустые колонки.

6. Работа с морфемным разбором слов доброта, милосердие, сострадание (Выполнить морфемный разбор данных слов) Подобрать к каждому из этих слов однокоренные, записать их, выделить корни.

- Ребята, а как вы понимаете значение этих слов?

7. Творческое задание.

Ребята, сейчас вам нужно составить и записать небольшой текст с использованием данных слов, а если текста не получится, тогда составьте и запишите по одному предложению с каждым словом (доброта, милосердие, сострадание)

8. Диктант. (Задание: записав диктант, надпишите над всеми существительными их группу)

Доброта – это положительное качество, которым должен обладать каждый человек на планете Земля. Добрый человек всегда окажет помощь тому, кто в ней нуждается. В голод люди делились последним куском хлеба. Люди сдают кровь, чтобы помочь больным в тяжёлую минуту; делятся кровом с оставшимися без жилья. Вот это настоящая доброта.

9. Итог.

Итак, что вы узнали на сегодняшнем уроке? (Имена существительные обозначают предметы, отвечают на вопросы кто? что? По значению делятся на группы: конкретные, вещественные, отвлеченные, собирательные. Отвлеченные существительные воспринимаются мысленно, их можно почувствовать.

10.Рефлексия

Ответьте устно на вопросы:

  1. Кто из ребят сегодня на уроке отвечал лучше всех?

  2. Сегодня я узнал, что…

  3. Мне было интересно задание…



11. Домашнее задание: Параграф 78 (учебник «Теория» В.В.Бабайцевой, Л.Д.Чесноковой), добавить в таблицу еще по 7 слов в каждую колонку.

Жила-была Муха-чистюха.

Всё время купалась Муха.

Купалась она в воскресень….

В отличном клубничном варень….

В понедельник – в вишневой наливк….

Во вторник – в томатной подливк….

В среду – в лимонном желе.

В четверг – в кисел… и смол….

В пятницу – в простокваш…,

В компот… и манной каш….

В субботу, помывшись в чернилах,

Сказала: «Я больше не в силах!

Ужасно, ужасно устала,

Но, кажется, чище не стала».

(Б. Заходер)