1. | Оргмомент. Цель: настроить обучающихся на предстоящее занятие. Время: 5 минут. | - Здравствуйте ребята, садитесь. - Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в страну русского языка. Но тему нашего занятия вы узнаете позже. - Скажите, много ли слов вы знаете? - А как вы думаете, это все слова, которые вы знаете? Или есть еще слова? - Совершенно верно. - А знаете ли вы, что означает каждое слово? - Давайте с вами подумаем, какой может быть тема нашего занятия. А для этого вы отгадаете загадки: 1. Любой он речи государь – Наш всезнающий … 2. Если непонятно слово, Если, как писать, не знаю, Нету выхода иного – Эту книгу открываю. Здесь все четко, все правдиво... Что за книга? Вот уж диво! Нет, не диво, даже встарь Был составлен тот... 3. По улице не ходит, в окно не глядит, никого не спрашивает, но всё знает. Кто его открывает, тот всё понимает. - Смотрите, какие ответы у нас получились? - Тогда какой теме у нас будет посвящено занятие? - Ребята, правильно. Я предлагаю вам совершить путешествие по словарям и узнать, какие бывают словари и как с ними работать. | Здороваются с учителем, настраиваются на дальнейшую деятельность. - Да, много. - Это не все слова, которые мы знаем. - Нет, не знаем. - Словарь. - Словарь. - На каждую загадку ответ – словарь. - Словарям. | ПУУД: выделение необходимой информации из прослушанного текста художественного стиля. ЛУУД: нравственная ориентация. ПУУД: анализ объектов. КУУД: построение речевого высказывания в устной форме. |
2. | Ход занятия. Цель: формирование представлений учащихся о видах словарей и правилах работы с ними. Время: 20 минут | - Итак, отправимся в путешествие. Для этого я предлагаю вам разделиться на группы. Каждой группе будет дано определенное задание. В течение урока вы его выполняете, а потом представляете свой результат. - Но сначала давайте вспомним, как работать со словарём? - Молодцы. Памятка работы со словарём есть у каждой группы, так что будьте внимательны, когда будете выполнять задание. - Итак, каждый словарь для вас приготовил определенное задание. Первой группе задание приготовил этимологический словарь. Как вы думаете, для чего нужен этот словарь? - Я Этимологический словарь. Позволяю узнать, где родилось слово и откуда пришло в русский язык. Этимология – это наука о происхождении слова, его первоначальном значении. - Вам задание следующее: найти в словаре, откуда пришло слово «дорога», «правда», «деревня», «урожай», «завод». Значения этих слов выписать на листок, а потом представить свой словарь. Пользуясь планом, расскажите о нем: - Вторая группа будет работать по наставлению словаря синонимов и антонимов. Напомните, что такое синонимы, а что такое антонимы? - Молодцы. Вам необходимо прочитать стихотворение и вставить на месте пропусков синонимы к слову «промежуток». Пользуемся словарём. После того, как выполните это задание, подберите к этому слову антонимы. Выпишите их на листочек. - А теперь, ребята, также, пользуясь планом, расскажите о своём словаре. - Третья группа: вам предстоит работа с фразеологическим словарём. Подумайте, для чего нужен фразеологический словарь и вообще, что же такое фразеологизмы? - Вам предстоит найти в словаре значения следующих фразеологизмов: бить баклуши, врать как сивый мерин, заморить червячка, как с гуся вода. После выполнения задания подготовьте рассказ о своём словаре. - Четвертая группа: вам предстоит работа со словообразовательным словарём. Для чего он нужен, вы подумаете самостоятельно, изучив его. - Найдите в словаре, как образованы слова «внутри», «звезда», «дорога». Выпишите исходные слова, а затем слова, которые от них образованы. - И, наконец, пятая группа. Вам предлагает задание словарь устаревших слов. Это не менее важный словарь, ребята. В этом вы убедитесь, как только откроете его. Расскажете нам позже о том, для чего нужен этот словарь. А сейчас выполните вот такое задание: найдите в словаре значения слов «бунт», «дворянин», «оковы», «саже́нь». Подготовьте рассказ по плану. - Пока вы работаете, я расскажу вам о толковом словаре Владимира Ивановича Даля. Я словарь – толковый, я объясняю значения слов. Впервые я появился на свет в XIII веке. Древние рукописи снабжались небольшими списками слов с толкованиями. В XVI-XVII веках создавались рукописные словари, которые назывались “Азбуковниками”, Алфавитами”, а позднее - “Лексиконами”. Впервые такое определение дал словарю Владимир Иванович Даль. Вы скажите: зачем объяснять значения многих слов, они ведь и так понятны. Но не торопитесь. Возьмём, например, слово идти. Как объяснить его значение? Правильно, идти – двигаться, перебирать ногами. Или слово дорога. А я с утра отправился в дальнюю дорогу. Пока шёл, родились такие строчки: Подумайте только, как много Значений у слова «дорога» Дорогой зовут автостраду, И тропку, бегущую рядом, И шлях, что лежит на равнине, И путь каравана в пустыне, И шаг альпиниста по круче К вершине, упрятанной тучах, И след корабля над волнами, И синие выси над нами… А что означает слово “язык. Составьте предложения, в которых бы слово “язык” имело разные значения. Я, толковый словарь, к вашим услугам! - А теперь давайте послушаем ваши выступления. | - Прочитай слово. Определи, на какую букву оно начинается. Найди в оглавлении на какой странице эта буква. ПОМНИ! Слова в словаре располагаются по алфавиту не только первой, но и второй, третьей, четвёртой букв. - Чтобы найти, откуда произошло слово. Выполняют задание. - Синонимы – слова, близкие по значению, а антонимы – слова, разные по значению. Работают в группе. Отвечают на вопрос. Работают в группе. Работают в группе. Слушают учителя. Работают в группе, выполняют задание. Слушают учителя и выполняют задание. Слушают учителя и выполняют задание. Слушают учителя. Выступают со своими сообщениями. | ПУУД: выделение необходимой информации из прослушанного текста. КУУД: построение речевого высказывания в устной форме. ЛУУД: нравственная ориентация учащихся. ПУУД: выделение необходимой информации из прослушанного текста. КУУД: построение речевого высказывания в устной форме. ПУУД: анализ объектов. КУУД: планирование сотрудничества с одноклассниками. КУУД: построение речевого высказывания в устной форме. ПУУД: выделение необходимой информации из прослушанного текста. ПУУД: анализ объектов. КУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. ЛУУД: нравственная ориентация. КУУД: построение речевого высказывания в устной форме. |